Володя

Мы строили на «точке» котельную. В «стройбате» были солдаты без навыков строительства и специализации. Начальник участка – офицер, приезжал один раз в неделю, давал ЦУ (ценные указания) и уезжал на другие объекты. Нужен был мастер, но работать и жить на «точке» из гражданских никто не хотел. Наконец, нам прислали молодого «специалиста» - выпускника техникума, которому надо было отработать положенные три года. Невысокий, худенький мальчишка интеллигентного вида, но не в очках, стал нашим непосредственным начальником. Мы его прозвали «дохликом», но вынуждены были «слушаться и повиноваться». Он к тому же оказался принципиальным и требовательным. Строго следил за качеством работы и выполнением нормы выработки, которые остались в строительстве еще со сталинских лагерей. Постоянный конфликт с сержантом, который был бригадиром, и угрозы со стороны солдат: «Володя, ты ходи да оглядывайся - за тобой ломик ходит. Володя, ты к стене близко не подходи, а то «нечаянно» кирпич упадет на голову», - его не сломили, он стоял на своем. Напряжение росло, и вот когда конфликт достиг своей высшей фазы, Володю призывают на службу в армию. Естественно в «стройбат» и естественно оставляют на «точке», но теперь уже не мастером, а рядовым солдатом. Забирают комнату, где он жил и переводят к нам в казарму. Идиотизм бюрократии для обывателя всегда был загадкой, но в данном случае он был просто непостижим. Ведь это тоже самое, что взять прокурора и посадить в камеру к подследственным. Радости у «подследственных» не было границ: «Сейчас мы тебя научим, как жить по закону». Первым к «экзекуции» приступил сержант. Он надел парадный мундир и после работы вывел  рядового на плац для строевой подготовки. Все было по уставу, если бы не одно но. Ведь после первого рабочего дня, Володя еле дошел до казармы и сразу упал на кровать. «Дохлик» работал наравне со всеми, то есть таскал кирпичи на носилках по трапу на 3-ий этаж. В пару ему бригадир-сержант поставил здоровенного парня, и носилки грузили под здоровяка. Володя, не привыкший к тяжелому физическому труду, к концу смены мог подняться только до второго этажа, на третий его поднимали пинками.

Так началась его служба и так же продолжалась каждый день. Сослуживцы не сочувствовали ему, а ко всем тяготам и лишениям армейской службы, добавляли отсебятину, то есть «дедовщину». Я тоже не испытывал жалости к «дохлику», но в отличие от других «стариков» не обижал его. Смотрел на происходящее и ждал, когда он сломается и начнет писать доносы. Но он стоически переносил свалившиеся на него испытания. Конечно, он понимал, что одного моего слова достаточно, чтобы все отстали от него, и он бы стал равным среди равных, поэтому он держался за меня, как утопающий за соломинку. Но имея силу воли, он не имел физической подготовки и отличного здоровья. Уже через две недели, лицо его пожелтело, а еще через неделю позеленело. Он перестал кушать, а потом упал прямо в строю. Я стоял  рядом и подхватил его.

- Что с тобой, Володя?
- У меня закружилась голова, сейчас пройдет.
Я держал его одной рукой и понимал, что это крайнее истощение и дальнейших испытаний он уже не выдержит.
- Почему ты не кушаешь?
- Мне не хочется.
- У тебя что-то болит.
- Нет.
- Тогда в чем же дело?
 
И тут Володя рассказал мне то, чего я не знал. Оказывается, по ночам «козлы» подымали его и заставляли стирать портянки. Первое что пришло мне в голову – набить им «морды», но сделать это, значит нарушить неписаный закон: за «молодого» не заступаться! Тогда я сказал: «Володя, ставь свою койку в мой кубрик». А «козлов» предупредил, кто разбудит меня ночью – расправа последует незамедлительно. Так Володя стал высыпаться, у него появился аппетит, изменился цвет лица. Он окреп физически, повеселел и уже стал равным среди равных.

Но тут ржавая бюрократическая система заскрипела и выдала новый пассаж. То ли «стукач» настучал, то ли бюрократы опомнились, но Володю срочно перевели в Астрахань, а оттуда приехал следователь. В кабинет вызывал каждого по отдельности. Меня допрашивал последнего: «Ну что, допрыгался? Развел «дедовщину». Только не говори, что ничего не знал, ты же здесь главный, без твоего ведома и муха в казарму не залетит. Теперь тебе не отвертеться. Дисбат я гарантирую, а может, и на большее потянешь. Пока не закончу следствие, посидишь на «губе».
Вызвал патруль и меня  прямо из кабинета отправили на гауптвахту. Такого поворота событий, я никак не ожидал. Оправдываться и доказывать свою невиновность, было бесполезно. Ведь «козлы», которые издевались по ночам над Володей, показали на меня и проходили как свидетели. Всю правду мог рассказать только Володя, но что с ним? И поверят ли ему?

С этими нелегкими мыслями я лежал на голом полу в камере, когда ко мне подселили (то ли случайно, то ли специально) парня «оттянувшего» полтора года в дисбате. С нарушенной психикой, заикающийся, худой как Володя с постоянно бегающим взглядом, он с опаской смотрел на меня, ожидая насилия. Я спросил его, как там? Он скороговоркой, как школьник вызубривший урок, стал рассказывать о «прелестях» работы в каменоломне.

Нормы выработки поразили даже меня: 21 тонну известняка в день, надо распилить двуручной пилой с таким же бедолагой как сам. Если с нормой не справишься, работать будешь после отбоя. И так весь срок, от звонка до звонка. Выходили оттуда, не только с нарушенной психикой, но и с подорванным здоровьем. А надо еще дослужить оставшийся срок в армии. Поэтому как не ряди, но лучше в тюрьму. А чтобы получить срок от трех лет, надо брать на себя «вины» побольше. Вот я и задумался, что же взять на себя еще, кроме «дедовщины».

И вот когда я приготовился к собственному оговору  меня освободили, а следователь сказал: «Как же ты запугал  мальчишку, что он на коленях умолял отца, чтобы тот тебя не трогал. Дело закрыли  по его просьбе, но ты не расслабляйся, я тебя все равно достану». Я вернулся в роту, а «козлы» торжествовали: «Ну что, схлопотал добродетель? Узнал  как заступаться за «молодых», скажи нам спасибо, это мы подписали бумаги, что ты не издевался над ним».

Служба вошла в свою колею, о Володе никто не вспоминал, да и я забыл о нем. Но «Дамоклов меч» наказания висел надо мной. Я не просто служил, а «ходил по лезвию бритвы» - неверный шаг и новой возможности больше не будет. Но я не оступился и прошел отведенный мне путь до конца.

Огласили приказ о демобилизации. Первыми на дембель пошли «заслуженные», хотя служили все вместе и лямку тянули одинаково. За ними отправились «козлы», а обо мне словно забыли. Я обратился в штаб с напоминанием о приказе министра обороны. Там мне ответили: это не про тебя, домой тебе еще рано, а будешь служить столько, сколько мы решим. Я понял, что угрозы следователя, не были страшилкой и наказание, по какой-то причине, просто отсрочили. Теперь меня будут провоцировать каждый день, а когда я сорвусь, посадят на «законном» основании.
 Срок демобилизации закончился, в роту пришли новобранцы, а я все служил. Наконец, в день моего рождения приехал «особист» и повез меня в Астрахань. По пути я у него спросил:
- Куда едем?
- В тюрьму, она давно по тебе плачет. – С ухмылкой ответил майор.

В Астрахани сдал меня командиру части. Подполковник только принял наш «батальон» и лично со мной знаком не был, но был наслышан обо мне, поэтому спросил: «Это  тот САМЫЙ? Я то думал, какой-то громила, а этого я одним ногтем раздавлю». Майор в ответ только усмехнулся. Подполковник посадил меня в машину и отвез в роту, для дальнейшего прохождения службы. Там перед строем солдат он зачитал приказ и выдал мне письменный наряд, согласно которому я должен выкопать 50 кубов земли и залить 50 кубов бетона. Срок выполнения работ не был указан, поэтому он добавил: «Когда все сделаешь, начальник участка подпишет наряд, тогда и поедешь домой». Он прекрасно знал, что работы там на 2 месяца, а за это время можно будет найти "нарушения" устава внутренней службы и наказать соответственно, чтобы не было повадно другим.
 Я пришел на строительный участок. Там три сотни новобранцев сидели под присмотром сержанта. Начальника участка не было. И судя по лицам солдат у них тоже не было никакого желания работать. Уличная «шпана», которую призвали в «стройбат», чтобы воспитать их в духе коммунизма и научить работать киркой и лопатой,жила еще "гражданкой". Я спросил у сержанта: «Как начальник участка и можно ли с ним договориться».

- «Зверь», принципиальный, париться тебе придется по полной программе. Скидки не даст, хоть ты и «дед».
Но тут к бытовке подъехала машина.
- А вот и он, пойду, узнаю фронт работы для этих «шалопаев», заодно доложу и про тебя.

Сержант пошел, а я последовал за ним в уме обыгрывая встречу со «зверем». Ждать пришлось минут пять. Наконец дверь открылась: первым вышел сержант, за ним, опустив голову, шел худенький солдат, а я все смотрел на дверь, ожидая, когда же выйдет «зверь». Но когда сержант с солдатом подошли ко мне, и солдат поднял голову, я невольно произнес: «Володя». В ответ услышал радостное: «Слава». Мы так и застыли друг перед другом, внезапно вернувшись на полгода назад. Каждый думал о своем: вспоминая такие «далекие» и необратимые события. Теперь, увидев его радостное лицо и излучающие тепло глаза, я окончательно убедился в том, что не мог он оговорить меня. Он же увидев меня, вспомнил тяжелые испытания, которые внезапно свалились на него, и единственное плечо товарища, на которое он смог опереться. Знал ли он о том, что свалилось на меня, после его отъезда в Астрахань. Наверное узнал в самый последний момент и посчитал себя виновным, иначе не стоял бы на коленях перед отцом и не умолял его забрать заявление. Мы так и стояли друг перед другом, не обнявшись, наконец, он спросил: «Слушай, что ты тут делаешь, ты же давно должен быть на «дембеле». Я часто вспоминал тебя и думал, что ты уже дома».

- Володя, я расскажу тебе все подробно, но потом, а сейчас мне нужен начальник участка.
- Так я и есть начальник участка.
- Как ты? Рядовой и такой начальник.
- Все очень просто: начальник участка – это моя должность, а звание лейтенанта я получу через полгода. Что у тебя ко мне?
Я показал ему наряд и объяснил ситуацию.
- Нет проблем, – спокойно сказал Володя. Зашел в бытовку поставил печать и подпись, потом протянул мне бумагу.
- Езжай домой. Тебя там уже заждались.
Все произошло как в сказке, но я не спешил радоваться, а Володе сказал: «Не все так просто. Меня хотят упрятать в тюрьму и обложили конкретно, так что давай все делать по закону, а то и тебя подведу».
- Да не бойся ты, кто меня тронет? Мой папа управляющий Трестом. Они все под ним ходят.
- Нет, Володя, пока я не увижу сделанную работу - не уйду отсюда.
- Хорошо,пока полежи на диванчике, а я все организую. Вон три сотни «молодых» притомились.
- Нет, давай мне лопату и покажи откуда начинать, сержант пусть не приказывает, а спросит, кто добровольно поможет «деду».

Но вчерашняя «братва» не бросилась помогать «деду», у них были свои авторитеты и жили они по собственным понятиям, которые в корне отличались от общепринятой морали. Тогда Володя объявил:
- Это вам не гражданка, это армия, здесь никто вас не будет уговаривать. В армии только приказывают и строго спрашивают за исполнением приказа. Поэтому слушайте мой приказ: вы должны вырыть траншею под фундамент дома. Норма выработки 6 кубов на человека за смену. Кто не справится, будет работать во вторую смену. Выполнять приказ!

«Братва» хоть и медленно, но двинулась к траншее. И уже через полчаса было видно, что моя норма будет скоро выполнена, тогда Володя забрал два десятка солдат на бетономешалку. Через час положенные мне 50 кубов земли были вырыты. А еще через полчаса залиты бетоном. Я поблагодарил Володю, взял подписанный наряд и отправился в роту, докладывать о проделанной работе. Но как только меня увидел подполковник, то «ласково» сказал: «Ты опять прохлаждаешься. Забыл, что у тебя наряд на работу, или тебе приказ не приказ?».
- Никак нет, товарищ подполковник. Ваш приказ выполнен, вот!

Подал ему подписанный наряд с печатью и увидел быстро меняющееся выражение лица: сначала оно приняло дурковато-веселый вид, потом полного недоумения, потом растерянности и наконец, оно побагровело. И он свирепо закричал: «Сгною! Растопчу! Сровняю с землей! Выведу всех на чистую воду!».
- Садись в машину, поедем, посмотрим на твою работу.

Мы приехали на участок, он сразу пошел в бытовку к Володе. Когда они вышли, Володя показал выполненную «мною» работу. Но подполковник на этом не остановился, он построил солдат, встал рядом со мной и ласковым голосом "запел": «Сынки, этот негодяй заставлял вас работать? Не бойтесь, говорите, как было, он вас уже не тронет, я упрячу его в тюрьму надолго». Наступила тревожная тишина, «сынки» молчали, опустив глаза. Он стал бегать перед ними всматриваться в лица, пытаясь найти «слабака». Время остановилось, я стоял перед строем из трехсот солдат-  новобранцев и думал, хоть один, но сломается, закивает головой, а потом под диктовку напишет рапорт, как «дед» заставлял его работать. Наконец подполковник, нашел того кого искал. Вывел из строя молодого «дохлика» чем-то напоминающего мне Володю в первые дни службы и, обняв за плечи, подвел ко мне.

- Ну, смотри на него, сынок, не бойся, это он заставлял тебя работать?
«Сынок» сбросил с плеч руку подполковника, посмотрел мне в глаза и громко произнес: «Нет, меня никто не заставлял, он сам работал!». Гул одобрения окончательно разрядил обстановку: солдаты улыбались и радовались за своего товарища, и только подполковник кричал: «Скоты, я научу вас родину любить, будите у меня землю не только копать, но и жрать!». Сел в машину и уехал.

Я опять остался в неведении. Но, подошел Володя и сказал: «Стой здесь, я позвоню папе». Минут через 15 подъехал "уазик", открылась дверь, и «особист» скомандовал: садись. Я сел в машину и спросил: «Что, опять в тюрьму?» Майор молчал. Мы подъехали к штабу, он завел меня в кабинет и, обращаясь к начальнику, сказал: «Оформляй ему «дембель»,  чтобы через 10 минут его тут не было». Начальник штаба, знавший меня с первого дня службы, быстро оформил документы, выдал 10 рублей на дорогу и на прощание сказал: «Ну, ты и фартовый, опять выкрутился. Как тебе это удается?».
- Все очень просто: спешите делать добро, и оно вернется к вам в трудную минуту.


Рецензии
Как просто: твори добро и оно к тебе вернется в трудную минуту.
Но до этой минуты, в таких условиях издевательства, насилия и абсурда, еще надо дожить. Обидно, что проявление жестокости, подлости,казалось бы там, где молодые ребята должны обрести свои лучшие мужские качества, оказалось допустимо.
Трудно понять, обьяснить, почему традиционно, именно там, некоторые люди отключают понимание своего
истинного человеческого предназначения: ТВОРИТЬ ДОБРО СУДЬБЕ НА МИЛОСТЬ.
Не могу не болеть и не переживать за главного героя. С замиранием сердца вместе с ним ждала "дембеля".
Спасибо за то, что все это выдержал с честью.

Ольга Становая   27.05.2018 16:07     Заявить о нарушении
Увы,но"дедовщина"-это самое пагубное, что было в нашей армии.И поддерживали ее, конечно, командиры,а расплачиваться приходилось солдатам.В нашей роте "дедовщины" не было,а случай с Володей стечение обстоятельств.Спасибо,Оля,за переживание.

Вячеслав Шириков   26.05.2018 21:27   Заявить о нарушении