Потомки атамана Часть 2-5 Посёлок НИЛ 1939 г

               
                ЧАСТЬ  ВТОРАЯ
                1917-1941 -  РСФСР – СССР 
               
                *  *  *  *  * 
                1939 ГОД  -  КООПЕРАТИВ «НИЛ» - СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА.

                *   *   *   
     Как говорилось раньше, с 1937 года в поселке «Сокол» стало «жарко».      
            Начались аресты, коттеджи несчастных уплотнялись,
         подселялись разные люди.  Жизнь в поселке  залихорадило... 

             
   А в 1938 году декретом СНК  было объявлено о ликвидации жилищно-строительной 
  кооперации. Весь поселок Сокол был передан Ленинградскому Районному Жилищному 
  Управлению Москвы, а жители (персональные застройщики) должны были платить за
  свои кооперативные дома обычную квартплату. Сразу же хозяйство «Сокола» стало 
  приходить в упадок: ремонты не производились, благоустройством и поддержанием 
  чистоты никто не интересовался и не занимался и уже через два года общий облик
                поселка потускнел.

           Михаилу Ивановичу в этих обстоятельствах приходилось думать –
                Что делать? Как быть дальше?

                *   *   *   
    Однажды к нему зашел его друг агроном, житель Сокола - сосед Александр 
 Иванович и сообщил, что в Москве есть небольшая группа людей – некоторые в ней
 из «Сокола», которые занимаются созданием подальше от столицы нового дачного
 поселка. Александр Иванович уже вошел в эту группу и его просили подобрать еще
                несколько желающих.

   —  Ты понимаешь, — начал он разговор — что делается у нас здесь.
      Оставаться  в «Соколе» надолго опасно,  надо отходить по¬дальше, там
      будет спокойнее. Сообщение с Москвой дачным поездом один час. Место 
      великолепное, а тебе, как художнику, просто находка. Пока построишься
      там, Костя подрастет, а когда кончит институт, женится, то этот домик
      останется ему.

   
   Михаил Иванович задумался. Как то ещё не приходили мысли , что Константин
               уже взрослый, и скоро у него будет своя семья.


    -  Там, около моего участка есть ещё свободное отличное место. Оно с
      небольшим  уклоном, у самого девственного леса, а в балке, в ста метрах
      протекает чудесный холодный родник. Я хочу, чтобы ты стал там моим
      соседом. Вступай в нашу группу. Давай поедем сегодня туда и оформим
      это дело.

    –  Ну ты даёшь! Я даже не знаю, что тебе сказать. Надо подумать. Поехать
       посмотреть конечно можно, но я тебе пока ничего не обещаю.   

    —  С Моссоветом уже подписан договор на сорок девять лет. Дачную  жилищную 
       кооперацию  пока не трогают. Ты же понимаешь, что мы будем строиться
       далеко от Москвы, вероятно, там её не тронут. Ты же знаешь, артисты
       Большого театра, «Малого», «Художественного», писательская  братия  уже 
       имеют свои поселки вокруг Москвы.

    –  А кто будет в этом поселке?

    –  Да там уже построена часть домов. Вся группа в шестьдесят человек будет
       сборная - академики, профессора, артисты, художники, писатели, крупные
       инженеры, агрономы. Председатель этого кооператива – президент Академии
       архитектуры академик Виктор Михайлович Веснин. Он депутат Верховного
       Совета и орденоносец.          

    –   И что же он?

    –   Ты увидишь, какой дом он себе построил.

    –   Я пойду, скажу об этом Антонине, а потом поедим через пол часа.

    —  Отлично, я уже обещал, что ты войдешь в наш небольшой коллектив и
       поможешь, как и в Соколе.

                *   *   *   
   В тот же день Михаил Иванович стал членом дачного кооператива деятелей науки,
   искусства и литературы, который создал этот поселок на территории бывшего 
   Морозовского парка на Истре, недалеко от Ново-Иерусалимского монастыря.

   За Михаилом Ивановичем был закреплен участок, примерно в три четверти
   гектара, по соседству с Александром Ивановичем. Так у Михаила Ивановича
   появилось новая забота, для решения которой надо было находить деньги и
                заняться поиском строительных материалов.
   
                *   *   *   
               
 Прежде чем продолжить рассказ об этом периоде жизни моих героев, хочется   
   сказать о том месте, которое было выбрано для этого дачного поселка.

  На северо-запад от Москвы, в шестидесяти километрах по Виндаво-Рыбинской 
  железной дороге на Волоколамск, есть изумительная территория — долина реки 
  Истры. Расположенная в районе маленького провинциального городка, с тем же 
  названием – «Истра» (бывший Воскресенск), и знаменитого старинного Ново -
  Иерусалимского мужского монастыря с одной стороны долины.  А с другой — 
  огромного, на возвышенности, лесистого парка  площадью в триста гектар,
             времен русской императрицы  Екатерины Второй.

   Хозяином этого парка перед революцией 1917 года был купец первой гильдии,
                хозяин мануфактурных фабрик Савва Морозов.

               
                *   *   *   
     В непосредственной близости от «НИЛа»  в Истре находилась самая главная его
    историческая достопримечательность – Ново-Ерусалимский Воскресенский
    мужской монастырь.  Для Михаила Ивановича этот факт тоже имел значение при 
    решении вопроса о вступлении в дачный кооператив. Основанный при патриархе
    Никоне в 1656 году, монастырь за всю свою историю являлся крупнейшим
    феодалом России.  В 1919 году монастырь был закрыт, а на его территории было
    открыто два музея, которые в 1922 году объединили в один – Государственный
    художественно-исторический музей.  Михаил Иванович любил бывать в таких
    местах. И причина была не только в его профессии, но еще и в том , что это
    было связано и с детскими и юношескими воспоминаниями. 

                *   *   *   

     Немного западнее, в двенадцати километрах от этого места на Москва-реке,
   находится еще один небольшой провинциальный городок Звенигород, а рядом
   с ним, на горах, среди могучих лесов расположился мужской Саввино –
   Сторожевский монастырь-крепость с высокими, толстыми каменными стенами,
   с башнями и бойницами, служившими защитой во время набегов в 14 – 17 веках.
 
     Одной из главных достопримечательностей монастыря и города был знаменитый
   большой колокол. По своим размерам он был немного меньше московского «Царь-
   колокола». Но колокол в Московском Кремле никогда не был использован
   по своему назначению, так как после при установке на колокольню был поврежден
   и уже многие годы выполняет функцию  музейного экспоната. 

     А Звенигородский колокол, все время использовался по прямому назначению.
   Своим удивительным звоном он ежедневно оповещал верующих. При этом он был
   самым большим колоколом в России.

     О силе же его звона и красоте звучания в народе существовали разные легенды.
   Русский композитор – музыкант Сергей Танеев (1856 -1915) переложил звоны      
   этого колокола на ноты и их нанесли на внутренней стене монастырской
колокольни.
 
     Своеобразный красивый его звон был результатом присутствия определенного 
   наличия в сплаве серебра, которое, как правило, добавлялось в древние
   колокола при изготовлении. Этот колокол был отлит в 1667 году мастером 
            Александром Григорьевым. Его вес был около 34-х тонн.   

     В середине 1919 года монастырь был закрыт, а со временем в нем, после
  гражданской войны был организован дом отдыха для трудящихся. Вначале он носил 
                название - « Дом отдыха имени Рыкова ».
 
     Звонили в этот колокол и на протяжении всех лет после революции, но теперь
      это было по несколько ударов, не каждый день и не в религиозных целях.

         В этом доме отдыха  отдыхало примерно до тысячи человек.
   Когда ранним утром, после завтрака, эта армия отдыхающих, приехавших на
   неделю, или две, в основном из Москвы, разбредалась за грибами  в окружающие
   леса, то к обеду  их можно было собрать лишь ударив два-три раза в колокол.
                Его звук был слышен на многие километры.

                *   *   *   
   Все эти земли – Истра - Звенигород с монастырями, парками, старыми, могучими
   Волоколамскими лесами и долинами рек своим величием и красотой заслуженно 
          приобрели в литературе наименование «Русской Швейцарии».

   Эти места интересны еще и тем, что многие представители русской культуры –
   ученые, писатели, художники, артисты, музыканты и другие  жили в этих краях,
   Среди них хочу напомнить  имена двух друзей — писателя Антон Павловича
                Чехова и художника Исаак Ильича Левитана. 

   Исаак Левитан – прекрасный мастер русского пейзажа многие свои картины
создавал в этих местах.

    А Чехов, как доктор, заведовал городской больницей в городе Воскресенске
  (ныне г. Истра), а, кроме того, был врачом ремесленного училища, построенного 
  купцом Саввой Морозовым и его женой в их парке. В этом училище крестьянские   
  дети обучались грамоте и прикладному искусству по обработке дерева, что 
  учитывая наличия вокруг  лесов, давало многим из них возможность зарабатывать на жизнь.

                *   *   *   

     Название «НИЛ»  расшифровывается как  Наука - Искусство - Литература. 

                Планировалось создание 60 дачных участков.

  Одним из  инициатором создания  этого дачного кооператива был архитектор
  Владимир Семенов — автор генплана реконструкции Москвы 1935-го года
 
  Свою дачу – дом в НИЛе В. Белоусов начал строить еще в 1935 году. И можно
  сделать вывод, что члены этого дачного кооператива не очень торопились и со
  строительством, и с привлечением в кооператив новых членов, хотя свободные
  участки на их территории были. Ведь Михаил Иванович пришел туда в 1939 году,
  когда НИЛ почти весь уже был занят и частично застроен.

  Среди деятелей культуры, ставшими членами этого дачного кооператива, были:
 
   Николай Белоусов – архитектор; 
   Всеволод Блюменталь – Тамарин (1881-1945)– актер Большого театра;
   Виктор Александрович Веснин (1882 -1950) —  архитектор;
   Вячеслав Владимиров ( -1942) — архитектор (жена Тамара Владимирова);
   Александр Александрович Волков – певец баритон Большого театра  с1935-1941;
   Моисей Яковлевич Гинзбург Иван(1892-1946)– архитектор;
   Освальд Федорович Глазунов (1891-1947)– актер, режиссер театра им. Вахтангова.
   Его жена – балерина Большого театра;
   Георгий Павлович Гольц (1893-1946) – архитектор и театральный художник;
   Иван Данилович Жадан (1ё902-1995)– певец Большого театра;
   Дмитрий Николаевич Журавлев (1900-1991) – солист московской филармонии;   
   Владимир Николаевич Семенов (1874-1960 – архитектор;
   Александр Тамбовцев – врач;
   Михаил Иванович Черкашенинов (1892-1976) – художник  (0,3,4 га.);
   Дмитрий Алексеевич Шпиллер – архитектор;
   Наталья Дмитревна Шпиллер (1909-1995)– певица Большого театра (дочь);
   Мария Светославовна Крушевицкая (1933 ) – актриса т-р Моссовета
   (дочь Шпиллер Наталии) и другие.

                *   *   * 
      Михаилу Ивановичу и Антонине Григорьевне очень нравилось в «НИЛе».
  Всё вокруг – природа, атмосфера, обстановка были им очень близки.
  Находясь там, они испытывали ощущение какой-то необъяснимой словами гармонии.

   
               
   Летний, радостный, звенящий полдень...Внизу  долина  прорезанная тихой,   
  спокойной Истрой, несущей свои прозрачные, сверкающие на солнце серебряные   
  воды среди лозняка и ив, разомлела под летним, палящим  угревом.
  Легкокрылые, то как сапфир, то как изумруд стрекозы, как бы замирая от   
  восторга, парят почти над самыми плещущимися  водами, а почти на дне по 
  желтому песочку стрелами проносятся радующиеся бытию, сверкающие, шустрые 
  рыбешки. Речные струи тихо, чуть слышно, шепчут свою извечную, непонятную, но
                полную великого, скрытого смысла мелодию. 

   На «НИЛ'ских» холмах, древнейших свидетелях ледникового периода, сошлись, как
   бы застыв в мечтах о прошлом, столетние дубы и липы, создавая контраст со   
   сверкающей, яркой зеленью речной долины, а впереди, как видение Града Китежа,
   из-за белых могучих каменных стен, вонзившись в небо легкими, стройными
   башнями глядится чудо — монастырь Нового Иерусалима, с ярусами стремящихся в
   высь куполов. Очаровывая красотой своей, приковывает к себе взор и нет сил
   оторваться от этого сочетания бездонной голубой выси, слепящего щедрого
   солнца, летящих в даль синеющих лесов и величия человеческого гения,
                рассказавшего немыслимую сказку людям.


                *  *  *  *  * 
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ  ВЕСНЫ – ЛЕТА 1939 ГОДА

     15 февраля 1939 года была среда – Ушел из жизни профессор Ленинградского
       института живописи, скульптуры и архитектуры, первый Председатель 
       Ленинградского отделения Союза Советских художников, заслуженный деятель
                искусств РСФСР  К. С. Петров-Водкин.

                *   *   *   
    22 июня 1939 году был четверг – Ушел из жизни профессор Ленинградского
       института живописи, скульптуры и архитектуры, академик живописи А. А. Рылов.

                *   *   * 
     12 Марта 1939 года был – В Москве в ГТГ открылась «Всесоюзная выставка   
                молодых художников, посвященная 20-летию ВЛКСМ».
                Среди участников выставки :
    П. Е. Аб,  М. М. Аксельрод, П. П. Белоусов, П. К. Васильев, Н. Л. Веселова,
    С. М. Гершов, Р. А. Гетман, А. Г. Ерёмин, В. Ф. Загонек, А. Д. Зайцев,
    А. А. Казаков, Т И. Ксенофонтов, А. П. Левитин, Ю. М. Непринцев,
    А. М. Любимов,  А. Т. Пушнин, Е. И. Табакова, А. А. Трошичев,
    В. Ф. Чекалов, А. С. Чеснокова, Л. С. Шолохов, С. М. Юнович, 
    А. Н. Яр-Кравченко и другие ленинградские художники.

                *   *   *   
     18 Марта 1939 года был –  в Москве открылась Всесоюзная художественная
          выставка «Индустрия социализма».  Среди участников выставки были :–
          И. И. Бродский, П. Д. Бучкин, Л. Н. Веселовский, В. И. Викулов,
          Н. А. Ионин, И. В. Крестовский,  А. И. Лактионов, А. М. Любимов,
          М. Г. Платунов, Р. Р. Френц, Г. К. Савицкий, Я. А. Троупянский и 
                другие художники.

                *   *   *   
      5 Мая 1939 года был –  В Ленинграде  в залах ЛССХ открылась выставка
           произведений ленинградских художников.  Среди участников были  –
           В. И. Аверина, М. И. Антонов, П. Д. Бучкин, Р. В. Великанова,
           В. А. Горб, К. С. Джаков, И. П. Королев, Н. И. Костров,
           Э. М. Криммер, А. М. Любимов, Н. А. Павлов, С. А. Павлов,
           М. Г. Платунов, К. С. Петров-Водкин, Н. К. Фандерфлит,
           Р. Р. Френц, Н. И. Хлестова, Т. П. Чернышев, Г. А. Шульц,
           П. Н. Шурига, Я. М. Шур, А. В. Яковлев и другие.

                *   *   *   
       9 июня 1939 года был –   состоялась премьера спектакля
                Г. М. Козинцева «Опасный поворот» (по Дж. Пристли) —
                в Ленинградском театре комедии

                *   *   *   
     В июле 1939 года – В Ленинграде в Академии художеств открылась выставка
     дипломных работ выпускников ВАХ 1939 года.  Среди участников выставки: –      Н. И. Андрецов, А. В. Бекарян, К. С. Белокуров, П. П. Белоусов,
       М. В. Беспалова, А. А. Блинков, Г. А. Богданов, Б. С. Геннадиев,
       С. А. Горланов, Е. А. Жуков, И. И. Козловский, А. И. Колобов,
       Г. Г. Комаров, Л. П. Леонтьев, Л. А. Острова, С. А. Петров,
       А. А. Потехин, П. А. Сидоров, Е. П. Скуинь, И. И. Сонькин,
       Н. Е. Тимков, А. П. Широков, Б. В. Щербаков и другие.

                *  *  *  *  *
         Последующие полтора года для Михаил Ивановича  были очень трудными.
          Он получил несколько крупных заказов на большие пейзажные панно. 

   Благодаря этому он получил необходимые средства для начала строительства.
   За это время его участок  в «НИЛе» был спланирован, огорожен временной
   изгородью. На участке был разбит сад: посажено более сто двух и трехлетних   
   саженцев яблонь, груш, слив, вишен и ягодный кустарник — малина, крыжовник, смородина.


                *  *  *  *  *
                ХРОНИКА СОБЫТИЙ ОСЕНИ – ЗИМЫ  1939 ГОДА

                *   *   *   
    В 1939 году – В Москве состоялось первое заседание Оргкомитета по подготовке
    Всесоюзного съезда художников СССР и образованию Союза советских художников.
   Работа по подготовке съезда была прервана войной и продолжалась до 1957 года.
 
                *   *   *   
    14 Августа 1939 года  был понедельник – Ушел из жизни директор Всероссийской
         Академии художеств и ленинградского института живописи, скульптуры и 
           архитектуры, заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Бродский

                *   *   *
     1 Сентября 1939 года была пятница – Германия напала на Польшу. Англия и
              Франция, связанные с Польшей договором о взаимопомощи,
             объявили Германии войну. Началась вторая мировая война.

                *   *   *   
     23 сентября 1939 года был – Ушел из жизни Зигмунд Фрейд - австрийский
                психолог, основатель науки о психоанализе.

                *   *   *   
           В залах ВАХ открылась Юбилейная историческая выставка,
      посвященная 75-летию образования Российской  Академии художеств.
                Среди участников –
     К. С. Петров-Водкин, И. И. Бродский, А. А. Рылов, Л. Ф. Овсянников,
     А. И. Лактионов, П. И. Львов, В. Е. Савинский, К. И. Рудаков,
     В. А. Успенский, А. И. Харшак, П. А. Шиллинговский, В. А. Щуко,
     А. Н. Яр-Кравченко и другие.

                *   *   *   
    Воссоединение западных областей Белоруссии и Украины, отторгнутых
    Польшей в результате войны 1920 года. Вхождение указанных территорий
                в СССР в составе Белорусской и Украинской ССР.
               
               
                *  *  *  *  *   
                ДРЕВЕСИНА ДЛЯ СТОИТЕЛЬСТВА

    Подошла осень 1939 года. Михаил Иванович через Наркомзем (Комиссариат 
 Земледелия) достал наряд на продажу ему по государственным ценам ста         
 пятидесяти кубометров деловой древесины из Волоколамского лесничества. Это была
 большая удача. Ему помогло то, что для Наркомзема он сделал несколько живописных
 панно. Этой древесины должно было хватить на большой дом. В Главном управлении
 лесничеств ему обещали помощь. Они позвонили лесничему с просьбой принять художника.

   В декабре Михаил Иванович приготовил полный чемодан с буханками белого хлеба,
  батонами, колбасой, салом, консервами, сахаром и несколько литров водки, зная,
  что в районе Волоколамских лесничеств (100—120 клм. от Москвы) с продуктами не
  очень хорошо. Лесничий встретил его по-дружески, а когда открылся чемодан и все
  содержимое было выложено на стол в виде подарка, то благодарности не было предела.

  Лесничий с женой и дочкой жил в небольшом домике, там же была его контора, а
  лесники приходили из соседнего колхоза. Он послал дочку вызвать наутро к шести
                часам двух лесников для клеймения леса по ордеру.

      Михаилу Ивановичу он сказал:

  —  Мне очень приятен ваш приезд. Ваши гостинцы для нас большое богатство, 
    лесникам мы тоже уделим, но вы мне дороги еще как художник. Я очень люблю
    искусство и сам, когда свободен, немного помалевываю. Сейчас мы поужинаем
    как следует, хата моя теплая, — видите, какая матушка зима пришла,... 
    сколько навалило снегу. Ляжем спать, а утром  пораньше выйдем в лес.
    Хорошо, что вы надели высокие валенки, в лесу снега много. Увидите сами.

                *   *   *   
  Под утро из домика лесничего еще в темноте вышло четыре человека. Они
 взяли направление к  выделяющимся невдалеке сплошным нагромождениям снега. 
 Обычной дороги под ногами не было,  шли по снегу гуськом. Лесничий, зная все
 извилины этого пути, шел первым, за ним лесник, затем Михаил Иванович и
 замыкал  процессию второй лесник. За спиной лесничего висела двустволка.
  Он всегда брал ее с собой  в лес и частенько возвращался домой  с зайцем.

                Вокруг был какой-то особый покой.
                Идущий сзади лесник проговорил:

   —  Какая  Божья тишина! Мороз-то уже спал. Вишь, как  потеплело.
      Нонче  в лесу будет тепло;  день будет солнечный.

  Стало понемногу сереть, а еще через полчаса путники приблизились к отчетливо
 уже видному, какому-то заколдованному сказочному царству, окаймленному по 
 опушке грандиозными елями вперемежку с красавицами соснами. Могучие сосны были 
 облеплены снеговыми шапками великанами, а на отяжелевших еловых ветвях лежали 
 толстые многопудовые снеговые шапки. В сторону востока вся эта причудливо-
 кружевная масса отливалась сложной гаммой теплого зеленоватого и голубого 
 колорита, а в провалах ветвей и между крон деревьев развешены сине-фиолетовые
 густые переливы,  переходя  в чистые тона ультрамарина и берлинской лазури, а 
              по краям утопая в предельно черных глубинах.

    Всё это в сознании Михаила Ивановича создавало особое настроение.

 Вся эта сложная, сверкающая, красочная гамма, выражающая  какой-то цветовой 
 сказочный мир, в тончайших комбинациях своего воздушного рисунка крон, ветвей и
 древесных стволов, причудливо облепленных снегом, создавала формы, сливающиеся 
 в единую гармонию. Это и есть Божественный реализм высшего порядка, к которому
                всегда стремились все художники.

  Божественную тишину изредка нарушал мелодичный треск в глубине леса. Это был
  треск веток, ломающихся под напором тяжести снега, да ухали, как удары по
  перине, падающие снеговые шапки. По лесной просеке подошли к участку, где 
                решено было начать клеймение деревьев.

    — Ну, Михаил Иванович, выбирай, какие тебе нравятся!

   Процедура клеймения простая, Один лесник на высоте своей груди обмеряет
 окружность дерева, второй на этом уровне стесывает топором зарубину в 
 квадратную четверть, на которую ударом стального штампа наносит клеймо.

 Лесничий записывает обмер дерева в книжечку. По обмеру окружности дерева
             он наизусть знает, сколько в нем деловой древесины.

   Не прошло и часа, когда первые солнечные лучи стрелами прорезали лесной
 сказочный мир и зажгли радужным сверкающим каскадом отдельные детали и
 всю массу лесного величия.

  Клеймение стволов пошло веселее. Еще через час - полтора сделали маленький 
 перерыв и здесь же, около какого-то пня, быстро развели костер и согрелись 
 стопочкой водки, перекусили.. Работа пошла еще веселее. К полудню все было закончено.

   Из леса другой дорогой отправились в соседний колхоз, чтобы договориться 
 свалить все эти клейменые деревья и на лошадях вытащить их в определенное
 место, к шоссе. Лесники сбегали за председателем колхоза и бригадиром, и начали
 договариваться. Колхозники артачились, ссылаясь на отсутствие кормов для 
 лошадей, но главным образом (как потом лесничий объяснил Михаилу Ивановичу), 
        они боялись, что москвич, и наверное ничего им не заплатит.

        На выручку пришел лесничий:

   — Ну и дураки же вы! Во-первых, свой, неожиданно свалившийся заработок вы
     получите полностью деньгами, которые заказчик оставляет у меня для расчета
     с вами, а, кроме этого, сколько дарового топлива вы получите толстыми 
     сучьями и ветками да еще столько же, я вас знаю, наворуете в лесу! Вместо
     того, чтобы быстро согласиться да пообещать, что очистку деревьев и вывозку
     вы сделаете добросовестно, вы еще канителитесь...

               Колхозники после этого переглянулись и согласились.

 В той же хате, под горячую картошку с консервами выпили с колхозным начальством
 литровку водки. После чего  Михаил Иванович вручил лесничему следуемую колхозу
 сумму за будущую работу.

  Тепло распрощались и ушли на станцию железной дороги, чтобы не опоздать к
 поезду на Москву. Лесничий проводил до вокзала.  Они простились, до следующей 
 встречи через две недели.  Михаил Иванович сел в прибывший поезд, который сразу тронулся.

        Прощаясь с лесничим, Михаил Иванович  подумал –
 
 – « Попался хороший, сердечный человек и вот быстро сделано важное дело.»

    Поезд был пригородный и переполнен людьми работающими главным образом
  в провинции и крестьянами. Было много женщин. От махорки и табака-самосада 
  стоял удушливый  воздух с своеобразным запахом, но все терпели.

   Вся эта масса людей ехала в Москву с  надеждой  купить хлеб и как-то
 ухитриться провезти его обратно домой.  В Москве карточной системы не было, а в
 провинциальных городах давали служащим и рабочим в день по триста и пятьсот
 граммов. Прожить на такую порцию трудно. Правда, у населения была картошка и
 кое-какие овощи со своих огородов, но достать мяса, круп, сахару, каких-нибудь 
               жиров — проблема. А ведь стоял только декабрь.

  При посадках в Москве на пригородные поезда пассажиров проверяла милиция и 
 находя мешки с хлебом отбирала их. Но народу не подыхать же совсем, поэтому 
 бедняки старались садиться в поезда не на московских вокзалах, а всякими путями
 добираться до первых маленьких станций, где контроль был не такой уже строгий, 
                а иногда его и вовсе не было.

  Нашлось местечко на скамейке и для него. В вагоне было тепло, Живая людская 
  масса своими телами нагрела вагон. Впечатления прошедшего дня очень утомили
                Михаила Ивановича, и он задремал.


  Никак не могло ему присниться даже, что ровно через два года, тоже в декабре, 
 но уже 1941 года, когда из заклейменных сегодня дерев будет построен прекрасный
 большой дом с огромной студией на верхнем эта же и с выходящими из нее двумя 
 балконами, постройка которого заберет столько труда и нервов, что этот дом
 будет брошен и вся его семья  этими же Волоколамскими лесами будет уходить в 
                страшную неизвестность.

                *  *  *  *  *
                МАШИННО  – ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ (МТС)

 Следующим, не менее важным, был этап переброски леса из под Волоколамска «НИЛ»,
 на расстояние в сорок пять километров. О доставке по железной дороге не могло
 быть и речи, так как в это время уже шла война с Финляндией и по этой же
 Виндаво-Рыбинской дороге из Москвы на фронт все время шли военные составы с
 танками, артиллерией и эшелоны с людьми.

  В дореволюционное время, когда у крестьян были свои лошади, перевозка леса, да
 еще такого не большого  объема, была не проблемой и легко производилась по 
 наезженному санному пути. Теперь же необходимо было решить как это осуществить.
 В нескольких километрах за «НИЛ'ом» в сторону Волоколамска, на этом же шоссе,
 находилась районная МТС (машинно-тракторная станция), которая вспахивала для
              колхозов землю и проводила уборочные работы.

  МТС находилась в ведении Московского земельного управления и Михаил Иванович
 отправился туда, чтобы прощупать почву. В Земельном управлении служил один из 
 знакомый ему агрономов, и он решил поговорить с ним по этому вопросу

     — Нельзя ли тракторами перетащить приготовленную древесину.?

                Агроном ответил:

   — Конечно, никакого разрешения МТС взять эту работу мы дать не можем, так
     как у станции уйма своих дел: идет ремонт почти всех тракторов к весне, а
     рабочих не хватает и, главное, отсутствуют средства. Я бывал на этой 
     станции, знаю директора МТС. Он коммунист, знаю в  каком отчаянном
     положении находиться его станция: денег нет, рабочим, да и ему самому
     вот уже три месяца не платят жалованья. Ремонт производить нельзя, так
     как нет запасных частей, а слесари разбрелись кто куда, чтобы как-то
     подработать. Может быть он рискнет помочь вам, тем более, что за
     перевозку получит наличные и для него это явится даже подмогой оживить
     работу МТС.

   – Я это понимаю.

   –  До чего же он невезучий, этот директор! Если он сорвет посевную
      кампанию, то его по голове не погладят, упекут, куда надо. А в каких
      условиях он живет и как кормится, вы сами увидите.

                *   *   *   
   На следующий день Михаил Иванович был уже на МТС. Познакомился с директором,
                переговорил с ним. Тот надолго задумался:

   —  Не говорите никому, что были у меня по этому делу. Дайте мне несколько   
      дней подумать, побывать в Управлении, понюхать там и, решив, я приеду
      к  вам в Сокол с ответом.

             Через несколько  дней он явился с положительным ответом:

   —  Если я откажусь от вашей работы, то ничем не помогу МТС  и сделаю
      больше зла для своей основной работы, а на заработанные у вас деньги
      я смогу немного помочь МТС, заплатив хоть часть нашей задолженности
      рабочим. Начнем возить сейчас же после Нового Года. Я должен вернуть
      часть слесарей и подготовить три - четыре трактора для перевозки.

         Никакого официального соглашения делать было нельзя.
         
       Он заверил, что не обманет, получил от Михаила Ивановича  аванс и
                они расстались до второго января.

                *   *   *    *   *

  30 Ноября 1939 года был четверг – началась война с «белофиннами», длившаяся
      до марта 1940 года. По мирному договору к СССР перешли значительные
      территории  на Карельском перешейке, что позволило отодвинуть к северу
                границу у Ленинграда.

                *  *  *   
  23 декабря 1939 года была суббота – в Москве в Государственной Третьяковской
    галерее открылась выставка «Сталин и люди Советской страны в изобразительном
    искусстве». Среди 257 работ 129 авторов экспонировались произведения
    Исаака Бродского, Георгия Верейского, Александра Герасимова,
    Сергея Герасимова, Игоря Грабаря, Митрофана Грекова, Василия Ефанова,
    Дмитрия Налбандяна, Михаила Нестерова, Генриха Павловского,
            Аркадия Пластова, Ираклия Тоидзе и других художников

                *  *  *   
                Среди фильмов вышедших на экраны страны были: 

  « В людях » (реж. Марк Донской)
  « Василиса Прекрасная » (реж. Александр Роу)
  « Девушка с характером » (реж. Константин Юдин)
  « Золотой ключик » (реж. Александр Птушко)
  « Ленин в 1918 году » (реж. Михаил Ромм)
  « Минин и Пожарский » (реж. Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер)
  « Мужество » (реж. Михаил Калатозов)
  « Ошибка инженера Кочина » (реж. Александр Мачерет)
  « Подкидыш » (реж. Татьяна Лукашевич)
  « Поднятая целина » (реж. Юлий Райзман)
  « Станица Дальняя » (реж. Евгений Червяков)
  « Степан Разин » (реж. Иван Правов, Ольга Преображенская)
  « Трактористы » (реж. Иван Пырьев)
  « Член правительства » (реж. Александр Зархи и Иосиф Хейфиц)
  « Человек в футляре » (р/п. Исидор Анненский).
  « Большая жизнь » (р/п. Леонид Луков).
  « Истребители » (р/п. Эдуард Пенцлин).
  « Моряки » (р/п. Владимир Браун).
  « Шуми-городок » (р/п. Николай Садкович).
  « Щорс » (р/п. Александр Довженко).
  « Эскадрилья № 5 » (р/п. Абрам Роом).

                *   *   *   
         Среди литературных произведений увидевших свет в 1939 году были:

    « Десять негритят » — Детектив  Агаты Кристи
    « Убить легко » — Детектив  Агаты Кристи
    « Тайна регаты и другие рассказы » —  Детектив  Агаты Кристи
    « Дикие пальмы » — роман Уильяма Фолкнера
    « Снега Килиманджаро » — рассказ Эрнеста Хемингуэя
    « Поминки по Финнегану » — роман Джеймса Джойса.
    « За глотком свежего воздуха » — роман Джорджа Оруэлла 
    « Гроздья гнева » — роман Джона Стейнбека
    « Волшебник Изумрудного города » — сказочная повесть Александра Волкова

                *   *   *   
                По версии журнала Time  человеком года  назван
                Иосиф Виссарионович Сталин,
                Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) СССР.

                *  *  *  *  * 
               


Рецензии