Зачем поросятам считать?

Лето подходило к концу. Чаще стали лить дожди, вечера становились прохладнее, и уже появились на деревьях первые желтые листочки.
Пора было собирать ребят в школу. Зайчику Филе родители подарили синий ранец. На нем была нарисована такая красивая оранжевая морковка, что Филе каждый раз так и хотелось ее откусить. Кишмишке мама Мышария купила розовый рюкзачок. Кишмишка любила важно прогуливаться с ним, изображая, будто она уже идет в школу.
И Гномыч тоже стал подумывать о том, что пора собирать в школу Изюмку.
– А что делают в школе? – осведомился Изюмка.
– Там изучают разные науки, – ответил Гномыч. – Учат считать, читать и писать.
– А как это? – решил уточнить Изюмка.
– Ну, – смутился Гномыч, а дядюшка Грач, который незадолго до этого заглянул в их тыкву по пути домой, подхватил:
– Ты будешь сидеть за паррр-той. Учитель будет тебе ррр-ассказывать ррр-азные новые знания, будет задавать вопррр-осы, вызывать к доске для ответов. А еще будет задавать домашние задания, которрр-ые нужно делать после уррр-оков. В общем, самое полезное занятия в таком юном возрр-асте как у тебя, – заключил старый Грач.
– А играть в школе можно? – продолжал выпытывать Изюмка.
– На переменках между уроками можно, – объяснил Гномыч.
– Ну, надеюсь, уроки в школе не такие длинные как переменки? Переменок ведь больше, правда? – с надеждой прохрюкал поросенок.
– А какой же смысл ходить в школу, если там будут одни переменки, – удивился Гномыч, – Сначала сорок пять минут урок, а потом пятнадцать – перемена.
– Сорок чего? – не понял Изюмка.
– Сорок пять. – ответил старый гном, – То есть  уроки в три раза длиннее перемен. Вот пойдешь в школу – там тебя считать научат!
– И что на уроках совсем-совсем нельзя играть?
– Конечно нет. На уроках нужно получать знания.
– Я хоррр-ошо знаю учителя - Мудрого Воррр-она, – добавил Грач. – Будьте спокойны, он никому не позволит шалить на уррр-оках! Он стррр-огий, но очень хоррр-оший учитель.
Изюмка приуныл.
– Я тоже хочу в школу! – вдруг вмешался в разговор Фадейка.
– Нет, Фадеюшка, – мягко ответил Гномыч. – Ты еще маленький, тебе сложно будет высидеть даже один урок, не то что несколько. Да и не наигрался ты еще.
– Я тоже маленький, – вдруг захрюкал Изюмка. – Я тоже еще не наигрался!
Изюмка вдруг завалился на спину и стал дрыгать ножками, будто он и вправду маленький, чуть ли  не новорожденный поросенок.
Дядюшка Грач, посмотрев на это, сказал:
– Послушай, Гномыч, а может и впррр-авду не наигррр-ался еще Изюмка? Подождем еще годик, а потом уже и отпррр-авим поросенка в школу?
Посмотрел гном на хрюкающий катающийся по полу комочек, в который превратился Изюмка, представил себе, как это будет выглядеть в школе, вздохнул и сказал:
– Пожалуй, мой старый друг, ты прав.
Так и случилось, что все друзья Изюмки пошли в школу, а поросенок, пока еще стояли теплые дни, продолжал рыть пяточком землю, играть с Фадеем. Потом, лежа в вырытой ямке, похрюкивал да посмеивался над Кишмишкой, когда она, возвращаясь из школы, проходила мимо с рюкзачком набитым учебниками.
А Фадей наоборот, подбегал к Кишмишке и допытывался, как и что происходит в школе. Уж очень хомячку хотелось тоже ходить учиться.
Видя это Гномыч решил потихоньку начать учить Фадейку дома. Достал гном толстую тетрадь, в которую записывал разные рецепты, вырвал из нее чистую страницу. Разрезал на небольшие листочки и написал на них цифры и математические знаки. Так получился у Гномыча наглядный материал, чтобы обучать Фадея счету.
Вечерами, когда уже начинало темнеть, Гномыч включал лампу, и они с  Фадеем садились учить цифры. На улице становилось прохладно, и Гномыч затапливал печку. В печи похрустывал сгорающий хворост, а Гномыч с хомячком решали: что больше 2 или 5, что означает цифра 0 и сколько будет 6 прибавить 3.
– Эй, Изюмка, – говорил, бывало, старый гном. – Иди-ка к нам, цифры учить.
 А Изюмка, лежа в теплом подпечнике, отвечал:
– Нам, поросятам, не нужны никакие цифры. Да я и так все знаю. У меня один пятачок, один хвостик, два глаза, два уха – а больше мне всяких цифр знать и не надо!
Осень вступала в свои права. Листья на деревьях окрасились всеми оттенками желтого, оранжевого и красного цветов и стали опадать. Иногда по утрам, лужа, которая часто после дождя скапливалась около порога дома-тыквы, покрывалась тонкой корочкой льда.
Однажды в выходной, когда у Кишмишки не было занятий в школе, она с Изюмкой и Фадейкой отправились погулять в соседней роще. Почти на опушке рощи рос большой дуб. Листва с него уже начала опадать и стали видны гроздья желудей, висящих на ветках.
– Эх, жаль не достать, – сказал Изюмка, задрав голову и разглядывая желуди.
– Нам в школе рассказывали, – пропищала Кишмишка, – Что спелые желуди опадают. Так что можно поискать в листве.
Изюмка ринулся разгребать пятачком опавшие листья.
– Нашел! – через минуту заорал он, поднимая вверх спелый желудь.
– Я тоже нашла, – сказала Кишмишка, держа в лапках по желудю.
– И я, – отозвался Фадей.
Найденные желуди ребята сложили в кучку. Не маленькая кучка, надо сказать, получилась.
– Ух ты, сколько у меня желудей, – довольна прохрюкал Изюмка.
– Почему это у тебя? – осведомилась мышка. – Мы с Фадейкой тоже собирали, так что нужно все поровну поделить! Давай, дели.
Не хотелось Изюмке отдавать желуди, но права была Кишмишка – все наравне их собирали, значить и делить нужно было поровну. Но тут возникла другая сложность – считать то Изюмка не умел. Видя нерешительность поросенка, хитрая Кишмишка сказала:
– Не хочешь ты, давай я поделю.
Стала Кишмишка считать желуди.
– Так, всего восемнадцать желудей. Значит каждому, – мышка хитро прищурилась. – Значит каждому по пять!
Кишмишка быстро отделила Изюмке и Фадею по пять желудей и собиралась захапать оставшуюся кучку, когда поросенок заорал:
– А ну стой! Почему это твоя куча больше!
Кишмишка, сделав оскорбленный вид, снова сгребла все желуди в одну кучу.
– Пожалуйста, считай сам! Или ты считать не умеешь?
– Вот еще, – гордо вскинул голову Изюмка. – Конечно, умею.
Фадей в это время зачем-то насобирал опавшие листья, уселся неподалеку и стал их раскладывать в три стопочки.
Изюмка нерешительно подошел к кучке желудей.
– Раз, – взял он один желудь и отложил в сторонку. – Два…
На этом познания поросенка в счете заканчивались. Видя его замешательство, Кишмишка сказала:
– Давай-ка я тебе помогу. Всего восемнадцать желудей. Так?
– Ну так, – пробурчал Изюмка.
– Значит каждому будет по пять. Так?
– Так, – снова пробурчал Изюка. Он хотя и не мог сам посчитать желуди и уж тем более их поделить, но признаться в этом ему было стыдно.
– Ну вот, – заключила Кишмишка. – Значит пять тебе, – она быстро отсчитала желуди. – Пять Фадею, – отложила мышка еще столько же желудей. – А остальное мне.
Изюмке снова видел, что оставшаяся Кишмишке кучка желудей больше, чем его и Фадея, но больше ничего не сказал. Ворча что-то себе под нос, он нагнулся подбирать свои желуди.
– Стойте! – вдруг закричал хомячок. – Если поделить восемнадцать желудей поровну на троих, то будет по шесть!
Фадей забрал из кучки Кишмишки два желудя, один положил в кучку Изюмке, а один – себе. Изюмка хмуро уставился на Кишмишку. Та фыркнула, схватила свои желуди и быстро побежала домой, поняв, что ее нечестное поведение раскрыто.
– Молодец, Фадейка, – потрепал поросенок хомячка по голове. – Пусть теперь знает эта вредная Кишмишка, что нас не проведешь.
Изюмка набросился на свои желуди и в мгновение ока схрумкал их все без остатка. Настроение у него сразу улучшилась. Он помог Фадейке собрать его желуди, и они пошли домой. По дороге Фадей тоже съел свою добычу, и Изюмке перепало еще два желудя.
В итоге Изюмка вернулся домой  в самом лучшем расположении духа. Гномыч в это время ремонтировал свой старый сапог.
– Изюмка, – сказал Гномыч, – Принеси-ка мне пять гвоздиков.
Настроение у Изюмки сразу ухудшилось.
– Изюмка, ты меня слышал? – осведомился гном.
– А я…не умею…считать… – затравлено прохрюкал поросенок.
– Я умею, я принесу! – пролепетал Фадей и побежал за гвоздями.
Вечером, как обычно, Гномыч и Фадей сели у настольной лампы, тренироваться в счете. Изюмка неуверенно подошел к старому гному и тихо-тихо сказал:
– Я тоже хочу учиться…
– Что? – не понял Гномыч.
– Я тоже хочу научиться считать, – уже громче сказал поросенок.
– Тебе же не нужно, – сказал Гномыч. – Вам же, поросятам, всякие-разные цифры знать ни к чему.
Изюмка уткнулся в плечо Гномыча и прохрюкал:
– Теперь я понял, что считать должны уметь все, даже поросята.


Рецензии