Битва за урожай

Осень – это не только пора, когда начинают желтеть листья, когда птицы собираются на юг, а детям нужно идти в школу. Это еще и время, когда пора собирать урожай, готовить запасы на зиму.
И все вокруг готовились к зиме. Мышка Кишмишка со своими родителями и многочисленными братьями и сестрами собирали семена трав, зернышки и колоски злаков и носили их в кладовые своего подземного дворца. Веселые бельчата помогали своим маме и папе запасать в дуплах орешки и желуди. Даже медвежонок Миня со своей мамой уже начали готовить свою берлогу к зиме.
Надо сказать, что и у Гнома Гномыча настала пора собирать урожай. По весне он посадил целую полянку картошки, и теперь следовало ее выкапывать. Лето выдалось жарким и в меру дождливым, и картошка удалась на славу. Одна ботва была выше гномычева роста. С каждого куста можно было накопать целое ведро клубней: Гномыч уже опробовал пару кустов.
– Тяжело будет одному справиться, – подумал гном. – Ну ничего, втроем с Изюмкай и Фадейкой как-нибудь мы эту работу осилим.
Объявил гном своим домочадцам, что завтра их ждет битва за урожай.
– Это что получается, – осведомился Изюмка. – Весь день придется собирать картошку?!
– Надеюсь, что не весь, – ответил старый гном. – Если будете мне хорошо помогать, то к обеду уже управимся.
Изюмка ничего не ответил, но вид у него был совсем недовольный.
Наутро стал Гномыч собираться. Взял вилы, ведра, мешки, специальные копалки для Изюмки и Фадея, чтобы клубни из земли выкапывать. А поросенок все в своем подпечнике дрыхнет. Уже и Фадей собрался, а Изюмка все не встает.
– Эй, Изюмка, – позвал гном. – Вставай, пора идти трудиться.
– Ой, Гномыч.., – закряхтел из своего подпечника поросенок. – Что-что плохо мне... Кхе-кхе... Простыл я, наверно. Вчера ямку выкопал, улегся, а земля холодная – вот и простудился. Кхе-кхе...
Ничего не сказал Гномыч, только головой покачал. Позвал Фадейку, и пошли они картошку копать. А Изюмка, довольный, что от работы увильнул, дальше в своем подпечнике спать стал.
Пришли Гномыч и Фадей на полянку, стали картошку копать. Гномыч вилами куст подкопнет, ботву вырвет, а Фадейка собирает клубни, которые из земли вместе с ботвой вылезли. А дальше копалкой откапывает картофелины, которые в лунке остались. Вот только сил у хомячка еще маловато, трудно ему глубоко копать.
Пришлось Гномычу за Фадеем все перекапывать. После хомячка полведра еще с каждого куста получалось. Скоро хомячок совсем устал, ковыряется в лунке полчаса, а ни одной картошки так и не выкопает. В общем, намучился гном. Пришлось ему, по сути одному работать, да еще за Фадеем переделывать. А, как известно, переделывать за другим - еще утомительнее, чем самому делать. До обеда только два рядка картошки выкопали. А когда на обед домой шли, пришлось Гномычу Фадея на руках несть – совсем умаялся хомячок.
Пришел Гномыч домой злой и заявил Изюмке:
– Так, друг мой ситный! Сейчас мы пообедаем, а потом с тобой вдвоем пойдем дальше картошку копать.
– Кхе-кхе, – закашлял из подпечника Изюмка, изображая простуду.
– А если ты дальше симулировать будешь, – пригрозил гном. – То картошки тебе зимой не будет.
– А Фадею тоже картошки не будет? – высунулся из подпечника поросенок.
– Он свои полмешка накопал, – отрезал Гномыч. – Ему хватит. А вот тебе ни картофельных котлет, ни пюре, ни картошки фри не будет!
Как это так без картошки фри?! Это же после винегрета любимое Изюмкино блюдо! Делать нечего поплелся после обеда Изюмка за Гномычем на полянку.
Объяснил ему Гномыч что нужно делать, дал копалку. Стал поросенок копать.
– Слушай, Гномыч, не удобно как-то, – прохрюкал поросенок. – Можно я не копалкой, а пятачком копать буду?
– Можно, – ответил гном.
Стал Изюмка пятачком картошку выкапывать. И так здорово у него это стало получаться! Как маленький экскаватор поросенок стал землю рыть. Из таких глубин картошку выкапывает, куда даже Гномыч докопаться не может! Раз и полное ведро картошки готово. Только успевай в мешки высыпать!
– Гномыч, – спросил Изюмка, откопав малюсенькую-премалюсенькую картофелину, размером не больше горошины. – А такие картошки брать?
– Нет, Изюмка, – ответил гном, подкапывая очередной куст. – Такие можешь выбрасывать.
– Зачем же выбрасывать? – удивился поросенок. – Я лучше их есть буду!
Стал Изюмка все мелкие картошины съедать. А кроме маленьких картошин в земле еще сладкие корешки встречаются и вкусные червячки попадаются. Так увлекся Изюмка копанием картошки, что и не заметил, как с Гномычем они всю полянку выкопали.
– Ну что ж, – сказал старый гном поросенку, собирая инструменты. – Ты хорошо потрудился, можешь домой бежать. А я пойду возьму тележку, да перевезу домой мешки с картошкой.
Но Изюмка так увлекся копанием, что ему даже жаль стало, что полянка закончилась. А надо сказать, что на соседней полянке в это время медвежонок Миня со своей мамой медведицей Марьей Потаповной тоже картошку копали.
– Знаешь, Гномыч, – казал Изюмка. – Я лучше пойду Мине копать картошку помогу. – И побежал на соседнюю полянку.
Вернулся Изюмка поздно. Гномыч уже успел и мешки с картошкой перевезти, и ссыпать из них клубни в погреб, который он под их домом-тыквой вырыл. Пришел Изюмка грязный, но довольный.
– Садись ужинать, – позвал Гномыч.
– Ох, нет, – ответил Изюмка. – Я так наелся картошки, корешков да червячков, что наверно еще неделю есть не захочу!
Поросенок только пятачок помыл и сразу завалился в свой подпечник спать. Присел на корточки рядом с ним Гномыч, почесал поросенка за ухом.
– Ну вот, Изюмка, – сказал старый гном. – Сначала тебя на работу не выгонишь, а потом не загонишь.
– Это потому, – улыбаясь ответил поросенок, – Что я и не знал, как это может быть интересно, а главное вкусно!


Рецензии