О Сизифе

Сизиф... История наказания этого человека в подземном мире, в тёмной глуби Тартара, слишком известна; пожалуй, она знакома даже людям, которые вовсе никогда не интересовались мифологией. Это потому, что рассказ о "сизифовом труде" повторялся бессчётное число раз. Сизиф, в древности изображавшийся гончарами на вазах да актёрами в театрах, в новейшее время вызвал в качестве образа интерес и у философов. Каких-нибудь восемьдесят лет назад, относительно недавно, суть наказания Сизифа пересказал и переосмыслил Альбер Камю. Собственно, этот философ чересчур заостряет внимание на процессе наказания коринфского царя, хотя и правильно отмечает, что "сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь". "Пролетарий богов" – так далее называет Сизифа Камю. Какое же наказание может быть ужаснее для царя, да ещё царя древнегреческого (при том отношении к рабам, занятым на тяжёлых работах, которое было у древних греков), – чем стать "пролетарием", фактически рабом? Только одно.
И вот в подходе к этому вопросу вряд ли прав Камю, который утверждает в своём очерке (если верен перевод произведения на русский язык), что боги оставили Сизифу сознание и ясность ума, отправляя его на перекатывание камня – с той целью, чтобы он мог ощущать тяжесть и бессмысленность труда. Невозможно, непосильно поверить тому, что, сохранив разум, свой исключительно изворотливый разум, Сизиф не сумел бы и в третий раз вырваться из царства теней, в третий раз избежать смерти и кары, как делал это перед тем дважды – и разными способами... Да, в конце концов, любой человек, и не такой хитроумный, как Сизиф, просто бросил бы камень под горой и нашёл себе другое занятие – в мифе нет упоминания о том, чтобы Сизифа кто-то мучал, истязал или принуждал, как остальных преступников в Тартаре. Если, к примеру, Данаиды обманом принуждаются к тяготам наказания, поскольку не могут видеть и осознавать, что дна у бочки нет, то Сизиф прекрасно видит бесполезность и бесконечность своего труда. Видит – но не осознаёт, поскольку разум у него отнят. Не в подъёме камня, вообще не в телесных муках, как для Тантала или для Иксиона, состоит наказание лично для Сизифа; этот процесс – мифический образ, направленный на устрашение народа. Наказание, которое действительно представляет муку для Сизифа, – в лишении главного его богатства, разума, который не останавливался и перед спором с богами (недаром Одиссей, также долго споривший с богами на своём пути, иногда считается сыном Сизифа).
Царь, владевший некогда богатейшим и священнейшим городом Эллады; мудрец, обаявший тёмных богов дважды – в то время, как никому из простых смертных не удавалось это и одного раза; и вот – полоумный раб в каменоломне...


Рецензии