Ступени времени. картина 19

                Последний семестр начался сумбурно, так как все ждали распределения на
                работу, где обязаны были отработать три года. Только когда оно произошло
                большинство ребят успокоились и группа начала усердно работать над
                дипломными проектами. Но были и такие, кто был недоволен и ворчал.

Эдик – У нашей семьи был до революции шикарный 3-х этажный дом  - отобрали,
     А теперь меня и вовсе высылают в Сибирь на три года. Каково?

                Поскольку Сашу направляли на ТЭВЗ, то объектом его  дипломной  работы
                стала не тяговая подстанция или контактная сеть, а электровозный тяговый
                двигатель. Руководителем у Саши был декан их факультета –

Декан –Саша, методика расчета тягового двигателя Вам знакома, Вы выполняли курсовой проект по этой
      теме.Но сейчас я хочу, чтобы Вы подумали над тем, каким образом конструктивно можно
      уменьшить массу его якоря хоть на немного. На ватмане можно наворотить все что угодно, но
      важно, чтоб эти навороты можно было выполнить технологически. Установка ясна?

Саша –То есть  конструкцию проверить технологией? Смахивает на двойное задание.

Декан –Обычное требование,  присущее  проработке реально запускаемого в производство изделия.
 
Саша – А если оборудование ТЭВЗа не даст возможность осуществить нужную технологию? У них серийное
   производство и возможности ограничены.

Декан –Правильно, но единичные работы по выпуску изделия может выполнить и их инструментальный
    цех, в котором имеется универсальное оборудование.

Саша –А если такового и там не окажется?

Декан –Не исключено, тогда придется  хотя бы определить недостающее оборудование.

Саша –Что ж буду учитывать и возможности инструментального цеха. Спасибо за совет.


                За Сашиной группой закрепили одну из аудиторий, куда специально внесли
                несколько чертежных столов. И работа закипела. Правда находили время и для
                того, чтобы переброситься в карты. Как-то Сашу от игры отрывает невесть
                откуда появившийся Игорь.Б. и просит несколько рублей на покупку книги –

Саша – Вот, все что у меня есть – указал Саша на два рубля и  кучку мелочи, лежащие перед ним на
      столе. - Если ребята не против – я выхожу из игры.

                Никто не протестовал и Игорь Б., забрав деньги, убежал. А Саша пояснил -

Саша –Это был мой школьный друг, который в прошлом году окончил исторический факультет нашего
      Пушкинского педагогического института.

                Прошли защиты  все ребята группы получили на руки направление на работу.
                Предстояло расставание и группа собралась почти в полном составе –

Гиви –Вот и пролетело 5 лет и сегодня мы все инженеры. Я думаю мы все будем помнить друг друга и
      чтобы не потеряться, давайте остающимся в Тбилиси сообщим свои адреса, чтоб таким образом
      наладить переписку.

Саша –Это, конечно, сделать нужно, но интересно было бы знать - как мы оцениваем качество
      преподавания в нашем институте, и не считаем ли, что кое-что следовало изменить.

Боря –Мне кажется, у кого было желание познавать специальность, тот многому мог научиться.

Эмма –Признаться для меня в  теоретической электротехнике сплошные пробелы, хоть в дипломе и стоит
      пятерка.

Света – Я бы обратила внимание на утрату  технически образованными людьми важных «неосязаемых
     активов» классического образования — знания классической  музыки,   литературы  и
     классических театральных постановок, эрудиции, нестандартного творческого мышления.

Гиви –Действительно, никакой культмассовой работой комсомольского сектора этих пробелов не
     восполнить.
Геля –А как с этим быть?

Рома –Ну кто этим интересовался, того и подгонять не нужно было, сам все осваивал.

Саша –Мне кажется, в процессе учебы в институте я столкнулся с культурной катастрофой. При приеме
      на работу в вузы на должность преподавателя руководствуются в основном технической
      квалификацией претендента.  А некоторые преподаватели просто не умеют сдерживаться и не
      умеют вести себя.
Геля – Скажи прямо – самодурствуют и упиваются своей безнаказанностью. Я бы таких гнал.

Саша –Я, например, после того, что происходило у меня с некоторыми преподавателями,  сделал только
      такие выводы, что мотивации  своих визави часто определить невозможно, можно только делать
      предположения на этот счет. Ведь недаром говорится, что «чужая душа - потемки».

Алим –Да, к сожалению, среди них  есть и менторы с застывшими, старыми знаниями, не стремящиеся
      осваивать новшества. Вот от них и были все наши беды.

Саша – И все-таки мы не так уж и малому научились. Но придется ещё больше постичь на рабочем
      месте.
Геля –А у кого же там учиться? У рабочих?

Гиви – Ну кое-чему можно и у рабочих, а в основном - у непосредственных руково-дителей  и по
     книгам.
Эмма –Недаром же говорится – «век живи - век учись».

Алим–И обратите внимание – для выполнения курсовых работ, после определения нескольких главных
     параметров, остальная наша работа заключалась в простых, не требующих никакого умственного
     напряга, вычислениях по программе школьной  элементарной математики.  Так уж ли много пользы
     в таких работах?

Саша –Хотелось бы, чтоб нашим детям достались лучшие условия учебы.

Геля –Не будоражь народ. Конечно, через двадцать лет все будет по-другому.

Боря –Хотелось бы, чтоб больше внимания уделялось производственным практикам. Из тех, что мне
      довелось пройти, я доволен только одной.

Саша –Ты имеешь в виду ту преддипломную практику, что мы проводили зимой в Москве на тяговой
      подстанции метрополитена?

Боря –Да, если помнишь, ты, я и Шурик были направлены к начальнику участка, под началом которого
      находилось несколько подстанций, и он разослал нас по разным подстанциям. Но там нам
      предложили с одним и тем же составом работников ходить на работу в разные смены.

Саша –Но наши жилищные условия, а каждый из нас жил в семье родственников, не позволяли отсыпаться
     днем, после ночной смены. Тогда начальник участка, войдя в наше положение, предложил нам
     ходить на ту подстанцию, где он сам находился в первую смену и отчитываться перед ним за
     каждый проведенный день.

Боря – Подстанция эта находилась недалеко от зоопарка и была наземного расположе ния.  Лично я
      пожалел только о том, что на прежней моей подстанции работала очень приятная помощница
      дежурного, с которой, увы, пришлось расстаться.

Саша –Но на новой подстанции был очень неплохой бильярд. Конечно, в час перерыва нам,
      практикантам, к нему было не подойти, но никто не мешал нам играть на нем в рабочее время.
      Начальник каждый раз проверял как мы освоили ту часть схемы, которую он нам задавал изучить
      по имеющимся чертежам.

Боря – Помню он как-то сказал: – «У меня впечатление, что вы только и делаете что играете в
      бильярд, но схему вы неплохо изучаете. И когда успеваете?»

Саша –На что мы и ответили, что на изучение схемы у нас есть целый обеденный час. В итоге и он, и
      мы проведенной практикой остались довольны. Вот бы так на всех практиках.

Геля –Ты о том, что для успешного проведения практики нужен хороший бильярд и хороший
      руководитель.

Боря –И хорошие практиканты!

Геля –И хорошие практиканты, такие как Боря, Саша и Шура.

Гиви –И ваша хорошая практика пошла «кошке под хвост». Ни один из вас в дипломной работе
      полученные знания не использовал. Темы дипломных работ у вас были другие.

Боря - Это потому, что распределение проводилось позже  дипломной практики.

Гиви –А должно было произойти раньше!

Геля –И кто виноват?

Боря –Извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

                В начале августа в Москву приехал Сашин  отец, которому
                предстояло отправиться в командировку во Францию.

Саша – Привет отец, как доехал?

Александр – На этот раз неплохо. Но вот все вспоминаю, как  довелось мне ехать этим же маршрутом в
      купе с писателем  Константином Гамсахурдиа.
 
Саша – Было интересно? Он вел интересные разговоры о стране, об истории нашей?

Александр – Оказалось, что он настроен был говорить только о том, что заслуги  его  огромны, а его
      мало ценят, приходится ездить как «простому инженеру» в простом купейном вагоне, что
      командировочные ему дают такие же, как и мне, а это неправильно, так как у него вынужденные
      представительские расходы. Других разговоров он не вел  и я, практически, весь путь провел в
      коридоре вагона.

Саша – Хорошо, что он не знал о предстоящей тебе поездке во Францию, а то бы ещё больше
      расстроился.

Александр – Моя поездка во Францию может расстроить Анастасию. Будь мы сейчас в браке, она бы
      отправилась туда со мной.

Саша – А что, ты и вправду мог взять её с собой? Она так всю жизнь об этом мечтает.
 
Александр – Представь себе, мог! Один из  членов нашей бригады, направляющейся в длительную
     командировку во Францию, едет с женой. Как-никак я -производственник, заместитель главного
     инженера завода, а потому и руководитель этой группы, в этом бы мне не отказали.

Саша – Пожалуй, об этом я маме не буду сообщать, хотя попрошествии стольких лет информации о своем
       отце она бы все равно не обнаружила. Но посмотреть Париж – сама по себе мечта. Как говорили
       когда-то «Увидеть Париж и умереть», то есть это для нашего человека  как бы предел желаний.

                Через несколько дней, когда Саша провожал отца в аэропорт, тот
                сказал –

Александр –Мне начальство сообщило, что на заработанные в командировке деньги я смогу приобрести
      во Франции легковой автомобиль и переправить морем на родину. Конечно, в этом случае мне для
      экономии средств, придется отказаться от проживания в гостинице, жить и питаться в нашем
      торговом представительстве. Как ты мне советуешь поступить?

Саша –Пожалуйста, не думай о машине, поживи в свое удовольствие, если позволят средства – живи в
      приличной гостинице и заглядывай в рестораны. Один раз живем.

                Проводив отца, Саша через день отправился в Сочи, где его уже ждала
                Люся и пришедшая на её адрес телеграмма от Анастасии, в которой
                сообщалось, что ему на следующее утро нужно встречать Инну, которая
                хочет хоть немного побыть на море. И они тут же отправились снимать
                комнату для Саши и Инны.

Инна – (На перроне вокзала брат и сестра обнимаются) Привет, Саша, я страшно волновалась, что ты
      по какой-нибудь причине не сможешь меня встретить, правда в этом случае я могла пойти по
      Люсиному адресу. Но для меня это было бы очень неловко. Спасибо, что не опоздал.

                В этот момент к ним подходит Люся с букетиком цветов и преподносит их
                Инне. Девушки обнимаются и целуются.

Саша –Надо же, я вас ещё не познакомил, а вы уже бросились друг к другу в объятья.

Инна –Радуйся – это признак того, что мы с Люсей подружимся.

Саша –Надеюсь, это будет мне на пользу?
 
Инна – А как же иначе? Вокруг восточного господина должны быть только радостные лица.

Саша – Инночка, ты, пожалуйста, поосторожнее. Люсе ещё придется привыкать к твоему изощренному
       ехидству, а пока она может принять твои дружеские выводы как намек на мой плохой характер.

Инна – Что ты этого испугался? А мне казалось, что ты настолько кажешься себе великолепным, что
       мои шуточки от тебя просто отскакивают.

Саша – От меня они, конечно, отскакивают, не принося вреда, но вот Люсиному утонченному слуху 
      нужно время, что бы  к ним  адаптироваться. Так что, пожалуйста, сбавь обороты.

Инна – Слушаюсь и повинуюсь, брат мой!

Люся – Прошу меня извинить, но я в ваших пикировках, по-видимому, просто не смогу участвовать.
      Одно дело пикировка родных людей, которые все готовы друг другу простить. А от меня что-то
      подобное покажется неуместным и грубым.  Пусть уж лучше мои высказывания покажутся вам не
      столь яркими и даже пресными.

Инна – Друзья мои, кажется, мне всерьез нужно перед вами извиняться – я вношу диссонанс в ваши
      мирные разговоры и рассуждения, так характерные для не очень долгосрочного знакомства.
      Обещаю исправиться.

Саша – Вот и хорошо. Давайте жить дружно!

                К сожалению, Саша каким-то образом простудился и целых два дня
                просидел дома. Впрочем, это поспособствовало более быстрому развитию
                отношений между Инной и Люсей, так как они, при отсутствии Сашиных
                ушей, более свободно могли обмениваться своими наблюдениями и
                рассуждениями на разные темы.

Инна  – Ребята, спасибо вам за компанию, но мне пора возвращаться домой и восстанавливать весь тот
      материал, который я с помощью героического поступка отца, который перевозил мое пианино из
      Тбилиси в деревню и обратно, только для того, чтобы я не потеряла беглости при исполнении
      заданных мне вещей. А теперь нужно успеть восстановить достигнутую технику исполнения к
      первой встрече с педагогом.

Саша – В таком случае отправлю тебя завтра в Тбилиси, а через неделю Люсю в Ленинград и сам
      вернусь и приступлю к работе на заводе.

                Так все и произошло, но до того как разъехаться Саша и Люся стали
                строить планы на свою совместную жизнь. Предполагалось, что родители
                обеих сторон их решение одобрят и по окончании Люсей института в начале
                апреля, она вернется в Сочи, где они и вступят в брак.   Жить же они
                будут в Тбилиси,  временно  в маленькой Сашиной комнатушке с надеждой
                получить приличное жильё от завода ТЭВЗ, где Саша и должен был работать
                по распределению. Все это они обсуждали сидя на скамейке с видом на
                море и тесно прижавшись друг к другу.

Кадровик – Завод Вас давно ждет. Давайте Ваши бумаги. Подписывайтесь здесь и прямиком на
      испытательную станцию машинного цеха.

Саша –А там к кому?

Кадровик – Начальника зовут Александр Ефимович. Где машинный цех знаете?

Саша –Да, я был у вас на практике.

Кадровик – Вот и прекрасно, Вас там ждут.

Александр Ефимович– Здравствуйте, здравствуйте, наконец, дождался!

Саша –А почему «наконец?»  Мне вроде и положено было сегодня явиться.

Александр Ефимович– Просто я давно требую, чтобы мне выделили ещё одну должность контрольного
       мастера, а дирекция все тянула.Наконец, дождался. Дело в том, что число выпускаемых
       электровозов растет и для выполнения всех возложенных на коллектив станции работ, нужно
       работать в три смены, а у меня только два  мастера. Зашиваемся. Кстати, а у начальника ОТК
      (отдела технического контроля) Вы уже были?

Саша –Нет, я из кадров прямо к Вам.

Александр Ефимович– Тогда мне нужно срочно ему сообщить о Вашем появлении, а дальше как он велит.

                Они заходят в конторку и Александр Ефимович по телефону
                связывается с начальником ОТК –

Александр Ефимович– Уважаемый Владимир Иванович, ко мне на место контрольного мастера направили
     сына Александра Георгиевича. Ах, Вам уже доложили.  Я было начал вводить его в курс дела, но
     вероятно его следует вначале отправить к Вам? Что? Рациональнее мне продолжить с ним беседу и
     только затем направить к Вам. Благодарю, так и поступим.

Саша –Понятно. Испытательная станция входит в структуру ОТК.

Александр Ефимович– Естественно, ведь испытание электрических машин и является их контролем на
     пригодность. С сегодняшнего дня на вверенной мне испытательной станции в штате состоят:  3
     контрольных мастера и 3 электрослесаря,  2 контролера, в обязанности которых входит
     приемочный контроль всех операций на участке сборки электрических машин, и дисциплинарно
     подчиняющиеся мне 3 дежурных электрика, обслуживающие машинный зал и по нашим указаниям
     подающие к испытуемым машинам электрическую энергию.

Саша –А кем осуществляется технический контроль деталей и узлов на других участках цеха?

Александр Ефимович– На участках механической обработки контроль осуществляется старшим контрольным
     мастером, у которого в помощниках насколько контролеров. Такова же система контроля и на
     участке обмотки якорей электрических машин и пропитки. Номинально я считаюсь главой всей
     структуры ОТК в цехе, но фактически за свои участки отвечают старшие контрольные мастера этих
     участков.

Саша – Теперь мне стало понятно куда я попал. А мои прямые обязанности?

Александр Ефимович– Их немало: 1) испытывать в определенных режимах вспомогательные электрические
     машины электровоза, а это, как Вам известно, двигатель, приводящий в работу компрессор,
     двигатель-вентилятор, генератор управления, сидящий на валу двигателя  вентилятора.
     Номинальное рабочее напряжение у обоих двигателей  3 тысячи вольт постоянного тока. Генератор
     же управления вырабатывает 50 вольт; 2) испытывать по схеме взаимной нагрузки одновременно
     два тяговых двигателя напряжением 1500 вольт; 3) проверять высоким напряжением переменного
     тока прошедшие испытания электрические машины всех перечисленных типов; 4) проверять высоким
     напряжением подаваемые для этих процедур по отдельности собранные остова и якоря
     электрических машин, а так же каждый изолировочный кронштейн, на которые крепятся в машинах
     щеткодержатели. Правда,четвертую операцию на территории испытательной станции могут выполнять
     и наши два контролера, но в ночную смену это вынуждены делать контрольные мастера.
     Естественно все эти операции нужно производить при тщательном соблюдении мер безопасности,
     знание Вами которых будет зарегистрировано протоколом комиссии.

Саша –Как я понял, контрольный мастер с территории станции за смену ни ногой?

Александр Ефимович– В третью смену участок общей  сборки работает, а третьего контролера у нас
    нет. Приходится отдуваться контрольному мастеру, особенно в последние числа месяца

                Три дня Саша выходил на работу вместе с Александром Ефимовичем в
                первую смену и тот стал уже ему разрешать испытание
                вспомогательных машин самостоятельно. А на четвертый день
                вместо Александра Ефимовича он застал на рабочем месте
                начальника ОТК –

Владимир Иванович – Произошла неприятность –наш Александр Ефимович травмирован и пропустит
     несколько дней. Что будем делать? Он мне сообщил, что Вы можете самостоятельно испытывать
     вспомогательные машины, но тяговые двигатели еще не испытывали. Таким образом, есть два
     варианта выхода из положения: возвращаемся к двухсменному варианту, срочно вызвав того кто во
     вторую смену и того кто в третьей переведем во вторую или же в Вашей смене испытывать только
     вспомогательные машины, а тяговые двигатели оставлять на вторую и третью смену.

Саша – Я несколько раз внимательно наблюдал как испытывал тяговые двигатели Александр Ефимович, в
     какой последовательности собирал схему. Думаю, никакого труда при их испытании у меня не
     возникнет.

Владимир Иванович – Я подумаю и через некоторое время вернусь к вам.

                Примерно через полчаса Владимир Иванович вернулся –

Владимир Иванович – Я повидал старшего инспектора МПС (Министерства путей сообщения, постоянно
     находился на заводе), он когда-то занимался испытанием машин и попросил его поприсутствовать
     здесь при Вашем первом испытании тяговых двигателей. Думаю, его присутствие успокоит Вас. Вам
     надо только позвать его, он бросит все дела и придет сюда.

Саша –Честно говоря, мне это кажется излишним, но раз Вы так решили…

Владимир Иванович – Итак, договорились, без него не начинайте!

                Насколько это была глупая затея я понял сразу, как начал собирать схему
                и двигатели закрутились. Инспектор стал требовать от меня пояснений
                каждого моего движения и я вынужден был объяснять их ему. Но когда он не
                понял, зачем я запустил бустер (вольтодобавочная машина), мне просто
                пришлось сказать ему –

Саша – Батоно, просто следите за показаниями вольтметров и амперметров, чтобы не нарушался тот или
     иной режим.

                Как ни странно, но моя невежливость его успокоила, он понял, что я уверен
                в своих действиях. Испытание закончилось мирно. Владимир Иванович
                остался доволен.
                Когда сменщик Павел пришел к своей смене и обнаружил две пары испытанных
                Сашей тяговых двигателей –

Павел – (хлопнул Сашу по плечу и сказал) Ну ты даешь, нужно будет с тобой сыграть в шахматы.
       (Павел был перворазрядником по шахматам).

                Убедившись в том,что Саша справляется со всеми обязанностями, Александр
                Ефимович тут же отправился в отпуск. А исполнять обязанности начальника
                испытательной станции Владимир Иванович возложил на Сашу, объяснив это
                тем, что Сашины сменщики имели за плечами только техникум.

Зам.нач. цеха–Саша, завтра кончается квартал, в котором у цеха складываются очень хорошие
     показатели за исключением того, что мы не успеваем сдать на модус три тяговых двигателя и два
     якоря (модус- запасные части посылаемые в депо как запасные части). Давай пройдем по цеху и
     ты убедишься, что на их доделку нам нужно не более двух дней. Но если мы их не оформим
     завтрашним днем, то коллектив цеха так здорово поработавший в этом квартале не получит
     большой и  во многом заслуженной премии. Начальник цеха готов подписать документацию, в
     которой этот модус будет оформлен в этом месяце, но там должна быть и твоя подпись.

                Они вместе прошлись по участкам цеха и Саша убедился в том, что для
                доделки и сдачи модуса действительно достаточно двух дней –

Саша –Ну что же, я готов подписать. Но что будет, если это обнаружится?

Зам.нач. цеха– Полагаю, ничего хорошего – лишатся своих должностей подписанты отчетного документа.
     Как минимум.

Саша –То есть начальник цеха и я, а кто-то может получить повышение?

Зам.нач. цеха–Нечего представлять меня змеем искусителем. Начальником сделают другого заместителя  – Адена Григорьевича, а не меня.

                Когда после отпуска вышел на работу и получил большую премию Александр
                Ефимович, он сказал Саше –

Александр Ефимович –Конечно, Саша, Вам спасибо, но я бы на такое не решился.

                А начальником машинного цеха стал Аден Григорьевич. Бывшему начальнику
                цеха предложено было стать директором небольшого завода по производству
                асинхронных двигателей, на что он и согласился.
                В самом конце марта вернулся из длительной командировки  во Францию  Сашин
                отец. Взбудоражен был весь завод и потому была организована с ним встреча
                всего коллектива, где каждый мог задать ему интересующий его вопрос.

Главный инженер – Товарищи! Наш сотрудник, уважаемый Александр Георгиевич, вернулся из
      ответственной командировки во Францию,  где возглавлял группу советских специалистов, 
      задачей которой являлась приемка электровозов переменного тока серии «Ф», которые закупал
      СССР  для уже запущенной в эксплуатацию железной дороги в Сибири. Конечно, хочется
      расспросить о многом, но вначале попросим Александра Георгиевича обрисовать деятельность их
      группы и связанные с их работой трудности и обстановку. Александр Георгиевич, прошу Вас!

Александр – Фирма «Альстом»,с которой у нас был договор о приобретении электровозов,имеет заводы в
     городах: Тарб, Бельфор, Париж, и Сент-Уан.Монтажная сборка электровозов производилась на
     заводе в Бельфоре. Нас в группе было четверо и на каждую поездку на тот или иной завод
     выезжали два человека.

Вопрос с места – Так требовала Москва?

Александр – Так рекомендовали те, кто нас посылал. В первый раз, когда я появился в главном офисе
     на заводе в Бельфоре, где меня ждали, ко мне подошел  очень пожилой мужчина, приобнял меня,
     поцеловал в плечо и отчетливо по-грузински сказал: – «Гамарджоба, дзмобило» (здравствуй,
     побратим). Я страшно растерялся, на грузина он не был похож. И я ответил: –
     «Гамарджобат,батоно, мапатиэт – тквэн вин брзандебит? Рогор могмартот?» (здравствуйте,
     извините, кто Вы, как к Вам обращаться?) Он говорит: - « Я - князь Михаил Мишутин, (продолжал
     он на русском) служил в гвардии в Тбилиси, был женат на дочери главы города, ныне покойной.
     Когда мне предложили поработать переводчиком с вашей группой и я увидел  в списке грузинскую
     фамилию я тут же согласился». Как выяснилось, в его обязанности входило служить переводчиком
     на территории завода в Бельфоре. Кем будет осуществляться перевод на других заводах, он не
     знал.

Вопрос с места – Простите, а в Париж вы из Москвы летели всей группой?

Александр –Странный вопрос, чем он может навеян? Но отвечу. Из Москвы я вылетел один,  не зная
     французского, я только начал его учить, узнав о предстоящей командировке. Очень надеялся на
     свой немецкий. Но сев в Париже в такси я не смог  не на зачаточном французском, не на вполне
     приличном немецком объяснить водителю, что мне нужно попасть в торговое представительство
     СССР. Вспотев от усилий, я как бы про себя пробурчал «фу, черт» на что мне водитель,
     оказавшийся эмигрировавшим в свое время во Францию белым офицером, воскликнул - «Ну и
     объяснялись бы по-русски».

Главный инженер –Товарищи, я думаю, что мы не должны отвлекать вопросами Александра Георгиевича от
     основной темы. Александр Георгиевич, пожалуйста, продолжайте.

Александр –Я привез кучу проспектов, где приведены данные и чертежи многих иностранных
     электровозов, но сейчас здесь их продемонстрировать не могу - это в рабочем порядке.Сейчас
     позвольте мне рассказать   несколько интересных историй, участником которых я был в ту
     командировку. Дело в том что график передачи нам изготавливаемых электровозов, ранее
     согласованный обеими сторонами, перестал нас устраивать, от него  французы даже стали
     отставать и платили за это неустойку, а  на запущенная на этих электровозах дорога наращивала
     грузопотоки и МПС настаивала, чтобы я требовал от фирмы «Альстом» ускорить изготовление и
     передачу электровозов.Я так часто беспокоил по этому поводу президента фирмы, что он однажды
     сказал мне. «Вам хорошо известна технология наших заводов и если Вы считаете, что у нас есть
     возможность ускорить выпуск электровозов, то раскройте его нам, ибо наши специалисты его не
     видят». И в один прекрасный день он собрал весь руководящий технический персонал и когда я
     зашел в комнату, где за столом уже сидели все собравшиеся, президент встал со своего места и
     предложил мне занять его и руководить заседанием, посвященному вопросу ускорению поставок
     электровозов «Ф» Советскому союзу. Садиться в его кресло я отказался, но попросил поставить
     для меня стул рядом с его креслом. И начал беседу с того, что их фирма платит неустойку за
     задержку передачи электровозов, а наша страна терпит убытки за задержку грузов. Поэтому обеим
     сторонам выгодно, чтобы выпуск электровозов ускорился. И попросил всех присутствующих вносить
     на этот счет предложения. Все молчали.

                Сотрудники ТЭВЗа тоже молчали, переживая за своего представителя
                попавшего в такие трудные условия.  Александр Георгиевич продолжал-

Александр – Тогда я сказал – «Прошу меня извинить, но я на время представлю себя в Тбилиси,
    решающим стоящий  здесь перед нами вопрос на своем заводе, там бы я посоветовал ввести третью
    смену». Прошел шумок. Заговорил президент: -«Чтобы осуществить это предложение у нас, придется
    перезаключить договор с профсоюзом и нанять еще рабочих, что обойдется гораздо дороже, чем
    оплата  вашей стороне неустойки». После чего я заметил: - «А если просто  продлить  работу
    каждой из обеих смен часа на 1,5 -2». Вновь заговорил президент: «Профсоюз вряд ли согласится
    на это, а если и согласится, то потребует такой прибавки к заработкам, что уплата неустойки
    вновь окажется намного выгоднее». Тогда я решил рискнуть  превысить свои полномочия и  сказал:
    «В таком случае официально предлагаю вам не выполнять  предусмотренную вашей технологией
    повторную,  окончательную окраску корпуса электровоза, после каждой из которых требуется   
    двенадцатичасовая сушка». На что президент с умным видом ответил: «То есть Вы будете их
    принимать без того глянца, который и привлек внимание вашего лидера, господина Хрущева, к
    нашим электровозам. Помню, хлопнув приглянувшийся ему электровоз по  великолепно выглядевшему
    боку, он сказал: - «Заверните, покупаем».  Увы, и этот вариант нам не подходит».

                Когда все сотрудники были отпущены и Александр с президентом
                остались с глазу на глаз, Александр доверительно сказал –

Александр – Теперь я понял почему вы не смогли противостоять в войне немцам.

                Президент как ни странно вроде понял произнесенное  мной по-русски и
                вяло согласился.

Вопрос – с места -А  с президентом Франции Вы не встречались?

Александр – Еле-еле избежал этой встречи, когда президент Франции Шарль де Голь после выступления
     на митинге, происходящем на одном из заводов, шагнул в толпу и пожимая желающим руки
     направился в сторону меня и моего напарника. Я избежал встречи, но напарник пожал протянутую
     ему руку.

Выкрик – Не жалеете?

Александр –Зато  избежал и вопросов на Родине, которые мог вызвать такой эпизод.

Главный инженер – Тут вот некоторым товарищам хочется спросить,  как Вы там проводили  свободное
    время, куда ходили, видели ли бордели?

Александр – (после пробежавшего по залу смешка) Жил я там в отеле «Монтевидео», питался в кафе и
    ресторанах. Однажды, несколько  французских  сотрудников пригласили меня в ресторан и там мы
    посмотрели по телевизору игру нашего «Динамо» с одной из французских футбольных команд,
    происходящую во Франции. Что касается борделей, то извините, я их не видел. Ни один уважающий 
    себя мужчина их не посещает. Туда ходят только юноши и старики.

                Встреча-отчет ещё некоторое время продолжалась. Было задано ещё
                много вопросов и выслушано ответов. Наконец, она закончилась и
                Саша с отцом пошли к Александру домой. Тот, после развода с
                Анастасией, жил с супругой в однокомнатной квартире в одном из
                двухэтажных домов, возведенных недалеко от тогда ещё
                ремонтного, а не электровозостроительного завода.

Александр – (Когда они вдвоем разместились за столом)- Мне думается, что как раз наступил момент,
    когда следует распробовать коньяк, преподнесенный мне французами.

Саша – Может имеет смысл сохранить его для более торжественного случая?

Александр –Нет, сейчас и наступил самый нужный случай. Я на заводской встрече не все рассказал из
    того, что  хотел бы чтоб ты знал.

Саша – Я обратил внимание, что вам предписывалось быть всюду по двое, а что было делать третьему?
    Ведь кроме тебя в группу входили – конструктор из Новочеркасска и управленец из Москвы.

Александр – Был и четвертый, о котором мне сообщили в последний момент.

Саша – Догадываюсь – это был представитель органов безопасности.

Александр – Ты не ошибся, но интересно, что этот человек был нашим соотечественником и имел
   практику работы на нашем же заводе. Мне рекомендовали в плане работы держать его при себе, а я
   потом решил, что и гулять по Парижу и окрестностях  в его компании меня вполне устраивает.

Саша – Вот бы де Голь развеселился, если бы узнал кому жал руку.

Александр – Но признаться, я в паре с этим товарищем не боялся впоследствии ни в чем быть
    обвиненным, безбоязненно искал по Парижу православную церковь, где могла бы вестись служба на
    грузинском языке.

Саша – И удалось найти?

Александр – Оказалось, что такая до самого последнего времени была, но недавно батюшка скончался,
    но там надеялись, что в скором времени пост настоятеля займет молодой священник из Брюсселя.
    Затем мы набрели на полуподвальную пивнушку куда вывеска на трех языках зазывала отведать
    мцвадеби (шашлыки).

Саша – И вы соблазнились?

Александр – Не то слово. Мы рванули в манящую прохладу и обнаружили в заведении всего лишь двоих
    жалких посетителей. Зато за стойкой стоял  в каком-то полусонном состоянии колоритный, 
    немолодой грузин, высокий и упитанный, а за пояс у него демонстративно был засунут огромный
    револьвер. «Салами,батоно» - поздоровался  мой спутник. «Саидан брдзандебит батонебо?» (откуда
    вы, уважаемые?) -несколько взбодрился хозяин. А когда услышал, что  из Тбилиси, то тут же
    выскочил из-за стойки и, стряхнув тряпкой пыль, с одного из столиков, пригласил нас
    устраиваться, сам принимал у нас заказ и даже выписал счет на грузинском языке. Выяснилось,
    что это бывший тбилисский актер М.Хоперия, сыгравший одну из ролей со знаменитым нашим
    актером Акакием Хорава и вышедшем уже во время Отечественной войны фильме «Георгий Саакадзе».
    Затем он попал на войну и был взят в плен, а после войны побоялся возвращаться, так как знал,
    что несколько лет продержат в лагерях.

Саша – А с князем М.Мишутиным ты вне завода не общался?

Александр – Нам не рекомендовали наносить визиты на дом.  Но как- то раз в забегаловке выпили по
    бокалу легкого вина. Он все расспрашивал о судьбе их кирпичного дома на Кирочной улице, близ
    кирхи. Я сообщил ему, что кирху давно убрали, а дом заселен и неплохо выглядит. По сути его
    больше ничего не интересовало.


Рецензии