Американка или провинциальный бонтон

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 3. Три украинских лета (1966-1968)

3.6. «Американка» или провинциальный бонтон

     Олег, старший сын нашей хозяйки, приехав из Киева на каникулы, явно тяготился полудеревенским образом жизни. В другое время и при других обстоятельствах он, возможно, вряд ли обратил внимание на двух женщин за тридцать, да еще с детьми-подростками. Ни существенная разница в возрасте, ни мы с Володей, постоянно вертевшиеся под ногами, в данном случае значения для Олега не имели. Что, впрочем, делает ему честь. Возможно, двадцатилетний юноша уловил веяние неведомого ему мира гораздо более обширных знаний и широких возможностей. Мира, который мог бы заворожить и более искушенного человека.
     Как бы то ни было, наш приезд явно скрасил ему тягучие провинциальные будни. К тому же две московские дамы-журналистки давали повод продемонстрировать свою начитанность и другие лучшие качества. Попутно он посвящал их в тонкости местного этикета.
     Время от времени Олег сопровождал нас на пляж. Хотя в обычное время не опускался до такого несерьезного времяпрепровождения. Однажды на наших глазах какой-то молодой человек перенес на руках свою девушку из лодки на берег, чтобы та не замочила ноги в туфлях. Из-за этого эпизода и загорелся весь сыр-бор.
     -Подумаешь,- ревниво заметил наш провожатый.- Я бы свою даму до дома донес.
     Уличенный в бахвальстве и подзуживаемый насмешками, Олег по какой-то причине уперся и был готов на спор подтвердить свои слова, донеся Елену Сергеевну от берега реки до дома. Ставкой должно было стать исполнение проигравшим любого желания победителя. Молодой человек предлагал пари с такой уверенностью в своих силах, что мамина подруга призадумалась. В конце концов, подхваченная потоком общего азарта она согласилась на ту самую «американку».
     На следующий день в сопровождении болельщиков спорщики приступили к аттракциону. Естественно, даму следовало нести на руках перед собой, прижав к груди, а не перекинув через плечо, как мешок. Надо отдать должное Олегу. Даже при таких жестких условиях он одолел по песку около ста метров. Но это была всего лишь десятая часть пути.
     С объявлением желания решили не торопиться. Вечером после ужина мы приступили к коллективному творчеству. В итоге постановили, что Олег должен надеть белую нейлоновую рубашку, повязать галстук и добавить к этому черные носки и ботинки. Заполнить промежуток между белым верхом и темным низом должны были шорты. В таком виде, ведя под руку Елену Сергеевну, ему предстояло в ближайшую субботу явиться на танцплощадку.
     Надо сказать, в модных веяниях провинция всегда стремится перещеголять столицы. В данном случае это выражалось в том, что молодые люди не ограничивались примитивным моряцким клёшем, а вшивали броские клинья в нижнюю часть штанин. Вдобавок клин украшался цепочкой, бубенчиками и другими цацками. Помимо этого, рукастые братья Олега старались сделать модными отечественные ботинки: увеличивали высоту каблуков и по-ковбойски срезали их под углом. То есть делали косыми (естественно, отсталые родители воспринимали башмачные эксперименты над недавно купленной обувью наравне с модным ныне термином «накосячить»). Но сомнительную моду на шорты нам пытался навязать только отрицательный герой Андрея Миронова.
     Исполнение желания прошло, как и следовало ожидать, при повышенном внимании со стороны отдыхающей публики. Однако дело ограничилось шушуканьем и оправданиями перед друзьями и знакомыми. К чести гостей и постоянных обитателей Остра до откровенного смеха или улюлюканья дело не дошло. Даже мама главного героя, выходившая вместе с мужем из клуба после киносеанса, лишь тихо охнула и поспешила поскорее удалиться.
     Позднее Олег объяснил мне и Володе, что смысл американки в том и заключается, чтобы узнать сокровенное желание другой спорящей стороны. Таким образом, коллективное творчество двух великовозрастных мамаш и их сыновей-подростков нарушило весь ход операции незадачливого Казановы. Одновременно мы допустили возмутительное попрание норм этикета. По крайней мере, по местным представлениям.
     Впрочем, так оно действительно и было. Вот если бы еще вспомнить, где мы раздобыли шорты?!

Москва, октябрь 2017


Рецензии