Чудо-карпы с озера Мельничного

             

             ЧУДО-КАРПЫ МЕЛЬНИЧНОГО ОЗЕРА



На Мельничном озере у деревни Мельничное Ирбейского района водятся огромные карпы.

Я бы и сам не поверил в их размеры, но слушая рыбацкие рассказы отметил странную байку с Усовского озера. Раскинулось оно у подножья крутого холма и разливается  на полверсты. Впадает в него тихая речка и вытекает из  озера у малой плотины. Рассказывали, что один рыбак закинул удочку у озерной плотины и вдруг не смог вытащить ее.

Когда же он решился нырнуть за снастями, ожидая там увидеть корягу на дне. Но вместо нее был удивлен – крючок захватил челюстями огромный карп размером с молодого поросенка и вскоре, оборвав леску, ушел великан в темно- зеленую глубину.  Кто бы ни услышал эту историю, часто сомневался в рассказе того рыбака. Все начало забываться, подтверждений случаю мне не встречалось.

Но недавним летом я со старым школьным другом отправился на сплав по нашему Кану, скалистому притоку Енисея. Вез нас дедушка, оказавшийся бывалым рыбаком. Его машина нагруженная палаткой и резиновой лодкой ехала все дальше от города в лесные заросли.


Удивил он и нас своими впечатлениями о поимке огромного крапа в Мельничном озере, то у деревни Мельничное в Ирбейском уезде. Оказалось, что там постоянно вылавливают самых огромных карпов в нашем Красноярском крае. Вот его рассказ.


   Еще в восьмидесятые годы мы с сыном шли мимо запруды и увидели, что водой прибило к сливной щели огромную  рыбу, она барахталась пытаясь уйти обратно на глубину запруды, но у нее не получалось. Я снял часы и рубашку и бросился на добычу. Неглубоко в воде стоял огромный карп, размером с поросенка и длинной с детскую ванну. Я обхватил чудо-рыбу руками и поднял, но она сильно рвалась и выскальзывала из рук. Несколько раз карп падал в воду.

   Но наконец мне удалось выбросить его на берег. Здесь его можно было рассмотреть. Огромные размеры карпа не исказили его природные очертания. От головы до хвоста он был темно серый с серебристым брюхом.

Чешуя его также была огромной и одна чешуйка на спине была величиной с пятак.
Трудно было нести скользкого великана до родного дома. Здесь родные все оживились и громко звали друг друга посмотреть, что за диво я принес. Прибежали дети и удивлялись.
Когда я взвесил ее простым безменом, пружинными весами с крючком, и карпище вытянул девять с половиной килограмм.


Но и это не самый огромный карп мельничного озера. Там и до сих пор вылавливают карпов до восемнадцати килограмм.
Дома мы с женой порезали карпа и часть посолили, а часть пожарили на широкой деревенской сковороде. Всем хватило поесть, и засолено было на целый обычный улов кусков той рыбы. Навсегда запомнился мне этот великий карп, карпище. Оставшиеся ребра и спинные кости рыбины напоминали кости молодого поросенка.

Прошли в заботах годы, я уехал работать в другое место.
Однажды мне встретились мужики из той деревни. Их просьба показалась мне очень странной. Они просили привезти самые толстые лески, просто как проволоку. Самые большие крючки они просили для огромных карпов с мельничного озера.  Дальше больше узнал я, оказалось, что ловят тамошние жители огромных рыб не на обычные крепкие удочки, а просто берут толстые лесины, или оглобли с толщиной черенка от лопаты!

На такую оглоблю снаряжается толстейшая леска и на ней ставится самый большой крючок. Ловят крапа на жмых, шелуху, остаток от перемалывания гречишных зерен. Его смешивают с кашей и лепят на крючок.
С годами огромные карпы не выводились и сейчас там можно поймать такого рыбьего великана.

     Озерный карп питается травой и водными растениями, и такого корма у нас в изобилии на всех озерах. Когда то давно на мельничное небольшое озеро привезли и выпустили карпов и вот спустя тридцать лет выросли такие удивительные рыбы-великаны.


паспорт сказа

записан в 2016 под Зеленогорском, обработан позднее

     Рассказчик старожил рыбинского района, пожилой водитель такси Дмитрий. Свидетель рассказа отец Владимир Старшов. История записана у деревни Камала по дороге на сплав по Кану.


Рецензии