Скульптура Танец Жана Батиста Карпо

             Жан Батист Карпо родился в 1827 году. Сын бедного валансьенского каменщика учился сперва в разных маленьких рисовальных школах, а потом у Рюда, Дюре и Давида Анжерского, в Париже.

         В 1854 году получил римскую премию за группу «Гектор вверяет своего сына, Астианакса, покровительству отца богов». В качестве пенсионера правительства Карпо отправился в столицу Италии, где изучал Микеланджело и исполнил статую «Молодой рыбак», а потом и группу «Уголино с его детьми» , доставившую ему по его возвращении, громкую известность.

       Лучшим в наследии Жана Батиста Карпо являются его монументально-декоративные композиции. А среди них выделяется скульптурная группа «Танец». Она была исполнена в 1869 году для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Гарнье.

   В этом произведении Карпо проявил себя подлинным монументалистом. Благодаря выразительности силуэта и четким скульптурным формам группа удачно связалась с архитектурным окружением. Она с первого взгляда покоряет зрителя естественностью и динамичностью верно схваченных движений.

        Композиция группы вызывает впечатление жизненной правдивости, естественности. В веселом хороводе кружатся девушки, их простые милые лица далеки от классического типа красоты. В вихре движения развеваются волосы, гирлянды цветов. А над всей группой возвышается гений. Его поднятые вверх руки, вся фигура, полная пафоса и динамики, как бы призывает к радости и веселью. Эта пластичная и крепкая по форме скульптура отражает правдивое и жизнерадостное восприятие жизни ее автором, проявившим здесь себя мощным реалистом.

      Группа сразу же вызвала обвинение в "оскорблении нравственности" своей "откровенной чувственностью". Обнаженный юноша с бубном и вакханки, несущиеся в вихре танца, вызывали тогда не только "праведный" гнев, но и черную зависть. Другие, менее талантливые скульпторы не способны были так живо передать движение в мраморе, им проще было назвать "Танец" непристойным.

          Страсти накалились. B ночь с 27 на 28 августа 1869 г. вандалы, как всегда неизвестные, излили свой гнев на творение Карпо в буквальном смысле - они забросали скульптуру бутылками с черными чернилами.

      Под действием ханжей скульптуру вынуждены были убрать с фасада Оперы, в 1870 году ее перенесли в Музей д'Орсэ. От полного уничтожения "Танец" спасла смерть его автора Жан-Батиста Карпо в 1875 г. Но и по сей день на одной из танцующих вакханок сохранилось черное чернильное пятно вандалов XIX века, его не могут вывести современные реставраторы. А в марте 1871 грянула Парижская Коммуна. В парижской Опере там, где раньше царил гений танца и кружились вакханки, устроили застенки и камеры пыток. Мефистофель был прав.
 
         Уходят скульпторы и танцоры, но "Танец" живет. В 1932 году было решено заменить скульптуру Карпо копией, которую выполнил из особо прочного материала скульптор Поль Бельмондо, отец известного французского актера Жан-Поля Бельмондо. Эта скульптура и украшает сейчас фасад парижской Оперы. "Танец" стоит на том месте, что и в 1869 году, приветствуя новое поколение.

      Карпо был видным скульптором второй половины 19-го столетия, оказавшим заметное влияние на развитие французской пластики. При всем многообразии и неровности его произведений творчество скульптора в целом пронизано любовью к жизни, к человеку.

    Хотя Карпо по-своему направлению был реалистом, но подражание формам действительности, чуждое всякой идеализации, соединялось в его произведениях с глубиной экспрессии и сильною передачей движения


Рецензии