Гамлеты семидесятых

С приходом Олега Меньшикова в театр им Ермоловой в обновленном коллективе и здании на Тверской произошел невероятный взрыв творческого энтузиазма: народ на новые постановки валом валил! Не удержалась, разумеется, и я – и была сполна вознаграждена! Я уж не говорю о музыкальных спектаклях с великолепным оркестром, но «Игроки» Гоголя, разыгранные с бесподобным юмором, фантазией, искрометно и без малейшего отступления от оригинала просто разят наповал. Три года назад в этом театре режиссер Валерий Саркисов  поставил и «Гамлета» - тоже изобретательно и без обычного в нынешней театральной среде глумления над оригиналом. Очень хорош в главной роли Александр Петров. Интересна концепция - в музейной как бы обстановке неожиданно современный горячий юноша в джинсах и развевающихся шарфах… Идет спектакль до сих пор с неизменным успехом!
Все бы хорошо, но я с юных лет ужалена и навсегда покорена гениальной экранизацией Г. Козинцева – с музыкой Шостаковича, великолепно подобранным ансамблем актеров и безупречным прочтением творения Шекспира. Я смотрела черно-белый фильм девять раз – и всякий раз с неослабевающим сердцебиением и лихорадкой в голове. Как все точно, благородно, как звучат все сцены, как развивается пружина действия! Естественно, после этого я собрала целую библиотеку о пьесе, о самых громких ее постановках и актерских трактовках, рецензии в журналах и газетах. Из книги Ефима Добина узнала, что фильм собрал все мыслимые и немыслимые награды, в Великобритании его признали лучшей экранизацией Шекспира всех времен, критика была восторженной!
Прочтение Козинцева было новаторским, но и моментально стало каноническим, настолько великолепна и глубока эта постановка. А что хочется сделать с образцовым творением? – Правильно, взорвать непременно! В советских театрах 70-х годов «Гамлет» был очень востребованным! (Вспомним хотя бы из фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля» смешную цитату  самодеятельного режиссера в исполнении Евстигнеева: «А не пора ли нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, Шекспира …»)
Замахнулись! Да еще какие постановщики! На Таганке в 1971 году «Гамлета» поставил Юрий Любимов. Спектакль во многом эпатажный, но и однозначно яркий – благодаря прежде всего харизматичному Гамлету-Высоцкому. В театре Ленинского комсомола в 1977 году Марк Захаров пригласил поставить «Гамлета» ни много ни мало – Андрея Тарковского! Офелия – Чурикова! Королева Гертруда – Терехова! Гамлет – Солоницын! Ажиотаж вокруг постановки тоже был немалый, еще бы, такие имена...
В Ленинграде и вообще было явление исключительное: Владимир Рецептер поставил «Гамлета» в жанре «театр одного актера». Я смотрела его, замерев, потом поняла, что больше потрясают пластические способности актера: он и Полоний, и Офелия, и Лаэрт, Здорово! Много позже , в 2010 году постаревший Рецептер поставил «Гамлета» с учениками, но особого грома не слышно было. А с тем спектаклем из 60-х у меня даже пластинка виниловая осталась – иногда слушаю. Как и диск с музыкой Шостаковича из фильма Козинцева. Непревзойденный, на мой взгляд, шедевр, а ведь минуло с той поры полвека с хвостиком…
ДЕРЗКИЙ ШУТ
Критик мне поставит на вид,
Разбирая дотошно спектакли,
Зритель шикает или вопит,
Я - терзаюсь: сыграл всё так ли?..
Зал гудит, словно в море прибой,
Слышу говор и всплески смеха,
Я – в кулисах, и сам с собой
Потолкую.... Мандраж - помеха…
«Ты не в первый раз на помост
В этом гриме выходишь дурацком,
Что ж дрожишь, как овечий хвост,
Соберись. Надо, брат, постараться».
Дрогнул занавес и поплыл,
Люстры гаснут. Зажглись софиты.
На пределе актерских сил
Выхожу, всем судам открытый!
А уж точно, быть пересудам,
У меня – небывалая роль:
Я сегодня Лаэрт и Гертруда,
Я – Офелия и Король!
Быть – не быть, ну, какой вопрос!
Я отважен, сыграю всех сразу!
Йорик – Гамлета? Да, дорос.
Мешковат. Угловат. Несуразен.
Только голос – то груб, то нежен,
Руки гибкие - сразу за всех…
Замер зал. Успех – неизбежен!
Но кто думает про успех?!.


Рецензии