Герой СССР - Яловой Иван Павлович

     Из цикла «Никопольчане – Герои Советского Союза».

     *  *  *

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй –
Поклонимся за тот великий бой!..

Михаил Львов
1985 г.

     *  *  *

Героям Советского Союза, которые родились, жили, учились или работали на Никопольщине (г. Никополь, Днепропетровская область, Украина), посвящается.

     *  *  *

     ФОТО-ЛЕГЕНДА

     «Герой Советского Союза ЯЛОВОЙ Иван Павлович (8.01.1919 – 15.06.2006 гг.)»

     Информация о фото (фото 1, слева):

     - место съемки: не выяснено;
     - время съемки: 1945 г.

     Автор не установлен – фото из фондов Никопольского краеведческого музея.

     ДОСЬЕ ВОИНА

     Результаты идентификации:

     - гвардии майор ЯЛОВОЙ Иван Павлович, 1919 г.р., 775-й бомбардировочный авиационный полк (221-я бомбардировочная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), командир эскадрильи, украинец. Место рождения: с. Авдотьевка (ныне Софиевского района Днепропетровской области), Украина. Призван в РККА в 1937 г. Никопольским РВК, г. Никополь, Днепропетровская область, Украинская ССР.

                *  *  *

     До войны жил в Никополе. Окончил 9 классов средней школы и школу фабрично-заводского ученичества. Работал на Никопольском Южнотрубном заводе.

     В 1937 г. окончил Никопольский аэроклуб (см. статью «Никопольский аэроклуб»: http://www.proza.ru/2018/05/27/1396 и «Феномен инструктора Данилевского»: http://www.proza.ru/2017/11/19/1833 ).

     В Красной Армии – с 1937 г. В 1938 г. окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г.

     Командир эскадрильи 745-го бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Яловой к февралю 1945 г. совершил 326 успешных боевых вылетов на бомбардировку войск противника. Летал на бомбардировщиках СБ, Пе-2, А-20 «Бостон», нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Ивану Павловичу Яловому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     После войны Иван Яловой продолжал службу в ВВС.

     В 1947 г. окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Учился в Военно-воздушной академии. Служил в авиационных частях в Запорожье, Мелитополе, на Дальнем Востоке, в Сибири.

     С 1960 г. полковник Яловой – в запасе.

     Жил в Днепропетровске. В 1978-1992 гг. преподавал в Днепропетровском государственном аграрном университете.

     Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

     Почётный гражданин города Днепропетровска.

     На здании Днепропетровского государственного аграрного университета, в котором работал Герой, установлена мемориальная доска.

     Умер 15 июня 2006 г. Похоронен в Днепропетровске.

     Имя Героя увековечено на одном из гранитных пилонов Мемориала Славы в Никополе.
 
                *  *  *

     В жизни летчика Ивана Ялового было много ярких эпизодов. Так, в 1941 г.  пути отхода войск Красной Армии, в том числе авиационного полка, в котором служил Яловой, пролегли через родные места. Однажды командованию стало известно, что в районе Каховки фашисты навели переправу через Днепр. Нужно было её уничтожить.

     Сложную задачу поручили командиру звена лейтенанту Яловому. Ночью бомбардировщик СБ вылетел на задание. Несмотря на то, что город был затемнён, Яловой сбросил бомбы точно в цель. Настил, опоры превратились в щепки и уплыли вниз по течению. И таких эпизодов было много – в первые месяцы войны лётчик совершил несколько десятков успешных боевых вылетов, за что приказом Южного фронта № 17/н от 05.11.1941 г. был награждён орденом Красного Знамени.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682523, д. 34, л. 142.
 
                *  *  *

     Из наградного листа:

     «…01.03.1942 г., летая на самолете ПЕ-2 на бреющем полете, с высоты 50 м прямым попаданием бомб поджег разгружавшийся ж.д. эшелон с войсками, после чего сделал два захода, и точным пулеметным огнем уничтожал солдат и офицеров, удиравших от горящего эшелона.

     В этом же полете огнем истребителей противника была перебита гидросистема, и ранен стрелок-радист. Тов. Яловой отлично посадил поврежденный самолет на фюзеляж. Самолет через два дня был введен в строй.

     За добросовестное выполнение боевых заданий в боях за Родину, и проявленные при этом мужество, доблесть и отвагу представляется ко второй правительственной награде – ордену Красного Знамени*.

     Командир 5-го ББАП полковник КУЧЕРКОВ. 8 марта 1942 г.»

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 682524, д. 530, л. 321.

     *Приказом ВС Южного фронта № 272/н от 25.05.1942 г. награжден вторым орденом Красного Знамени.

                *  *  *

     Из представления к званию Героя Советского Союза:

     «…Тов. ЯЛОВОЙ в Отечественной войне, командуя подразделениями, совершил на самолетах СБ, ПЕ-2, «Бостон» 326 успешных боевых вылетов, из них: на Центральном и Белорусском фронтах на самолете «Бостон» - 91 боевой вылет, ведущим групп, за что в 1941-м и 1942-м гг. награжден двумя орденами Красного Знамени, и орденом Александра Невского в 1944 г.

     Обладая смелым и решительным характером, разумной инициативой, умело и тактически грамотно руководит боевой работой эскадрильи, правильно организует воспитательную работу среди летно-технического состава. Добился высоких показателей боевой работы подчиненного ему подразделения.

     Эскадрилья под его командованием в 1944 г., действуя группами на Бобруйском, Холмско-Люблинском, Варшавском и Лодзенском направлениях по разгрому живой силы противника, его техники и узлов сопротивления, выполнила крупную по результатам и по оказанной эффективной помощи наземным частям, боевую работу.

     За этот период эскадрилья произвела 296 самолето-вылетов, доводя в отдельные дни напряжение до 3 – 4 группо-вылетов в день.

     В результате боевой работы сброшено на объекты противника бомб разных калибров 4000 штук, что составляет 240 тонн, при этом уничтожено и повреждено большое количество орудий, автомашин, складов, сооружений, живой силы противника.

     Несмотря на большую по напряжению и результатам работу, авиаэскадрилья под личным руководством гвардии майора Ялового, ведя боевые действия в районах, богато насыщенных ЗА (зенитной артиллерией – авт.) и ИА (истребительной авиацией – авт.) противника, имеет исключительно малые боевые потери: 1 самолет и 1 человек летного состава.

     Боевая работа гвардии майора Ялового и руководимой им эскадрильи обладает замечательными примерами отваги, мужества, смелости, тактически грамотных маневров над полем боя, умелого построения над целью и прицельного бомбометания:

     22.02.1944 г. группа в составе 9 самолетов, ведущий гвардии майор Яловой, при сильном противодействии зенитной артиллерии, преимущественно крупного калибра, и непрерывных атаках истребителей ФВ-190, нанесла исключительный по своей эффективности и меткости попадания бомбовый удар по станции Тощица. Произведенной специальной разведкой и фотоснимками установлено значительное количество разрушенных ж.д. вагонов, ж.д. полотна, а также уничтожения большого количества живой силы противника.

     12.09.1944 г. группа в составе 9 самолетов, ведущий гвардии майор Яловой, нанесла бомбовый удар, при сильном противодействии ЗА противника, в населенном пункте Замбки по сосредоточению танков и живой силы противника. В результате бомбометания в населенный пункт попало до 30 бомб, нанесен большой ущерб живой силе и технике противника, тем самым подорвана успешность намеченной противником контратаки, и оказана существенная помощь своим наступающим частям. Эффективность бомбового удара подтверждена фотоснимками и специальной комиссией, выезжавшей на место бомбометания.

     18.01.1945 г. группа в составе 7 самолетов, ведущий гвардии майор Яловой, получила задание разгромить сосредоточенную на северной окраине Побяница крупную автоколонну противника. В результате бомбового удара уничтожено значительное количество автомашин, разрушено расположенное рядом ж.д. полотно, нанесен крупный ущерб ж.д. станции, и закрыт выход на шоссе из населенного пункта Побяница. Эффективность бомбометания подтверждена фотоснимками и комиссией, выезжавшей на место бомбометания.

     Вся боевая работа тов. Ялового, начиная с первых дней Отечественной войны и до последних дней разгрома немецко-фашистских войск на Висле, изобилует героическими подвигами и служит для подчиненных яркими примерами мужества, отваги, исключительного летного искусства, беззаветного и бескорыстного служения своей Родине.

     За выполнение в Отечественной войне 326 успешных боевых вылетов, за проявленные в боях с немецкими захватчиками отвагу, мужество и высокое искусство управления авиагруппами над полем боя, достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза*.

     Командир 745-го БАП подполковник БОГОМОЛОВ. 18 февраля 1945 г.».

     *Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.05.1946 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 793756, д. 59. лл. 91 – 92.
 
                *  *  *               
               
     Герои не умирают, пока их помнят и чтят, пока свет, зажженный ими в душах современников, не гаснет, а остается немеркнущим нравственным маяком для потомков!

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 2 (в центре): пилон «Герой Советского Союза ЯЛОВОЙ Иван Павлович» на Мемориале Славы в г. Никополь, Украина (фото автора).
     Фото 3 (справа): 1970-е гг., Герой Советского Союза ЯЛОВОЙ И.П.
     Художественная обработка снимков произведена автором статьи.
     При подготовке данной статьи использованы материалы неизданной книги «ТВОИ ГЕРОИ, НИКОПОЛЬЩИНА!» (составители – В.Н.Цыбенко, Л.А.Игнатенко, Никополь – 2012 г.).


     2018 - 2020 гг.


Рецензии