Астрономия

В 1967-68 учебном году наша школьная программа обогатилась новым предметом – астрономией. И вел его Вольдемар Карлович.

Это бы высокий по тем временам мужчина гренадерского телосложения.

Не сказать, что у него отвисал или пузырился животик. Все части его тела выглядели гармонично крупными и говорили, что он прежде либо занимался спортом, либо занимался изрядно физической работой.

Его загорелая бугристая кожа лица свидетельствовала о многочисленном пережитом.

Неизменный темно-синий в тонкую оранжевую полоску костюм украшал его мощную фигуру. Верхняя пуговица рубашки похоже застегивалась с трудом, сдавливая его колоссальную шею. По этой причине он являлся с расстегнутым воротом белоснежной рубашки и ослабленным узлом голубого в косую полоску галстука или вообще без оного.

Судя по его имени, он или его родственники являлись репрессированными сатанинским коммунистическим режимом.

Всегда спокойный, терпеливый и рассудительный он пользовался заслуженным уважением и у подопечных учеников, и у коллег учителей, которые порой грызли друг друга.

Наш класс не встречался с ним ранее. – Он вел уроки физики и математики в параллельных классах.

Он всегда находился в сирою - никогда не болел в отличии от моложавых женщин-учительниц, которые периодически уходили на больничный по состоянию своего здоровья или по болезни своего ребенка.

Ему вверили данный предмет – Астрономию – по причине того, что он объявил, что уходит на пенсию. Чтобы получать более приличную пенсию следовало иметь больше учебных часов. Пенсия начислялась исходя из заработка последнего года работы. – Весь педагогический коллектив единодушно поддержали предложение руководства школы дать будущему пенсионеру подзаработать на дополнительных часах по Астрономии.

На первом занятие он пояснил, что понимает сомнения школьников о необходимости данного предмета.

- Действительно, - сказал он, - вряд ли кто из вас посетит космическое пространство. Но данный предмет поможет расширить ваш кругозор и понять истоки мироздания. Вы уже кое-что знаете из Астрономии, например, с пионерских времен вам известна полярная звезда и созвездия Малой и Большой Медведицы. Названия животных имеют и иные небесные образования. Греческий и римский эпосы также дали названия небесным телам, например, Марс и Венера.

Ученики нашего класса заинтересовались и преподавателем, и предметом.

- Я не предлагаю, - продолжил он, - зубрить вам учебник от корки до корки. Я всего лишь призываю оказать уважение этой стариннейшей науке, в которой еще очень много белых пятен, и вы в этом убедитесь, узнав о ней кое-что.

Большая часть класса с интересом воспринимала его уроки, сопровождаемые глубоким баритоном и органичными паузами.

Где-то в ноябре он устроил контрольную работу, когда за пять минут ученики отвечали письменно на три озвученные вопроса. В результате лишь трое получили тройки, остальные, в том числе и я, получили двойки.

Вполне возможно, что преподаватель желал привлечь дополнительное внимание к своему предмету.

Когда он выставлял оценки за полугодие ученики класса облепили его, интересуясь своей отметкой.

Спросил о своей отметке и я:

- Что там у меня получается, Вольдемар Карлович?

- У вас оценки – четыре, два (контрольная), четыре.

Он внимательно посмотрел на меня:

- Получается средняя...

Он занес ручку над графой мой полугодовой отметки.

Про себя я уже посчитал, что мне светит среднеарифметическая тройка.

Рука преподавателя начертала в журнале цифру четыре.

Ныне по прошествии многих лет мне понятно, что наблюдать за небесными телами – совсем иное, чем отправляться «колонизировать» иные планеты. И лучше те же силы и средства пустить на изучение собственной планеты, на изучение человека, изучение взаимоотношений.


Рецензии