Как я химичила...

Я росла человеком творческим, совершенно гуманитарным. Мне трудно давались точные науки. Хотя,  алгебру я вполне себе понимала. Физику - с трудом. И почему-то совсем не любила естествознание - географию и химию. Мне кажется, что разбираться в живописи необходимо каждому. Но  молекулярно-кинетическая теория и основные законы термодинамики мне для чего? Неорганическая химия - зачем? Зачем в семейной жизни нужны синусы и котангенсы?

Эти молли и удельные веса... Корень квадратный - для чего его извлекать? А теоремы по геометрии - как они мой гуманитарный ум развивали? Вызубрила, ответила и забыла! Честное слово! И получается: учителя стараются, готовятся, распинаются передо мной. А физический КПД равен одному проценту - вежливо выслушала, дома заучила правило или формулу на один день... Никогда не пригодится в жизни!

Правда, с химией в  10-м классе странная история вышла. Изменилось к ней отношение. Вот с этого всё началось:  ;(x) = m(x)/ М(х) = V(x)/Vm, где V(x) – объём вещества Х(л), Vm - молярный объём (л/моль).  Да-да! Задачи по химии! Это не из памяти, в Интернете нашла. Помню, для меня эти формулы были ужасом ужасным, но надо было вникать, ибо в билетах на выпускных экзаменах по химии один из вопросов - решение задач.

...Антонина Кузьминична ровным негромким голосом что-то объясняет про свойства мыла, рассказывает историю его появления. Вполне интересно, особенно про жертвоприношения, после которых происходило разъединение и  соединение различных элементов. При сгорании животного организма на костре выделялся жир, который смешивался с золой, а потом дождь всё это смывал в реку, в которой отлично стиралось бельё. Так вот случайно изобрелось мыло!

- Что такое мыло с точки зрения химии?- вдохновенно вопрошает учитель. - Это соли жирных кислот, обладающие моющими средствами. Жирные кислоты -  это важнейшая составляющая растительных масел и животных жиров. Химическая реакция между жиром и золой и сегодня является основной для получения мыла.  Этот процесс так и называется – реакция омыления.  Сегодня мы с вами будем проводить именно эту реакцию...

Я сижу и рисую на полях тетрадки лепестки: в каждой клеточке лепесток, потом из них получается орнамент, если объединять их дугами и кружочками. На столе в это время появляются штатив, горелка, пробирки, колбочки. Сейчас не помню точно, что было в качестве сырья, может обычное столовое сало? Но то, что в горелке был реальный спиртовой раствор, помню - мальчишки нюхали и обсуждали, сколько в нём градусов и сколько получится водки, если его разбавить. Нет, они  не были у нас любителями выпить, больше изображали  бывалых парней.

Работаем группами по четыре человека. Умные организовывают и считают. Химические олухи выполняют команды умных. Начинаем процесс. С неохотой и иронией запихиваю в колбу жир, который по весу ровно отмерили умные. Потом точно в миллилитрах добавляем «раствор гидроксида натрия спиртовой». Учитель требует аккуратности и соблюдения всех правил: стеклянной палочкой мешаем, а не трясём колбу; сначала закрепляем в лапке штатива, потом про спички вспоминаем; колба опускается в воду, но не касается дна сосуда; осторожно зажигаем горелку, следим внимательно...
 
Пробкой заткнули колбу и греем . Неужели не выстрелит? Вода вокруг закипает. Внутри начинается броуновское  движение частиц. Оглядываюсь вокруг, возле каждого штатива весёлая суетня: где-то горелка сдохла, и все шутят, что выпили вещество. У кого-то водная баня мелкая получилась, кто-то уже выковыривает пробку и проверяет. Я с интересом уверенно жду взрыва.

В классе не тихо, у нас же производственный процесс идёт: обсуждаем, поправляем, сомневаемся. Антонина Кузьминична тишины не требует, но внимательно следит, чтобы казусов никаких не произошло. Умная Ленка Водяницкая решила, что уже пора вынимать колбу.  Как-то там проверила она, что жир не выделяется, значит, процесс завершён. Что-то серое и плохо пахнущее переливаем в стакан с солёной водой и на поверхность всплывает...  хозяйственное мыло! Серо-коричневое, со специфическим запахом, смешной пластиночкой ложится на фильтровальную бумагу.
 
- Ух, ты?! Мыло! У нас мыло получилось! - это я на весь класс завопила, веселя одноклассников и радуя учителя химии.

Я впервые на уроке химии впечатлилась и удивилась. То есть, все вот эти молли и формулы - они оказались реально нужными, надо было только понять и вникнуть. Теперь в условиях нецивилизованной жизни я  могу взять кусок сала, домашнего самогона, соду (или золу древесную)  и наварить себе мыла!!! САМА! Потому что я изучала химию!  После этой лабораторки,  задачи по химии перестали для меня быть насилием над мозгом.  И Антонина Кузьминична стала не химичкой, а вполне себе очаровательной женщиной.


Рецензии