О Прометее

Прозвание мятежного титана, передавшего любимым им людям огонь и за это потерпевшего многие муки, уж точно известно всем, даже таким, кто не знает никакого другого имени из античных мифов. Но здесь опять же подробный рассказ об этой личности значительно обширнее, чем сведения из школьной или другой общеобразовательной программы. Если бы собрать все древние сведения и упоминания о Прометее (только те, что дожили до нашего времени – а многие не сохранились), то получился бы, ни больше ни меньше, целый энциклопедический словарь.
 
Титан, среди способностей которого имелся и дар предвидения будущего (за что он и получил своё имя), сам по себе не стремился соперничать с каким-либо олимпийским богом или со всеми вместе; да состязаний было и не нужно – ведь только один этот дар уже давал ему преимущество перед каждым божеством мужского пола (предсказать своё будущее не умел и Зевс). Но вселенская гармония, для которой оказались слишком тягостны стихийные силы соплеменников и братьев Прометея, требовала низвержения владычества последних олимпийцами... Прометей не мог остаться в стороне от борьбы. Он предложил своё содействие, свои знания и хитрости, в первую очередь, титанам (которые были ему ближе по родству); но держащие власть исполины, полагаясь на свою необорную телесную мощь, считали такие приёмы в войне с Зевсом омерзительными для себя и отказали родичу, ничего не отвечая и даже не взглянув при этом в его сторону... Тогда Прометей становится на сторону громовержца, который, одержав победу, сохраняет за ним его права и власть, однако ненадолго... Впрочем, и Зевс, подвергнув соратника всему кругу возможных и мыслимых казней, не исключая ниспровержение в адские бездны, после уступил перед твёрдостью его духа.

По многим причинам, начиная с замечания античных авторов о том, что Прометей был прикован именно к горе на Кавказе, и заканчивая советской мультипликацией, имя титана особенно известно в нашей стране. Новые времена вынуждают по-новому осмыслять этот образ в творчестве; так, 20 лет назад в целях дополнительного увековечения мифа и привлечения туристов близ Сочи в горах была сооружена трёхметровая статуя Прометея весом в тысячу пудов.

Сами античные сочинители не проявляли единогласия в оценке похитителя огня и его деяний. Если афинские трагедиографы, изображая прежде всего казнь и мучения, ставили целью вызвать к нему сочувствие зрителей, то пятьсот лет спустя ряд римских поэтов, перенеся акцент на тему сотворения людей Прометеем, недвусмысленно осуждали титана – Проперций пишет о нём:
"Неосмотрительно он выполнил дело своё:
Он, создавая тела, в искусстве духа не видел,
Дух же должен был стать первой заботой творца.
Ныне нас бури в морях швыряют, всё ищем врага мы,
К браням былым приплетать новые брани спешим."

Но не только на скульпторов, драматургов и стихотворцев оказали влияние эти мифы; проникли они и в культуру, для которой стали неприемлемы и истуканы, и катарсис, и возложение на тех или иных богов вины в людских несчастиях... "Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" – говорит в Евангелии ТОТ, кто – несомненно – любит людей больше, чем пригвождённый к кавказским скалам...


Рецензии