О Прометее
Титан, среди способностей которого имелся и дар предвидения будущего (за что он и получил своё имя), сам по себе не стремился соперничать с каким-либо олимпийским богом или со всеми вместе; да состязаний было и не нужно – ведь только один этот дар уже давал ему преимущество перед каждым божеством мужского пола (предсказать своё будущее не умел и Зевс). Но вселенская гармония, для которой оказались слишком тягостны стихийные силы соплеменников и братьев Прометея, требовала низвержения владычества последних олимпийцами... Прометей не мог остаться в стороне от борьбы. Он предложил своё содействие, свои знания и хитрости, в первую очередь, титанам (которые были ему ближе по родству); но держащие власть исполины, полагаясь на свою необорную телесную мощь, считали такие приёмы в войне с Зевсом омерзительными для себя и отказали родичу, ничего не отвечая и даже не взглянув при этом в его сторону... Тогда Прометей становится на сторону громовержца, который, одержав победу, сохраняет за ним его права и власть, однако ненадолго... Впрочем, и Зевс, подвергнув соратника всему кругу возможных и мыслимых казней, не исключая ниспровержение в адские бездны, после уступил перед твёрдостью его духа.
По многим причинам, начиная с замечания античных авторов о том, что Прометей был прикован именно к горе на Кавказе, и заканчивая советской мультипликацией, имя титана особенно известно в нашей стране. Новые времена вынуждают по-новому осмыслять этот образ в творчестве; так, 20 лет назад в целях дополнительного увековечения мифа и привлечения туристов близ Сочи в горах была сооружена трёхметровая статуя Прометея весом в тысячу пудов.
Сами античные сочинители не проявляли единогласия в оценке похитителя огня и его деяний. Если афинские трагедиографы, изображая прежде всего казнь и мучения, ставили целью вызвать к нему сочувствие зрителей, то пятьсот лет спустя ряд римских поэтов, перенеся акцент на тему сотворения людей Прометеем, недвусмысленно осуждали титана – Проперций пишет о нём:
"Неосмотрительно он выполнил дело своё:
Он, создавая тела, в искусстве духа не видел,
Дух же должен был стать первой заботой творца.
Ныне нас бури в морях швыряют, всё ищем врага мы,
К браням былым приплетать новые брани спешим."
Но не только на скульпторов, драматургов и стихотворцев оказали влияние эти мифы; проникли они и в культуру, для которой стали неприемлемы и истуканы, и катарсис, и возложение на тех или иных богов вины в людских несчастиях... "Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" – говорит в Евангелии ТОТ, кто – несомненно – любит людей больше, чем пригвождённый к кавказским скалам...
Свидетельство о публикации №218052601809