***

Отзывы на изданные книги
О романе «Банный дух» рассказывает Владимир Владыкин

Когда у меня спрашивают, что я хотел сказать своим романом о бане, мне пришлось дать такой ответ. Помню, писатель Николай Иванович Родичев на областном семинаре в 1994 году всем заявил:
«Я читал много рассказов о бане и того же Маяковского пьеса „Баня“ против мещанства. Но то, что создал Владыкин, я такого подхода к этой теме не встречал».
А наши местные писатели обиделись на моё сочинение, назвав его «иезуитским и милицейским». Они посчитали, что среду бани я использовал для очернения их сообщества. Но это было их глубокое заблуждение. В моей трудовой биографии есть графа трехмесячная работа в бане. Многие картины я не выдумал, а списал буквально с натуры. Но эти картины не просто то, что я видел. На те нравы, которые постигал натуралистически, я смотрел через проекцию великого сатирика Салтыкова-Щедрина. В романе «Банный дух» я пытался показать тщетность людей освободиться от пороков.
Дело в том, там никто не пытался от них освобождаться, но это стала делать новый директор Инна Платоновна Гвоздева, решив исправить банную среду под себя и доказать начальству на что она способна. Но для автора она сама стала объектом сатиры…
Но чтобы в её понимании это освобождение от пороков произошло, надо перестраивать весь уклад жизни не отдельно взятого общества, а всего государственного устройства. В романе же в этом процессе активно участвует директор бани Инна Гвоздева, лишая подчинённых возможности пить и совершать противоправные поступки.
Как ни борись с пороком в одном месте, он существует благополучно в другом, народ идёт в баню, словно ей назло, с горячительными напитками для встречи с друзьями, и заодно поиграть в бильярд. И как нигде в бане им удобно общаться. Баня в романе невольно выступает объектом сатиры и философско-мистического осмысления действительности. Но по содержанию роман шире заявленной темы. Это не просто натуралистические картины пьянства и разврата, это всеобщая картина падения человечества в отстойник и переплетение порока и зла. И этим отстойником и становится баня, здесь ночуют жулики, воры, и даже бывшие чиновники…
Всякое деяние оправдывается благими устремлениями, а на самом деле ими только прикрываются. В переносном смысле, это даже неоднозначная реальность того, что видит читатель. Но это и не сказка того, как очищаться от пороков. И вместе с тем это место определено в романе, как подлинный источник очищения от грехов и пороков, которые автором рассматриваются неизбежными преступлениями против нравственности как клиентов, так и обитателей этого заведения…
Баня простояла десятки лет, и вбирала в себя всё то, что творили и творят в жизни люди. И здесь сталкиваются энергия созидания и энергия разрушения. Здание уже старое, изношенное. Через моющие залы за десятилетия её существования прошли сотни и сотни тысяч людей. Банный дух – образ чистоты и опрятности, порядка и утверждения силы и духа народа. Это в европейских странах долгие века не было бани, которую воспринимали, чуть ли как ни игру с дьяволом. И только у русского народа баня считалась источником чистоты и освобождением от злых духов. Банный дух – очищает и заряжает одухвотряющей силой и оздоровляющей энергией. Он тут хозяин положения, как в доме Домовой, который охраняет от внешних сил, так и Банный дух творит чистоту и организует порядок в душах и умах людей. Но и он порой может взбунтоваться и не уступить злым силам и готов выступить против человека, если тот не поддаётся исправлению.
Банный дух это понимает, что-то должно произойти страшное и оно происходит неизбежно, когда силы разрушения превышают силы созидания. Но он не вступает в союз с силами зла, он сам взбунтовался против этих сил и тогда добра от него не жди.
Сон одного из главных героев Леонида Крайнева о Духе, не уступающим силам разрушения, уж слишком много собралось энергии, которая, в конце концов, разрушает баню..
И наступают новые времена, бани больше нет, на её месте развлекательный центр…
Читатель видит, как складываются судьбы героев и что с ними сталось.
Но что произойдёт дальше, пока неизвестно, хотя люди продолжают грешить и каяться. И вспоминается бывшим обитателям бани «трансвальская трагедия». Они очень бояться за тех, кто поступает не по совести. Ведь там, где была баня построен новый водоём…
А это значит, Банный дух с исчезновением бани не пропал. Он там поселился и пытается уберегать людей от того, что их может ожидать, если тут появляются с нечистыми и не очень светлыми помыслами…
И добрый Банный дух, слава богу, помогает очищаться от всего дурного и наносного…

Банный дух. Роман Владимир Владыкин

30 августа 2016
Отзыв
Эта книга мне понравилась тем, что в ней изображены явления не выдуманные, а подлинные. А если точнее сказать, – этот роман я воспринимаю, как энциклопедию семейной жизни. И центральная тема – кризис современной семьи.

 
Распутица. Роман в пяти частях Владимир Владыкин

novbrroc1754
20 августа 2016
Отзыв
Сейчас книга «Прощание навсегда» издана под другой иллюстрированной обложкой. Роман развивает эстетический вкус, прививает любовь к этнографии и быту села, даёт представление о духовном и нравственном становлении молодых людей в 60-70-е годы прошлого века, а также умению разбираться в собственных чувствах и о том, как зарождается первая любовь и как происходит становление характера, а также прочное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. И не менее главное то, как уметь преодолевать негативное влияние среды, которая толкает к противоправным проявлениям. Пройдя через сложные нравственные и физические испытания, главный герой обретает цельный характер, собственное мировоззрение и умение видеть социальные явления как положительные, так и отрицательные.
 
Прощание навсегда Владимир Владыкин
novbrroc1754
21 апреля 2016
Отзыв
Помню, первую книгу Соколовой «Верую и причащаюсь» я купил у автора, когда мы были незнакомы. Это было, наверное, четверть века назад. И тогда же с большим интересом её прочитал и поразился зрелому миросозерцанию поэтессы, наслышанный о её творчестве. Но это было не просто миросозерцание, но также и своё сложное отношение к миру, природе, к человеку, кем бы он ни был: мужчиной или женщиной. Нет, это не совсем спор с силами природы, человеком, это было осмысление того мира, в котором живёт поэтесса. И если хотите, попытка побороться с силами зла, которые разрушают и мироздание, и общественное устройство, и даже личную судьбу поэта. Стихи Соколовой замешаны на философии, истории, каждое произведение – это не только спор с тьмою и вечностью, но и постижение таинств любви, и, прежде всего, женской души, взгляд в того, кто рядом, с кем строятся отношения на любви и разрушаются на противоречиях. Стихи Соколовой драматичны, я бы не побоялся сказать, у неё собственный театр души, на сцене которого сходятся, можно сказать, силы света и тьмы, силы добра и зла, силы любви и ненависти. Многие пороки, как явления жизни, предстают у неё в балладах, поэмах и венке сонетов. Иногда поэт-философ одерживает верх над поэтом-женщиной и тогда начинается драматический спор за право быть тем и другой. Стихи, поэмы, баллады Соколовой подкупают точностью образов, прекрасным техническим искусством, живыми мыслями и чувствами, силлогическими сентенциями и аллегорическими образами. Её творчество, как и должно быть в настоящей поэзии, живой отклик на всё то, что происходит в сложном мире и оно многомерно. Всё творчество Соколовой давно заметно на Всероссийском Парнасе и недаром она вошла в десятку лучших поэтов России на творческом конкурсе «Поэт года 2014».
 
В тисках мироздания. стихи, баллады, поэмы Лариса Соколова
novbrroc1754
21 апреля 2016
Отзыв
Лариса Соколова – поэт с беспокойной душой, о чём утверждает её книга «В тисках мироздания»
Помню, первую книгу Соколовой «Верую и причащаюсь» я купил у автора, когда мы были не знакомы и с большим интересом прочитал, наслышанный о её творчестве, наверное, четверть века назад и поразился её зрелому миросозерцанию. Но это было не просто миросозерцание, но также и своё сложное отношение к миру, природе, к человеку, кем бы он ни был: мужчиной или женщиной. Нет, это не спор с силами природы, человеком, это было осмысление того мира, в котором живёт поэтесса. И если хотите, попытка побороться с силами зла, которые разрушают и мироздание, и общественное устройство, и личную судьбу поэта. Стихи Соколовой замешаны на философии, истории, каждое произведение – это не только спор с тьмою и вечностью, но и постижение таинств любви, и прежде всего, женской души, взгляд в того, кто рядом, с кем строятся отношения на любви и разрушаются на противоречиях. Стихи Соколовой драматичны, я бы не побоялся сказать, у неё собственный театр души, на сцене которого сходятся, можно сказать, силы света и тьмы, силы добра и зла, силы любви и ненависти. Многие пороки как явления жизни предстают у неё в балладах, поэмах и венке сонетов. Иногда поэт-философ одерживает верх над поэтом-женщиной и тогда начинается драматический спор за право быть тем и другой. Стихи, поэмы, баллады Соколовой подкупают точностью образов, прекрасным техническим искусством, живыми мыслями и чувствами, силлогическими сентенциями и аллегорическими образами. Её творчество, как и должно быть в настоящей поэзии, живой отклик на всё то, что происходит в сложном мире и оно многомерно. Всё творчество Соколовой давно заметно на Всероссийском Парнасе и недаром она вошла в десятку лучших поэтов России на творческом конкурсе «Поэт года 2014».
 
В тисках мироздания. стихи, баллады, поэмы Лариса Соколова

novbrroc1754
23 марта 2016
Отзыв
Роман В.Владыкина о том, как учитель географии высшей категории выступала против незаконного получения Отличника просвещения.
Спойлер

 Расправчина. Роман в трёх частях Владимир Владыкин

novbrroc1754
22 марта 2016
Отзыв
Учителя читали роман и поражались тому, как автор искусно построил сюжет почти с теми событиями, участниками которых они были. Роман заслуживает того, чтобы его прочитали коллективы школ. Автор умеет художественно воссоздавать характеры, он умело пользуется той палитрой красок, которая соответствует тому времени, когда всё это происходило. Главное, антипедагогические, не этические отношения вскрывают то, когда учителя вступают в борьбу за своё реноме, не ведают что творят. Им, оказывается, не чуждо сталкивать друг друга, не исполнять свои обязанности добросовестно в соответствии с установками педагогическими, а не корпоративными. Так что читайте увлекательную книгу. Причём правдивых произведений о школе не так уж и много.
 
Расправа. Роман в трёх частях Владимир Владыкин
02 марта 2016

Отзыв
Роман В.А.Владыкина «Юлия» написан в лучших традициях этого жанра. Главная героиня воспитывалась в
Спойлер
А девушкам и юношам уметь ценить свои отношения, беречь свои чувства. Наверно, недаром роман «Юля» был включён в школьную программу по нравственному воспитанию и я была удивлена, что на обложке книги стоит ограничение для читателей младше 18 лет.

Юлия Владимир Владыкин

02 марта 2016
Отзыв
КНИГА, КОТОРАЯ УЧИТ СОПЕРЕЖИВАТЬ И ЛЮБИТЬ

Должен сказать откровенно, я работал учителем, потом директором школы, являюсь депутатом областной думы двух созывов. До сих пор мне не приходилось выступать в роли рецензента художественного произведения. Опыт читателя, конечно, у меня большой, но дать оценку непросто ещё не изданной книге, которая, надеюсь, ею станет, так как рукописный вариант меня, как читателя, привлёк с первых страниц. Одно название «Юлия» начинает интересовать, какую же судьбу автор изображает, какая женщина заслуживает того, чтобы вынести в заголовок? Мы немало знаем книг, названных именами женщин, и всегда, как правило, это неординарные личности, способные на большую любовь и т. д.
Не буду томить читателей и скажу, книгу, которую, полагаю, уже держите в руках, могут читать как взрослые, так и подростки. Конечно, содержание большого романа В. А. Владыкина пересказать в двух словах невозможно. Это драматическая и вместе с тем трагическая история жизни и любви юной девушки. Её судьба прослеживается автором со дня её рождения и до зрелых лет со всеми ее приобретениями и потерями. Перед читателем проходит почти вся её жизнь в самых сложных коллизиях и перипетиях. Многие страницы читаются на одном дыхании, правда, некоторые эпизоды, на мой взгляд, несколько затянуты, но сами по себе они несут дополнительную смысловую нагрузку. Мне было интересно знакомиться с жизнью Юли, воспитанницы детдома, заставляющей читателя сопереживать ей, прошедшей через суровую полосу испытаний действительностью, борясь за право быть полноценным членом общества. Сталкиваясь со злом, иногда проигрывая темным силам, тем не менее, сумев сохранить в себе всё светлое и чистое, что вынесла из стен детдома и пронесла дальше по своей нелегкой жизни…
О детдомовцах написано не так уж и много книг, которые можно перечислить на пальцах. Всерьёз считают, что роман В. А. Владыкина «Юлия» смог бы вполне заинтересовать, причём не навязчиво, и самих воспитанников детдома, а также сыграть позитивную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Особенно в наши дни, когда такие понятия как честь, достоинство не то что бы не имеют значения для отдельной части молодёжи, а в какой-то мере они размыты и обесценились до такой степени, что молодые люди теряют нравственные ориентиры, когда читают низкопробную литературу, которой перенасыщен книжный рынок. А вот для героини рассматриваемого романа эти качества её характера являются стержневыми, читатель знакомится с ней с младенческого возраста. И с первых страниц у читателя возникают вопросы, почему эта симпатичная девочка попала в детдом, кто ее родители. Но автор не спешит посвящать читателя в ее судьбу, так как повествование ведется поперменно и от лица Юли, и от ее сестры Валентины. И в этом ,в общем-то традиционном приеме, заключено стремление автора поддерживать интерес читателя к главной героини. Хотя для автора не последнюю роль играет и такой литературный прием, как объективизация изображаемых в романе героев и событий. Прослеживается три периода развития человека, что также в литературе встречается нечасто. На примере этой девочки, девушки, женщины нашей молодёжи можно учиться тому, как важно хранить честь смолоду, поскольку с юных лет необходимо воспитывать в себе цельную личность, которая перед всеми невзгодами жизни всегда способна устоять и морально закалиться.
На мой взгляд, автор правдиво отразил и атмосферу детдома, и духовный мир героини, и её психологию. Роман, написанный много лет назад, и в наши дни не утратил своей актуальности, так как настоящие духовные ценности сами по себе никогда не устаревают. Сегодня мало книг отечественных авторов, показывающих романтическую возвышенную любовь. А что как не любовь способна облагораживать людей. К сожалению, современная молодёжь почти не имеет верного понятия о любви, которую подчас путают или сравнивают с сексом. Засилье порнографии и в кино, и в литературе отрицательно сказывается на нравственном, эстетическом становлении юного поколения. Не каждый молодой человек может разобраться в себе, в своих чувствах, и этому способны научить только положительные примеры. Когда нет настоящих книг, правдиво рисующих современную жизнь, помогающих выстоять перед превратностями судьбы, молодые люди легче всего поддаются дурным влияниям улицы.
Полагаю, что роман «Юлия» не оставит равнодушными даже самые закалённые жизнью сердца. Книга написана на фактическом материале. Многие сцены почти не выдуманы автором, недаром жанровое определение заявлено как жизнеописание. Героиня вовсе не собирательный образ, действующий в типических обстоятельствах, а вполне реально существующий прототип. Все поступки Юли вытекают из её непростого характера, её детдомовское прошлое не отделимо от неё, оставшееся с ней на всю жизнь. Все воспитанники детдомов душевно ранимы, не миновала этой же участи и Юля, но она с честью проходит через все испытания, выпадавшие на нелёгкую её долю…
Пересказывать весь сюжет романа, думаю, необязательно, его лучше прочитать юношам и девушкам, вступающим в жизнь…
Депутат областной Думы В.А.Кравченко.
 
Юлия Владимир Владыкин
19 февраля 2016

Отзыв
Суровое время выживания

Роман В. А. Владыкина «Беглая Русь» остросоциальный, с захватывающим сюжетом, он из двух книг: первая «Ночные жители», вторая «Око власти». Обе книги – это продолжение его первого романа «Пущенные по миру», и написаны в жанре хроники. Не берусь пересказывать разветвлённый сюжет, выскажу лишь свои впечатления. В первой повествуется о трудной жизни людей, которые бежали от голода, преследования властей, в поисках лучшей доли. Показана жизнь народа, построившего в голой степи посёлок. Здесь собрались разные люди, это обычные крестьяне, которые стали жертвами насильственной коллективизации. Многие её так и не приняли, они затаили свои взгляды, приспособляются. Это такие семьи, как Староумовы, Полосухины, Зуевы, Костылёвы, Пинины, Зябликовы, Дмитруковы, Волковы, Мощевы, Ермиловы и многие другие. В условиях тотальной власти люди боятся другу друга, скрывают свои воззрения. Это было видно и по предыдущему роману «Пущенные по миру». Показать жизненный процесс непросто, но автору это вполне удаётся. Он хорошо владеет языком, все персонажи выписаны с психологической точностью и неповторимы.
Рассказать истории многих семей очень нелегко, автору это удаётся. «Ночные жители» – это те люди, которые можно назвать лихими. Они не стремятся жить только на трудодни, за которые получали не деньгами, а натуральным продуктом по итогам года. Но Афанасий Мощев и Демид Ермилов не хотят ждать, веря, что могут вообще не получить. Они считают, что честно в колхозе прожить невозможно. Если не возьмёшь сам, тебе никто не принесёт. Они усвоили уроки голода, и воруют по ночам зерно из колхозного амбара. И Афанасий, и Демид люди работящие и полагают: коли власть способна грабить народ, то почему им нельзя брать кровно заработанное. Но в этом ночном «промысле» они не одиноки. Воруют и зерно и всё, что можно, также и колхозный кладовщик и сторож Иван Староумов под молчаливое согласие самого председателя колхоза.
Если в советской литературе председатели показаны положительными героями, как в «Поднятой целине» М.Шолохова, «Тени исчезают в полдень» А.Ивановна, в кинофильме «Председатель», «Братья и сёстры» Ф.Абрамова и других, то у Владыкина председатель не из двадцатипятитысячников, а обычный мужик Павел Жернов, который в первом романе путём клеветы сумел избавиться от двадцатипятитысячника Ивана Митрофановича Сапунова, которого первый секретарь райкома Яков Романович Пронырин арестовал только за то, что тот якобы заботился не о перевыполнении плана сдачи государству поставок хлеба, а о народе, позволяя тому в жатву строить хаты, так как они жили в землянках.
Устранив Сапунова, Пронырин навязывает колхозникам Жернова, в котором увидел того, кто будет ему верно и предано служить, угождая всем его прихотям. И вот этот Жернов в спайке со Староумовым ворует колхозное зерно. Впрочем, не он сам, а за него это делал кладовщик, который в ночные дежурства носил зерно председателю и себе.
В романе «Беглая Русь» не на последнем месте и любовь, молодёжные вечёрки под открытым небом, так как клуба ещё не было, перед читателями раскрывается тема и создания молодых семей, их взаимоотношения. Беглые – это жертвы коллективизации и власти.
Во второй «Око власти» больше рассказывается о молодёжи и о том, как председатель сельсовета Адрон Рубашкин по заданию НКВД создаёт сеть доносителей из жителей посёлка. С их помощью ещё в первой книге удаётся разоблачить шайки расхитителей колхозного зерна. Рубашкин знает всё о каждой семье, он контролирует тех жителей, у которых тёмное прошлое. Автору, как большому писателю, удалось выстроить все положительные и отрицательные образы, как уже отмечалось здесь, психологически точно с их неповторимой манерой говорить. Особенностью романов Владыкина по праву считается – их полифоническое звучание. Не спутаешь по языку и всех героев.
Обе книги, на мой взгляд, написаны в лучших традициях русской реалистической литературы.
Владимир Пчелин

 
Беглая Русь Владимир Владыкин
10 февраля 2016

Отзыв В каждом доме война Владимир Владыкин
Несмотря на то, что писатель в своё романе показывает действительность во время войны и оккупации, в условиях городского подполья, я бы этот роман назвал и романом о любви. Автор прекрасно владеет русским языком, народными говорами и диалектами. Стилистика наполнена полифоническим звучанием, неповторимыми колоритными образами. Что характерно, в романе много героев и персонажей и все они наделены своим языком, неповторимой внешностью. Редко встретишь в русской литературе, чтобы изображалось множество семей, переданы их истории, но они не повисают. В романе несколько сюжетных линий и все они со своими классическими посылами: завязка, кульминация и развязка. Читал обе книги не отрываясь. Крепко сделаны книги, образно решены и не забываются. Чувствуется эпоха. И вражеские офицеры показаны такими, какими они были. Смело можно назвать эти книги историческими. Ведь часть казачества в войну была на стороне немцев. Показать правду о войне не так-то просто. И таких книг в русской и советской литературе очень и очень мало. Книги Владыкина вполне можно отнести к ним.
 
10 февраля 2016
Отзыв
Банный дух. Роман Владимир Владыкин
Как мне рассказали, роман «Банный Дух» в своё время при обсуждении его в одной региональной писательской организации, вызвал переполох. Там традиционно писатели пьянствовали. А в романе как раз об этом пороке. И не только…
10 февраля 2016

Отзыв
РЕЦЕНЗИЯ
на рукопись романа В. Владыкина «Пущенные по миру»
Дать удачное название книге, которое определяло бы её идейную направленность и содержание и привлекало бы к себе внимание читателей – не такое простое дело. И об этом хорошо знают искушенные литераторы.
«Пущенные по миру» В. Владыкина, как мне кажется, вполне отражают сущность рукописи и интригуют читателя. Стоит прочитать лишь название романа, как невольно возникают вопросы: «Кто пущен по миру?», «По какому праву и чьей вине?», «Какова судьба обездоленных?». Вопросы не повисают в воздухе. Автор даёт на них обстоятельные ответы.
Действие романа развертывается в деревне. Речь в нём идёт о коллективизации, о крестьянских радостях и печалях, их чаяниях, надеждах и не состоявшихся мечтах.
Автор хорошо знает село, его быт, нравы, крестьянскую натуру. Всё это помогает ему живо и образно воспроизвести картины жизни русских селян в годы «Великого перелома». Этой тематике за последнее время посвящено множество книг, брошюр, статей, теле-радио выступлений. И, несмотря на это обстоятельство, деревенская тематика не исчерпала себя, и является самой острой, злободневной и жизнеопределяющей. Она не снимается с повестки дня и по-прежнему тревожит сомнением и острой болью людские сердца и всё наше общество. Да иначе и не может быть, ибо крестьянский вопрос – вопрос вопросов людского бытия, социального обустройства и благоденствия нашего государства.
Владыкин воскрешает на страницах романа события полувековой давности, но они рассматриваются через призму сегодняшнего дня, и дистанция времени даёт возможность осмыслить и понять неразрывно связанные между собой дела «давно минувших дней» и дней нынешних. Осмысливая процесс коллективизации деревни, автор подчёркивает важнейшую идею – идею того, что раскрестьянивание крестьян ни к чему хорошему не могло привести, что оно было противоестественно.
Конечно, В. Владыкин не является первооткрывателем этой темы, но, тем не менее, он со своей колокольни видит и рассмат¬ривает её. К слову сказать, до недавнего времени рассуждения и идейный замысел «Пущенных по миру» рассматривались бы как недопустимая крамола, как посягательство на устои социализма. И если с той классовой и идеологической точки зрения подойти к произведению В. Владыкина, такое заключение было бы правильным. Но настали иные времена, когда происходит переоценка ценностей, когда то, что ещё совсем недавно считалось правильным и незыблемым, вызывает жаркие, бескомпромиссные споры, а то и отвергается напрочь.
Автор не обходит острых углов, не уклоняется от прямых оценок происходящего, теневых сторон процесса коллективизации. Владыкин предлагает своё понимание этих вопросов, своё – наверняка не бесспорное, глубоко личностное отношение к коллективному труду на селе, к поступкам и действию тех или иных групп общества.
Ромам густо населён действующими лицами. Герои Владыкина – простые крестьяне. Их думы, радости, печали, их стремления к правде и справедливости, их борьба за новую счастливую жизнь, неизменно интересуют автора. В. Владыкин создаёт как бы коллективный образ народа. Но в отличие от некоторых произведений, он выделяет и тщательно прописывает индивидуальные портреты нескольких человек и в них с наибольшей яркостью воплощает свой замысел романа. Среди них Фёдор Зябликов и его жена Екатерина, Егор и Епифан Мартунины, их дружок – председатель сельсовета, Антип Бедин председатель колхоза «Новая жизнь» Иван Митрофанович Сапунов, секре¬тарь райкома партии Яков Романович Пронырин, колхозник Демьян и несколько других персонажей.
Вот перед нами Фёдор Зябликов. Автор старательно рисует его внешний и внутренний облик. И усилия автора позволяют воочию видеть крестьянина, почувствовать его характер, привычки, понять его душевный настрой, думы и устремления. Со страниц рукописи встаёт небольшого роста коренастый сорокалетний человек с русыми густыми волосам, рассудительный, по-крестьянски мудрый. Фёдор – цельная натура. Душевая чистота, ясность, искренность мыслей и поступков – вот отличительные его свойства. Он не мыслит себя без дела, наив¬но полагая, что только трудом можно достичь жизненного благополучия и всех земных радостей, и почёта. Но действительность порождает сомнения в его смятенной душе. Он начинает пони-мать, при существующих (в те дни) порядках, при отчуждении хлебороба от результатов его труда трудно выбраться из нужды, а то – и невозможно.
Автор симпатизирует Фёдору Зябликову, заставляет читателя сопереживать вместе с ним все его жизненные успехи и неудачи.
Так же естественно встаёт со страниц романа его жена Катя. Трудолюбивая, выносливая, внешне и нравственно красивая русская женщина –такой предстаёт она перед нами.
Не так уж много места отведено в «Пущенных по миру» председателю донского колхоза «Новая жизнь» Ивану Митрофановичу Сапунову. Но он запоминается, запоминаются его добрые дела во имя подчинённых ему людей, во имя правды и справедливости. Мы видим, с какой неутомимой энергией он организует работу колхоза. Прямой, честный, человечный, Сапунов не идёт на ком¬промисс со своей совестью, являясь двадцатипятитысячником, он не «комиссарит», не «диктатурит», не угодничает перед секретарем райкома Проныриным и другим большим и малым начальством. Занимая председательский пост, Иван Митрофанович во всех своих поступках исходит из простой житейской мудрости – сделать всё так, чтоб и колхоз быстрей встал на ноги, и люди в нём могли жить по-человечески и вполне распоряжаться плодами своего труда. Ради приобретения леса, для строительства домов колхозников, он идёт на хозяйственные нарушения – обменивает зерно на стройматериалы… Разрешает людям урвать денёк-другой для строительства своего жилища. Председатель хорошо представлял, что за это его не погладит по головке, не выдадут ему грамоты, если, не дай бог, узнает обо всём секретарь Пронырин. И, несмотря на опасность кары, он не может поступить иначе.
Секретарю райкома партии Пронырину не нравятся действия Сапунова, его независимость в суждениях и поступках, его самостоятельность. Сапунов был со своим мнением, что Пронырина как раз-то не удовлетворяло. Пронырин становился мстительным и нетерпимым к тем, которые не разделяли его взглядов, не поддерживали его предложения, и в особенности к тем, кто норовил с ним спорить открыто, а строптивость в подчинённых он беспощадно изживал. И естественно, при таком положении Сапунову ждать добра было нечего: «Я тебя, Иван, под суд отдам, за неисполнение постановлений райкома! Да, пойдёшь под суд, как вредитель!»
Так оно и случилось. Загремел Иван Митрофанович Сапунов не в столь отдалённые места со своими благими намерениями, стараниями и делами, как саботажник колхозного строя, как вредитель. Выполнил-таки своё обещание секретарь райкома партии Мирон Яковлевич Пронырин.
Образу Пронырина автор уделяет особо пристальное внимание, и это не случайно. В нём он видит представителя власти, которая довлеет над народом, попирает его интересы во имя своих каких-то высших партийных интересов. Владыкин детально выписывает портрет Пронырина, раскрывает его философскую сущность. «Пронырину было около сорока лет, он русоволос, лицо овальной формы, носил френч, брюки-галифе по-военному стройным, строгим и суровым».
Продолжая прорисовку персонажа, автор пишет: «Первый секретарь хорошо усвоил, что главные задачи строительства решает отнюдь не народ, так как тот всего-навсего исполнитель. Он считает абсурдным то мнение, что власть в стране принадлежит народу, всё это выдумки мудрецов, может, она и хорошая, но, как не вертись, не срабатывает в своём истинном значении. Народ, возможно, не догадывается об этом, хотя это так… Разумеется, пусть живут люди с надеждами и верой в светлое завтра… а мы, партийцы, будем творить своё, что сообразуется с нашими желаниями. А если слушать народ, тогда страна расползется во все стороны, как старая, ветхая одежда».
Вот и весь тут Пронырин. Хоть и примитивны его философские взгляды и рассуждения, но они определяют всю его жизненную позицию и его поступки.
О Якове Романовиче Пронырине можно много и долго говорить, ибо это центральная политическая фигура, которая неразрывно связана с коллективизацией, воплощением в жизнь всех идейных и экономических установок партии и государства. В. Владыкин хорошо осознаёт это и старается постоянно держать Пронырина в поле зрения, глубже, ярче и всесторонней показать его нам. И это ему в большей степени удаётся. К сожалению, размеры рецензии не представляют возможности более детально разобрать этот образ.
Остановлюсь ещё на одном персонаже – Егоре Мартунине – крестьянине, частнособствннике, мелком предпринимателе. Именно такого толка и возрождаются в наши дни подобные Егоры Мартунины. Автор основательно разрабатывает эту тему в рукописи. И она как нельзя лучше перекликается с сегодняшним днём – и по своей актуальности, злободневности, и по своему отношению окружающих к частнику-буржую. «На деревне к Егору относились по-разному: те, что уважали, обращались с просьбой сшить им тулуп или полушубок, а кто был победнее, смотрел на него, как на „чуждый элемент“. Примерно такое же отношение бытует сейчас у нас по отношению к разным кооперативам, арендаторам и иже с ним.
Но сам Мартунин искренне верил в своё начатое дело, нужность народу. И поэтому, когда его бывший дружок – Антип Бедин – упрекает его в «буржуйстве», он не может понять: кому от его ремесла и его прибытка худо? Ведь он не крадёт, никого не эксплуатирует, не спекулирует, не обманывает – все делает своими руками. «В чём же здесь закавыка?» – мысленно вопрошая, он не находил ответа.
Фигура Егора Мартунина социально звучная и трагичная. Его судьба, как предпринимателя, в годы коллективизации, «обострения классовой борьбы» была предопределена. В урочный час за ним приходят, и от него остаётся горькое воспоминание.
Автор умеет и любит рисовать портреты своих героев. Отрадно, что он старается индивидуализировать каждого из них, наделить его характерными чертами, привычками, языком, старается заглянуть в человеческую душу, высветить внутренний мир своего персонажа.
Особенно подчёркивает он высокую нравственность своих любимых героев. Они верны и чисты в дружбе, и в любви, прав¬дивы, искренни. Подкупает и то, что Владыкин стремится воспро¬извести действительность во всех её противоречиях, во всей сложности и многообразии нисколько не сглаживая остроту кон¬фликтов, возникающих в те судьбоносные дни, дни раскрестьяни¬вания единоличного крестьянина.
Роман «Пущенные по миру» – большое, ёмкое произведение. Читается легко, с интересом. В рукописи немало волнительных и запоминающихся сцен, глав и страниц, философских рассуждений, лирических отступлений. Не могут, например, не взволновать и не запомниться страницы трогательной любви и гибели Кати, «тюремные будни» Егора Мартунина и т.д.
Владыкин зорко всматривается в жизнь и стремится (насколько ему позволяет его перо) по-своему образно, красочно и наиболее правдиво передать те чувства, которые испытывали его герои. В подтверждение приведу несколько примеров. «Да мне-то что, – замялся Епифан, добревший, когда его угощали и вот так перед ним расшаркивались». «Пока Бедин отсутствовал, в деревне всеми её жителями, ощущалась какая-то вольность, не поддающаяся внешнему влиянию власти. Словом, дышалось всем вольно, словно из избы выпустили угарный дым». «Бедин, являвшийся ещё и секретарём местной партийной ячейки, провёл с односельчанами агитацию, чтобы все желающие хозяева, написали заявления о немедленном вступлении в коллективное хозяйство. А ежели кто-то сомневается, тем на обдумывание отводится ночь, чтобы утром уже не сомневались». «Екатерина в потёмках смотрела в розово мерцающий потолок, от печи еле доходили алые отблески перегоревших поленьев, уже только тлевших по их чёрному остову малиновыми уголёчками. И это их розовое свечение и играло по тесовому потолку розово-алыми переливами», и т. д. В романе «Пущенные по миру» В. Владыкин часто использует пейзажную живопись, но природу он преподносит не ради оживляжа, не в отрыве от описываемых событий, а в неразрывной связи с жизнью героев.
О достоинствах романа «Пущенные по миру» можно говорить ещё и ещё. Несколько слов хотелось бы сказать о композиции романа. В целом автор сумел выстроить события и своих героев в стройный ряд, определить каждому из них своё место, наметить перспективу их развития. Причём, автор тяготеет к тому, чтобы положения, в которые поставлены герои, были жизненны и достоверны. Автор проделал большую и серьёзную работу на актуальную тему – написал роман о коллективизации, который волнует и впечатляет и, несомненно, заслуживает всемерной поддержки и помощи в издании книги, а для этого нужен чуткий и добросердечный издатель, который бы помог автору донести его произведение до читателя. А оно стоит того.
Рецензент А.А. Саввин, чл. СП СССР.
24.05. 91 г.
 
Пущенные по миру Владимир Владыкин
10 февраля 2016

Отзыв
На тему детства, отрочества, юности, написано немало книг. Мы помним со школьных лет повести Л.Н.Толстого «Детство, отрочество, юность» трилогию А.М.Горького, семейную хронику С.Т.Аксакова, роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева», повесть П.Романова «Детство», и более поздние В.П.Астафьева «Последний поклон», М.Алексеева «Драчуны». Можно перечислять ещё и ещё. И каждая книга по-своему неповторимо предаёт то, что было дорого авторам.
Той же классической традиции следует и Владимир Владыкин. История создания его автобиографического романа «Прощание навсегда», как объясняет автор, уходит в далёкие 70-е и 80-е. Он состоит из лирических рассказов, написанных о событиях детства, отрочества, передают настроения тех лет. Этот роман несёт в себе лирический и эстетический заряд, он о том, как происходит воспитание в семье и как формируется личность не только всем укладом семейного быта, но и общественным трудом, книгой, учёбой в школе. А какое воспитание без влияние улицы.
Герою, от имени которого ведётся повествование, приходится вспоминать свою жизнь в те периоды, когда он терял отца и мать, со смертью которых уходил навсегда в прошлое семейный и сельский быт и начиналась самостоятельное бытие, поиск своего места в обществе, поиск смысла жизни.
Уходят годы, и только спустя десятилетия понимаешь, что жизнь идёт к завершению, и уже нет родителей, соседей, в тех домах, в которых они жили, поселились совсем другие люди. Эта книга не только о детстве автора, это и показ социальных типов и явлений в селе.
 
Прощание навсегда Владимир Владыкин
01 февраля 2016

Отзыв
Чиновники всех уровней, боясь Шелковой за её порядочность

Роман В.А. Владыкина «Расправчина» (около 17 а.л.) сложен по композиции.
Он состоит из трёх частей. В первой – «Выбор сделан» – рассказывается о выборе героиней своего пути и её личной жизни, а также о её втором муже Н.С. Боброве принципиальном, честном, ветеране войны, прославленном партизане. Во второй – «Школьные тайны» – рассказывается о буднях школы и отношениях учителей, разгорается конфликт между Анной Шелковой и руководством школы, в третьей – «Клан чиновников» – рассказывается о порочной системе образования.
Первые три главы надо рассматривать, как экспозицию к основным действиям романа. Он начинается с финальных сцен о том, почему уважаемую учительницу стало преследовать руководство школы, и потом противозаконно уволили.
На протяжении всего романа автор раскрывает характеры чиновников, показывает интриги, столкновение полярных мнений, взглядов. В целом роман основан на подлинных событиях и начинается с того, как учитель географии Анна Севостьяновна Шелкова боролась с рукоприкладством, оскорблениями учащихся, процентоманией, приписками, незаконными присвоениями званий Отличника просвещения. Конфликт дошёл до того, что бывший завуч Таисия Безножнина выталкивает из школы Шелкову, у неё обостряется язва желудка, она попадает в больницу. А после выписки узнаёт от директора Глухова, что уволена из школы якобы за рукоприкладства и оскорбления учащихся. Выходит, за что боролась на то и напоролась. Но поверит ли читатель в то, что она ни в чём не виновата? И почему Шелкова писала бесконечные жалобы вышестоящему начальству? Неужели она, настолько безгрешна, что, будучи просто учителем географии, позволяла себе писать обо всём том, что плохого происходило в школе.
Чтобы понять характер, мировоззрение главной героини, автор возвращается в её юность, как Аня после окончания школы поступает в педагогический институт и, не добрав одного балла, поступает временно работать в ресторан поваром. В отпуск приезжает старшая сестра Тамара, и та зовёт Аню в Ярославль, куда она попала после окончания института по распределению. Сёстры с благословления родителей уезжают. Там Аня работает в школе-интернате, заканчивает заочный пединститут, выходит неудачно замуж. И с дочерью возвращается на родину. В родном селе Дамишино Аня работает в той школе, которую окончила сама. Здесь она знакомится со вторым мужем вторично выходит замуж за бывшего партизана, педагога по образованию принципиального и честного председателя райисполкома Боброва Николая Сергеевича, жизнь которого в первой части рассказана в книге подробно, против которого интриговала его первая жена.
Николая Сергеевича переводят в областной центр на должность начальника областного управления профессионально-технического образования. Став его женой, с трёхлетней дочерью Ингой и старшей Милой от первого брака Анна Севостьяновна уезжает вместе с мужем в Днянск, где спустя два года она приходит в одну из лучших школ областного центра. Шелкова делает три выпуска учащихся, награждается грамотой Министерства просвещения, становится членом партбюро школы. По партийной линии успешно борется с недостатками. В учебном процессе ей удавалось изживать формализм, воздействовать на процентоманию, нарушения дисциплины, требовать от коллег добросовестного отношения к своим обязанностям. Но всё изменилось, когда из школы ушёл в год начала перестройки лучший директор и педагог за всю историю школы М. И. Власов, который и предложил поставить на ответственную партийную должность Анну Шелкову. Её суровая требовательность пугала коллег и все боялись, как бы она не стала директором. И на то были все основания, так как её муж Бобров высокий областной начальник. Но их опасения были напрасны, поскольку Николай Сергеевич, будучи принципиальным и неподкупным, ещё работая в Новозырковском районе председателем райисполкома, за свою честность нажил себе врагов, и пальцем не пошевелил бы, чтобы жена стала директором школы.
Когда компартия была распущена, Шелкова потеряла рычаги воздействия по партийной линии на руководство школы. С приходом нового директора (школьная мафия поставила своего), дисциплина резко упала, свобода кружила головы учителям, приближённые к директору требовали выдвигать их на звания Отличников просвещения. Это сулило прибавку к зарплате, что и вынуждало выбивать это звание. Но Шелкова такой подход не терпела. К тому же за выдвиженцами числились нарушения морали, рукоприкладства, приписки уроков и другой негатив. Разве могла Шелкова, которую коллеги было время заслуженно высоко возносили как авторитетного у школьников всех классов педагога, проходить мимо таких явлений?.
Несколько лет борьбы привели к увольнению двух директоров (одна по фамилии Сидорова даже, страдая клептоманией, уволена за воровство дорогих вещей и денег). Чтобы снять с себя подозрения, Сидорова обвиняет ни в чём не повинную воспитательницу группы продлённого дня. Якобы это она воровала деньги и за это её увольняет.
Чиновники всех уровней, боясь Шелковой, (как бы она и на них не стала писать) решили с ней расправиться, и уволили по обвинению её в оскорблении учащихся, чего она по своей нравственности не делала. И вот это и доказывается в романе, в котором показан конфликт на конкретных примерах, что бороться с системой выходит себе дороже. Не изживается пресловутая процентомания, грубость учителей, их низкая культура. И ни эти ли явления, которые руководствами школ замалчиваются, привели к гибели учителя географии от руки учащегося в одной из школ Москвы?
Поэтому роман «Расправчина» в наши дни на фоне таких драм и трагедий приобретает особе звучание. И будет читаться в разных слоях общества. Должен сказать, в брянских школах знают о существовании моего романа и не раз делались попытки выпросить его у меня под разными предлогами. Если его издать, уверен ни одна школа на просторах России не прошла бы мимо этой книги.
 
Расправчина. Роман в трёх частях Владимир Владыкин

Краткое содержание повести «Потерянное семя»
Мужчина средних лет по фамилии Маркунин в один из своих дней вдруг понимает, что жизнь промчалась, а он так и не обзавёлся семьёй. В молодости был и геологом, и археологом. Ездил со студенческими отрядами по стране. Знакомился с местными женщинами, обещал им жениться, но всякий раз понимал, что он по своей природе обманщик, который тяготился семейными обузами. Ему было милей мотаться по стране. Однако он узнавал, что женщины, которых обманывал, рожали от него детей. И вот он решает посетить те области, где жили брошенные им женщины. Отправился в путь в надежде, что хоть одна его примет к себе. Но просчитался, так как не все не вышли замуж. Не замужем была только две: одна от него родила дочь, вторая сына. Но и дочь и сын не хотят признавать его, как своего отца. Все другие женщины благополучно вышли замуж и больше не хотят о нём и слышать. Вторая линия повести, в которой события происходят в лихие 90-годы, молодые бандиты узнают, что Маркунин был археологом и наверняка у него есть какие-то сокровища. Это напоминание о кладе, заставляет его вспомнить, что он действительно утаил от начальника экспедиции золотые монеты. И он решает посетить то место в соседней области, где экспедиция раскапывала скифские курганы. Маркунин находит давний схрон, но вскоре попадает в объятия бандитов. Они отбирают драгоценности. Он оставил свои вещи у своей бывшей любовницы. И приводит к ней бандитов. В это время к Надеже (так звали любовницу) по её вызову приехала дочь Яна, которой сообщила о приезде её отца. С ней были бой-френды. Маркунин догадался, что Яна связана с местными бандитами, которые отбирают золотые моменты у приезжих и тех отпускают ни с чем. Яна не хочет из гордости признать в Маркунине своего отца. Она уезжает, мать в слезах, так как Маркунин не захотел с ней остаться. Она была пьяницей. Он едет проведать остальных женщин, которые в отличие от Надежды, отвергают его желание посмотреть сыновей и дочерей. Когда Маркунин вернулся из своей многосуточной поездки домой, он узнаёт, что бандиты избили его отца. Он лежал в больнице. Маркунин делает всё, чтобы бандитов посадили, для этого он идёт на обман, сделав вид, что у него есть ещё один схрон драгоценностей. Бандиты поехали за ним. В степи он с ними сталкивается, и. не успев выстрелить, как был ранен. Бандиты уехали ни с чем. Маркунин находит ещё одну свою женщину, она вызвала врача, и тот находит, что ранение сквозное, Марина жила пока одна. Сын был старшеклассником. Марина была готова с Маркуниным сойтись. Но в следующий раз, когда ехал к ней, на дороге «голосовала» молодая женщина. Он с ходу в неё влюбился. Вилена была в разводе. По характеру легкомысленная, она приглашает к себе Маркунина и своим родителям его представляет как нового мужа. Но и на этот раз он чувствует, что не может на ней жениться, думая о Марине. Хотя она ему уже, как в молодости, не нравилась. Он пребывал на распутье. Однажды получил от Вилены письмо с приглашением провести с ней последний вечер перед отъездом в Грецию. А туда ехали не только на работу, но и потенциальные жрицы любви. И Маркунин был весьма рад, что не спешил с ней связать свою судьбу. В конце концов ему пришёл ответ из райотдела образования о том, что его берут на работу учителем истории. И он теперь надеялся, что, став учителем, он непременно встретит единственную женщину. На этой ноте повесть заканчивается. А читатель верит, что на этот раз он обретёт семью…
 
Потерянное семя Владимир Владыкин

Отзыв
Краткое содержание повести «Между двух братьев».
Это исповедь молодой женщины, которая родилась в простой семье. Жанна рассказывает о своей первой любви и об отношениях родителей. Действие начинается в молодом посёлке со школьной её поры. Жанна влюбилась в одноклассника Артёма Пестова. Он из интеллигентной семьи. Его родители, их отношения вскоре становятся для девушки идеалом того, как надо строить семью. Поскольку её родители совсем другие люди. У Артёма есть старшие братья и сестра. Когда хорошо узнаёт его брата Акима, она в него влюбляется, понимая, что он серьёзный, думающий о жизни и вышла замуж за Акима Пестова, посчитав, что Артём в отличие от своего брата не знает, чего хочет добиться в жизни. После школы никуда не поступил учиться, не найдя своего призвания, тогда как Жанна всегда отдавала предпочтение состоявшимся мужчинам. Но Артём этого не понимает, однако он не может просить её предательства. И вот случилась трагедия. Артём на охоте случайно убивает брата Жанны. Она пытается на следствии и в суде доказать, что это не было преднамеренное убийство, она тонко понимает ситуацию и считает, что Артём, если и хотел убить её брата, но целился не в него, а в неё, Жанну, и таким образом он отомстил ей за предательство. Ей удаётся добиться смягчения приговора Артёму. Ему дали пять лет. Родители Жанны требуют от дочери, чтобы она рассталась с Акимом, который ассоциируется с убийцей их сына. Но она им не уступила, полагая, что от горя они потеряли разум. Шло время. Родители умерли, как она была убеждена, что своей принципиальностью она виновата в их преждевременной смерти. Жанна продолжает жить с Акимом, который был старше её на десять лет. И понимает, что никогда мужа не любила. И когда из заключения возвратился Артём, причём с женой и ребёнком, он убеждается, что чувства к Жанне за годы не утратили силы. Он добивается её благосклонного внимания. Жанна впадает в ностальгию и вспоминает годы дружбы с Артёмом. В одну из таких прогулок она становится его любовницей. Частые отлучки жены не остались без внимания Акима. Его увлечением с молодости осталась живопись. Как-то Жанна обнаружила, что в их квартире появились новые живописные картины, на которых был изображёны все те места, где она уединялась с Артёмом. Так она догадалась, что Аким давно знал о её изменах. И оценив его благородство, выдержку, терпение, она вновь испытывает к мужу нежные, восхищённые чувства. Чем могли закончиться отношения любовников, автор даёт право читателю самому домыслить…


Рецензии