Ведьмин круг

О том, что родной город называется Северском, Саша узнал только после перестройки: до этого считалось, что имя города Пятый Почтовый.

Несмотря на пресловутую "секретность", все кругом знают, что на Почтовом располагается ядерное производство, и каждый второй в нем работает. Но при этом совершенно непонятно, почему каждый первый в этом мифологическом городе профессиональный рыбак, охотник, грибник и ягодник. Какая тут связь с плутонием? Тем не менее так сложилось исторически.
Поэтому очутившись на малой "закрытой" родине, мы с мужем и со свекровью тут же сообща увлеченно засобирались в лес, тем более что мама пообещала показать "блудному сыну" заветные грибные места.

Охота пуще неволи: встать ни свет ни заря - в половине четвертого, на автобусе доехать до деревни Самуськи, там пересесть на другой автобус до деревни Орловка, около шести километров пройти по дороге параллельно нефтепроводу, - и заходи в тайгу, вот оно, Грибное место с большой буквы.

Вы когда-нибудь собирали грибы осенью?
Несмотря на глубокий сентябрь, грибы не исчезли. Напротив, лето выдалось на редкость засушливое, и грибы только-только пошли, да еще какие!
Представьте себе огромный белый гриб в иллюстрации к русской народной сказке: коричневая шляпка размером с человечью голову и мощная толстенная ножка! Белый гриб как он есть, прямо из фольклора. Есть свой плюс в осенней прохладе: мушки, которые обычно откладывают яички, из которых вылупляются грибные червячки, давно потеряли активность, поэтому грибы на удивление не червивые, девственно чистые на срезе.
Грибники тоже потеряли активность: деревенские давно себе набрали, а городским по будням ездить далеко, да и некогда, - вот боровики и успевают вымахать до былинного уровня. Особенно в черничниках, в низинках - там более влажно, и кустики маскируют.
На сосновых гривах, поросших голубым или зеленым мхом, нужно искать маленькие, крепенькие, хорошенькие - на маринование или на продажу. Эти детки, как с картинки, особенно ценятся. Но об эту пору даже на гривах попадаются крупные, мощные - стоит такой богатырь себе на возвышении, как фонарь: вот что значит по лесу никто не шарился с пару дней. Чем крупнее гриб - тем больше эмоций.

Я из тех, кто говорить и собирать грибы учился одновременно, поскольку детство мое прошло на Дальнем Востоке, в деревне Тахтамыгда - глуше не бывает. Тайга начиналась прямо за околицей. Грибы росли практически те же, что и здесь, в Сибири: вот только маслята были покоричневее да посопливее, подберезовики покраснее шляпками, да трава позеленее.То была весна моей жизни, а сейчас осень.
Поэтому я любым грибам душевно рада.
Саша - нет. Саша - грибной сноб, развращенный северским образом жизни. Для него гриб - это белый. Остальные - так, "попердушки".

                ***

У этого не очень приличного слова есть собственная семейная история.
Когда я переехала в Новосибирск, мне не раз доводилось слышать о неких популярных грибах под названием "коровники", якобы невероятно вкусных. Но одно время санэпидстанция запрещала их продавать на базаре, кажется, из-за того, что они слишком сильно подвержены радиоактивному загрязнению.
- Подхожу к прилавку, - рассказывает местная подруга, - Спрашиваю шепотом: коровники есть? - "Вам сколько?" - отвечает тетенька беззвучно. - "Килограмм..."
Я долго находилась под впечатлением таинственной истории подпольного приобретения грибов, пока не увидела своими глазами эти запретные коровники. В общем, пластинчатые грязно-бурые блинчики, действительно напоминающие "коровьи лепешки" по цвету и форме... Такие в Томске растут на клумбах, их обзывают "попердушками", и никто не собирает.
               
                ***

- Ау! - кричит мне Саша. - Я моховик нашел, если хочешь - бери себе.

Для кого и моховик - та же "попердушка". А мне они нравятся - крепенькие, желтенькие. Но у Саши цель - набрать три корзины белых, поэтому он нипочем не нагнется даже за моховиком, не говоря уж о масленке. Не то чтобы муж против маслят, но зачем, дескать, портить вид в корзине?
- Тогда надо было специально ехать за маслятами - это совсем другой лес, - объясняет он, и эта его логика мне непонятна.
- Когда я вечером пожарю их с молодой картошечкой, будешь уплетать за обе щеки, - возражаю я.
И ведь будет. Но теперь даже не нагнется - из суеверия: чтобы не спугнуть Большой Белый...

Действительно, в этом деле много мистики.
То ли лесные духи ценят Сашину грибную верность боровикам, то ли срабатывает принцип визуализации, но он то и дело наклоняется за очередным белым, тщательно очищает его от земли и любовно укладывает в большую ивовую корзину.
А в моей болтаются три сыроежки, две синявки, рыжик и семейка переросших опят, раскрошившихся сразу же после помещения в плетенку...
- Нет, ну опят-то зачем набрала?! - возмущается Саша.
- Вкусный гриб - хоть жарь, хоть игру крути, - оправдываюсь я.
- Тогда надо было ехать за опятами!! Но вообще - что это за гриб такой, которого с одного пня можно нарезать целое ведро!? - приводит Саша странный довод в качестве очевидного видового порока. - Как поганки какие!

Иногда даже мне улыбается настоящее грибное счастье: бреду себе меж кедров, куда придется, как вдруг... Огромная шляпка непередаваемого замечательно-коричневого цвета, с одного края матовая, с другой - глянцевая... Хоть картину пиши.
На крик подбегает Саша, оттесняет меня, самолично срезает гриб и сует в свою корзину:
- А чего тебе лишнюю тяжесть таскать. Молодец - можешь ведь, когда захочешь! Ну-ка проверь во-он  ту гривку!
Мне становится скучно прочесывать лес. У меня другой принцип поиска, и он формулируется примерно так: если бы я была грибом, где бы я захотела вырасти?
Ничего не найдя на его гривке, я чувствую себя завалившей задание. Переключаюсь на маслята, которые вылезли вдоль дороги после ночного дождичка. Все переростки оказываются безнадежно червивыми, зато светлые скользкие пуговки - в самый раз.

Время от времени в лесу заливисто раздается трель спортивного свистка - аналог "ау". Это свекровь. Чтобы не напрягать горло, она прибегает к помощи технического средства. Мы с Сашей бежим к ней с разных сторон.
- Вот смотрите, как надо, - учит она. - Грибы растут не абы как, а ведьмиными кругами... Его надо вычислить...
Тут я замечаю под ногами огромный боровик, очищенный снизу, и благоговейно подбираю его.
- Положи на место! - строго командует свекровь, и я послушно бросаю гриб обратно на серебристый мох.
- Вот на этом месте я нашла первый гриб, - поясняет Сашина мама. - Вокруг него я стала ходить кругами на расстоянии пять-семь метров и...
- Вот следующий! - Саша указывает на следующий срезанный грибок - тот оказывается помельче.
- Вот именно. Теперь надо походить вокруг этого гриба на том же расстоянии и...
- Ух ты! - Саша бросается к очередному срезанному грибочку. - Все работает!
- Конечно, работает, - обижается свекровь. -  Понятно теперь, в какую сторону заворачивается ведьмин круг?
Мы хором переходим по "ведьминому кругу" на следующую точку, а там вместо гриба - двухдневный срез.
- Вот видите? Он таки здесь был. Втыкаем палочку и ищем дальше. О! Видите?
Мы натыкаемся на следующий красавчик-белый, зато после вместо очередного звена - просто палочка.
- Здесь был переросток, уже сгнил, - объясняет мама.
- Это что ж получается - целых семь звеньев! - восхищается Саша. - И какой большой круг - метров двадцать в диаметре!
Свекровь снова проходит по "ведьминому кругу", на этот раз подбирая в корзину свои срезанные грибы.
- Вот как надо искать. А народ гуляет себе по тайге, как по парку, и пропускает.

С этого момента Сашей овладела навязчивая идея - выявить очередной "ведьмин круг". Казалось, он потерял интерес к грибам как к таковым. Без конца нарезал круги, что-то отмерял, приседал, расставлял палочки, издалека, сквозь поредевшею листву, производя довольно странное впечатление.
- Он должен, должен быть здесь, - повторял он, кружась на одном месте.
- Ну так что же ты топчешься по нему? - я тычу в едва проявившую крохотную шляпку, не успевшую еще закоричневеть, на которую он только что почти наступил.
- Ура! Умница! - Саша набрасывается на меня с поцелуями, затем осторожно выкапывает свой грибок и тут же командует: - Проверь вон там. На расстоянии пять-семь метров должен быть гриб.
- Срез, - указываю я.
- Ура! - Саша в восторге. - Работает как таблица Менделеева. Ставь палочку. Ищем следующее звено.
Я натыкаюсь на крепкую красно-коричневую шляпку.
- Вот! - торжествует Саша. - Именно тут он и должен был расти. Я знал. Я знал!
Я срезаю гриб - тонкая белая ножка в черных крапинках, как березовая кора...
- Подберезовик, - разочарованно протянул Саша. - Тьфу!
- Чего ты - породистый гриб, смотри, какой симпатичный, - протягиваю я руку с красным, таким позитивным грибочком.
- Ну да, ну да, - рассеянно поддакивает Саша, нашаривая следующее ведьмино звено.
Я приседаю, Саша с надеждой кидается наперерез... Моховичок!
- Ты с ума сошла, - ворчит муж.

Мы проверили принцип "ведьминого круга" в бору, в черничнике, перешагивая через гадюк, и даже в горелом лесу, отыскивая грибы под черным валежником.
В этом году сильно горела тайга, и дело дошло до того, что специальные кордоны на дорогах преграждали путь машинам, не пуская в лес, за нарушение взимая штрафы по пять тысяч рублей.
Много таежной живности нынче пострадало, будучи согнано с мест обитания, особенно медведи. Растерявшиеся звери забредали в деревни и даже нападали на людей, чего они обычно не делают. Несколько раз в лесу я натыкалась на сосны с содранной корой, аккуратно разложенной под стволом. Хорошо, что я тогда еще не знала, что это медведь почесал когти, обычное дело...

Смех смехом, но к вечернему автобусу мы действительно вышли с тремя полными корзинами боровиков, по-пижонски, тщательно, как на продажу, уложенных Сашей. В другой руке я застенчиво несла большой пакет с "попердушками", стараясь, чтобы он как можно реже попадался мужу на глаза.


Рецензии
Полезная и интересная информация, Ольга! С удовольствием прочитала.

Успехов!

С уважением, М.

Марина Северчанская   10.08.2022 08:36     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Марина! Я рада

Ольга Сквирская Дудукина   10.08.2022 09:23   Заявить о нарушении