Владыка Ионафан

Июльским утром 1890г. в селе Лучинском большое ожидание! Едет Владыка. С колокольни глядят звонари. На них поглядывают снизу отец Константин и благочинный протоиерей Владимир. Ждут сигнала. И вот удар большого колокола! Едет!
На повороте с Суздальского тракта показался экипаж архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Радостные лица, много окрестных крестьян, господа из города, прекрасное пение клироса...все это сильно радовало владыку. Особенно любил он посещать школы, здесь ею заведовал псаломщик Федор Миров. Чистота, порядок, глаз радуется. Дети опрятно одеты, сияющие глазки и радостный шепот...Тепло на душе архипастыря. Молодцы! Радеют!
Уже с протоиереем он продолжил путь до центра благочиния в село Великое. Путь был не близкий. Теперь предстояло заехать в село Введенское, от губернского центра оно находилось на расстоянии в 20 верстах. Экипаж трясло, но архиепископ решил перечитать все что касалось Троицкой церкви.
Пролистал сведения о местных священниках и о самом храме.
70 лет уже каменной церкви. Срок не малый! Дед Иоанн нынешнего батюшки начинал, род Лилеевых известен. Породнились с бурмасовскими. И теперь уже Каллистовы окормляют приход. Из рыбинского Балабанова приехал отец Петр на свою родину. Вроде еще не очень старый, на 14 младше. И все же уже давно просится на покой. Один из сыновей его уже окончил семинарию и  преподавал в школе.
Бегло перелистывая список старост, владыка удивлялся радению местных крестьян и мещан.
Первым был помечен за 1860 - 1866 г. Юрий Шамшин из Лупычева отзывы, грамоты. После него были Ефим Рычков из Кузминского и Михаил Киселев. До 1877 г. на эту должность был определен Флегонт Жаравкин из Чебукино.
Надо повнимательнее приглядеться к его подарку. На свои 150 рублей сделал дар храму - Плащаницу. Не зря от Епархии заслужил Флегонт получил похвальную грамоту.
Заканчивался список  на Артемии Кокурине, ныне действующем старосте
Владыка снял очки, убрал в папку бумаги, подъезжали. Вот и река Великая. Название то какое! А воды то и нет, все высохло. Подошли косцы, окружили экипаж, дождались благословения архипастыря. Такая же многолюдная встреча была и в деревне Шепелево. И вот показалось Введенье. Давно сюда не заглядывали столь высокие гости. Лишь в 1843г. был здесь архиепископ Евгений. Многолюдная свита сопроводила владыку в храм, он с интересом рассматривал постройку начала XIX века. Сразу бросалась в глаза некая несообразность стены перед алтарем, 2 иконостаса, ограниченное пространство для прихожан. Но ошибки строителей уже не поправить, жаль. Не забыл посмотреть на  Плащаницу, прекрасная работа золотошвей, не зря получил благодарность староста.
После проповеди, архиепископ решил проверить знания прихожан и был сильно разочарован. Они практически ничего не знали о росписях на стенах церкви, лишь общие понятия. Местный учитель из крестьян, учивший детишек прямо на дому, от волнения и слова не смог вымолвить. Краснел отец Петр, но что поделать...темнота. Пора уже и молодежи давать дорогу.
Дома у батюшки, после обеда, состоялся разговор с Высокопреосвященным. Отец Петр слезно просил снять с него эту обузу, стар, немощен. Подрос сынок Василий, смог бы наладить здесь школьную жизнь, дело то ему знакомое. Владыка обещал рассмотреть просьбу настоятеля.
Он также помнил разговор с крестьянами после окончания Службы, нужна школа, а для постройки ее лес. Лес кругом церковный, руки свои, мужицкие, все умеют, все могут. Дал обещание прихожанам — отпишет бумагу на приобретения нужного количества бревен для новостройки.
Предстояло переправиться через Которосль, дорога к селу Великому продолжалась. На той стороне первая остановка была намечена в Горегрязях. Мост был наплавной. Для безопасности архипастыря на мосту были набросаны доски и он выйдя из своей повозки, вместе с многочисленной процессией провожающих пересек неширокую в этом месте реку пешком. Прощаясь, крестьяне, еще раз услышал напомние о школе. Владыка рассмеялся и уверил, что не обманет! Любит он «насаждать» знания. Вот и в Ярославле теперь уже действует созданное под его непосредственным надзором епархиальное женское училище. Иначе как «ионофановским» его уже между собой и не называют.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...пройдет еще 8 лет, прежде прозвенит первый звонок. 


Рецензии