Записки тафгая. Хэмингуэй отдыхает...

ИЗ СЕРИИ: ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ.


Пишу этот материал специально для «чайников», которые не то что хоккем не интересуются, а и вообще к спорту имеют прохладное отношение. Для которых, что НХЛ, что КХЛ - пустой звук, что-то на уровне КВН и КГБ, вроде тоже по три буквы, вроде даже где-то слышали, но не понятно о чем и про что? Для совсем отсталых перевожу: НХЛ - Национальная хоккейная лига, профессиональная спортивная лига, объединяющая на данный момент лучшие 31 хоккейный клуб из США и Канады, борющиеся за главный трофей лиги – Кубок Стэнли. КХЛ – Континентальная хоккейная лига, российский аналог НХЛ, объединяющая в данный момент лучшие 27 хоккейных клубов из РФ, Беларуси, Казахстана, Китая, Латвии, Словакии и Финляндии, борющиеся за главный трофей лиги — Кубок Гагарина.

Поскольку лиги профессиональные, то люди, работающие там, называемые хоккеистами, получают за это деньги. Причем, такие, что вам и не снилось. Суммы с шестью нулями там не редкость, а правило. Но не спешите завидовать. Работа опасная – половина работников ходит без зубов и периодически на трех ногах (издержки профессии). Не зря у нас говорят, что «в хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей». Про девушек, мечтающих выйти замуж за хоккеиста, я тут даже промолчу (я думаю охота на хоккеистов открыта ими из-за денег, а совсем не потому, что у тех высокий IQ, в чем я сильно сомневаюсь, хотя некоторые приятные исключения все-таки имеются).

Но как и во всякой профессии внутри хоккейного сообщества существует узкая специализация (там она называется амплуа). Про защитников, вратарей и нападающих, я уверен, вы слышали, а вот профессия тафгая для рядового обывателя уже звучит вычурно и режет слух. В переводе на общедоступный она означает «штатный драчун». В каждой команде есть такой, которому умение махать кулаками ставится выше умения махать клюшкой. Держится на коньках – уже хорошо, лишь бы умел драться. Но если он при этом еще и голы забивает, то ему ваще цены нет! В нашем хоккее эта должность пока занята в основном любителями, поскольку этот элемент хоккейного шоу у нас не сильно востребован (у нас еще с советских времен зритель ценит все-таки сам хоккей, а не драки вокруг него), а вот в НХЛ тафгаями работают настоящие профи своего дела – питбули на коньках (им человека порвать – что вам тряпку).

Вот исповедь одного из таких тафгаев мне недавно и довелось прочитать. Это были автобиографические записки бывшего тафгая команды «Торонто Мэйпл Ливз» Тая Доми. Написано было, как для тафгая и человека, регулярно получающего по голове, весьма недурственно. Даже более чем! И вы это сейчас поймете. Именно поэтому я и не смог пройти мимо. Хэмингуэй реально отдыхает и курит в стороне бамбук! Чего он, имея такие таланты, четверть века махал клюшкой на льду, вместо того, чтобы рубить бабло, пописывая мемуары, я не знаю. Дам вам токо выдержки и вы все поймете сами:


ДРУГАЯ ЛИГА.

Никто не учил меня как или когда нужно драться. Я просто знал... Всегда знал. Чувствовал, что и когда делать.

В общей сложности я провел в НХЛ 333 боя. И это еще не считая выступлений в юниорских лигах, предсезонных матчах или даже участия в уличных драках. Это рекордный показатель в истории НХЛ. И, учитывая, в каком направлении развивается игра сейчас, складывается ощущение, что этот рекорд вряд ли кто-то побьет в обозримом будущем. Не могу сказать, что я горжусь этим, просто анализирую и оперирую фактами.

Когда я был молод, мой отец не хотел, чтобы я был тафгаем. Более того, он не хотел, чтобы я вообще был хоккеистом. Когда я только начинал свою карьеру, он твердил мне: «Лучше тебе заняться чем-то другим, потому что в хоккее ты надолго не задержишься».

В то время, когда я пробился в Национальную хоккейную лигу, отношение к дракам разительно отличалось от того, как на это смотрят сейчас. В составе каждой команды был минимум один энфорсер (это синоним тафгая, расшифровка ниже). В сезоне 1991/92 за 42 матча я провел 16 боев, что может показаться очень внушительной цифрой. Я бился с такими монстрами, как Джино Оджик, Крэйг Беруби, Кен Баумгарнтер, Марти Максорли и Роб Рэй. Они были гораздо опытнее меня. И они не считались просто вышибалами – проводили на льду гораздо больше времени, чем я. Испытывал к ним огромное уважение.

Как я говорил, в то время это была другая лига. Сейчас та работа, которую выполнял я, больше не востребована. Из 333 боев в 99% случаев я дрался ради команды, чтобы защитить партнеров, особенно ведущих игроков. Тех парней, которые давали результат. Когда я выступал за «Торонто», то любой знал, что, если он притронется к Матсу Сундину, то я оторву обидчику голову. Некоторые драки должны были задать тон игре. В других случаях нужно было постараться переломить ход встречи. Но в каждой игре я должен был быть готов к тому, что мне нужно немедленно отреагировать. В любой момент я должен был забыть о своих интересах и выполнить свою работу. Моя обязанность – защищать ближних. Это была моя работа на хоккейном льду. Я смотрел на это не как на драки, а как на восстановление справедливости. И я горжусь тем, что действительно мог всегда защитить партнера. Я могу посмотреть каждому из них в глаза и не солгать, сказав, что никогда не отступал, когда кому-то грозила опасность. В такой момент я был готов на все. И если бы это значило, что мне нужно провести еще один бой, то я согласился бы на это без каких-либо сомнений. Потому что для меня партнеры были ценнее победы. Интересы команды превыше всего.


БОЕЦ И ХОККЕИСТ.

Но было одно исключение из правил. Бой, в котором я намеревался сделать себе имя в НХЛ, в котором я собирался заявить о себе. Бой, которого я всегда ждал.

9 февраля 1992 года в гости к моим «Рейнджерс» приехал «Детройт» (Доми тогда выступал за «Нью-Йорк Рейнджерс»). Боб Проберт на «Мэдисон Сквер Гарден» («Мэдисон» - домашняя арена Рейнджеров). Проберт был самым опасным тафгаем своего времени. Чертов король в супертяжелом весе. В год, когда меня выбрали на драфте, Боб провел 23 боя и не потерпел ни одного поражения. И он не просто побеждал соперников – он уничтожал их. Подобные монстры существовали и прежде: Джон Фергюсон-старший в 60-х, Дэйв Шульц и Тайгер Уильямс в 70-х. Они были сильнее и злее своих соперников. Но в конце 80-х и начале 90-х в лиге царил Проберт. Огромного роста, за 100 кг веса... Это был настоящий король, истинный воин. Но Боб Проберт был не только прославленным бойцом, он также был чертовски хорошим хоккеистом. Вся лига боялась его.

Он был тем человеком, которого я мечтал победить. Точнее, я сам хотел когда-нибудь стать новым Пробертом. Безусловно, я уважал Боба, но он не вселял в меня страх, пусть я и был меньше его раза в два. В НХЛ меня вообще никто не пугал, я даже не знал этого чувства. Я рос на улицах. И наше поколение научилось никого не бояться. Иначе было не выжить. Никаких уловок или оправданий: если ты чего-то хочешь, то придется потрудиться, чтобы этого добиться. Я понимал, на какой риск иду, но до сих пор перспектива получить удар кулаком по улицу не беспокоила меня. Так почему же я должен бояться драки? И вот этот день настал…

После окончания боя я услышал, как Джо Сирелла закричал: «Ни фига себе, он только что побил Проберта!».

На протяжении наших карьер мы с Пробертом дрались 15 раз. Но, мне кажется, что именно во втором бою Боб понял, что не сможет сломать меня. Он бился отчаянно, но даже этого было недостаточно.

Я был шокирован, когда узнал о смерти Проберта. Он умер в июле 2010 года, отдыхая на озере со своей семьей. Вспоминая его сейчас, я также вспоминаю всех тех энфорсеров, что были до него или пришли после. Мы все выполняли одну работу, все подвергались одинаковому риску, каждый вечер выходя на лед.


СПРАВКА: Тафгай (полицейский или телохранитель, англ. tough guy - «жёсткий», «крутой парень»; также употребляются английские термины enforcer, fighter) — игрок хоккейной команды, основной задачей которого является препятствование развитию успеха соперников силовыми приёмами, устрашение противника, драки на льду, «выключение» из игры наиболее опасных форвардов команды-соперника и защита самых ценных игроков своей команды.

После локаута в НХЛ в сезоне 2004/05 гг, с введением жёсткого потолка зарплат и ужесточением правил, спрос на услуги тафгаев резко упал, сейчас команды предпочитают им игроков, совмещающих в себе бойцовские качества с хоккейным мастерством.

Применение тафгаев на льду не сводится к одним лишь дракам, а предполагает разнообразную тактику их задействования в различных ситуациях, где грубая сила может решить возникшие трудности. Многие форварды обязаны своей сверхрезультативной карьерой своим ассистентам из числа тафгаев, как Уэйн Гретцки Дэйву Семенко, которого соперники просто боялись.


От себя добавлю, что у Павла Буре, нашей «Русской ракеты» в бытность выступлений его за «Вануквер Кэнакс» тоже был свой персональный тафгай, Джино Оджик, очень колоритный персонаж, индеец из племени алгонкинов, впоследствии даже назвавший своего сына в честь Павла Буре. Своей звездной карьерой Паша во многом обязан и ему. И до сих пор считает его своим лучшим другом.

Единственным русским тафгаем в НХЛ был Андрей Назаров, сменивший за 12 сезонов в лиге 7 клубов, получивший кличку «Грязный Наз». Сейчас работает тренером в КХЛ в «Нефтехимике». Видели бы вы этого «Грязного Наза» сейчас – в очках, в костюме и галстуке, интеллигентнейший человек, кто бы мог подумать, что у него такое суровое прошлое.


З.Ы. В завершение скажу - я сам драк в хоккее не люблю (да и в жизни стараюсь не провоцировать), но надо отдать должное канадцам - умеют они из ничего конфетку сделать! Есть чему поучиться. По крайней мере, по части шоу им равных нет!

26.05.2018


Рецензии
Познавательно, особенно для прозаиков.

Анатолий Карасёв   26.05.2018 12:04     Заявить о нарушении
Особенно для женщин-прозаиков... Мужики, наверное, все в курсе.

Владимир Волконский   26.05.2018 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.