Толпа и массовый невроз

Толпа — большое скопление людей.
Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.
В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».
Классификация толпы В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:
Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.
Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через Интернет.
Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Ле Боном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.
По характеру поведения людей:
Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
Экспрессивная толпа— толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.
Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.
Динамика толпы Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление:
Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении.
Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление.
Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.

Одним из первых исследований людей вовлеченных в состояние возбуждения и временно утрачивание способность критического рассудочного мышления генерируемое толпой был Гюстав Ле Бон. Его книга «Толпа» опубликованная в 1895 году стала результатом исследований революционных формирований времен Французской революции. С точки зрения Ле Бона, действия человека, зараженного коллективной эмоцией толпы, индивиды способны совершать акты разрушения или геройства, о которых он не мог даже задумываться в одиночку. В толпе люди становятся чрезвычайно внушаемы и восприимчивы к агитации различных вожаков и демагогов. Под влиянием толпы индивиды регрессируют в направлении к «примитивному « типу реакций Как писал Ле Бон, «Будучи изолированным, индивид может оказаться весьма культурной личностью, в толпе же он варвар, то есть существо, ведомое инстинктом. Он обладает непредсказуемостью, жестокостью, грубостью, а также энтузиазмом и героизмом примитивного сознания».
Ле Бон в книге «Психология масс»(La Psychologie des Foules (1895) делает выводы:
Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность.
Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы.
В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность
Массы уважают только силу.
Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью.
Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях.
Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с благоговением.
Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.
Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умён, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других. Главное качество великого вожака — упорная, стойкая воля.
Гюстав Лебон (Ле Бон, фр.Gustave Le Bon; 1841—1931) — французский психолог, социолог, антрополог и историк. Ле Бон родился во Франции, в Ножан-ле-Ротру, умер в Марн-ла-Кокетт.
Изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке, Азии в 1860—1880 гг.
Материал www.choskor.ru
Психологи давно выяснили, что свободных личностей с их «правами человека» в народ объединяет и толкает на совместные действия так называемое коллективное бессознательное. Иначе — память поколений. Бессознательное — это то, что в едином потоке движет массы. То, что поднимает людей в порыве страсти. Но и то, что повергает толпу в шок и бросает в панику.
Внешняя политика той или иной нации проводится прежде всего для того, чтобы иметь по всему миру достаточное количество горячих точек, и чтобы лидер мог найти жертвенный кризис на чужой земле, когда нация испытает в этом потребность. Хотя осенью 1979 г. под рукой не было по-настоящему полезного врага, который сумел бы сыграть роль звероподобной Ядовитой Плаценты, все же одна точка была очень даже горячей в течение предыдущих месяцев и могла дать необходимый «групповой психотический инсайт»,
Следует помнить: на определенной стадии любая группа и любой лидер понимают, что, отыскав внешнего врага и направив против него обвинения, можно ослабить ощущение оскверненности и слабости группы и добиться сплочения группы.
Групповую скверну всегда можно смыть, до смерти забив камнями старого бессильного лидера, что и происходило в архаических обществах, где существовал ритуал принесения в жертву божественного короля.
Полный политический цикл состоит из четырех стадий, аналогичных стадиям фетальной жизни («фетальный» то же самое, что эмбриональный). Эти четыре фетальные стадии (ФС) Ллойд де Моз обозначил следующим образом:
ФС1 — СИЛА. В первый год руководства нового лидера фантазийный язык средств массовой информации и телесные образы на карикатурах исполнены групповых фантазий о великой силе нации и о величии лидера, беспощадного, если дело касается защиты группы, и необходимого группе в качестве источника жизненной силы. Согласно моим данным, лидер рассматривается в первую очередь не как идеализированный родитель, объект любви или фигура, олицетворяющая суперэго, как принимает большинство политических теорий. Он скорее «вместилище», в которое группа опорожняет свои изменчивые чувства, ожидая, что лидер эти чувства поддержит и спустит посредством действий, ориентированных больше не на действительность, а на фантазию. Иными словами, не столь уж важно, чтобы лидер руководил, любил или дисциплинировал группу — главное, чтобы он был эмоционально доступен и был готов удовлетворить развивающиеся фантазийные потребности группы. На этой «сильной» стадии группа чувствует себя в безопасности в «сильном» чревном окружении, поэтому любые имеющие место внешние неполадки не рассматриваются как угроза настолько серьезная, чтобы надо было прибегать к насильственной реакции.
ФС2 — ТРЕЩИНА. Обожествление лидера подходит к концу, и начинается поиск козла отпущения, чтобы отвести от лидера враждебность. Появляется ощущение, будто групповые границы дают «трещину», преобладают образы утечки воды и рушащихся стен. Лидера считают слабым и неспособным контролировать события. Все громче слышатся жалобы на тесноту, голод и духоту, все чаще выражается тревога перед неминуемым крахом и врагами, которые становятся все опаснее. Эта стадия тоже длится около года.
ФС3 — КОЛЛАПС. На этой стадии группа испытывает чрезвычайно сильную тревогу по поводу краха собственного образа и растущий гнев в адрес лидера, который кажется бессильным прекратить осквернение групповых чувств и голод, не может очистить группу от грехов. В средствах массовой информации распространяются групповые фантазии удушья, падения, брошенности, распада, смерти и взрыва — ожидается, что лидер и определенные группы-делегаты выразят эти чувства, а затем предпримут действия по снятию напряжения. По мере того как группа пытается спроецировать собственный гнев вовне и как-то объяснить внутреннее чувство сумятицы и неразберихи, плодятся свободно плавающие параноидные фантазии насчет безымянного ядовитого врага. Стадия «коллапса» наступает лишь после поиска способа «унизить другого» — врага, который в момент «группового психотического инсайта» опознается как конкретный источник несчастий группы. Поскольку этот поиск врага, который действовал бы согласованно с группой, требует времени, третья стадия может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
ФС4 — ПЕРЕВОРОТ. «Групповой психотический инсайт», который определяет иллюзорного отравителя группы, может принять одну из нескольких форм:
1. Цареубийственное решение. Если лидер склонен к самоуничтожению или ему не удается найти внешнего врага, лидера самого определят как врага, и произойдет убийство божественного короля под руководством нового героя, который очистит оскверненную групповую атмосферу посредством жертвоприношения. Такой цареубийственный ритуал может осуществиться посредством покушения, революции, импичмента или даже резкого изменения в распределении голосов при переизбрании.
2. Военное решение. Если найден внешний враг, действующий координированно с группой, то есть унижающий ее, группа впадает в похожее на транс состояние садомазохистского упоения по отношению к врагу, чья беспросветно злая сущность оправдывает любой гнев и облагораживает любое жертвоприношение. Поскольку гнев группы теперь отведен от лидера на врага, популярность лидера ощутимо возрастает. Однако такое состояние долго поддерживать трудно, ведь военные действия против врага под руководством героического ныне лидера кажутся императивом — необходимо уничтожить ненавистного «врага», выйти из стадии переворота, очиститься от скверны и осуществить свое рождение заново, после чего к группе вернутся сила и жизнеспособность.
3. Суицидальное решение. Суицидальные индивиды часто решают проблему внутренней двойственности благодаря фантазии «скрытого палача», помогающего им в суицидальной попытке убить плохую, оскверненную часть личности, после чего хорошую, очищенную часть можно любить снова. Аналогичным образом нация может спровоцировать к нападению на себя другую нацию или оставить себя без обороны и без союзников, если суицидальная групповая фантазия предписывает «выжечь» плохую часть нации ради ее очищения и «возрождения национального духа».
* * *
Материал Википедии
Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым.
Массовый истерический психоз Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:
пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
самобичевание;
эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.
Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью». Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.
Механизм формирования массового психоза Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз.
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор, пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее.
Коллективное бессознательное живет своей собственной жизнью, и время от времени в нем обязательно возникают групповые фантазии, которые должны тем или иным способом удовлетворяться и тем самым гаситься. Толпе нужно предлагать отводные каналы для стока напряжения. Это всегда использовали правители. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты «Храм народов» покончили с собой, выпив препарат цианида.

Психические эпидемии — одномоментное проявление и «эпидемическое» распространение среди значительных групп людей разного рода однотипных психических отклонений (расстройств высшей нервной деятельности) различной степени тяжести, сопровождающихся необычным, зачастую девиантным поведением, имеющих признаки психических и неврологических заболеваний.
Факторы возникновения Возникновению психических эпидемий обычно содействуют следующие факторы:
1.суеверия, то есть ложные понятия о природе и человеке, составляющие содержание миросозерцания всех первобытных народов, и ещё поныне существующие в умах значительной части цивилизованных народов, к которым в том числе относятся вера в ведьм, оборотней, колдовство, «одержимость» человека злым духом, превращения человека в зверя (ликантропия) и т. п. Масса подобного рода представлений, порождая в людях ненормальное чувство страха пред природой и людьми, создавала почву для душевных заболеваний. Эти же ложные представления составляли материал, из которого развивался бред заболевших. Таким образом, физиологическое или нормальное содержание психики доставляли те зародышевые элементы, из которых развивалось помешательство у первобытных народов. Это положение сохраняет и в настоящее время свою силу для многих случаев;
2.заразительность. Развитие психических эпидемий совершается благодаря распространению болезненных явлений с одного субъекта на окружающих. Заразительность имеет две формы: а) подражательность движений. Большая часть, если не все психические эпидемии отличаются обилием болезненных движений — конвульсий, гримас, танцев, криков, вращательных движений, бега и т. п., которые усваиваются окружающими больного людьми по закону физиологической подражательности; b) внушение. Психические симптомы эпидемий помешательства обыкновенно состоят в различных видениях и слуховых галлюцинациях, которые сами по себе довольно ярки и влекут за собой крики, движения, позы, экзальтированную речь (пророчества), что благоприятствует их заразительности путём внушения. Психическая заразительность, как в форме двигательной подражательности, так и в виде внушения, находит для себя благодарную почву на низших ступенях духовного развития у первобытных народов;
3.самовнушение. Те же причины, которые вызывают заразительность душевных заболеваний, обусловливают и сильное действие отдельных мыслей и образов на психику малокультурного индивида. Под влиянием ложной идеи, суеверия, особенно же видений, галлюцинаций, у такого индивида легко развивается душевное расстройство. Вот почему в известные эпохи, когда господствовали ложные идеи и суеверия, часто возникали душевные расстройства на почве религиозных суеверий, как продукт самовнушения, и путём заразительности принимали эпидемический характер.
Формы и разновидности психических эпидем Их можно разделить на 4 большие группы:
1.психические, где преобладает бред, всего чаще в форме меланхолической подавленности, идей самообвинения, самоуничижения, греховности, а также идей превращения в зверей (Lycanthropia). Горделивый бред обыкновенно принимал форму профетизма и политического честолюбия;
2.галлюцинаторные эпидемии, когда масса народа заражалась одними и теми же видениями, большей частью религиозного содержания.
3.конвульсии и припадки всякого рода — сюда относятся эпидемии пляски св. Витта, эпидемии кликушества, падучей, истерических судорог, каталепсии и т. п.;
4.эпидемии импульсивного помешательства, когда одержимые проявляют неудержимое стремление к насильственным актам, самоистязанию, самоубийству, истязанию и уродованию других, стремлению к бродяжничеству и т. д.
В действительности все последние три формы заболеваний тесно связаны между собой, а также трудно провести границу между ними и чисто психическими эпидемиями. Психическая эпидемия иногда остановившись в своем распространении, замыкалась в пределах одной группы, людей и, передаваясь из поколения в поколение, приобретала характер секты, существовавшей целые века. Примером могут служить наши скопцы и валезиане на Востоке.
История психических эпидемий Средние века были эпохой наиболее богатой как настоящими психическими эпидемиями, так и различными сектами патологического характера. В VIII столетии в Калабрии (Италия) возникла эпидемия демонического помешательства, сопровождавшаяся соответственными галлюцинациями одержимости бесом. Эпидемия распространилась до Константинополя.
В 1206 году душевнобольной мальчик в Перуджи стал проповедовать и предсказывать грядущие бедствия и конец света, призывая народ к покаянию. Возникла эпидемия «флагелиатизма», то есть самобичевания, которая охватила всю Европу и сопровождалась массовым пилигримством.
Эпидемия пляски святого Вита появилась в конце XIV века; она зародилась в южной Германии, распространилась на всю последнюю и на соседние страны. Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. В 1374 году в Кёльне явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег Рейна, в Страсбург. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии. Святой Вит считался покровителем этих больных.
В начале XV столетия сходная с пляской святого Вита эпидемия охватила Испанию и известна в истории под именем «тарантизма». Больные также обнаруживали большую чувствительность к музыке и к некоторым краскам. Так, красный цвет приводил их в неистовство; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули.
В Швеции в 1841—1842 годах возникла эпидемия религиозного экстаза. Болезнь выражалась в слуховых и зрительных галлюцинациях, в неудержимом стремлении проповедовать. Болезнь развилась на почве злоупотребления алкоголем и под влиянием плохого питания народа вследствие голода.
В 1962 году на территории современной Танзании началась эпидемия смеха, которая прекратилась лишь через полтора года.
Кликушество Кликуша — человек, часто женского пола, подверженный истерическим припадкам и корчам, во время которых издаёт неистовые крики. Распространённым объяснением подобных припадков было вселение в больную злого духа. В деревне Ащенково Гжатского уезда Смоленской губернии психиатр Н. В. Краинский описал эпидемию кликушества в труде «Порча, кликуши и бесноватые» (1900). Краинский счёл, что причиной являлся большой истерический невроз, внушение, самовнушение и наклонность к сомнамбулизму. В 1970-х годах Пинежский район Архангельской областистрадал от «икотной заразы». В деревне Шуйге Сурского сельского совета наблюдался случай массовых криков женщин.

Материал психологос

Психология масс (психология толпы) - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:
Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.
Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.
В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.
Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).
Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.
В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.
В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:
Толпа разнородная:
а) анонимная (уличная и др.);
б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).
Толпа однородная:
а) секты (политические, религиозные и др.);
б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.);
в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).
Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).
Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.
Литература
У. Мак-Дугалл. «Социальной психологии» (признается многими первым социально-психологическим трудом);
Гюстав Лебон. «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс»);
Габриэль Тард. Его работы посвящены психологии общественных отношений;
В. Райх. «Психология масс и фашизм» (1933; русск. пер. - 1997);
С. Московичи. «Век толп» (1981; русск. пер. — 1996);
З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».

Ханна Сигал (англ. Hanna Segal; урожд.Познанская; 20 августа 1918, Лодзь — 5 июля 2011, Лондон) — британский психоаналитик кляйнианского направления.
В своей статье "Хиросима. Персицкий залив и далее психоаналитическая перспектива" пишет: «Как большинство психоаналитиков я убеждена, что психоанализ притязает быть наукой о человеческом разуме и поэтому имеет вполне законный интерес выдвигать свои догадки о социально-политической сфере общества, становясь предметом для психоаналитического разбора. <..> …Психоанализу принадлежит свой особый вклад в понимание социальных явлений – это иррациональность группового поведения. Еще З.Фрейдом было дано указание на функцию группы по освобождению индивида от вины за агрессивное и «деструктивное отношение человека к человеку». Индивид идеализирует свою группу и сплачивая её через братскую любовь и коллективную любовь к идеалу. Сильнее всего мы любим друг друга тгда, когда нам есть кого сообща ненавидеть. Как правило, на группу проецируется наиболее беспокоящие на психотические части. Защитные механизмы группы направлены главным образом против психотических страхов, удержать которые в себе индивиду не по силам, причём эти защитные механизмы используются тем способом, который, будучи использован отдельным индивидом, рассматривался бы как психоз. …Почти всегда группы идеализируют себя, возвеличивают себя и параноидальны. Все это происходит из-за постоянной охотой за властью. Группа избирает вождя согласно своей ориентации. Под воздействием психотического механизма группы имеют тенденцию избирать вождя, представляющего групповую патологию. …Стирание границ между реальностью и фантазией есть черта, для психоза характерная. … Дегуманизация врага, делающая его или чудовищем или объектом ниже всякого презрения. Однако эта дегуманизация обращается не только на врага: параллельно этому дегуманизируются свои же люди. … Рука об руку с дегуманизацией выступает также безрассудное полагание на машины. Возникает тревога, война может быть начата из-за случайной реакцией компьютеров».


Рецензии