Царевич Пётр. Наброски киносценария

      
  1.  РОЖДЕНИЕ ПЕТРА.
Скачут вестовые.
Останавливают лошадей на торговой площади, где толпится народ. Один вестовой держит перед собой свиток, зачитывает:
«30 мая  сего лета, 1672 года от рождества Христова  от царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны  из рода Нарышкиных родился наследник мужского пола нареченный Петром!
    Радость сию ознаменовал государь излияниями великих милостей на своих подданных. Царь отпускает казённые долги и недоимки, дарует жизнь  приговорённым к  смертной казни!»

         2. КРЕЩЕНИЕ ПЕТРА.
29 июня 1672 года.  День верховных апостолов Петра и Павла. Крещение Петра осуществляет Святейший Патриарх ИОАКИМ в Москве, в  Чудовом монастыре.
Стоят восприемники Петра от купели: брат, царевич Фёдор Алексеевич, тётка – Ирина Михайловна.

        3.  ТЯГА К ОРУЖИЮ, К ВОИНСТВУ.
Через три года.1675 год, 30 мая. В Кремлёвском  дворце празднуется день тезоименитства Петра. 
    Царь Алексей Михайлович, царица Наталья Кирилловна, сын Пётр и  вся царская семья в окружении стольников принимают гостей.
 Объявляет стольник Языков:
- Купцы Курские, Тамбовские, Новгородские, Рязанские, Вятские, Астраханские, Казанские, Сибирские! Входят в зал купцы. Дарят царю, царевне, имениннику подарки.
    Курский купец Иван Голиков подаёт царю Алексею Михайловичу  шкуры бобров, царице - соболей, царевичу Петру -  детскую саблю со словами:
- А это виновнику торжества!
 Царевич Пётр соскакивает со скамьи, принимает в свои руки из рук купца Голикова красивую сабельку.
- А это что за сабля? – спрашивает царевич.
- Янычарская – шутя, весело отвечает купец.
- Янычарская?- удивляется царевич. - Вот это да! Дорогой гость, прошу тебя, возьми   меня на свои руки, подними меня!
- Для чего? – спрашивает, удивляясь, купец.
- Увидишь! – отвечает царевич Пётр.
Купец поднимает Петра на руки. Пётр целует купца в голову.
- Как твоё имя и прозвание?- спрашивает царевич у купца.
- Курский купец - Иван Голиков, - представляется царевичу купец.
- Будь же сегодня… и всегда… для меня великим гостем.  Я буду помнить  тебя  все мои лета.
- Отец мой – самодержавный царь всея: Великой, Малой и Белой -  Руси, Алексей Михайлович! Прошу опоясать меня  оной саблей!
Духовник читает молитву. Петра опоясывают поясом с саблей.
Пётр с саблей в руках бегает по залам.

    Именинник, царевич Пётр, встречается со своими одногодками во главе с Фёдором Троекуровым.
- Здорово, Фёдор! – Говорит царевич.
- Здравствуй, царевич Пётр, - отвечает Троекуров.
- Пошли  играть со мной! – приглашает царевич Пётр.
- А это что у тебя на поясе?
- Сабля  янычарская! Мне сегодня, в честь моего дня рождения, подарил курский купец Иван Голиков. – Объясняет царевич Пётр.
- Ух, ты!  Покажи!
Пётр вынимает из ножен саблю и показывает.
- Как настоящая! – Удивляются дети.   
- Пётр поднимает саблю над головой, - За мной, вперёд! – Бежит по зале. Отроки за ним, вбегают в зал, где сидит Царь и вся царская семья.
- Робятки, Робятки! – кричит царь Алексей Михайлович,выходя из-за стола. - Вы откуда?
- Это мои стрельцы-молодцы!  Великий царь! – останавливаясь, произносит царевич.
- Робятки! Всех прошу за стол трапезничать!  - Приглашает детей царь.
 Детей рассаживают за столом, стольники приносят и ставят на стол угощения.

Пётр спит в опочивальне с саблей на боку.

  На следующий день Пётр со своими дворцовыми сверстниками. Маршируют. Выходит царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной со свитой.
 - Так у вас оказывается уже отряд – целый полк, - восклицает царь.
Наталья Кирилловна улыбается.
- Да! Великий государь, Алексей Михайлович. Это мой полк.
- Назовём ваш полк – «Петров полк».  А ты, сын мой – царевич Пётр, будь его воеводой – полковником.
Алексей Михайлович поворачивается к Языкову:
- Закажем  «робяткам» форму из зелёного сукна для петрова полка.
Языков:
 - Будет исполнено, Ваше величество.


 4. ОТРЯД ПЕТРА. Полк «Малых робяток».
 1682 год у Московского Кремлёвского дворца  особая потешная площадка. На потешную площадку выходит царь Алексей Михайлович с царицей Натальей Кирилловной в сопровождении стольников. Стольники несут изготовленную форму - зеленные кафтаны и шапки, для «робяток» петрова полка.
Царевич Пётр командует: - Полк становись!
Дворцовые «робятки» выстраиваются.
Царевич Пётр встречает свиту словами: Великий государь всея Руси; Большой, Малой и Белой! Полк по-вашему,Государеву повелению построен. 
Царь раздаёт кафтаны, шапки.

5. НАЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВНИКОВ.
    Царь Алексей Михайлович. Царица Наталья Кирилловна. Царевна: Софья Алексеевна. Бояре. Дьяк. Царевичи: Фёдор, с наставником Симеоном Полоцким, Иван, Пётр.
Царь:
- Повелеваю записать в приставники к царевичу  Петру  боярина, деда царевича – Кирилла Полуэктовича Нарышкина,
Окольничих: князя Петра Ивановича Прозоровского,
Фёдора Алексеевича Головина,
Гаврилу Ивановича Головкина.
Приставники выходят на середину залы. Царь подводит к ним царевича Петра.
Царь:
Аз царь! Повелеваю вам хранить  моего наследника, царевича Петра Алексеевича, яко зеницу ока. А тебе, старший мой сын, Фёдор Алексеевич, поручаю,  яко старшему брату и крёстному отцу Петра,  осуществлять  за ним особое презрение и никогда не отлучать сих приставников от царевича, наследника царского престола всея: Великой, Малой и Белой России.

6. НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ЗОТОВА.

 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался. Звон колоколов. Траур.
 Вестовые извещают: «Царь всея: Великий, Малой и Белой России Алексей Михайлович скончался! Самодержавный скипетр и державу над Всероссийским царством восприял его наследник  - сын Фёдор Алексеевич».

Царь Фёдор Алексеевич. Царская свита. Бояре.
Царь Фёдор Алексеевич:
- Боярину Феодору Соковнину поручаю приискать достойного царевича Петра, моего крестника, учителя.
Боярин Соковнин:
- Милостивейший государь! Есть у меня на заметке достойный  муж – дьяк Челобитного приказа  - Никита Моисеев сын Зотов.
Царь Фёдор Алексеевич обращается к Симеону Полоцкому:
- Учитель и духовник мой, Самуил Гаврилович, поручаю тебе  освидетельствовать названного дьяка  Зотова в правильном разумении писания и чтения и всего касающегося должности учителя и доложить к концу следующей недели.
- Будет исполнено, Ваше Величество, отвечает Симеон Полоцкий и кланяется государю.

  Симеон Полоцкий работает за столом, пишет, зазывает стольника:
- Призвать ко мне  из Челобитного приказа  дьяка  Никиту Моисеева сына Зотова!
Появляется дьяк Зотов.
Зотов:
- Никита Моисеев сын Зотов. Просили прибыть?
Симеон Полоцкий:
- Государь, Фёдор Алексеевич,  желает вас видеть учителем у крестника своего - царевича Петра Алексеевича.
Расскажи мне: какого ты, Никита, роду - племени?
Зотов:
- Отец мой,  Моисей Васильев сын  Зотов дьяк. Он и обучал меня грамоте.
С. Полоцкий:
- Холост  или  женат?
Зотов:
- Женат.
С. Полоцкий:
- Есть ли дети?
Зотов:
- Есть.
С. Полоцкий.
- Какие религии знаешь?
Зотов:
- Христианскую: католическую и православную, магометанскую.
С. Полоцкий.
- Какую веру исповедуешь?
Зотов:
- Православную.
С. Полоцкий:
- Псалтырь ведаешь?
Зотов:
- Ведаю все 150 псалмов. «Пение псалмов души украшает, ангелов на помощь призывают – демонов прогоняет, отгоняет тьму, освещает, Оно есть укрепление для грешного человека, замаливает грехи, подобно милостыне святой; прибавляет веру, надежду, любовь, как солнце освещает, как вода очищает, как огонь опаляет, как елей умащивает, дьявола постыжает, Бога показует, похоти телесные угашает, она есть елей милосердия, и жребий веселия, и соучастие с ангелами избранными: свирепство изгоняет, всякую ярость утешает, гнев сокрушает. Она есть хвала Божия не пристанная: подобно мёду пение псалмов. Песнь избранная есть пред Богом: всяк грех отгоняет, союзом любви соединяет, всё превозмогает, всё исполняет, всех научает, всё открывает, душу величит, уста очищает, сердце веселит, мысли ввысь направляет, человека просвещает, чувство отверзает, всякое зло убивает, совершенство показует. Она есть тишина ума и возвестник мира. Ибо псалмы молят о будущем, воздыхают о настоящем, каются в минувшем, радуются о благих делах, радость небесного царствия предваряя». Так говорил Блаженный Августин.
С. Полоцкий:
- Согласен с тобою, Никита!

Заключение о пригодности Зотова зачитывает Симеон Полоцкий:
 - Сего учёного мужа, Никиту Моисеева сына Зотова рекомендую определить к царевичу Петру учителем. С 12 марта 1677 года по благословлению святейшего Московского патриарха Иоакима 
дьяку челобитного приказа Никите Моисееву сыну Зотову вступить в сию важную должность.
Государь указал и бояре приговорили!

6. ЦАРЕВИЧ ЗАЩИЩАЕТ СЕБЯ И МАТЬ ОТ ЯЗЫКОВА.
 Языков встречает Наталью Кирилловну.
- Наталья Кирилловна! Вам надобно съехать.
- Иван Максимович! Куда съехать и для чего?
- Государь приговорил: всему вашему двору покинуть царские чертоги. И перекочевать со всем вашим двором, в другой  дом! Там свободного места для Вас довольно будет! Вы никого не будете там стеснять, и вас, тем более, никто.
- Мне и здесь не худо! Отдалить хотите нас от царя?
- Из-за вашего упрямства Государь, Фёдор Алексеевич, испытывает многие неудобства.
- Сколько я занимаю с царевичем места? Кому это мы помешали? Не тебе ли?
- Так у вас, Наталья Кирилловна, во дворе  дворецких, постельных, конюших, казначеев, стольников более ста! 
Потому Государь Фёдор Алексеевич приговорил!
- Пусть он сам мне об этом скажет, если я мешаю ему.
Царица расплакалась и уходит к себе в хоромы. Там играет царевич Пётр. Он спрашивает:
- Матушка, Наталья Кирилловна! Почему у вас слёзы? Кто посмел вас обидеть?
- Любимчик Фёдора Алексеевича - Языков Иван. Я не знаю, что ему нужно от нас? Хочет, чтобы выселились из этого дома, отдалить в другой – дальний.
Пётр поворачивается, выходит и идёт в другую палату. В другой палате находится его учитель Никита Зотов.
- Никита Моисеевич! Можно я тебе, мой учитель, задам один вопрос?
- Задавай, Пётр Алексеевич.
- Почему Языков хочет отделить нас с матушкой в дальний дворец?
  Я чаю, желает вселиться в наши хоромы  сам или кого-то другого поселить.
- Это чьё решение государя или Языкова? 
- Этого я не ведаю. Что надобно делать?
- Надо идти к царю Фёдору Алексеевичу и расспросить, как следует. Желает ли он, государь, вашего с царицей выдворения из царских хором? По какой причине?
- Пойдёмте со мной Никита Моисеевич к государю!
Входят в царские чертоги к царю  Фёдору Пётр Алексеевич и учитель его Никита Зотов.
Царь Фёдор принимает Петра Алексеевича весьма ласково, целует его.
Царевич Пётр, взяв руку государя, несколько раз целует её и говорит:
- Державный царь! Крёстный мой отец! Жалобу тебе приношу азъ на Языкова. Он хочет меня с материю моей выгнать из дома отца моего и от тебя отдалить. Яко древний Годунов царевича Дмитрия отдалил в Углич, а потом погубил. Сей Языков – это второй Годунов. Я чаю, что он намерен  учинить со мною то ж самое, что и Борис Годунов с Дмитрием-сыном Ивана Грозного. Если тот дом, в который нас посылают, угоден тебе, то я хочу в нём жить с тобою. Клянусь животом своим, а из дома отца моего и от тебя, Государь, в иной дом не пойду!
Потом с очами, наполненными слёз, обратился к стоящим рядом  и государю:
- Или я не сын державного царя Алексея Михайловича, что мне и угла в доме отца моего нет?
Тронутый этими словами  царь Фёдор Алексеевич  обнимает Петра и говорит:
- Родной ты мой! Братик ты мой! Кто посмел усомниться в том, что ты не царский сын?  Я никогда не допущу, чтобы  тебя и твою матушку - Наталью Кирилловну выселили из отцова дворца! Я незамедлительно проведу расследования по твоей жалобе.
- Благодарю тебя, державный царь, за твою заботу ко мне и моей матушке - Наталье Кирилловне!
Царь Фёдор Алексеевич приходит в комнату Натальи Кирилловны:
- Здравствуйте, Наталья Кирилловна!
- Здравствуйте, Фёдор Алексеевич, – отвечает вдовая царица.
- Я пришёл уведомить вас в том, что мною проведено следствие. Сообщаю, что Языков самовольно хотел отселить Вас с братцем Петром Алексеевичем и всем вашим двором в отдалённый дом. Еже ли Вы  желаете, я отдам Вам голову этого смутьяна?
- Нет! Нет! Не нужен мне Языков и его голова. Вы самодержавный царь! Вы и решайте!
- Тогда я Языкова на некоторое время отдаляю от царского двора.
 А там погляжу…
- Воля ваша! Самодержавный Царь, - соглашается Наталья Кирилловна.

   Царь Фёдор Алексеевич лежит при смерти. Рядом с ним стоит его министр Иван Максимович Языков.
- Прошу тебя, Иван Максимович, назначь от моего имени наследником Российского престола меньшего  братца моего, царевича Петра Алексеевича.
- Вы, Великий государь, ещё сами  выздоровеете и будете править царством, аз пойду помолюсь за твоё здравие - с этими словами Языков покидает покои царя.

27 апреля сего лета 1682 года от Рождества христова скончался царь Фёдор Алексеевич. Об этом объявляют вестовые.

     7. ИЗБРАНИЕ ЦАРЁМ ПЕТРА.
  По кончине царя Фёдора Алексеевича во дворце, перед дворцом на площади собрались государственные чины, духовные и мирские, военные и гражданские.
Целование рук царевичей. Ивану - 16 лет, Петру – 10 лет.
Патриарх Иоаким выходит к царевичам и собравшемуся народу.
- Весь освящённый Собор и все чины государственные бьют челом обоим царевичам. Дорогие царевичи: Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич!  Нам важно знать сегодня - кто из вас, наследников царского престола,  благоволит восприяти  самодержавный  скипетр и державу над Всероссийским царством?
Отвечал Иоанн Алексеевич.
- Святейший патриарх и весь собравшийся  здесь сегодня народ! Моё слово Вам, Святейшему и всему народу: надлежит быть на престоле Российском царём - самодержцем моему брату – царевичу Петру Алексеевичу, потому что здравствует мать его Царица. Азъ поступлюсь царством ему, брату своему Петру Алексеевичу.
- Сия добродетель ваша, Иоанн Алексеевич, не имеет  примера, – отвечает на слова царевича  за всех собравшихся патриарх Иоаким. Собрание благоразумно рассудило: Оставить избрание сие на волю всех чинов и всего народа.
Народ отвечает:
- Быть Великим государем Российского царствия и великим князем всея Великой и Малой и Белой России, самодержцем благоверному государю царевичу и Великому князю Петру Алексеевичу!

После такого единодушного избрания патриарх, духовенство, бояре и все чины были с поздравлением у государя, жалованы все к руке.
В этот же день они и все чины, выборных полков солдаты, стрельцы и немцы и весь народ приведены к присяге.
Государь Пётр Великий взошёл на престол, а мать его царица Наталья Кирилловна, в малолетство государево объявлена правительницею.

8. ЗАГОВОР СОФЬИ. СТРЕЛЕЦКИЙ МЯТЕЖ.


       Во дворце царевны Софьи Алексеевны. Софья Алексеевна (25 лет), боярин Иван Михайлович Милославский (52 года), - начальник Приказа Большой Казны, его племянник Пётр Андреевич Толстой (37 лет).  Стрелецкие полковники.
- Почему такая несправедливость? – говорит Софья Алексеевна, -  почему братишку Ивана не поставили царём? Это всё Матвеев! Это его всё козни! Это он свёл моего покойного батюшку с Нарышкиной. Этим Нарышкиным палец в рот не клади! Как я их ненавижу, вместе с моей мачехой Натальей и сыночком её Петром. Что же я не царская дочь? Как это патриарх Иоаким про меня забыл? Разве я не царская дочь? Что  мой отец не Алексей Михайлович? А ты! Иван Михайлович! Никому никаких денег из казны не давай! Говори – Казна пуста!
- Казна и так не богата, - поддерживает Софью Алексеевну Иван Михайлович Милославский.
- Стрельцам найди денег, дай вот  полковникам, которые здесь присутствуют. Пусть  они знают и их стрельцы мою щедрость! Стрельцов всех поднять, которые не присягали Петру! В царский дворец стрельцов! Матвеева, Нарышкиных всех порешить!   Лишить Петра опор! Завтра 15 мая всё должно разрешиться. Ну, с Богом!

  15 мая 1682 года стрельцы собрались на дворцовой  площади. На повозках стоят бочки с вином, пивом.
- Угощайтесь служивые! Пейте вино, пока бояре угощают!
- Стрельцы! Бояре не справедливо обошлись с наследником, царским сыном, Иваном Алексеевичем! Надо было его возводить на трон, а сестру его Софью приставить регентшей.
-  Бояре не справедливо отняли корону у законного наследника престола царевича Иоанна!
- Кто стража царская?
- Мы!!!
-  Восстановим справедливость! Не будут худородные Нарышкины нами управлять!
- Не будут!
- Восстановим!
 Толстой Пётр Андреевич подскакал на площадь в окружении полковников стрелецких.
-  Стрельцы – стража государева! Нарышкины задушили царевича Ивана!  Всем идти во дворец!
Стрельцы двинулись к дворцу под барабанный бой и страшный набат колоколов.
   
   Часть стрельцов забегает в Знаменский монастырь, отпевают, берут образ Богоматери и чашу освящённой воды и вместе со священниками выходят из монастыря.  Всё воинское ополчение с пушками движется к Кремлю. Стрельцы заполняют Соборную площадь, вламываются в царские чертоги, исторгают из алтарей, из рук царицы ближних её родственников, верных бояр. Здесь же на глазах у царицы и царевичей и всего двора предают их мучительной смерти.  В зале валяются трупы, горница залита кровью.
Наталья Кирилловна трепещет от страха и отчаяния.
- Что вам угодно? – Переборов страх, спрашивает Наталья Кирилловна у стрельцов.
- Где царевич Иоанн? – раздаётся рёв из толпы, - кто его умертвил? Говори! Кто из Нарышкиных его задушил?
Наталья Кирилловна: - Вот они царевичи, Иоанн и Пётр! Стрельцы! Успокойтесь! Царевичи живы! Вас обманули!
- Ты кто? – спрашивает один из стрельцов у десятилетнего отрока.
- Царевич Пётр Алексеевич!
- А ты кто? – вплотную подойдя и тыча кровавой рукой в грудь  другого царевича, спрашивает пьяный стрелец.
- Я – царевич Иоанн Алексеевич!
- Кто тебя изводит? – Спрашивает стрелец.
- Никто меня не изводит! И жаловаться мне не на кого!– Отвечает царевич Иоанн Алексеевич.
- Братцы-стрельцы! Вот же он - царевич Иван, жив и невредим! Кто кричал, что его убили?
- Не  умертвили, так потом умертвят! – раздаётся голос Петра Андреевича Толстого.
- Бей худородных Нарышкиных?  Где твой брат - Иван Кириллович? Он корону царскую примерял! Отдай нам брата! Отдай Ивана Кирилловича!
 - Зарежу царевича, если не отдадите Ивана!- стрелец с кинжалом кидается к Петру Алексеевичу, подставляет жало кинжала к его груди.
Выходит Иван Кириллович Нарышкин (24года). Ему руки заламываю и уводят.
- Отхлынь от царевича! Убери нож! – кричит один стрелец другому.
Все стрельцы покидают царский дворец, оставляя только охранение возле крыльца.

8. ХОВАНЩИНА.
    В Москве собираются старообрядцы со всех близлежащих к Москве скитов. Во главе всех старообрядцев Никита Пустосвят.
-  Пока в Москве смута, надо вернуться   к истокам православия, - говорит Никита Пустосвят.
- Полностью поддерживаю, - говорит Иван Андреевич Хованский, - пока смута надо разобраться.
 
   Старообрядцы идут по Москве, несут свои книги, образа, заходят в соборную церковь, где патриарх служит молебен.
- Вот он - хищный волк! А это его стая! – кричит Никита Пустосвят, - бей их!
   В Патриарха  и священников летят камни, которыми запаслись раскольники  по дороге, наложив за пазухи. Патриарх и священники покидают соборную церковь и устремляются в Грановитую палату.
 На Ивановской площади собираются старообрядцы, стрельцы во главе с Хованским. Старообрядцы требуют словопрений о Православной вере. От раскольников выступает Никита Пустосвят.
- Требуем прений!- кричит Никита Пустосвят.
 
   В Грановитой палате царевичи сидят на тронах, бояре, думные дьяки. Появляется Хованский, который заявляет.
- Старообрядцы смуту затеяли в Москве, тысячи народу собрались на площади, требуют словопрений! Чтобы прекратить смуту, я думаю, надо провести словопрения о Православной нашей вере.  Пусть  Патриарх Иоаким докажет свою правоту, убедит раскольников, что они не правы.  И раскольники уйдут.

    В этот момент в палату врываются раскольники, стрельцы и прочие, неся перед собой свечи, аналой  и церковные  книги.
Никита Пустосвят подаёт государям челобитную со словами:
- Мы требуем провести Собор! Здесь же и сейчас!
Между раскольниками во главе с Никитой Пустосвятом и священниками во главе с патриархом Иоакимом  начинаются прения, которые переходят в ругань. Начинаются потасовки и драки.
Раскольники начинают камнями кидать в Архиепископа. Архиепископ,  царевич Иван Алексеевич и весь его двор намереваются  покинуть Грановитую палату в несказанном страхе и слезах.
   В этот момент молодой государь Пётр Алексеевич встаёт с места своего, снимает венец со своей головы и с гневом и слезами на глазах останавливает злодеев словами:
- Пока сей венец на главе моей и душа в теле моём пребудет, не попущу на церковь святую воевати и правую церковь неправою нарицати, и как оную держу в сердце своём, матерью нарицаю, верую, что она есть правая и истинная! Тако и всем повелеваю верить! 
    Часть стрельцов, услышав слова царевича Петра,  встала на его сторону и изгоняет из палаты раскольников. В Грановитой палате наступает порядок и устанавливается тишина.
Хованский слыша речь Петра Алексеевича, видя что  в палате тишина,  со стыдом и злобой покидает Грановитую палату.
     Патриарх и весь лик  святителей пал к ногам молодого героя со словами благодарности за своё спасение и защиту святой церкви и истиной веры.
     После усмирения этого мятежа Пётр Алексеевич удаляется в село Преображенское, где находится его потешное войско, чтобы упражняться в экзерцициях.
Рындою царевичу Петру приставлен Фёдор Юрьевич Ромодановский.

В 1683 году 26 марта оружейничий  - Пётр Васильевич Шереметьев представляет полку Петра изготовленные деревянные пушки. Пушки, окрашенные серебряной краской, разрисованные аляписом.   Длина одной пушки аршин (71,12 см.), длина второй пушки 1,5 аршина.(106,56см)

9. НОВЫЕ НЕДОВОЛЬСТВА СОФЬИ. МЕРЫ ПО ОТВЛЕЧЕНИЮ ПЕТРА ОТ ПРЕСТОЛА.

         В чертогах Софьи Алексеевны. С ней находится князь Василий Васильевич Голицын - начальник Посольского приказа.
- Василий Васильевич! Что будем делать? Царевичи подрастают. - Говорит царевна Софья.
- Или мы их или они нас? – пошутил Василий Васильевич, понимая, о чём намекает правительница.
- Пётр Алексеевич, я чаю, не вечно будет тешиться со своими потешными?
- Женить их надо. – Продолжает князь Голицын.
- Это идея Василий Васильевич!  Если Ивана женим, глядишь, наследник  родится.
- Да! Софья Алексеевна, будут царевичи жёнами заниматься, детьми, которые народятся, таким образом и самоустранятся от престола, уйдут в семейные дела. Поэтому, может быть, мы зря этот вопрос так близко к сердцу принимаем.
- Ладно, Ивана женим, у него возраст подходящий,  а Петру ещё только тринадцать?
- Не всё сразу! Пока то, да сё, смотришь, а ему уже и четырнадцать будет, а там и пятнадцать лет.  Он пусть со сверстниками своими займётся девками, там, где друзья, там девки, вино.
- Почувствует вкус девок, в распутство втянется, в порок, и будет не до царства. Народ распутных, ой! как не любит!
-  Потеряет Пётр доверие в народе. А там можно будет и в монастырь заключить.
 - Окружить его надо будет подходящими одногодками с пороками из боярских семей.
- Я сама этим займусь, переговорю со своими боярами, – закончила разговор царевна.

Через несколько дней к Петру приходит патриарх Иоаким.
- Хочу увещевать Вас, молодой Государь! Что неприлично царскому достоинству изнурять свои младые силы, прямо в солдатских трудах. Нужно иногда и трудиться, и весельями заниматься, и в покое отдыхать. Побереги себя! Здоровье твоё нам очень дорого.
-  Кто же это, Святейший патриарх, о трудах моих вам наговорил? – Спрашивает царевич Пётр.
- Я и сам о трудах твоих, государь, ведаю, но и усердные хранители  здравия вашего – бояре, о том  крушася, неоднократно мне говорили. 
- Усердие ко мне бояр ослепляет их, ведь они худо знают, как в Европе государи воспитывают детей своих. В Европе государи  с малых лет не дают своим детям покою, беспрестанно утруждают учениями, а меня никто не утруждает, я работаю по своей охоте, поэтому труды мои не только не ослабляют здравия моего, а наоборот, укрепляют оное. К тому же, -  тяжело вздохнувши, Пётр продолжил,-  много времени проходит у меня, Владыко святый,   и в пустых забавах, от коих однако меня никто не отвлекает.

10 ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕТРА В ОХОТУ.  Царевна Софья с Василием Васильевичем Голициным.
- Что тешится братик мой Петруша в Преображенском? – спрашивает Софья Василия Васильевича.

- Пётр Алексеевич всё со своим полком занимается.
- Что ещё у тебя? Имеются ли какие планы устранения Петра?
- Есть ещё вариант отвлечения  наследника  от государственных дел. Можно сделать Петра  Алексеевича охотником. Нужно дать боярам указание - пригласить Петра Алексеевича на охоту. Все великие отдалялись от дел царских к охоте.

Боярин Голицын подходит к Петру Алексеевичу, который марширует со своим отрядом на плацу в с. Преображенском.
- Государь! Это что за занятие? Вот есть благородные занятия – царские, которыми занимались многие лета ещё  и твой  родитель, и деды, и прадеды.
- Это что ещё за занятия? – Заинтересовался Петр Алексеевич.
- Псовая и птичья охоты!- отвечает боярин.
- Да! Это, действительно, господские занятия!- соглашается царевич Пётр.
- Не изволите ли с нами охотами позабавиться? – Спрашивает Голицин.
- Говорите время и место, и я буду с вами! – серьёзно отвечает царевич.

    В установленном месте, в установленное время государь приезжает на охоту. Бояре с псарями, псари с собаками.
- Благодарю Вас, что вы так попечительны ко мне в доставлении мне забав! Но у меня есть одна просьба!- говорит Пётр Алексеевич.
- Какая просьба, государь? – спрашивает боярин Голицын.
- Я не хочу, чтобы возле нас были холопы. Я желаю, чтобы псари были поодаль!
- Это мы исполним с удовольствием Великий государь.
- А вы, псари, отдайте собак своим боярам!  А сами находитесь на расстоянии.- Говорит царевич Пётр Алексеевич.
   Псари отдают концы шнуров своим хозяевам и отходят в сторону. Некоторые собаки кинулись  за своими псарями, некоторые псы отказались подчиняться боярам, с визгом кидаются лошадям под ноги. Лошади испугавшиеся понесли седоков далеко в поле, одна лошадь, запутавшись в собачий шнур, упала на колени. Боярин не удерживается  в седле и падает с лошади вниз головой. Другая лошадь встала на дыбы, всадник свалился спиной на землю. Одна свора собак тянет за поводок и стягивает всадника с лошади. Пётр хохочет. Псари тоже ухмыляются. Некоторые псари начинают помогать своим боярам встать с земли, ловить лошадей и собак.
Таким зрелищем, довольно потешившись, Государь, наконец, говорит:
- Спасибо! За то, что вы сегодня меня так потешили! Завтра на это же место, всем присутствующим в данный момент,  прибыть на соколиную охоту!  А я поехал в Преображенское.
    На следующее утро Пётр приезжает к месту соколиной охоты. Видя, что бояр половины нет, говорит, - а где у нас боярин Василий Васильевич Голицын? Да и других бояр что-то я не вижу.
-  Вчера многие поубивались с лошадей, поэтому, сегодня приехать не смогли. Василий Васильевич вчера сильно убился с лошади. Сегодня просил передать,  приехать не может.
- Коли так, то хочу спросить:  Желаете ли вы, чтобы я сегодня пребывал с вами на охоте? А моё сердце сегодня не лежит к такому занятию!
- Конечно, государь, если у вас не лежит душа к этому занятию, то мы и настаивать не будем!
- Не лучше ли быть воинами, нежели псовыми охотниками?
Господа бояре вынужденно признаются:
- Вы правы, государь!
- « А ще светлая слава есть во оружии, то почто же мя ко псовой охоте от дел царских отвлекаете и от славы к бесславию приводите? Азъ царь есмь! И подобает ми бытии воину, а охота оная прилежит псарям и холопам!»


11. ПОТЕШНЫЕ ВОЙСКА.
День Преполовения. Государь Пётр с царём-братом Иваном слушают в Соборе литургию. Ходят за крестами по городской стене. Обедают вместе с патриархом.
- Святый Владыко! Что это за праздник Преполовение?- спрашивает Петр.
- Преполовение, Пётр Алексеевич, – это полпути между Пасхой и Троицей, празднуется на 25 день после Пасхи.
- А, для чего, святый Владыко, мы ходили по полям, по стенам монастырей? Для чего нужен этот святой крестный ход? – с любопытством спрашивает царевич Пётр.
- В святом писании сказано, что в этот День преполовения сакральная сила воды повышается.  Для этого и ходим, святой водой окропляем поля, посеянные земли, чтобы урожай был хорошим. Твердыни окропляем, чтобы враги не смогли их разрушить.
После обеда из-за стола встаёт начальствующий Пушечным приказом боярин и говорит:
- Все присутствующие приглашаются на пушечный двор!
 Все выходят во двор, разглядывают пушки.
- Что их ходить рассматривать?- Кричит Пётр, - давай стрелять из пушек по мишеням!
- Стрелять опасно, государь ты наш, Пётр Алексеевич! Может, так случиться, что пушку разорвёт от выстрела, и нас всех поубивает.
- А я приказываю стрелять!  - кричит царевич и выхватывает фитиль у стоящего возле пушки пушкаря, подносит его к запалу, производится выстрел.
Царевич Пётр подходит к начальствующему Пушечным двором и спрашивает у него:
- Боярин! Кто из офицеров в науке артиллерийской всех искуснее?
- Искуснее всех в артиллерийской науке, государь – Пётр Алексеевич, поручик Франц Тимерман, - отвечает начальствующий Пушечного двора.
- Повелеваю вам! Завтра прислать ко мне в село Преображенское поручика Франца Тимермана!
- Будет исполнено, Государь!
- Вот так!

12. ТИМЕРМАН.
- Где найти Государя Петра Алексеевича? – спрашивает Тимерман.
- Прошу сюда! Господин поручик, – говорит царь Пётр Алексеевич.
- Нам нужно с вами побеседовать. Меня интересуют пушки.- Говорит царевич Пётр.- Пойдёмте в кабинет.
В течение часа продолжается беседа Францем Тимерманом.

Царевич Пётр:
- Я очень доволен вашими знаниями в пушечном деле! Я назначаю вас к себе учителем по геометрии и фортификации. Вы будете меня обучать. Я многого ещё не знаю в этих науках. Я буду платить вам достойное жалование. Вы дослужитесь, я чаю, так… до фельдмаршала!
- Очень хорошо, государь!
- Определить для поручика Тимермана комнату для жилья во дворце рядом с моей. Взять на довольствие.

13. ЗАНЯТИЯ ПО ФОРТИФИКАЦИИ И ГЕОМЕТРИИ,
Тимерман:
- Кто разработал науку - фортификацию?
Царевич Пётр:
- Фортификацию разработал Альбрехт Дюрер. Фортификация бывает полевая, долговременная и временная. Чем сильнее фортификационное построение, тем слабее может быть его гарнизон.
Тимерман:
- О! Пётр Алексеевич. Вы уже всё знаете! Я уже вам не нужен.
Царевич Пётр:
- Нет! Вы ещё мне нужны! Видите ли, господин Тимерман, я хочу, чтобы вы  занялись строительством крепости. Нам нужна практика. Вы должны на практике показать, как надо строить фортификационные сооружения. Вы должны построить крепость! Это мой царский указ!
Тимерман:
- Какую крепость?
Царевич Пётр:
- По-венгерски Бреслава, по-немецки Прешбург. Когда Будапешт захватили турки, столицей Венгрии стал Прешбург. Мне нужен такой город! Здесь в наших рощах, на берегу Яузы надо построить российский Прешбург, город-крепость.
Тимерман:
- Город - крепость?
Царевич Пётр:
- Да! Неприступную малую регулярную крепость. И я со своим полком будем брать штурмом эту крепость!
Тимерман:
- Как мы её назовём?
Царевич Пётр:
- Так и назовём Прешбург!
Тимерман:
- Очень хорошо! Я построю крепость по последнему слову современной европейской науки. Только где мне взять народ?
Царевич Пётр:
- Народ будет! Я сам буду в вашем распоряжении вместе со своим полком. Если надо, нагоним крестьян из соседних деревень.
Тимерман:
- Крестьяне должны пахать землю, сеять хлеб!
Царевич Пётр:
- Мы объявим мобилизацию. Найдём праздношатающихся.
Тимерман:
- Тогда я согласен.

14. НА СОКОЛЬНИЧЬЕМ ДВОРЕ.
Царевичи Иван  и Пётр приезжают на Сокольничий двор.
Царевич Пётр спрашивает у главного сокольника:
- Сколько сокольников в нашем царском дворе?
Сокольник:
- Очень много.
Царевич Пётр:
- И они все получают государственное жалование?
Сокольник:
- Да! Государь.
Царевич Пётр:
- Охоту уничтожить, расходы и людей употребить в пользу государственную!
 - Где прикажете употребить сокольников?
- Всех молодых сокольников в Преображенское, в потешные войска! Кто не может по здоровью - оставьте  в охотничьем приказе.


15.ПОСТРОЙКА ПРЕШБУРГА.
Царь Пётр на тачке везёт землю. К нему подходит его рында – Фёдор Ромодановский:
- Пётр Алексеевич! Что делать с барабанами, которые получили повреждения во время баталий?
- Пусть Головкин отвезёт их в Оружейную палату на ремонт.
Прикажите изготовить для потешных 12 железных копий.
Из пушечного приказа привезти шестнадцать пушек. Неисправные пушки также отвезти в ремонт. Отремонтированные пушки установим на стенах крепости.


Рецензии