Струны понимания. Глава 89

1. В этой главе мы с помощью двух притч Иисуса закончим контекстный разбор смыслового фактора “долг” (02003) асперономной модальности (02). Вот первая из этих притч, притча о нерадивом управителе.

1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2. и, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».
3. Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом».
5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?»
6. Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят».
7. Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Евангелие от Луки 16:1-15)

2. А вот вторая притча на тему прощения долгов. Вопрос этот стоял крайне остро в еврейском обществе римской эпохи, когда крестьянство, обремененное долговой зависимостью, теряло землю в пользу богачей, начало восстания против Рима вошедшего в историю как Иудейская война 66/73 гг. хр. э. сопровождалось уничтожением долговых расписок восставшими крестьянами.

21. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз.
23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25. а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу».
27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе».
30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Евангелие от Матфея 18:21-35)

3. В обеих притчах перед нами указание Иисуса на неустойчивость и недолговечность основной рыночно властной эгономной парадигмы идентичности CFD (где С это нижнее правое контекстное поле автономной личности С, F центральное верхнее контекстное поле субьекта власти, а D это нижнее левое контекстное поле мира/рынка) и связанной с нею эгономной тематизации нижней репрезентационной горизонтали CD, которая одновременно является центральной горизонтальной осью асперономики IDKC (здесь I центральное поле “сердца”/смысловых взаимодействий, а К нижнее центральное месономное контекстное поле смысловых ориентаций).

3. Эгономика состоит из двух половинок: правой хрематономики CFH (от греческого слова chremata богатство), парадигмы, связанной с культом денег (центральное нижнее контекстное поле ценностей Н) и карьеры (диссоциативная полувертикаль CF) и левой архономики FDH, парадигмы жестокого и бесконтрольного использования абсолютной власти F ( эта власть отображается распорядительной полувертикалью FD) над захваченной частью ресурсов мира/рынка D, ради извлечения односторонних выгод и преимуществ (центральное нижнее контекстное поле ценностей H).

4. Обе эти половинки предполагают использование обмана (манипулятивная диссоциативная полувертикаль CF, где продвижение вверх по ступенькам карьерной лестницы достигается ценой сделок с совестью) и насилия (распорядительная полувертикаль FD) и связанные с ними выгоды кончаются со смертью их получателя или с потерей им властного положения F.

5. Интересно, что в числовом варианте контекстного анализа, разработанном мною в книге Числа и идентичность, где контекстные поля получают числовые значения в соответствии с порядком их алфавитных обозначений (с той только разницей, что значение единицы присваивается центральному контекстному полю сердца/смысловых взаимодйствий I,  а дальше все идет по обычному порядку А 2, В 3 и т.д.) сами числовые значения линий хрематономной парадигмы идентичости указывают на тот же аспект временности богатства/успеха и смертности его носителей. Диссоциативная диагональ C 4 F 7 соответствует атомному номеру 47 химического элемента серебро в периодической таблице элементов Менделеева. Инструментальная вертикаль F 7 H 9 соответствует атомному номеру 79 химического элемента золото в той же таблице. И наконец третья линия хрематономного треугольника Н 9 С 4 соответствует атомному номеру 94 химического элемента плутоний. Открытый в 1941 г. плутоний (который вскоре был использован для изготовления атомных бомб) был назван в честь незадолго до этого (1930) открытой планеты Плутона, которая в свою очередь была названа в честь Плутона, греческого божества загробного мира и богатства (слово plutos по гречески значит богатство). 

6. В первой притче речь идет об обмане (хрематономика CFH), a во второй о насилии (архономика FDH). Однако первая притча заканчивается сравнительно благополучно для хрематономного управителя, который получив известие об отставке, успел принять меры, чтобы обеспечить себе будущее, а вторая притча кончается жестоким наказанием немилосердного архономного кредитора, который получив прощение собственных долгов, не позаботился о том, чтобы простить своего должника, а вместо этого использовал свою власть, чтобы выжать из него последнее.

7. Предлагая носителям эгономной парадигмы среди его слушателей посмотреть на свою ситуацию в более широком и долгосрочном контексте Иисус здесь по сути дела использует иную, не эгономную, а асперономную IDKC (а точнее квантономную DKC) тематизацию нижней репрезентационной горизонтали CHD эгономики. Такое использование вполне укладывается в его общую стратегию систематической разработки возможностей месономного цикла JLKM  (где J это верхнее центральное месономное контекстное поле смысловых соответствий, L левое боковое месономное контекстное поле смысловых полярностей/анализа, К нижнее центральное контекстное поле смысловых ориентаций, а М правое боковое месономное контекстное поле смысловых сущностей/синтеза) для осмысления и решения экзистенциальных задач.

8. Внутри этой стратегии четыре интересующих нас в этой части книги актономных парадигмы: сюнетономика IALD, асперономика IDKC, софрономика ICMB и агатономика IBJA играют ключевую роль. Эта ключевая роль актономных парадигм (и соответствующих им смысловых модальностей) обусловлена тем, что все они находятся на стыке месономного и экзистенциального планов идентичности, соединяя в себе в равной степени месономные и экзистенциальные аспекты.

9. Квантономика DKC парадигма умаления, уничижения и страданий, и вместе с тем критически важных для дальнейшего личностного развития выборов К представляет собой нижнюю, то есть месономную часть асперономной парадигмы идентичности. Оригинальность использования квантономного содержания Иисусом в данном случае связана с тем, как он совмещает это содержание с привычными для его слушателей эгономными понятиями, которые в результате такого совмещения подвергаются радикальному переосмыслению.

10. В первой притче хрематономный CFH управитель получает извещение о том, что его положение субъекта власти F будет утрачено и в новом качестве подсудимого К он должен будет дать отчёт хозяину С в том, как он пользовался хозяйским добром (нижнее центральное контекстное поле ценностей Н, расположенное над К на той же центральной инструментальной вертикали JFHK). Таким образом в данном случае перед нами реверсономика KCF, соединяющая хрематономику с правой половиной квантономики.

11. Во второй притче архономный FDH немилосердный должник F, отказавшийся помиловать собственного должника в контекстном поле мира/рынка D, кончает тем, что сам оказывается в сфере действия квантономики в роли истязаемого заключённого К, которого приказывает подвергнуть наказанию неумолимый судья F. Таким образом здесь перед нами адверсономика FDK, соединяющая архономику с левой половиной квантономики.

12. В качестве альтернативы вертикальному и полувертикальному эгономному поведению, связанному с подавлением и обманом, Иисус советует своим слушателям изменить свою смысловую ориентацию на горизонтальную и полугоризонтальную, то есть перевести ее в план сочувствия и помощи наиболее уязвимым членам общества, таким как должники. Для нас особенно интересно, как Иисус понимает этот смысловой поворот и объясняет его необходимость. Ведь сюнетология, разработке которой посвящена эта книга,представляет собой разновидность практической философии, главным содержанием которой является искусство смыслового ориентирования, то есть смысловых поворотов и поправок, позволяющих соотнести между собой экзистенциальную и месономную динамику и тем самым сделать возможным использование месономной энергетики для правильного решения экзистенциальных задач личного и общественного развития.

13. В первую очередь речь здесь идёт о принципиально иной, альтерономной CAD ( где А это верхнее левое контекстное поле общих принципов истины и справедливости)тематизации нижней репрезентационной горизонтали СD.

14. Альтерономная контекстная группа CAD в ее горизонтальном разрезе включает в себя такие парадигмы третьей степени (четвертинки) как харитономика CED и социономика СЕА.

15. В харитономике упор делается на милосердие (ср. Притча о самарянине), а в социономике на сотрудничество и взаимопомощь. Обе эти парадигмы имеют общую ассоциативную полугоризонталь СЕ (где Е среднее левое контекстное поле "чужих").

16. В первой притче недобросовестный, но умный управитель сам обращается к ассоциативной полугоризонтали СЕ, за что и получает похвалу. Правда он делает это не в рамках харитономики или социономики, а с более эгоистической целью заручиться дружбой должников Е, которая будет нужна ему когда он утратит свою позицию в верхнем центральном контекстном поле субъекта власти F. Он рассчитывает, что эта дружба СЕ в какой то мере заменит ему утраченную власть. Этот расчёт может происходить например в рамках прециономики СЕН (от латинского слова pretium цена), где ассоциативная полугоризонталь СЕ сочетается с снабжающей/супплементальной угловой диагональю ЕН, соединяющей Е с нижним центральным контекстным полем ценностей Н.

17. Во второй притче немилосердный должник D получил прощение от господина/царя(верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм и избыточных ресурсов В), само это прощение отображается признавательной/рекогнитивной полугоризонталью ВЕ, соединяющей В со средним левым контекстным полем "чужих" Е. Таким образом в ходе прощения (в данном случае оно происходит в рамках трансферономики BED, которую, как я выяснил в посвящённой возникновению христианства книге Свиток и сапог, можно в определённом смысле считать личной парадигмой самого Иисуса)немилосердный должник перемещается вверх из D в Е.

18. При этом господин рассчитывал на то, что помилованный должник в знак благодарности за прощение сам реализует харитономику CDE по отношению к собственным должникам, вытащив их из D в Е, как это было сделано для него самого. Однако происходит прямо обратное: должник присваивает себе положение субъекта власти F по отношению к собственному должнику Е, которого он опускает из E в D, не слушая его просьб и уговоров, а в D душит его, то есть угрожает ему, используя все возможности насильственного поведения и угроз, связанные с распорядительной диагональю  FD в рамках властно манипулятивной демонстраномики FED. В результате он сам оказывается наказан происходящим вопреки его желанию его собственным квантономным опусканием и унижением.

19. Здесь мы на практике наблюдаем конфликт между экзистенциальной и месономной динамикой, личность и ее логос вступают в противоречие между собой. Результатом оказывается мучение и тупик, которых можно было бы избежать внутри сюнетивного подхода к действительности, интегрирующего экзистенциальный план идентичности с лежащими в его основе месономными структурами и процессами.

20. Практика великих представителей философского и религиозного сюнетивизма, таких как Сократ и Иисус, раскрытая и осмысленная с помощью контекстного анализа, может по моему мнению стать исходной точкой для дальнейшей творческой разработки сюнетивного подхода к проблемам личного и общественного развития.


Рецензии