Сорок первый. Путь в Европу

“Начальство подозрительно относилось к моей картине. Но случайно ее посмотрел Никита Хрущев и сказал: посылайте в Канны.” - вспоминал позднее Григорий Чухрай.
Непростая история создания дебютного фильма Григория Наумовича сегодня широко известна многим любителям истории русской культуры. Многочисленные переделки сценария, ожесточенные споры о допустимом/недопустимом в условиях быстро меняющиеся идеологии оттепели - и триумф в Каннах…

Однако, сама история проникновения “Сорок первого” на европейский экран и последующее присутствие в зарубежном культурном пространстве до сего момента оставались лишь фрагментарно известными.

10 августа 1956 года картину принял худсовет “Мосфильма”, но для выдачи прокатного удостоверения нужно было “пройти” Министерство культуры СССР.

“Пырьев показал картину в Комитете по кинематографии. Там высказывались сомнения, социалистический ли это реализм и хорошо ли оправдывать любовь к врагу. Иван Александрович позвонил Хрущёву и сказал, что хочет представить ему картину, снятую на «Мосфильме». Хрущёву фильм понравился.” - так это борьба описывается в разных публикациях. Скорее всего, именно благодаря влиянию Пырьева (пишут также о его покровителях в ЦК партии) и благосклонности Никиты Сергеевича фильм получил спокойную и ровную дорогу к зрителю. Более того, один из предпремьерных показов 2 октября был организован министерством культуры СССР в Центральном доме журналиста.

Картина с “опасным” сюжетом превращалась в признанный и продвигаемый начальством министерства новаторский фильм.

15 октября “Сорок первый” вышел на экраны СССР, а ровно через месяц, 16 ноября, он был показан в Праге в рамках Недели советских кинофильмов наравне с картинами «Мать», «Отелло», «Чужая родня» и «Бессмертный гарнизон». Сам факт “выпуска” за границу, пусть и в социалистический лагерь, мог остаться неизвестным для создателей фильма и отечественной творческой среды в силу ограниченности источников информации, но для чиновников это был однозначный и очевидный посыл - “Сорок первый” может быть использован для репрезентации СССР.

Уже в январе 1957 состоялся закрытый кинопоказ в Париже, организованный редакцией журнала “Франция-СССР” для французских кинематографистов.
Восторженные отзывы Марселя Блистена, Анри Ланглуа, Армана Монжо, Жендера, Луи Дюрея; высказанные после просмотра, были напечатаны в февральском номере журнала, обложку которого украшала сцена признаний в любви.

Википедия, а вслед за ней и другие подобные ресурсы указывают на наличие у Стриженова приза за лучшую мужскую роль, полученном на кинофестивале молодых кинематографистов киностудии “Мосфильм” в 1956 году. Однако, эта информация не совсем соответствует действительности. Цитату из научного справочника по истории советской кинематографии необходимо привести полностью:

“12-15 апреля 1957 на киностудии «Мосфильм» проходила творческая конференция по итогам работы киностудии за 1956 г. На конференции было проведено тайное голосование по определению лучшего фильма, выпущенного студией в 1956 г., и лучшей работы сценаристов, режиссеров, актеров. Лучшим из фильмов, созданных на «Мосфильме» в 1956 г. Большинством признан фильм «Сорок первый» (реж. Г. Чухрай). Лучшей режиссерской работой – фильм М. Ромма «Убийство на улице Данте»; лучшим сценарием – «Человек родился» (авт. А. Агранович); лучшим операторским достижением – работа оператора С. Урусевского в фильме «Сорок первый»; лучшей исполнительницей женской роли признана Е. Козырева (Мадлен Тибо в фильме «Убийство на улице Данте»); лучшим исполнителем мужской роли – О. Стриженов (Говоруха-Отрок в фильме «Сорок первый»); лучшей работой художников признана работа Е. Куманькова и Е. Свидетелева в фильме «Илья Муромец»; лучшей музыкой к фильму – музыка А. Лепина к фильму «Карнавальная ночь», лучшей работой звукооператора – работа В. Зорина («Карнавальная ночь»).”

Соответствующие выводы были сделаны поистине мгновенно - уже в последний день конференции - 15 апреля министр культуры СССР Н. А. Михайлов направил в ЦК КПСС записку о программе участия советской кинематографии в Каннском кинофестивале. В конкурсную программу был рекомендован фильм Г. Н. Чухрая «Сорок первый». На принятие окончательного решения, оформление и отправку на конкурс необходимого пакета документов явно ушло не меньше нескольких дней и это буквально накануне начала работы фестиваля! В этой суете никто не озадачился печатью больших, красивых афиш в достаточном количестве, на что позже сетовал Григорий Наумович. А что же с ролью Хрущева в судьбе фильма? Здесь возможны несколько вариантов. Либо Никита Сергеевич видел фильм, не один, а два раза (первый - при решении судьбы о выходе картины в 1956, второй - в первые месяцы 1957) - и за давностью лет предание объединило два разных события. Весьма вероятно, что просмотр был всего один - осенью 1956 года, а указание первого секретаря не было исполнено сразу из-за сопротивления отдельных чиновников. Также возможно, что фразы о Каннах в данном контексте Хрущев не говорил вовсе, а в историю “Сорок первого” она перешла из воспоминаний Григория Чухрая, который описывал судьбу “Баллады о солдате”. В таком случае фильм оказался на фестивале в первую очередь благодаря признанию “мосфильмовцев” и протекции Пырьева.

Огромный успех на фестивале в Каннах, проходившем со 2 по 7 мая, навсегда изменил судьбу картины - она “официально” стала шедевром и заняла прочное место в ряду фильмов, представляющих советскую кинематографию за рубежом.

Также нельзя не вспомнить о историческом кинопоказе в Марселе. Олег Стриженов писал:

“Зал в Марселе, где состоялась премьера фильма «Сорок первый», был заполнен бывшими белогвардейцами, еще в Гражданскую войну эмигрировавшими из России во Францию. Как только я вошел, на меня сразу же натянули френч и эполеты. Я боялся пошевелиться. После фильма меня долго не выпускали из зала, пожилые господа офицеры в парадных мундирах подходили, отдавали честь, представлялись: «Поручик N, такого-то полка». А какие они удивительные тогда для меня задавали вопросы! Спрашивали, например, как там Москва, стоит ли еще такой-то собор. А я иной раз и не знал, был ли такой собор и где он должен стоять. И названия улиц в первопрестольной еще до моего рождения поменялись, и соборов-то большевики почти не оставили. Да и в тех храмах, что сохранились, не все так, как в их времена было. Кричали нам вдогонку: целуйте родину, целуйте нашу землю! <...> Мы с режиссером фильма Чухраем с большим трудом через эту «белогвардейскую армию» пробрались к машине, которую завалили цветами. Наш путь был буквально устлан ими: как только мы отъехали на почтительное расстояние, нам с Гришей пришлось выбрасывать цветы из салона, иначе нам просто нечем было дышать.”

К тому времени доживающие свой век эмигранты уже не питали иллюзий (карикатуру на эту тему во второй половине 50-х как-то напечатал ведущий эмигрантский журнал “Посев”). Наверное, фильм смог дать им самое главное: подарить надежду на то, что власть советов в России не будет вечной, что память о них на в России все же когда-нибудь будет светлой - где оказалась бессильна история, там все же победит искусство?

Сразу после окончания фестиваля Олег Стриженов, Григорий Чухрай и Николай Крючков отправились в путешествие по ГДР - представлять фильм во всех крупных городах страны. Не на этих ли самых сеансах “Сорок первого” увидел молодой немецкий композитор Зигфрид Маттус, сразу же решивший создать оперу по его мотивам? Написанный им уже 60-е “Последний выстрел” и по сей день считается новаторским произведением оперного жанра.

Но это было лишь началом поистине победного шествия.

В мае стартовал прокат фильма в Брюселле. В июне картину показали в Гааге в рамках недели показа иностранных кинокартин, в июле просмотры состоялись в Рангуне (Бирма, ныне Мьянма), Каире, Буэнос-Айресе. В августе картину по инициативе советского посла увидели зрители Стамбула, бывшего в 20-х вторым центром русской эмиграции после Парижа. К 50-м французская столица сохранила пальму первенства среди «русских центров», за ней следовали Мюнхен и Франкфуркт-на-Майне. Сентябрь ознаменовался прокатом по всей Голландии. В ноябре фильм был показан в Польше, КНР и Демократической республике Вьетнам, в Будапеште - во всех случаях в рамках фестивалей советских фильмов. 14 ноября “Сорок первый” достиг Копенгагена. В том же ноябре месяце демонстрацией картины открылся фестиваль советских фильмов в Коломбо (Шри-Ланка).

В августе 1957 “Совэкспортфильм” выпустил пилотный номер журнала “Soviet film” на невиданной в СССР глянцевой бумаге высочайшего сорта, и одной из первых там была помещена большая иллюстрированная статья о фильме - самая красивая среди многочисленных публикации о “Сорок первом”.

К сожалению, даже профессиональные справочники по истории кино, перечисляющие названия картин, показанных на той или иной недели советского кино или кинофестивале, никогда не указывают полный список, что очень затрудняет восстановление прокатной истории любого произведения советской кинематографии и выяснения того, кто из актеров и режиссеров мог выезжать с показами своих фильмов.

В следующем, 1958 году, в январе “Сорок первого” увидели в Женеве.
А с 28 января по 7 февраля в Брюселе проходила Неделя советского фильма. В программе Недели были фильмы: «Дон Кихот», «Сорок первый», «Карнавальная ночь», «Герои Шипки», «Мальва», «Мать», «Дорогой ценой». В составе делегации была Изольда Васильевна, Вера Марецкая, Михаил Кузнецов…

В марте фильм был показан на X Оклендском международном кинофестивале фестивале, вместе с «Лебединым озером» и «Охотниками южных морей» (последний, короткометражный, участвовал в Каннском фестивале 1957-го и получил один из призов). Публика в Калькутте смогла увидеть картину в мае, апрель ознаменовался триумфальными статьями критиков, созданными под впечатлением от просмотров в Тель-Авиве. С 14 по 21 августа в Уругвае проходил Первый фестиваль советских художественных фильмов. Он примечателен тем, что творение Григория Наумовича здесь впервые оказалось в ряду, состоящим лишь из шедевров, выдержавших проверку временем: «Броненосец «Потемкин»», «Сорок первый», «Верные друзья», «Дон Кихот», «Отелло», «Тайна двух океанов», «Летят журавли». 11 ноября 1958 года показом «Сорок первого» в Тегеране открылся международный кинофестиваль.

На родине кинематорафисты также не оставляли фильм без внимания. 11-14 мая 1959-го в Москве проходила Всесоюзная творческая конференция по изобразительному решению художественных фильмов, созванная Оргкомитетом СРК СССР и Министерством культуры СССР. В числе обсуждавшихся на ней картин были: «Судьба человека», «Летят журавли» и «Сорок первый». 2-10 ноября в Бейруте проходил кинофестиваль советских фильмов. В кинотеатре «Синемон» демонстрировались кинофильмы «Судьба человека», «Тихий Дон», «Идиот», «Сампо», «Сестры», «Сорок первый», «Фатима», «Дом, в котором я живу». В фестивале принимали участие участие Петр Глебов, Изольда Извицкая, Нинель Мышкова. 28 ноября 1959 в Мексике открылся смотр фильмов, удостоенных главных премий на международных фестивалях года. В дни фестиваля демонстрировались фильмы «Летят журавли», «Сорок первый», «Дом, в котором я живу». Изольда Васильевна в списке состава довольно представительной делегации не упомянута.

Февраль 1960-го - вновь в ряду шедевров на фестивале советских фильмов в Гаване (Куба): «Броненосец «Потемкин»», «Чапаев», «Мать», «Сорок первый», «Идиот», «Дон Кихот».

1961-й ознаменовался чрезвычайно важными событиями для истории вообще, а для истории искусств в особенности. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В 1960 году Григорий Чухрай вновь оказался на Каннском кинофестивале с “Балладой о солдате”. Много позднее режиссер вспоминал:

“В Каннах, совершенно неожиданно для меня, к фильму отнеслись очень хорошо. Перед просмотром я страшно волновался. Зал Каннского фестиваля был в этот вечер полон блестящей публикой, съехавшейся сюда со всего мира. Какое дело, думал я, этим раздушенным и разодетым господам до горя русской матери, потерявшей на войне сына? Они не поймут фильма. Напрасно его привезли сюда. Но, к моему удивлению, уже в самом начале картины, на сцене с перевернутым танком, раздались аплодисменты, потом смех, потом зал затих. Реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани или в Тбилиси: там же смеялись, там же затихали, там же плакали.”

Но, быть может, одна из главных “зрительских” наград нашла «Балладу» на неделе советских фильмов в Западном Берлине, проходившей 21-27 марта 1961 в самый разгар холодной войны. Для него подобрали ряд подлинных шедевров: «Баллада о солдате», «Сорок первый», «Летят журавли», «Тихий Дон» , «Отелло», «Шинель», «Иван Грозный». В составе делегации был Григорий Наумович, его “крестники” Изольда Извицкая и Владимир Ивашов; Татьяна Самойлова, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Элина Быстрицкая и Петр Глебов.

Сценарист Валентин Ежов вспоминал о демонстрации “Баллады”:

“Респектабельная публика. Все сидят. Посмотрели картину. Женщины плачут. Заметно. Почти как враги показывают картину. И вдруг выходит - назовем ее Мама Марта - и говорит: “Вот у меня погибло четыре сына на Восточном фронте - это значит против нас воевали - и вы никто не сделали картину про моего сыночка, а они сделали - это мой сын.”.

И как тут не вспомнить о том, как безоговорочно признали творение коммуниста Чухрая белогвардейцы в Марселе? Как не подумать о том, что только великий художник и великое творение может вызвать настолько сокровенные отклики в душах вчерашних и сегодняшних (на тот момент) противников и врагов? Быть может, Изольде Васильевне или Григорию Наумовичу тоже припомнился в те дни Канны и Марсель?

В марте 1962 в Буэнос-Айресе состоялась неделя советского кино, в рамках которой были продемонстрированы: «Чапаев», «Отелло», «Сорок первый», «Судьба человека» и «Летят журавли».

Тандем “Сорок первый” - “Баллада о солдате” вновь “сыграл” уже через три недели в рамках недели советских фильмов в Никозии (Кипр) с 14 по 21 июня. В числе прочих картин были показаны «Судьба человека», снятый Вячеславом Коротковым «Кочубей» и «Капитанская дочка» с Олегом Стриженовым в главной роли. В составе делегации были всего два человека - Изольда Извицкая и Сергей Бондарчук.

В марте 1962 в репертуаре недели советского кино в Буэнос-Айресе были: «Чапаев», «Отелло», «Сорок первый», «Судьба человека», «Летят журавли».

Весьма интересно событие следующего, 1963 года: с 13 по 19 ноября 1963 в Монтовидео проходил Большой фестиваль классических произведений советского кино. Полный перечень поистине впечатляет: «Мать», «Броненосец «Потемкин»», «Чапаев», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Верные друзья», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Попрыгунья», «Дом, в котором я живу», «Сорок первый», «Дон Кихот», «Отелло».

В марте 1964 на неделе советского фильма в Буэнос-Айресе репертуар был следующим: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Дама с собачкой», «Летят журавли», «Судьба человека», «Дон Кихот», «Родная кровь».

В 1965-м впервые наступило затишье - профессиональный справочник, скрупулезно отмечавшие подобные мероприятия, организуемые с подачи СССР, не фиксирует за этот год присутствие дебютной ленты Чухрая в мировом пространстве. А вот в начале мая 1966 года инициативу в организации недели советских фильмов проявили в своем городе студенты Лейденского университета. К сожалению, в описании репертуара упомянуты лишь «Отец солдата», «Сорок первый» и «Дама с собачкой», а далее поставлено многоточие.

Два последних мероприятия (опубликованных данных за более поздние периоды не найдено) - это показы 12 лучших советских фильмов (приуроченный к 50-летию советского государства) с 25 по 31 июля 1967 в Локарно в рамках XX Международного кинофестиваля. В аннтотации, к сожалению, в описании мероприятия указаны лишь «Чапаев», «Депутат Балтики», «Коммунист» и «Сорок первый». В марте 1969 в Кокнакри (Гвинея) были показаны шедевры советской кинематографии. И вновь, такой знакомый, подлинно канонический ряд: «Октябрь», «Броненосец «Потемкин»», «Сорок первый», «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате» и другие, не заявленные в перечне картины.

Зрители по всему миру обожали дебютный фильм Чухрая, плакали после финальных сцен, Олег Стриженов стал подлинным героем белоэмигрантов… Задаваться вопросом, за что полюбили «Сорок первый», вряд ли нужно, ведь как утверждал сам Григорий Наумович, любят не за что-то, а просто потому, что любят. Можно лишь поразмышлять о некоторых слагаемых народного восхищения. Это очень красивая правдивая во всем история: в изображении, в любви, в человеческих характерах. И, несмотря на финал, в ней очень много моментов, заставляющих зрителя улыбнуться — нет, не зачаровываясь при этом происходящем на экране. А просто отреагировав на подчас «ехидные» фразы и усмешки героев. В следующих картинах Григория Наумовича именно подобного рода постоянному юмору уже не было места в силу иного сюжета и тональностей. Может, это и есть ответ, почему среди всех его творений именно «Сорок первого» близкие Чухрая, в частности, внучка Анастасия, ставят на ПЕРВОЕ место?

Список использованных источников и литературы доступен по ссылке: https://vk.com/@izoldaslava-forty-first


Рецензии