Следы истории

Господа юнкера,
кем вы были вчера?
А сегодня
Вы все офицеры.
Булат Окуджава

Майор Елиашевич, прибывший служить  в Москву из ГДР, как всегда стремительно вышел из ординаторской госпиталя.
- Пойдём, познакомишься с царским офицером, - дружелюбно, с улыбкой проговорил он и при этом слегка хлопнул ладонью по моей спине.
В небольшой двухместной палате военного госпиталя в Лефортово в теплой, песочного цвета, с белым нашитым воротником пижаме, не спеша и деловито выкладывал из сумки на прикроватную тумбочку свои бритвенные принадлежности коренастый, среднего роста, с рыжеватыми волосами, зачесанными на пробор, человек неопределенного возраста с приятным, немного округлым лицом. Услышав шаги, он повернулся к нам, загородив собой часть окна, за которым раскачивал ветвями с сентябрьскими листьями-звёздами старый клён. Его высокий лоб, голубые глаза, широкие плечи — трудно было понять по этим признакам его возраст.
Я как-то заглянул в его медкнижку. В графе «год рождения» стояла дата «18..» Человек XIX века. Образование высшее. Воинское звание — полковник. Беспартийный. Позже, улучив свободную минутку, я вечером осторожно, деликатно порасспрашивал его о службе в армии...
...Начало XX века. Все в России предчувствовали, понимали, что сгущаются грозовые тучи войны. Не избежать конфликта с кайзеровской Германией. Вильгельм II желал наверстать упущенное. Стремился раздвинуть границы своей империи. Борис Александрович Смирнов, так звали полковника, тогда учился в Петербургском, далее Петроградском артиллерийском имени Великого князя Константина (Константиновском) военном училище, которое располагалось недалеко от Фонтанки в большом доме с колоннами.
Последний предвоенный третий выпускной курс. Лето 1914 года. К нам на смотр приехал император Николай Александрович со своим сыном, шефом училища цесаревичем Алексеем. Всё училище построилось на плацу. Царь с сыном, адъютант, наш начальник училища генерал-майор Похвиснев. Они сопровождали государя. Обойдя строй, Николай II вышел на середину плаца, взял под козырёк, поздоровался:
- Здорово, юнкера!
- Здравие желаем, Ваше императорское Величество!»
И юнкерское «ура» устремилось вверх. От нашего крика с крыши казармы сорвались испуганные вороны. Царь в своей речи выразил уверенность, что, получив первые офицерские звания, в армии мы будем прежде всего заботиться о своих солдатах и по возможности жалеть их.
Наш выпуск, продолжил полковник, состоялся осенью 1914 года. В чине подпоручика я был оставлен преподавать математику на курсе училища. В 1915 году на германском фронте, уже поручиком, командовал орудийной батареей. Был даже награжден георгиевским крестом.
Зимой 1917 года приехал в Петроград с фронта.На недельный отпуск. Проходя мимо Главного штаба на Дворцовой, услыхал: «Констопуп!» Констопупами нас дразнили михайловцы (Михайловское артиллерийское училище). Знакомый штабс-капитан приветливо махал рукой… Он почти шёпотом сообщил мне, что собирается на Дон. Туда едут сейчас большинство наших.
Наступило время, и мне пришлось снять погоны, которыми я гордился, - продолжил Борис Александрович, - на фронт не вернулся. Да его уже по сути и не было. В ту пору я проживал вдвоём со своей матушкой. Что делать? Работать. Где? Кем? Тапёром-пианистом играл во время киносеансов в Петрограде. Как-то набравшись храбрости, после оперы «Хованщина» в Мариинском театре постучал в грим-уборную к знаменитому Шаляпину. У меня был баритон. Попросил великого певца прослушать.
Я тогда спросил полковника:
- Почему же не поехали на Дон со своими товарищами?
- Мать пожалел. Я у неё один был, - вздохнул Борис Александрович, - да и в комиссариат по военным делам летом в 1918 году вызвали. Предложили послужить снова преподавать в бывшем моём училище. В 30-х гг. закончил военную академию РККА. Служил на разных должностях. В Великую Отечественную в штабах рассчитывал траекторию орудийных стрельб.
Ещё запомнилось мне, такая фраза бывшего поручика русской императорской армии: - В то революционное время мы, офицеры, шли служить новой власти зачастую не по идеологическим убеждениям, а скорее по семейным, бытовым обстоятельствам. Или нас ставили в такие условия, что отказаться было невозможно. Но я ни о чём не жалею. Всю жизнь занимался тем, чему научили. А в коммунистическую партию я так и не вступил. Сегодня приходи вечером в холл. Я там буду исполнять старинные романсы, - пригласил меня старый артиллерист.
«Чтобы смотреть в будущее, надо осознать прошлое»
князь Дмитрий Михайлович Шаховской, XXI век, наш современник.
Шаховские — русский княжеский род, происходящий от Рюрика.


Рецензии