Загадка фильма Хан Соло

Эссе предвзятого кинозрителя

Знак информационной продукции: 12 +

ВНИМАНИЕ: В очерке содержатся спойлеры к фильму «Хан Соло» (2018). Если Вы не знакомы с фильмами о «Звёздных войнах», читать данное эссе не имеет смысла – очень многое останется непонятным.

1.
Когда-нибудь я напишу большое эссе о вселенной «Звёздных войн» (далее – «ЗВ»), поскольку она занимает в моей жизни особое место. Неудивительно, что выход каждой новой части я ожидаю с большим нетерпением. И фильм о Хане Соло не был исключением.
Скажу сразу, что данная лента не вызвала у меня той бурной реакции, какая была после «Изгоя-один». Но я этого и не ждал. Мой внутренний отклик на «Хана» оказался близок «Последним джедаям», впечатлившим меня лишь наполовину. Но он отличается и от «Изгоя-один», который понравился мне очень сильно, и от «Пробуждения силы», возмутившей меня до глубины души.
«Хан Соло» - фильм больше фанатский нежели массовый, что было понятно изначально. Я радостно приветствовал идею «Диснея» разделить кинофраншизу «ЗВ» на две линии: основную и историческую. Но, смею напомнить -  произошло это не впервые. Ещё во времена первой классической трилогии уже было разделение  на эпизоды-блокабастеры и телевизионные фильмы, типа «Каравана смельчаков» (1984) и «Эвоков. Битвы за Эндор» (1985, фильмец, скажем прямо, ужасный). В те времена телевизор был центром информационного мира, и армия фанатов удовлетворяла свои знания о расширенной вселенной «ЗВ» из «голубого экрана». В конце 80-х появились мультсериалы про эвоков и дроидов (оба 1985-1986 гг.), а в эпоху приквелов  параллельно основным эпизодам стали идти многосерийный мультфильм «Войны клонов» (2008), а позже и «Повстанцы» (с 2014 года, снимается и поныне). Основная целевая аудитория их понятна: дети. И фанатам старшего поколения, вроде меня, смотреть их, мягко говоря, неинтересно. К примеру, из «Повстанцев» меня едва хватило на полторы серии.

2.
Прежде чем перейти к главной загадке – немного о самом фильме.
Он получился таким, как я и ожидал, и никаких особых «сюрпризов», равно как и «кинематографических находок», здесь нет. Естественно, зрителю объяснили, откуда взялось имя главного героя, как Хан познакомился с Лэндо Калриссианом, выиграл в карты «Тысячелетний Сокол», подружился с Чубаккой, впервые преодолел «дугу Кесселя» в 18 парсек, и отчего ему так дороги золотые кубики на цепочке.
Если «Изгой-один» был связан с «Новой надеждой», то в «Хане» немало «пасхалок» от «Возвращения Джедая»: Хана, как и Люка, бросают в яму к зверю; вероломно сдают в руки главного врага и т.п.
Разумеется, есть в ленте и свои особенности. Впервые на большом экране зрители увидели название фильма не среди звёзд, а на фоне трущобного города родной планеты Хана Коррелии. Полагаю, никому не нужно напоминать самую знаменитую фразу «ЗВ»? Так вот, здесь Хан скажет наоборот: «У меня хорошее предчувствие!».
Ну и, наконец, о минусах. Как это ни печально, но здесь катастрофически мало космоса. Нет масштабных сражений с имперскими крейсерами и истребителями, нет даже особого планетного разнообразия. Самое впечатляющее – это, пожалуй, «дуга Кесселя». Тут авторы фильма постарались как следует. Но уже из трейлера предвзятому зрителю было понятно, что этот сектор «далёкой-далёкой галактики» будет показан весьма ярко.
Лично я ожидал увидеть Джаббу Хатта, но о нём лишь упомянули: дескать «некий гангстер с Татуина собирает команду».
Задолго до премьеры мне было известно, что одну из главных ролей сыграет Эмилия Кларк. Она меня выбесила своей ролью Сары Коннор в «Терминаторе-Генезисе», совершенно бездарной в сравнении с Линдой Хэмильтон. Но здесь её персонаж сопоставлять было не с кем, так что раздражения я не испытал. Зато немало удивил персонаж Вуди Харрельсона. Совсем недавно я полностью посмотрел все четыре части «Голодных игр», и там его герой - Хэммитч - произвёл на меня очень хорошее впечатление. Так вот: мне показалось, что авторы «Хана Соло» просто перенесли этого персонажа из одной кинофраншизы в другую. Герой Харрельсона выстраивает диалоги в той же манере, что и в «Играх», не прочь выпить, да и озвучил его всё тот же Дмитрий Полонский. Аналогия – 100%. Мне даже показалось, что это было сделано сознательно, дабы привлечь в кино и любителей «Голодных игр». А может, и Эмилию Кларк взяли для этого? Заманить фанатов «Генезиса», если, конечно, таковые имеются. Или, скорее, «Игры престолов». В общем, этот герой в «Хане» мне импонирует, но для художественной ценности фильма - это несомненный минус.
Музыка в фильме мне не понравилась, хороши только аранжировки классических мелодий Джона Уильямса.
Общий вывод у меня таков. Идея «Историй ЗВ» для целевой аудитории старшего поколения и категориями 12 или 16+ - это супер. То, что фильмы получаются разного жанра – это тоже здорово. «Изгой-один» мне понравился тем, что был снят в жанре жёсткого фантастического боевика с совершенно невероятным финалом в виде масштабнейшего космического сражения (не менее классного, чем битва при Явине), и самой крутой боевой сцены с Дартом Вейдером. «Хан Соло» же напротив – скорее гангстерский боевик. Самая масштабная сцена – это «гравитационный колодец» в «дуге Кесселя». Запомнятся зрителю и хорошо поставленные грабительские вылазки главных героев. Финальная битва – это просто драка Хана с гангстерским боссом.
Но: это не минус, а тоже огромный плюс. Вселенная «ЗВ» настолько масштабна, что здесь, в отличие от других кинофраншиз, можно экспериментировать с жанрами, допуская на экран всё что угодно: хоть боевик, хоть сказку, хоть комедию. И даже не обязательно космическую оперу! Вспомним телефильмы начала 80-х годов. И пусть каждый жанр найдёт здесь что-то своё. Ведь даже осмеянные фанатами эвоки, порги и Джа-Джа Бинкс – и те обрели популярность среди детишек.
Короче говоря – разнообразие жанров в историях «ЗВ» - это супер!

3.
Теперь о главной загадке. В финале фильма оказывается, что поверженный Ханом Соло и его подружкой гангстер работал на… (звучит барабанная дробь) … Дарта Мола (!!!!!). Вот кого я меньше всего ожидал увидеть в этом фильме – так это его! Был бы Джабба Хатт, Дарт Вейдер, или император Палпатин - всё бы было понятно. Даже Сноуку я бы не удивился. Но Мол!
Сопоставив хронологию событий «ЗВ», любому понятно, что в канонических фильмах ему уже нет места. Оби Ван убил его в самом первом эпизоде, когда Энокин был маленьким мальчиком, и никакой Империи ещё и в помине не существовало. Откуда же он взялся в «Хане Соло»?
Полагаю, авторы приквелов сто раз покаялись, что «слили» Мола слишком рано. Этот чёрт с рогами пришёлся зрителям по душе, превратившись в настоящий фанатский мем. Поэтому в комиксах, и в мультяшных сериалах его вернули с «того света». Непонятно, правда, как его разрубленное напополам тело воссоединилось. Более того, в «Повстанцах» Кеноби убил Мола во второй раз. Возможно, уже окончательно.
Вообще, к потугам авторов комиксов, книг и сериалов (пусть даже и вне канона) возвращать к жизни убитых персонажей, я отношусь резко отрицательно по одной простой причине: это умаляет цену побед главных героев. Оказывается, не сарлакк съел Боба Фетта, а Боба Фетт убил сарлакка; генерала Гривуса после фатального сражения с Оби Ваном на Утапау починили; а у Дарта Мола, видимо, заново отросла нижняя часть туловища, да ещё с ногами в придачу! Сочинять такого рода истории – это вроде как отбирать у Олимпийских чемпионов медали после Олимпиады. И удивительно, что до сих пор никто не посмел воскресить императора Палпатина: уж с его-то могуществом падение в колодец – сущая фигня.
Понятное дело, что в реальной жизни киношных героев «убивают» зрители. Нам не показали гибели Джа-Джа Бинкса, но после второй части о нём уже никто не вспоминает. «Твоя – моя - не понимай» после реакции публики на «Скрытую угрозу» был обречён на забвение. А вот Дарт Мол – напротив – понравился. Образ чёрта интересен многим, а его навыки фехтования с «двойным» мечом – так вообще смотрелись очень креативно и круто, и достойно вошли в число самых зрелищных поединков на световых мечах. Так что сдаётся мне, «диснеевцы» просто решили вернуть «рогатого» на экран – но уже во времена Империи. И в «Хане Соло» Мол нужен для того, чтобы в последующих эпизодах зрители не удивились: откуда же он взялся? А «срастание» двух половинок тела объяснить чудесами медицины «далёкой-далёкой галактики». В конце концов, в «ЗВ» уже столько допущений, что можно махнуть рукой и на это. После сбрасывания бомб в космосе (???!!!) на имперский дредноут, и всемогущего духа почившего Йоды, сжигающего келью старого Люка в «Последних джедаях», не хочется даже заморачиваться какими-то логическими объяснениями.
Вот такой неожиданный твист поразил меня в этом фильме. И, как ни странно, на обратном пути домой из кинотеатра, я думал не о Хане Соло, а о Дарте Моле: хочу ли я видеть его в новых фильмах? И ответ мой таков: в фильмах с хронологией после «Скрытой угрозы» - не хочу. Да, крутой персонаж. Да, на него «запал» зритель. Ну так «запилите» про него отдельный «сольник» в «историях»! Вот погиб Хан Соло от меча Кайло Рена – но вернулся к зрителям в виде приквела. И никаких нарушений хронологии, никаких вопросов к сценаристам.
Может, конечно, это был не сам Дарт Мол, а его призрак. Может он, как Йода, из «царства мёртвых» снисходит в «царство живых»? Он ведь тоже обладает Силой, хотя и тёмной.
А может, это эксперимент студии Диснея? Хотят посмотреть, как воспримут фанаты его появление на экране. Если положительно – Дарт Мол ещё появится, если нет – сгинет в очередной раз.
Но что-то подсказывает мне, что встретимся мы ещё в «далёкой-далёкой галактике» с этим желтоглазым чёртом.

26 мая 2018 г.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии
чует мое сердце,что вы пророк и в последних ЗВ,серию которых мы увидим в декабре 2020,наверняка появится Палпатин. Уж больно злодей умный и дальновидный,как он Анакина взращивал и направлял,наверняка и финал предвидел.А "Хан Соло" по моему барахло получился,без Форда и его харизмы нечего было и пытаться.

Гелена Труфанова 2   22.01.2019 12:10     Заявить о нарушении