Раздражающий Уэстлейк

Дональд Уэстлейк. "Шпион без косметики"

Существует немногочисленная прослойка писателей, которая обладает талантом вызывать читательскую агрессию. Я человек, как правило, мирный, но когда приходилось штудировать Достоевского, Кафку или Булгакова, то моя агрессивность просто зашкаливала. Тексты этих авторов вызывают труднопреодолимое желание физически разобраться  с этими писаками! Объективно это невозможно, но это уже другой вопрос. И дело здесь не в моей неадекватной реакции. Большая часть бездарных, неинтересных или абсурдных текстов не вызывают у меня никаких сильных эмоций. Проблема в раздражающей писательской манере перечисленных мной авторов.

После прочтения романа "Шпион без косметики" в один ряд с Кафкой и Достоевским я поставил и мастера приключенческого романа Дональда Уэстлейка. Возможно, что дело всего лишь в одном неудачном произведении, которым он довел меня до белого каления, но не факт. За свою долгую жизнь Уэстлейк написал более пятидесяти романов, и сомневаюсь, что сходный метод он не использовал в других своих коммерческих поделках. "Шпион" вполне может быть не просто провальным экспериментом, а одним из творческих приемов этого мастера криминальных романов.

Жанр приключенческого романа весьма простой. У него три составляющих: действие, действие и еще раз действие! Под "действиями" понимаются драки, стрельба, взрывы, погони и прочие сходные материи. Между периодами активности героев любого приключенческого романа обязательно случаются небольшие отрезки затишья, когда персонажи и читатели могут передохнуть. Особенность данного романа в том, что Уэстлейк после "затишья" в повествовании постоянно использует такой прием как "глупый поступок", который провоцирует новый виток "действий". В "Шпионе" почти все герои время от времени выкидывают какие-то коленца, после чего начинается беготня и стрельба. Грубо говоря, вся канва произведения укладывается в простую схему: завязка – глупость – действие – затишье – глупость – действие – затишье - глупость - действие – конец…

Когда текст перенасыщен идиотизмом персонажей (в этом романе особенно "убивает" непроходимая тупость подруги главного героя), то к концу произведения раздражение просто переполняет читателя. И вряд ли потребность придушить автора при чтении этой книги возникла только у меня. Похоже, что и сам Уэстлейк понимал, к чему может привести эксплуатация подобного приема, поскольку в течение своей долгой писательской карьеры использовал множество псевдонимов. Их у него было около десятка! После некоторых творческих экспериментов ему явно не хотелось быть узнанным своими "благодарными" читателями, которые в условиях свободной продажи оружия могли отблагодарить автора в духе его собственных романов, в которых никогда не было недостатка в трупах.


Рецензии