Миша и Леша. Школьные зарисовки

Каждый согласится, что школьная дружба самая крепкая. Она еще не перегорожена социальными различиями, не отравлена завистью, не сдобрена ложью и предательством.  Хотя в наши дни эти болезни иногда пробираются и в школьные годы.
Но дружба Миши и Леши была крепкой и бескорыстной  «Не разлей вода» - так говорили про них.  Их  дружба началась еще в детском саду, куда они ходили в одну группу, затем продолжилась в школе, где они сидели за одной партой с первого класса и посещали одну спортивную секцию, и поселилась на одной лестничной клетке в многоэтажном доме.
А вот внешне и по характеру они были разные. Миша был высокий темноволосый  с голубыми глазами и  обаятельной улыбкой. Учился Миша легко, играючи и был самым сильным учеником в классе. Леша был небольшого роста, светловолосый и сероглазый. Его большие на пол лица глаза всегда смотрели рассеяно и грустно. Учился Леша с трудом, может потому что его творческий ум был всегда занят далекими от школьной программы мыслями. У него был настоящий талант к рисованию. Простым карандашом он делал удивительные зарисовки того, что происходило рядом с ним.
Прозвенел звонок, но учитель еще не зашел в класс. Лешин карандаш быстро и точно воссоздает атмосферу в классе. На листе бумаги застыли Ирка, с занесенным над головой Юры учебником географии, Марина, уткнувшаяся носом в учебник, чтобы быстро повторить домашний параграф, Митя, бьющий щелбан проспорившему Сашке. У каждого одноклассника свое место на простом листе из ученической тетради. Это был талант будущего мультипликатора, кем Леша позднее и стал. А пока этот мальчик с большими грустными глазами стеснялся, когда не мог ответить на вопрос учителя или выполнить задание на доске. Его друг Миша помогал ему на контрольных и  лабораторных работах, его шепот можно было слышать всегда, когда Леша отвечал у доски.  Как только  учитель называл фамилию Леши, Миша ложился грудью на парту, прятался за сидящего перед ним ученика и начинал вытаскивать друга из омута его пробелов в знаниях. «Сел в засаду»- шутили над ним ребята.
Осень в том году была долгой и теплой. Все дни напролет друзья проводили на улице. Какие там домашние задания, если солнце светит как летом, а велосипеды манят в путешествие по городским улицам. Но, если Миша мог ответить урок и без подготовки, то Леша начал учебный год с оценок, за которые еще предстояло ответить, ничего не подозревающим родителям.
На уроке русской литературы анализировалось второе действие комедии «Горе от ума». Ребята отвечали на вопросы учителя и читали наизусть монолог Чацкого. Выражение Лешиного лица красноречиво  умоляло учителя не спрашивать его по монологу, в его глазах была такая нескончаемая грусть, что Инна Васильевна в душе сжалилась над ним и, вызвав его к доске, попросила написать фразу Чацкого из второго действия, ярко характеризующую главного героя.
Леша вышел к доске, а Миша «сел в засаде», так как его друг привычно уставился грустными глазами на доску,  не производя никаких действий. Учительница была занята прослушиванием монолога, а Миша усердно зашептал: «Служить бы рад, прислуживаться тошно, служить бы рад, прислуживаться тошно »- повторял и повторял Миша. Наконец его растерянный друг начал писать. В классе послышались отдельные смешки, которые постепенно перерастали в сдержанный хохот. Фраза была написана. Леша повернулся к классу лицом и уставился на смеющихся ребят  своими печальными и растерянными глазами. На доске ровным почерком художника аккуратно было выведено: «Послушай, брат, прислушиваться тошно!»


Рецензии