Мир как смысл

 
 
        (Размышления о философии А. Шопенгауэра)

                Я только фабрикант слов: а что в словах – то во мне!
                Ф. Ницше.

   Этот мир, в своей сущности есть всецело воля и в то же время всецело
                представление.
                А. Шопенгауэр.

          Воля  – очеловеченная энергия, а представление дает ей смысл.
                Книга УФС.



Прошло уже 200 лет, с тех пор как была написана знаменитая книга «Мир как воля и представление», в которой автор создал своеобразное обобщение метафизических понятий « о совмещении эмпирической реальности с трансцендентальной идеальностью». В этом труде он, считая себя продолжателем И. Канта, тем не менее, развил свое уникальное направление философии, остающееся актуальным и в современности. Это направление можно назвать пессимистическим реализмом или философией взрослеющего человека, который много понял в жизни и утратил большую часть иллюзий.
 
Шопенгауэр является тем философом, который не только не был понят современниками, но и остается таковым до сих пор, поскольку по ряду вопросов опередил не только свое, но и наше время. Никто не читал его внимательно и не менее двух раз, как он сам рекомендовал, и тем более не пытался вникнуть в смысл изложенного. Поверхностность, буквализм и предвзятость досужих ортодоксальных философов, свели его философию к узкому психологическому направлению, а откровенный пессимизм выводов, оттолкнул его философию от широкой научной общественности. Его взгляды были формально отнесены к волюнтаризму, иррационализму и пессимизму и потому в должной мере не были востребованы. Только теперь, спустя 200 лет, появилась возможность оценить то, что интуитивно ощутил и выразил автор, сведя все многообразие мира к двум фундаментальным сущностям – воле и представлению. Только сейчас становится понятным, что воля и представление Шопенгауэра есть не что иное, как энергия и информация. Его заслуга в том, что он первым попытался осмыслить их всеобщность и фундаментальность, хотя и под другими наименованиями, и показал их неразрывное единство. Однако чтобы в полной мере понять и оценить идеи Шопенгауэра надо рассматривать их с точки зрения универсальной философии (УФС), опираясь на ее понятийную базу.
 
Поставленная им проблема бессмысленности существования человека, движимого «волей к жизни», и ведущая к желанию, страданию и скуке, стала в 21 веке еще более острой. К настоящему времени возможности осуществления желаний человека, и их разнообразие существенно выросли, но это не только не привело к росту счастья, а наоборот приумножило страдания и усилило социальное противостояние в обществе.
 
Вся его философия, по сути есть самоисследование,  выполняемое на основе широкой образованности и исходя из философских концепций И. Канта и индуизма, которые были самыми новыми представлениями в Европе того времени. Изложение своей философии Шопенгауэр начинает с понятия представления, то есть исходя от информации, формирующейся в сознания человека. При этом представление «имеет две существенные и неделимые половины. Первая из них – объект: его формой служат пространство и время, а через них множественность. Другая же половина, субъект, лежит вне пространства и времени, ибо она вполне и нераздельно находится в каждом представляющем существе». Или как утверждает Шопенгауэр «весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением» или по-современному информацией. Это означает, что все множество созерцаемых объектов помещается в одном представлении единичного субъекта и существует только в нем и только на время существования этого субъекта. По УФС подобное представление называется вселенной смыслов личности (ВСЛ), в которой наше «Я» является началом смысловых координат и изменяется со временем.

Далее Шопенгауэр утверждает: «Этот мир как представление, существует только через рассудок, существует и только для рассудка». Определяя понятие рассудка, он пишет: «рассудок имеет только одну функцию – непосредственное познание отношения между причиной и действием», что означает наблюдение или внешний опыт. Опыт есть наглядное представление, на основе которого разум образует понятие, как некое обобщение или абстрагирование от действительности, которое, однако, существует не только для рассудка, но и в реальности в виде обобщения множества опытов. Эта неточность, кажущаяся небольшой, на самом деле является очень существенной, ведущей к принципиальному непониманию реальности.

Основываясь на двойственности человека как субъекта и объекта, Шопенгауэр  утверждает, что все представления «неизбежно опосредуются телом, чьи состояния, как показано, служат рассудку исходной точкой для познания мира». Поэтому он существует в мире не только как представление, а как некая сила или способность действия, которая «показывает ему, внутренний механизм его существа, его деятельности, его движений …  и обозначается словом воля … Каждый истинный акт его воли тотчас же и неизбежно является также движение его тела … Волевой акт и действие тела, представляют собой одно и то же, но только данное двумя совершенно различными способами, – один раз совершенно непосредственно и другой раз в созерцании рассудка. Действие тела есть не что иное, как объективированный, т. е. вступивший в созерцание акт воли». Все это совершенно правильно и каждый сам может в этом убедиться. Так он приходит к выводу о тождестве воли и тела, которое «может быть только указано, т. е. из непосредственного познания, но по самой своей природе не может быть доказано, именно потому, что оно само наиболее непосредственно».

Из этого вытекает «философская истина» или его главный вывод о том, что «мое тело есть объектность моей воли, или независимо от того, что мое тело есть мое представление, оно есть еще только моя воля». В итоге получатся, что в основе всего только воля, а представления «простые фантомы, и тело человека, следовательно, есть единственный реальный индивид в мире, т.е. единственное проявление воли». Именно здесь он совершает свою принципиальную ошибку, когда упускает решающую роль рассудка в познании мира, который познает реальные отношения объектов, переводя их из наблюдений-образов в понятия, а не придумывает их. Мир существует как реальность нашего представления. Рассудок или сознание не производит информацию, а только извлекает ее из действительности, придавая ей форму условных понятий – смыслов человеческого бытия. Поэтому информация в виде представлений столь же изначальна в природе сколь и воля.
 
Тем самым, хотя он утверждает априорность воли непосредственно над телом и над представлениями этого тела, он делает совершенно справедливый вывод: «Кроме представления и воли, мы не знаем и не можем помыслить более ничего». В этом заключается парадоксальность и запутанность мышления Шопенгауэра, позволяющая ему делать глубокие и верные интуитивные обобщения, основываясь на ошибочных выводах.

Формирование смыслового понятия является ключевым в этом процессе, ибо из смыслов, выражаемых понятиями, создается субъективное представление о мире в форме ВСЛ. Смысл есть мысль об объекте, которая существует одновременно в трех видах как: наименование, причинная связь и значимость для субъекта познания, причем главным в смысле является его значимость. Наличие в понятии связи и значимости придает смыслу направленность или векторный характер. Однако Шопенгауэр почти не употребляет термин смысл, а определяет понятие как представление о представлениях, и делает совершенно правильный вывод о том, что сущность представления есть отношение понятий. Хотя это же и есть смысл или краткая формулировка обобщения сущности опыта, а отношения или игра мыслей в сознании, образует представление о мире. Мысль часто спонтанна, внелогична, интуитивна и возникает в сознании под воздействием многих, как неосознаваемых влияний, так и в процессе осознаваемого внутреннего диалога и порой кажется случайной.
 
Поэтому можно понимать «Представления» Шопенгауэра в качестве системы смыслов, отражающих закономерную упорядоченность окружающей действительности, то есть Информацию. Получается, что он тем самым утверждает фундаментальность понятия информации в форме смысла, не говоря об этом ни слова. Именно Смысл образует сущность информации, в котором отражается связь и соподчиненность понятий действительности, и их значимость для человека – создателя смыслов. В этом заключается новое понимание одной из фундаментальных основ мироздания, которое стало возможным осознать на основе широкого научного прорыва в области знаний происшедшего уже в 20 веке.
 
Таким образом, представление есть информация – фундаментальная сущность,  которая проявляется в реальности посредством сознания. По своей сути сознание есть живая информация, существующая в виде эмоций и логики, соединенных интуитивно в форме смысла на основе языка. Информация изначальна, а смыслы производны, и существуют только в сознании и им фиксируются, и именно так следует понимать утверждение Шопенгауэра о том, что представления существуют только для рассудка. По УФС сознание определяется как эмоционально ментально интуитивный (ЭМИ) комплекс ощущений-чувств, обуславливающий представление и поведение субъекта.

Из множества определений термина информация более полным может являться определение предлагаемое УФС. Информация – условный порядок всеобщих взаимодействий, отражающий все реальные и представимые значимости (связи, альтернативы, системы и т.п.) или порядок всеобщих обменов, имеющий определенную системность (структура и процесс). Это означает, что в мире людей все есть информация. В подобном представлении информация есть изначальная суть мироустройства и весь процесс эволюции Вселенной. Упрощенно, информация есть всеобщая связь и отношение всего со всем, образующая упорядоченный мир или Универсум.

Основываясь на изначальности или объектности воли Шопенгауэр констатирует, что  воля познается человеком «не в ее целом, не как единство. Не вполне в ее существе: я познаю ее только в отдельных актах … непосредственный акт воли, есть в то же время, и непосредственно проявляющийся акт тела … и каждое воздействие на тело является тотчас же и непосредственным воздействием на волю.  Именно это двоякое знание о собственном теле дает нам разгадку самого этого тела, его деятельности и движения по мотивам, – словом разгадку того чем оно является». Реакция воли проявляется в эмоции – в виде ощущения боли или удовольствия, а также их сочетания.

В обобщенном виде это Страдание и Наслаждение, но при этом он упускает, что они же  одновременно, являются управляющими сигналами (информацией) для поведения или воли. Таким образом, действие воли  возможно как прямое осознаваемое или воображаемое, но всегда на что-то направленное. Получается, что в воле потенциально всегда присутствует смысл действия или управления ей. При этом, хотя воля и тело тождественны, они не равнозначны для организма как целого, ибо воля управляет телом на основе смысла, порой вопреки телесным реакциям и способна даже преодолеть инстинкт самосохранения.

Чтобы обобщить понятие воли Шопенгауэр констатирует наличие в природе всеобщей способности действия: «Бытие материи – это ее действие; иного бытия ее нельзя даже и помыслить» и переносит на эту способность понятие воли. При этом он утверждает, что воля, как некая  вещь в себе, «как таковая, есть вовсе не представление, а нечто от него отличное: то проявлением чего, видимостью, объектностью выступает всякое представление, всякий объект. Она – самая сердцевина, ядро всего частного, как и целого; она проявляется в каждой слепо действующей силе природы, но она же проявляется и в обдуманной деятельности человека: великое различие между ними касается только степени проявления, но не сущности того что проявляется … Эта вещь в себе, которая как таковая никогда не бывает объектом (потому что всякий объект есть лишь ее проявление, а не уже она сама), эта вещь должна была, … заимствовать название и понятие, … у какого-то, из своих проявлений, являющихся наиболее ясным и развитым,…таковым является именно человеческая воля».
 
Так Шопенгауэр устанавливает наличие всеобщей склонности к  движению, к постоянной устремленности, стоящей, как загадочная вещь в себе, за всеми объектами и процессами мира и, чтобы не изобретать нового термина, присваивает ей наименование воли. При этом он предостерегает от прямого буквализма, например в рассуждении о падающем камне, чтобы «этому суждению не будут приписывать нелепого смысла, будто камень движется по сознательному мотиву». Однако в жизни почти так и произошло и всю его философию приняли за философию «воли к жизни» или психологию, а не философию энергоформ Вселенной. В  понимании скрытой энергетической природы мира он опередил свое время, поскольку, хотя термин энергия введен еще Аристотелем, в современном смысле понятие об энергии появилось в 1807г у Т. Юнга, а разделение кинетической и потенциальной энергий возникло в науке соответственно в 1851 и 1853 годах. Во время написания книги термин энергия был малоупотребителен и потому не использовался Шопенгауэром.

Он прямо пишет о всеобщности воли (энергии), утверждая, что «До сих пор … волю приписывали в природе одному лишь человеку, … но воля действует и там где ею не руководит познание, это лучше всего показывают инстинкт и художественные порывы животных … вегетативные процессы растений … явления неорганического мира». При этом «Несходство же и на первый взгляд даже совершенное различие между явлениями неорганической природы и волей, которую мы сознаем как внутреннее начало нашего существа, возникает главным образом из контраста между всецело определенной закономерностью в одной области явлений и кажущимся произволом в другой… в человеке мощно выступает индивидуальность … Наоборот, явления сил природы … совершаются по общим законам, без отклонений, без индивидуальности … в миллионах своих проявлений, совершенно одинаковым образом». Все это, в современном понимании, есть не что иное, как описание энергии, которая дана нам в виде представлений в объектах и непосредственно в самом субъекте. Она носит всеобщий характер и проявляется как действие отдельных сил, не только психики, но и  механики, гравитации, магнетизма, электричества и т.п.
 
Таким образом, рассмотрев волю и представление в их всеобщности, Шопенгауэр делает вывод о том, что человек единственный объект, соединяющий в себе «и волю и представление, тогда как все остальные – только представления, т.е. единственное проявление воли и единственный непосредственный объект субъекта». Между тем человеческая воля всегда имеет направленность или мотив, который называется смысл, являющийся векторной величиной и соединяющей представление и волю в действие по осуществлению этого смысла. В неживой природе вместо смысла действует вектор силы, выражающий более общее понятие информационной связи (значимости), и проявляющееся в виде законов материи, потому что материя есть овеществленная информация или по Шопенгауэру «материя – это всецело причинность». Отсюда можно сделать вывод о том, что вся действительность есть единое энергоинформационное (ЭИ) явление, соединенное  значимой связью. В понятиях Шопенгауэра – это означает, что МИР ЕСТЬ ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НАПРАВЛЯЕМЫЕ СМЫСЛОМ.
 
Это уточнение является существенным, но могло быть сделано только на основе триадной логики, которой еще не было в то время. Третье понятие существует в неявном виде и может быть выявлено между понятиями лишь осознанным усилием. Принцип триадности появился в Западной философии в 1813 – 16 гг. в «Науке логики»  Г. Гегеля, но не получил широкого распространения. К сожалению, Шопенгауэр вообще не понял философию Гегеля и оценил ее как «набор диких словообразований, чистая бессмыслица, которую можно услышать в доме умалишенных».

Объясняя неразрывное единство воли и представления, или связь материального и идеального Шопенгауэр утверждает: «Материя как таковая не может быть идеей, ибо … она есть всецело причинность … и представляет собой соединительное звено между идеей и явлением, или единичной вещью». Это означает что понятие материи и идеи  всеобщи, но абстрактны. С другой стороны «Индивид как проявление идеи всегда есть материя», поэтому между материей и идеей всегда присутствует индивид, как нечто конкретное, связующее их в понятиях смыслов (конкретности, причинности и условности). Таким образом, Шопенгауэр признает наличие смысловой связи между волей и представлением для человека, но не обобщает ее до вселенского уровня.

Параллельно теме возникает предположение о развитии понятия идей Платона в триадах: идея – вещь – материя, идея – индивид – материя и информация – человек – энергия, отражающих инверсионную связь материи и сознания в ЭИ формах. Это означает, что идея проявляется в формах материи, а материальные формы являются проявлениями идеи, выраженной в индивиде, как их конкретном единстве. Поэтому можно понять, что идея Платона есть информационный формообразующий паттерн, создающий типовые энергетически устойчивые ЭИ образования (структуры и системы действительности). Наличие подобных типовых материальных форм повсеместно установлено современной наукой. Упрощенно, идеи есть структурные элементы информационного поля (ВИП), воплощающиеся в материи при возникновении необходимых условий среды.

 Поэтому все живые организмы, по сути, представляют собой эволюционно сложившиеся наборы типовых вещественных функциональных форм и систем-модулей: скелетов, оболочек, органов, конечностей, кусательных модулей, зрительных модулей, мыслительных модулей и т. п. На это указывает и Шопенгауэр, констатируя, что все органы тела «вполне соответствуют главным вожделениям или стремлениям воли» и это является «телеологической объяснимостью тела». Кроме того это есть главный признак существования целенаправленной эволюции, по крайней мере, живых организмов, на которую указывает Шопенгауэр, рассматривая связь необходимости и свободы применительно к воле.

При этом он исходит из понятия безосновности воли: «Безосновность воли действительно познали там, где она проявляется наиболее очевидно, как воля человека, которую и назвали свободной, независимой. Но при этом из-за безосновности самой воли проглядели ту необходимость, которой всюду подчинены ее явления, и провозгласили свободными поступки, чего на самом деле нет, так как всякое отдельное действие со строгой необходимостью вытекает из влияния мотива на характер». Поэтому надо понимать волю Шопенгауэра одновременно как осмысленную свободную для человека, и  связанную причинной необходимостью энергию движения его тела, причем, чем ниже уровень ЭИ связи (уровень структурной организации), тем эта необходимость жестче и выражается в непреложных законах природы.

Главная особенность человека заключается в том, что он не является чистой волей (только энергетической материей), а есть представление (сознание) в материальном теле и потому лишь частично подчиняется законам материи. При этом «так как в самосознании воля познается непосредственно и в себе, то в этом сознании заложено и сознание свободы». Поэтому по Шопенгауэру возникает парадокс, когда «каждый a priori считает себя совершенно свободным, даже в отдельных поступках, … но на опыте убеждается, к своему изумлению, что он не свободен, а подчинен необходимости». Из этого следует УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА СОЕДИНЯЮЩЕГО В СЕБЕ СВОБОДУ МЫСЛЕЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, которые во всей окружающей действительности проявляются как случайность и закономерность в структуре и эволюции Универсума. Свобода мысли является важнейшим свойством человека, отличающим его от прочего живого мира. Именно в этом заключается суть популярного высказывания, что «свобода есть осознанная необходимость» и потому МИР ЕСТЬ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ ЗАКОНОМЕРНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ.

Подобная связь воли и представления вплотную приводит Шопенгауэра к пониманию причинности как необходимой связи воли и представления, но он придает ей форму только случайности, поскольку в основе мироустройства он полагает единственно свободную стихийную, ничем не управляемую волю. Это отрицание эволюции мира, вполне очевидной для него, труднообъяснимо и становится великим заблуждением великого философа, которое  до сих пор разделяется многими учеными. Возможно, суть его ошибки заключается в логической непоследовательности мысли, поскольку, провозглашая всеобщность и приоритетность необходимости над свободой, он отбрасывает ее, основываясь на сомнительной идее Мальбранша о всеобщей случайности естественных причин.

Тем самым он, по сути, отказывается от основ своей философии. Ведь если материя – это причинность, т.е. необходимость или закономерность,  то сознание – это свобода, т.е. случайность, тогда вся действительность как единство материи и сознания есть совместное действие закономерных и случайных факторов. В современных понятиях это ЭИ паттерн самоорганизации систем, в котором информация управляет энергией посредством смысла. Это означает, что на каждой ступени самоорганизации (этапе эволюции) воздействия разнородных и разнонаправленных воль (сил-энергий) интегрируются случайным образом, но образуют закономерную общность, обладающую устойчивостью, в которой несущественные случайные отклонения взаимно погашаются.

Однако он выделяет только одну сторону динамики мира и делает  окончательный вывод, что «всякая причина есть случайная причина», как в бессознательной природе, живом мире и действиях людей. Это всеобщее противоборство воли за материальное проявление ведет к тому, что «воля  к жизни всюду пожирает самое себя и в разных видах служит своей собственной пищей» и на основе этого приходит к своему главному пессимистическому выводу о том, что «подобно тому, как инстинкт в своей деятельности как бы руководствуется сознательной целью, вовсе, однако, ее не имея, так и все творчество природы похоже на руководимое сознательной целью и, однако, вовсе ее не имеет».
 
За видимостью соперничества противоположных сил он не смог или не захотел увидеть возникающее при этом равновесие и всеобщую направленность соподчиненных движений энергии, хотя прямо об этом пишет: «Гармония простирается лишь настолько, чтобы сделать возможной устойчивость мира и его существ, которые без нее давно бы погибли». В этом он противоречит сам себе, потому что гармоничный мир не мог вообще возникнуть чисто случайным образом. По-человечески понятно, что его возмущает неизбежность смерти и необходимость поедания друг другом живых существ, а также ничтожность человека и движений его воли в космических масштабах, «которое в бесконечном пространстве теряет, конечно, всякий смысл (движение в абсолютном пространстве не отличается от покоя) и этим … становится выражением той ничтожности, того отсутствия конечной цели, которое мы … должны будем признать в стремлении воли…». Этот вывод означает признание бессмысленности эволюции и бесцельности жизни человека, являющейся только страданием, как и утверждали восточные мудрецы.

Пытаясь отыскать  пути выхода из подобной безнадежной ситуации он, утверждая, что познание служит только продлению рода показывает «как у отдельных людей познание может освободиться от этой служебной роли, сбросить свое ярмо и, свободное от всяких целей желания, существовать само по себе, как зеркало мира, откуда и возникает искусство … и как подобное знание, если оно оказывает обратное действие на волю, может привести к ее самоуничтожению, т.е. к резиньяции, которая является конечной целью и сокровенной сущностью всякой добродетели и святости, является освобождением от мира». Таким образом, он предлагает два выхода из возникающей безнадежности жизни человека: путь искусства, как способ отображения игры жизни и путь отречения от желаний как способ освобождения от необходимости жизни. При этом он отбросил самый главный способ жизни, заключающийся в триаде: ПОСТИЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ и ПРЕОДОЛЕНИЕ этой кажущейся безнадежности бытия и собственных сомнений во имя будущего. У человека есть только будущее, которое каждый миг, превращаясь в настоящее, дарит уникальную возможность, почувствовать себя как непрерывно меняющимся гармоничным потоком вещества и информации, устремленным вперед в неведомое и, что ему дано время, осознанно осуществить себя, в вечном поиске смысла. Осуществить – значит осознать и выразить свою сущность в процессе жизни. Эта сущность у каждого своя и в то же время общая – выполнение Воли Вселенной на пути ее самосовершенствования. Следует учитывать, что любое совершенствование идет только путем вечного обновления, при накоплении оптимального и ликвидации устаревшего. Для непрерывно усложняющейся живой материи, это означает, что ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ ЕСТЬ ПУТЬ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ в вещественно-полевой форме (ЭИ состоянии). Этот постулат не отрицает необходимости продления жизни и иных возможных форм существования самосознания, а только снимает, кажущееся неразрешимым, противоречие между разумом и смертью. Только время расставит все по своим местам и оно, несомненно, развеет этот детский страх конечности индивидуального сознания и жизни, поскольку разумная жизнь человека в масштабах вселенной едва лишь началась, а впереди миллиарды лет жизни в осознании этого прекрасного мира.

В проблеме осмысления жизни и смерти Шопенгауэр одновременно прав и не прав, но в разных масштабах бытия. Он, несомненно, прав с позиции обычного человека (индивида), чей круг интересов ограничен стандартом мышления или принятой традицией. Но не прав с позиции развивающейся антропосферы, которая стремится к целостности в планетарном масштабе. Однако надо понять, что достичь ее возможно не путем отказа от личности во имя коллектива, а путем гармонического соединения личного и коллективного, найдя его оптимальное соотношение в виде совершенной и вечно совершенствующейся социальной системы. Весь известный исторический процесс как раз и является подобным социальным поиском.

Возражая Шопенгауэру можно утверждать, что ни он и никто другой не доказал, что современный человек есть законченная вершина эволюции, и что уже можно отойти от мира признав свое поражение в его познании. Наивно принимать современную ступень эволюции за ее завершение. Сознание человека возникло в процессе выживания на основе воли к жизни, но не воля, была его источником, а смысл, возникающий в эволюционном процессе бесконечных проб, ошибок и успехов пути инверсий естественного отбора. Это результат эволюционных проб, нашедший путь к новой более высокой ступени эволюции, а это значит, что он потенциально предопределен всей эволюцией живого выбравшей способ цефализации как оптимальной системы управления. Поэтому природа, не имея изначально заданного направления, формирует его эволюционно, путем отбора наиболее оптимальных форм, а нашим рассудком вносятся только условные понятия гармонии, совершенства и красоты ее «замысла». Понимание, но отвержение, подобной телеологии эволюции явилось несомненной ошибкой Шопенгауэра.

Мир имеет смысл, и люди как мыслящие существа всегда искали его то, теряя, то находя вновь, уже в новом качестве. Именно свобода мысли, находящая Смысл всего, позволяет человеку осуществлять познание, выделяя  Добро и Зло, формировать  эстетические и этические оценки действительности и самого себя. Именно наличие определенных степеней свободы и конкуренции физико-химических сил создает все многообразие вещественной материи. Дополняемая свободой рефлексии в виде инстинктивных реакций, она создает все многообразие органической жизни, а дополняясь свободой мысли, создает бесконечное многообразие социальной и душевно-духовной жизни в формах национальных культур. Таким образом, весь реальный мир возникает как сочетание свободы воли-энергии и необходимости представления-информации.

Именно этот процесс усматривает Шопенгауэр в действии законов природы, когда «объективируясь от ступени к ступени воля» переходит от собственно причинности к раздражителям, затем мотивациям и, наконец, с появлением человеческого мозга «сразу возникает мир как представление со всеми своими формами … Воля … зажигает себе на этой ступени свет как средство, необходимое для того, чтобы уничтожить вред, который из столкновения и сложных свойств ее проявлений мог бы возникнуть именно для самых совершенных из них». С появлением представлений, «Непогрешимая правильность и закономерность, с которой воля действовала в неорганической и чисто растительной природе … без помехи со стороны второго, совершенно иного мира, мира как представления, который хотя и служит лишь отпечатком ее собственного существа, но все же имеет совсем другую природу и теперь вторгается в сцепление ее явлений. Вот почему отныне исчезает ее непогрешимая уверенность. Животные подвержены уже иллюзии и обману».

Здесь он отмечает, что представление имеет другую природу, но не домысливает это до логического конца. Потому мир Шопенгауэра предстает только как классическая борьба противоположностей или слепое влечение сил в неорганической природе,  неосознаваемое противоборство в живом мире, и прямая война в «разумном» мире, т.е. односторонне. Однако в реальном материальном мире БОРЬБА ЯВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ и эволюционно формирует мир как гармоническое единство  в виде ЭИ паттерна самоорганизации, основанного на принципах резонанса и законах масштабности. Процесс развития идет по пути  наиболее эффективного освоения ЭИ ресурса жизни, и основывается на ПРИНЦИПЕ ОПТИМАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, представляющего собой минимизацию потребления энергии при максимизации информации, который ведет к гармоническому совершенству, выражающемуся в красоте.

Именно рост информационного многообразия, возникающий с появлением органического мира, приводит к возникновению множества иллюзий и обманов вплоть до прямой осознанной лжи в мире людей. Однако это всего лишь побочный эффект усложнения систем познания и управления, в котором проявилась присущая ему амбивалентность, раскрывающаяся именно на этом этапе эволюции разума и вполне преодолимая в будущем. Отсюда видно, что эволюция живого ведет к расширению свободы, но не столько в материальной, а сколько в информационной сфере, которая разделяется по триаде на истинную, ложную и возможную и приобретает все большую неопределенность и вероятностное распределение, как статистически, так и как вероятность квантовых состояний.

Не учитываемая Шопенгауэром связь воли с представлением явилась следствием дуальности его логики и многими  принимается до сих пор. Она отразилась на всей его философии и, прежде всего, на основных выводах о том, что « все познание вообще, как разумное, так и чисто наглядное, первоначально возникает из самой воли, относится к существу высших ступеней ее объективации в качестве простого средства к поддержанию индивида и рода». Попросту это означает, что на современном человеке завершается все развитие Вселенной. Подобные представления господствуют до сих пор в реальной жизни и в науке, хотя всем известно о непрекращающемся процессе самодвижения мира и бесконечности его эволюции.

Основываясь на противоборстве ступеней объективации воли (ЭИ уровней самоорганизации) Шопенгауэр показывает их роль в совершенствовании форм жизни. Причем, «в какой степени удается организму преодолеть силы природы, выражающие более низшие ступени объектности воли, он становится более или менее свершенным выражением своей идеи, т.е. стоит ближе к идеалу, которому в его роде присуща красота, или дальше от него». Это означает, что оптимизация энергоэффективности проявляется как совершенствование формы. На этом принципе строится вся эстетика Шопенгауэра, которую он целиком относит к области представления.

По Шопенгауэру  красота есть определенная и отчетливая форма идеи или «адекватная объективация воли в одном лишь пространственном явлении – это красота в объективном смысле». Он выделяет две стороны красоты прекрасное и возвышенное, образующие триаду Красоты: прекрасное – красота – возвышенное. При восприятии красоты в эстетическом созерцании он выделяет «два нераздельных элемента: познание объекта не как отдельной вещи, а как платоновской идеи, т.е. пребывающей формы всего данного рода вещей и самопознание познающего не как индивида, а как чистого безвольного субъекта познания». Это означает, что подлинное познание красоты является умением за конкретной вещью увидеть ее высший обобщенный образ в степени совершенства, которое достигается в отрешенности от желания обладания и любой эмоциональной самооценки (выход из круга мотиваций желание – удовлетворение). При этом, воспринимая вещи, человек «созерцает их бескорыстно, без субъективности, чисто объективно, всецело погружаясь в них, поскольку они суть представления, а не мотивы … мы растворяемся в нем, теряемся в объекте, забываем всякую индивидуальность … тогда сразу и сам собой наступает покой, которого мы вечно искали и который вечно ускользал от нас на первоначальном пути желания». В этом состоянии и возникает чистый субъект познания или единое Мировое Око (глаз ВИП, посредством которого происходит самосозерцание мира), в котором «остается мир как представление, а мир как воля исчезает». Попросту в самоотрешенном созерцании красоты мы смотрим на мир, глазами бога, находясь в состоянии безмятежности духа (атараксии по Эпикуру).
 
В подобном состоянии сознания проявляется духовная составляющая красоты, познавая которую человек познает себя как неразрывную составляющую красоты мира, преодолевая этим свое духовное несовершенство. В современности это явление называется потоковым состоянием сознания или состоянием полной погруженности в явление, которое  является в статике медитацией на образе, а в динамике медитацией на процессе. Сейчас оно широко популяризируется в интегративной психологии (В. В. Козлов) и методах многих известных психологов (В. Зеланд и другие). С другой стороны такое состояние сознания известно с глубокой древности и является эстетическим способом жизни в состоянии просветления (сатори), которое может быть доступно любому, способному на некоторое усилие самопреодоления избыточных желаний витальности. Такое усилие является умением «остановиться и увидеть мир», достигаемым множеством различных способов и требующим только желания, терпения и времени.

Таким образом, по Шопенгауэру красота возникает в ходе эволюции, как процесс преодолевающей хаос низших сил природы и утверждающей себя в  наиболее эстетических формах: КРАСОТА ЕСТЬ ВЫСШАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ФУНКЦИЙ. Это означает, что упорядочение мира ведет к появлению большего числа эстетически совершенных форм реальности или ЭВОЛЮЦИЯ МИРА ЕСТЬ ПУТЬ К КРАСОТЕ. Именно в этом смысле следует понимать утверждение: «красота мир спасет», означающее, что мир природы и человека обретет будущее, только на пути к идеальному совершенству, иначе самоуничтожится своим несовершенством. И именно в этом плане Достоевский может быть  прав, хотя и утопичен в своем сострадании к живому. Поэтому МИР ЕСТЬ МЕРА, А КРАСОТА ЕЕ МГНОВЕННАЯ ГРАНЬ, которая одновременно преходяща и вечна. Качества красоты: соразмерность, функциональность и экономность. Поэтому же, человек не может быть мерой всего, поскольку, обладая высшим природным совершенством организма, он крайне несовершенен в духовном отношении и его ждет долгая эволюция совершенствования сознания.

Так Шопенгауэру удалось раскрыть ЭИ природу красоты и смысл эстетического, который заключается в познании и осуществлении красоты, хотя он и не придал этому особого значения. Все искусства он рассматривал как ступени объективации воли в формах представлений, т.е. как ЭИ явления, кроме музыки. Он утверждал, что если «все они объективируют волю лишь косвенно – при посредстве идей, то музыка, не касаясь идей, совершенно не зависит и от мира явлений. Музыка – это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, … следовательно, в противоположность другим искусствам есть не отпечаток идей, а отпечаток самой воли, объектность которой представляют идеи; вот почему действие музыки настолько мощнее и глубже действия других искусств». В современном понимании это означает, что посредством музыки осуществляется прямой (вне образов и знаков) переход энергии в информацию (как квантовое состояние сознания) на основе гармонического резонанса звуковых волн и воспринимающих структур мозга. Это позволяет непосредственно осуществлять одухотворение эмоционального мира человека, т.е. структурировать эмоциональную составляющую сознания усиливая внутреннее единство духовного центра ЭМИ комплекса ВСЛ. В музыке отражается всеобщая волновая природа материи, сознания и разума человека, из чего следует, что МУЗЫКА ЕСТЬ ЗВУЧАЩАЯ ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ всей материи. Это великое открытие Шопенгауэра, оставшееся не замеченным, ни им самим, ни всеми другими.
 
Этика прямо не вытекает из философии Шопенгауэра и основывается, прежде всего, на неизменности  врожденного человеческого характера, который является непосредственным проявлением воли в индивиде. Поэтому переходя к этическим проблемам, Шопенгауэр ставит задачу только описать содержание и истолковать внутреннюю сущность человека, избегая создания систем предписаний и моральных принципов перевоспитания людей, поскольку это нелепо и бесплодно. Поведение человека складывается из поступков, которые составляют его эмпирический характер, поскольку поступки, как правило, обдуманны. В свою очередь в эмпирическом характере проявляется его умопостигаемый характер, который являет чистую волю в себе. Он утверждает, что «в человеке воля может достигнуть своего полного самосознания, ясного и исчерпывающего знания своей собственной сущности, как она отражается в целом мире». Это полное познание проявляется в представлениях искусства и в форме самоотрицания воли. И именно в этом и проявляется  наивысшая свобода воли и подлинный волевой характер человека, который становится приобретенным характером и именно он создает индивидуальность каждого проявляющуюся в форме Личности. Однако эмпирическая свобода воли всего лишь иллюзия свободы, понимаемая как свобода выбора из двух или нескольких необходимых поступков. Поэтому рассматривая волю и познание Шопенгауэр утверждает: «Воля – это нечто первое и основное, познание же просто привходит к явлению воли и служит его орудием. Поэтому всякий человек есть то, что он есть в силу своей воли, и его характер – это нечто изначальное, потому что желание составляет основу его существа». Поэтому в конечном итоге НРАВСТВЕННОСТЬ ЕСТЬ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ, а все остальное не более чем лукавые измышления скрывающие суть волевых явлений действительности.

Воля как вещь в себе в природе неизменна, а различие  между людьми и животными только в способе познания реальности: «Животное имеет только наглядные представления, человек же благодаря разуму – еще и абстрактные понятия». Поэтому мотивы поведения животных всегда наглядны, а «у человека же мотивы почти всегда – это абстрактные представления», причем не всегда осознаваемые. На основе этого Шопенгауэр делает вывод: «Причина нашего страдания, как и нашей радости, заключена поэтому большей частью не в реальных обстоятельствах, а просто в абстрактных мыслях». НЕ ИЗОБРЕТАЙТЕ СТРАДАНИЙ СВЕРХ НЕОБХОДИМОГО и НЕ РАДУЙТЕСЬ БЕЗ МЕРЫ ПО ПУСТЯКАМ. Любое желание и страдание всего лишь повод к поступку, который есть «зеркало нашей воли» и только они «обременяют совесть, а не желания и помыслы».

Судьба есть цепь причин и «не событие само по себе предопределено, а событие как результат предшествующих причин, так что не только один результат, но и средства, предопределены судьбой». Всеобщее стремление воли натыкаясь на препятствие вызывает страдание, а достижение цели – удовлетворение, «но ни одно удовлетворение не продолжительно, напротив, оно всегда служит только исходной точкой нового стремления … но нет конечной цели стремления, нет следовательно, меры и цели страдания». «Беспрестанные усилия освободиться от страдания приводят лишь к тому, что оно меняет лишь свой облик. Сначала оно представляет собой лишения, нужду и заботу о существовании» Далее по мере удовлетворения оно переходит в пресыщение и скуку. Поэтому можно согласиться с Шопенгауэром в том, что СТРАДАНИЕ ЗАКОНОМЕРНО И НЕИЗБЕЖНО, А СЧАСТЬЕ СЛУЧАЙНО И ВРЕМЕННО и ощущать себя можно лишь относительно счастливым, а находить это чувство везде и повсюду.  С другой стороны Счастье и Страдание всего лишь абстрактные точки зрения на жизненные обстоятельства, ибо они заключены во всем и все находится в них. Это означает что страдание и счастье две стороны одного и того же ЭИ явления различающиеся только направлением приложения действия воли. А соединяет их почти неуловимая Грань Меры Бытия, которая заключена в характере индивида и сложившихся обстоятельствах его жизни.

Утверждению воли к жизни Шопенгауэр противопоставляет самоотрицание воли доходящее до крайней степени аскетизма. В этом он видит высшее непосредственное проявление свободы воли, которое «наступает лишь тогда, когда воля, достигнув познания своей сущности, обретает для себя квиетив» – противоположность мотиву, стремление к обезволиванию и этим освобождается от страданий. Он считает эту  способность очень ценной: «Возможность такого проявления свободы составляет величайшее преимущество человека», благодаря которому он выходит из царства природной необходимости в свободу – «царство благодати».  С этим утверждением нельзя согласиться, потому что на самом деле это отрицание всего лишь игра понятий, поскольку не дает подлинного освобождения от страданий, а всего лишь меняет его форму от страдания преодоления страданий или жизнеутверждения, переход к страданию обезволивания или следования пассивному виду страдания.  Для живых ЭИ форм КРУГ СТРАДАНИЯ ВЕЧЕН И НЕРАЗРЫВАЕМ НИЧЕМ, КРОМЕ СМЕРТИ. Но его можно преодолеть, если принять как естественный и необходимый путь к Счастью жизнеутверждения. В ПРЕОДОЛЕВАЕМОМ СТРАДАНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДЛИННОГО СЧАСТЬЯ.

Рассматривая философию Шопенгауэра в целом, следует отметить, что, являясь великим интуитивистом и самостоятельно мыслящим философом, он во многом  опередил свое время. С одной стороны своей книгой он, по сути, заложил основы нового представления о ЭИ мироустройстве, которое только начинает формироваться в настоящее время. С другой стороны он так и остался во многом непонятым до сих пор. Понимание воли как энергии появилось только у М. Веллера в  превосходной книге «Все о жизни» (2003) в виде философии энергоэволюционизма (ЭЭ). Основной постулат ЭЭ заключается  в том, что бытие есть преобразование энергии, как потенциальной, так и кинетической по принципу максимального действия, совершаемого за счет избытка энергии. Причем преобразование энергии происходит путем ее концентрации во все более усложняющихся уровнях.
 
Сразу становится ясно, что речь идет о максимизации информации и повышении эффективности управления энергией. Автором упущено, что энергия безосновна или скалярна, то есть пассивна, и способна преобразовываться только в направлении результирующей равновесности противоположных сил, ведущей к возникновению устойчивых циклических процессов в которых концентрация и рассеивание энергии уравновешиваются во временном гармоническом единстве. В основе мира лежит не максимизация движения за счет избытка энергии, а стремление к  равновесию, которое, однако, никогда не бывает полным. Принцип избытка энергии и максимизации действия существует только в воображении и отражает лишь чувственную видимость реальности. Поэтому в итоге автор приходит к абсурдной идее максимального или Большого Действия, завершающего эволюцию энергетического человека, а заодно и его вселенной.
 
Универсальная ЭИ природа мира только сейчас начинает приоткрываться людям. Термин информация возник в античности для обозначения бесформенного, потом у Данте для обозначения творения, а в современном понимании использован Н. Винером в книге «Кибернетика»  в 1948 г. Энергия и информация есть первичные неопределяемые понятия, которые являются соответственно мерами подвижности и упорядоченности и именно поэтому сложно дать их исчерпывающие определения. В этом плане труд Шопенгауэра позволил углубить их понимание.

Только они подлинные фундаментальные основы мироздания, неразрывно связанные между собой в единый паттерн действительности – энергоинформацию. До Шопенгауэра они были известны под названиями материя и сознание и в западной философии считались  несовместимыми противоположностями, а он показал их нераздельное единство. Понятие энергоинформации до сих пор не имеет общепринятого представления и трактуется всеми по-разному. Наиболее понятным является представление ЭИ в биоэнергетике человека, где она понимается как фактор определяющий проводимость меридианов тела за счет наличия в них свободных электронов. Они находятся в воде, циркулирующей в капиллярах и в любых межклеточных и внутриклеточных жидкостях. Вода имеет определенное состояние и обеспечивает всю жизнедеятельность на клеточном уровне: метаболизм на мембранах, клеточное дыхание, синтез  АТФ, деление клеток и т.п. Вода пример идеальной ЭИ субстанции, посредством которой и осуществляется управление эволюцией живой материи.

Возвращаясь к Шопенгауэру можно сказать, что его пессимистические выводы в своей глубине, несомненно, являлись следствием интеллектуального шока перехода от прошлого гео и антропоцентризма к осознанию нового более реалистического места и роли человека во Вселенной, которое возникло с расширением инструментальных возможностей познания. Получается так, что в его время старые смыслы о Творце Вселенной и человека уже ушли, а новые еще не сформировались, даже к настоящему времени.
 
Смыслы приходят в реальность эволюционно, последовательно углубляя ее понимание и, несомненно,  со временем приведут к формированию подлинного Смысла или Воли Вселенной, которая и объяснит всю необходимость подобной эволюции, которую сейчас следует понимать и принимать в качестве естественного хода эволюционного процесса.
 
В начале 19 века еще не были известны факты целенаправленного расширения, усложнения и упорядочения Вселенной, не была установлена ее реальная гармоническая структура, и ничего не было известно, о центральном положении живой клетки и генома человека в мироустройстве. А именно эти  факты указывают на существование фундаментального смысла всего процесса эволюции Вселенной, скрытого за видимой ничтожностью отдельного человека в ее масштабах и мимолетной бессмысленностью отдельной жизни. За этим процессом надо увидеть естественный неизбежный и самый простой путь самозарождения живого и его саморазвития по пути эволюции.

По аналогии с человеческой волей должна существовать и развиваться Воля Вселенной, по крайней мере, как проекция воль всех единичных разумов мира в направлении общей цели. Возможно, в этом заключается сущность вселенского информационного поля (ВИП), рассматриваемого  в УФС, которое направляет весь процесс эволюции к совершенствованию жизни посредством смерти.

В его представлении вся лестница эволюции, основанная на внутренней необходимости движения воли, выражается внешней необходимостью, в виде пирамиды, зависимых друг от друга живых форм, в вершине, которой находится человек. Поэтому он утверждает, что «В сущности это происходит от того, что воля должна пожирать самое себя, ибо кроме нее нет ничего, и она есть голодная воля. Отсюда – суета, тоска и страдание», переполняющие внешний мир – мир обстоятельств, влечений и ритмов бесконечности.

Он считает представления о целесообразности мироустройства и наличия каких-либо целей мироздания «вносятся в природу только нашим рассудком … все творчество природы похоже на руководимое сознательной целью, однако вовсе ее не имеет, как во вешней, так и во внутренней телеологии природы». Такой вывод делает Шопенгауэр и обвиняет в этом представлении человека «вина не в желании, а в желании сознательном». Это проявление перевернутого миропонимания, когда наблюдаемое гармоническое единство природы приписывают к видимости и творению рассудка, а выдуманное противоборство сил природы относят к ее внутренней сути.

Утверждение абсолютности воли и относительности представлений свидетельствуют о том, что Шопенгауэр только провозгласил их фундаментальность и неразрывность, но не смог показать их неразрывное единство. Он только продекларировал его, утверждая, что «каждый в этом двойном смысле сам представляет собой весь мир микрокосм, и полностью находит в себе самом обе стороны мира». Он не ответил на главный вопрос, что же такое загадочная воля и почему человек так хочет жить, зная о неизбежном конце любой жизни?

В этом проявился механистический подход к соединению воли и представления, приведший к великому заблуждению умного философа. Позже его повторили марксисты, объявив сознание производным материи, хотя уже понятно, что это равнозначные проявления единой фундаментальной сущности мироздания, которые проявляются в реальности одна посредством другой как энергоинформационные (ЭИ) явления.

Возвращаясь от абстрактных рассуждений к философии Шопенгауэра, и перефразируя его главный принцип на современном уровне, можно утверждать, что Мир есть Воля и Представление, соединенные Любовью. При этом под любовью понимается векторное состояние сознания, имеющее позитивное или негативное направление и именно его направленность и создает Смыслы Бытия. Поэтому вся философия Шопенгауэра очень проста и каждый может ощутить, что ВОЛЯ –  ЭТО ЭНЕРГИЯ, НАПРАВЛЯЕМАЯ ЛЮБОВЬЮ и потому МИР ЕСТЬ ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, СОЕДИНЕННЫЕ ЛЮБОВЬЮ К ЖИЗНИ, в чем бы она ни выражалась.
 
Например, в настоящее время – время Последних Империй, в мире преобладает любовь к наживе, к доллару, а, следовательно, является ненавистью, обесценивающей жизнь, как таковую. Именно поэтому мир предстает как непримиримая война всех против всех, но это только видимость, которая не является законом природы, а всего лишь правилом отживающего общества социального эгоизма. Делом законов природы является сохранение и эволюция видов, а сохранение и эволюция индивидов – дело самих индивидов и зависит от степени их разумности.

В истории классической философии в 19 веке сформировались два прямо противоположных  и глубоких философских направления. Философия рационализма и строгой логики Г. Гегеля и философия слепой стихийной силы движимой загадочным стремлением А. Шопенгауэра. В этом выразилось и прямое противопоставление идеи Мирового Разума Гегеля и идеи Мировой Воли Шопенгауэра, прослеженные в онтологии, гносеологии, эстетике и этике. Она отразила противостояние двух великих философов за возможность преподавание в Берлинском университете. Эти философские подходы в полной мере отразили достигнутый уровень миропонимания двух неразделимых сторон действительности закономерную эволюцию и ее стихийное и движение на этом пути и завершили классический этап философии.

Мы живем в квантово-классическом мире и поэтому осмысление действительности как Смысла – дело философии будущего и сделать это возможно лишь вернувшись к классической философии, но на новом уровне с учетом волновых представлений реальности и продолжая направление, основанное А. Шопенгауэром. Осознавая неполноту своей философии, он вернулся к ее позитивному аспекту в работе « Афоризмы житейской мудрости». Таким образом, философия Шопенгауэра не постклассическая философия, а завершающий этап классической философии, являющийся переходным от логико-механистической философии к современной квантово-классической волновой философии.

Подводя итог можно утверждать, что с точки зрения современного человека вопросы: была ли эволюция случайной или закономерной и сотворил ли бог человека или наоборот не имеют никакого значения. Вполне достаточно, что ЭВОЛЮЦИЯ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИИ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ, А ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ НЕПРЕРЫВЕН. Только время определит Смысл этого явления природы.


Рецензии
Затронуты жизненно важные вопросы, но, к сожалению, без ссылок на более древние источники информации, где даны ответы, хотя и не всегда признаваемые современной наукой, но достаточно логичные и убедительные

"Только они подлинные фундаментальные основы мироздания, неразрывно связанные между собой в единый паттерн действительности – энергоинформацию."

В начале было Слово
http://www.eas4.narod.ru/files/plykin.htm

Алеф Нун   28.07.2018 22:44     Заявить о нарушении
"Следует признать, что человечество вступает в эпоху Водолея в состоянии глубокого системного кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности, от экологии и экономики до духовно-нравственных аспектов. Истинные истоки этого эпохального кризиса кроются в ошибочном самоубийственном формировании целей и путей общественного развития, в отказе от их согласования с Божьим Промыслом.

К сожалению, на тех, кто сеет зерна размышлений о существе Пути Промысла, зерна понимания того, что все мы под Богом ходим, смотрят чаще всего как на глупцов-неудачников, занимающихся бессмысленными проблемами, вместо того чтобы «делать дело», т. е. деньги, в ныне господствующих жизненных ориентирах. И, тем не менее, эти зерна дадут свои всходы уже в не столь отдаленном будущем.

Пока же ситуация, как две капли воды, напоминает ту, что описана еще в басне Крылова «Крестьянин и лошадь»:

Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее:
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить...
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденъя;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?"
Из книги В.Ефимова – Курс Эпохи Водолея
АПОКАЛИПСИС ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Алеф Нун   28.07.2018 22:49   Заявить о нарушении
Данный системный кризис есть смерть или Преображение, возможное в двух версиях: превращение в искусственный интеллект или в универсальное космическое существо, которое познало и способно исполнять свою роль во Вселенной.

Геннадий Мельников   18.09.2018 17:40   Заявить о нарушении