Тетрадки

Прохладное мокрое утро. Город потихоньку просыпается после очередной серой ночи. Под окнами уже слышно, как дворники, взяв в руки метлы, начинают убирать улицы. Кое-где изредка раздается шум от проезжающих мимо машин. Еще несколько часов, и город оживет от нескончаемых толп людей, идущих по своим делам. Возле метро уже начали собираться бабушки, торгующие всякой мелочью. Молодой человек, проходя мимо этого места, каждый раз ловил себя на раздраженной мысли, обращенной ко всем этим галдящим пожилым женщинам. Однако в этот раз он решил обратиться к двум старушкам, стоящим поодаль от остальных.
-А я вас раньше здесь не видел, - сказал мужчина, не зная, зачем вообще он подошел. - Это у вас тетрадки?
-Тетрадки, тетрадки, милок, - отозвалась первая старушка.
Его взгляд плутал по небольшому "прилавку", который представлял собой кусок пленки, лежащей на асфальте, на котором были аккуратные небольшие стопочки слегка потрепанных зеленых тетрадочек. Печально их оглядев, он посмотрел правее и увидел точно такой же ассортимент у второй рядом сидящей бабушки. Она, в свою очередь, смотрела куда-то сквозь разношерстную толпу ругающихся баб, торговавших такой же мелочью.
-Бабушка? - Обратился к ней молодой человек. - По чем тетрадки?
Старушка сначала повернула на него голову, по-прежнему смотря куда-то вдаль, затем медленно перевела на него свой затуманенный взгляд. Мужчина слегка дрогнул под ним и замялся. Глаза бабушки источали какую-то только ей известную печаль, тихо сидящую в ее сердце.
-По чем тетрадки? - Переспросил он, стараясь сделать это как можно мягче.
-Два рубля, - услышал ее тихий дрожащий голос.
-Бабушка, - продолжал мужчина, заметив выступившие на ее глазах слезы, - что-то случилось?
-На сына моего похож, - еле вымолвила она и снова отвернулась, пряча глаза.
-Случилось, милок, случилось, - со вздохом начала первая старушка. - Сына давно не видела своего.
-Где же он? - С сочувствием спросил молодой человек.
-Погиб, - в нерешительности продолжила первая старушка, посмотрев на свою подругу.
-Он примерно такого же возраста был, как ты сейчас. - Сказала вторая бабушка, все также не смотря на них. - В сорок втором погиб на подступах к Сталинграду.
Ее голос задрожал еще больше и сорвался. Бабушка тихо заплакала, а мужчина в задумчивости опустил взгляд.
-Война для всех закончилась, милок, кроме матерей тех, кто на ней остался. - Сказала первая старушка, стараясь не показывать дрожь в голосе.
-А у вас тоже кто-то погиб? - Как можно деликатнее спросил мужчина.
-Всех она коснулась, - со вздохом ответила бабушка.
-Не знаю, что сказать, - виновато отозвался молодой человек.
Нависла тяжелая тишина. Каждый думал о чем-то своем, сокровенном, но, несомненно, все они думали про одно и то же.
-Почему вы тут сидите? - Решил прервать этот неловкий момент мужчина.
-У сына оградка на могиле вся облупилась, надо бы покрасить, а денег не то, что на краску, на хлеб не всегда хватает, - повернулась вторая бабушка.
-У вас тоже? - Обратился он к первой .
Та только тяжело вздохнула. Немного постояв, мужчина присел, взял в руки одну тетрадь, полистал ее.
-Я хочу купить у вас все тетрадки, - сказал он.
-Да ты что, милок, куда тебе столько? - Удивилась первая бабушка.
-Ничего, я учитель, - ответил молодой человек. - Пригодятся.
Собрав все небольшие стопочки тетрадей и убрав их, молодой человек достал из кошелька несколько купюр. Он отдал несколько из них первой бабушке.
-У меня и сдачи не будет то, милок, - отозвалась она.
-Ничего. - С этими словами он взял руку второй старушки и положил в нее столько же купюр. - Спасибо вам. И сыну вашему спасибо. Купите краску на эти деньги, там ещё должно остаться.
Мужчина встал и, слегка наклонив голову, попрощался. Старушки посмотрели друг на друга, обнялись и заплакали, следя за уходящим вдаль незнакомым молодым человеком.
На следующее утро мужчина шел тем же путем. Дойдя до метро, он остановился. На прошлом месте уже не было этих двух бабушек, а вместо них там расположились такие же галдящие женщины, на которых вчера смотрела одна из старушек. Раздосадованный этим, мужчина пошел дальше, жалея лишь о том, что не узнал их имена и как звали солдата, погибшего на подступах к Сталинграду.


Рецензии