Тевье-молочник

повесть Шолом – Алейхема

Ульянов, как говорили когда-то, купается в роли, которая льется у него, переливается, сверкает всеми красками жизни. Его героя «бросает в жар и холод, швыряет вверх и вниз» и уж совсем, кажется, пригнуло, прижало, а он, глядь, вновь распрямился, полон оптимизма, да еще и иронизирует над напастями, а заодно и над самим собой.
Нелегка судьба Тевье-молочника из Касриловки. Что такое богатство и что такое бедность, и как себя чувствует нищий у порога дома «миллионщика», Тевье попробовал и на вкус, и на ощупь. Казалось бы, каким боком отразится время в окошках хаты Тевье, а ведь не только отразилось, но и потрясло её до основания. Дочерей расшвыряет: кого в пленницы богатенькому подлецу, кого в ссылку вместе с мужем-революционером, кого в омут головой…. А самого Тевье поманило химерой шальных денег, «акций-шмакций», да так шмякнуло, что только слезы брызнули.
Тевье, хотя и говорит: «Так уж господь бог создал свой мир, так тому и быть – ничего не попи-шешь!» - однако «пишет» и в буквальном смысле слова, и в переносном, когда сетует, философствует и насмешничает, ибо не принимает этого мира в том виде, как он «предложен» ему.
И как все естественно у актера: только что обманутый, поверженный, с поднятыми руками, словно сдающийся на милость жестокого победителя, его Тевье уже снова деловит, хлопотлив, восхищен и, не теряя своего человеческого достоинства, так и сыплет присловьями, которые пригоршнями зачерпывает из талмуда и библии, украинского и русского фольклора, а еще чаще сам сочиняет.


Рецензии