Финляндский вокзал

                1. Бедный студент
Только что подошла электричка, и здание Финляндского вокзала наполнилось людьми. Он стоял у расписания поездов, за плечами у него висел рюкзак, а в руках была записная книжка. Он делал какие-то заметки, как будто переписывал расписание. На самом деле, ехать он никуда не собирался, а место это выбрал, так как отсюда было удобно наблюдать за проходящими людьми. Вечерние электрички привозили рабочий люд, многие работали за городом, где располагались номерные заводы, подсобные хозяйства и полигоны. Его интересовали не все. Как опытного рыбака его не интересовала мелкая рыбешка: усталые проводницы, несущие домой неиспользованные пачки печенья и пакетики чая; верные жены с сумками продуктов; хмурые машинистки, держащие коробки с работой на дом; отцветающие продавщицы, прижимающие к груди сумки с выручкой. Он высматривал золотую рыбку, которая выполнит одно его желание. Девушку на одну ночь.
 
Постепенно поток людей иссяк и в ожидании следующей электрички он стал не спеша прогуливаться по вокзалу. Вокзал был построен еще в прошлом веке. Под высокими сводами на лепных потолках висели люстры, имитирующие канделябры. На карнизах сидели голуби. Через огромные окна был виден вечерний город.
В пассажирском зале висел лозунг "Ленинградцы, боритесь за звание ударника коммунистического труда!" Он подошел к стойке, где варили кофе, и увидел ее. Золотая рыбка в красном беретике продавала открытки. Как он ее сразу не заметил? Покупателей не было, и девушка скучала. Он подошел поближе и стал не спеша ее рассматривать. Тут нельзя было ошибиться. Она была в коротком стареньком пальтишке, оно было расстегнуто, так что можно было рассмотреть ее фигурку. Свитер плотно обтягивал высокую грудь, а юбка далеко не доставала до колен. Девушка почувствовала его взгляд и подняла голову. Глаза их встретились, и он подал ей тайный знак. Одними глазами. Он умел это делать. Девушка улыбнулась и послала закодированный ответ. Он его понял и подошел.

- Привет, Лариса! - сказал он, как старой знакомой. Это имя он часто применял для начала разговора. Если девушка захочет сказать свое настоящее имя, она его поправит, но многие не хотят называть себя и это имя их устраивает.
- Привет, Вася, - насмешливо ответила девушка, - что-то тебя давно не было видно. Где ты пропадал?
- Занят был, работы много.
Занят он был преимущественно тем, что пытался затащить в постель студентку из библиотечного института, но она хотела только серьезных отношений.
- Лариса, ты, когда заканчиваешь работу.
- Когда захочу.
- Тогда не будем терять времени?
- Не будем.
- Пошли к тебе?
- У меня нельзя.
- Есть идея. Смотри, уже почти темно, давай пройдемся по путям, тут столько стоит поездов. Найдем пустой вагон.
- Они все заперты.
- А вдруг нам повезет, пошли?
- Ишь ты, какой быстрый. Купи сначала у меня открытку.
- Хорошо, вот эта с колокольней сколько стоит?
- Пятьдесят рублей.
- Что?
- То, что ты слышал. Она ведь с маркой!
- Лариса, ты приняла меня за миллионера, а я бедный студент.
- Студентам скидка. Двадцать пять рублей.
Он достал кошелек и отдал двадцать пять рублей. Открытку положил в карман.
- Пошли?
Она быстро собрала в сумку непроданные открытки, и они отправились вдоль путей.

Вагон с незапертой дверью нашли не сразу. Он взобрался в тамбур и протянул ей руку.
- Ну, не тяни. Поднимайся скорее, пока никого нет.
Они вошли в вагон. Многие окна были открыты. Какая холодная у нее рука. Она, что, боится?
- Я не ожидал, что тут так холодно. Можешь остаться в пальто. Антисанитарная обстановка. Как в Греческом зале. Но нам не жить здесь.
Он раскрыл свой рюкзак.
- На глотни спиртного, согреешься. Ляг здесь, тут не дует. Я сейчас…
Когда они вышли из вагона, уже было совсем темно.
- Как тебя на самом деле зовут? - спросил он.
- А тебе зачем?
- Ну, чтобы познакомиться.
- Ты считаешь, что у нас уже есть повод для знакомства?
- Лариса, ну, дай хотя бы телефон.
- Перестань называть меня Ларисой и отвяжись от меня. Хочешь, я тебя познакомлю с моей подругой. Она берет пятьдесят рублей, но у нее есть где.
- Я ведь тебе уже сказал, я не миллионер. Я бедный студент и живу на одну стипендию.
- Правда?
- Правда. Показать студенческий билет?
-Тогда, - она открыла сумочку, - возьми свои двадцать пять рублей обратно и прощай.

Опять подошла электричка, и здание вокзала наполнилось людьми. Она быстро смешалась с толпой, а он еще долго стоял, держа в руке двадцать пять рублей, и следил за красным беретиком, пока тот не исчез.

                2. Красная шапочка
2 марта
 
Наконец, я могу сообщить моему дневнику, что пришла весна. На Неве тает лед и скоро расцветут подснежники. Я не люблю ходить по мокрому снегу и дышать влажным туманом. Пушкин был прав, когда написал «Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…» И все-таки приятно одеть весенний плащ и мой любимый красный беретик, за который меня в группе прозвали «Красная шапочка». Сегодня важный день, нам будут раздавать темы дипломных проектов. Неужели так быстро пробежали четыре года? Кажется, только вчера я сдавала вступительные экзамены на факультет психологии и вот уже подходит время, когда я смогу приколоть к своему синему парадному костюму фирменный ромбик Ленинградского университета!

Ребята моей группы толпились в знаменитом коридоре, увешанном портретами ученых, а я чуть не опоздала. Когда я вошла в кабинет декана, он положил передо мной список дипломных проектов и с какой-то загадочной улыбкой спросил:
- Воробьева, на какую тему вы хотели бы написать диплом?
Похоже, он приготовил для меня какую-то неожиданность. Я как прилежная студентка спросила:
- Вы хотите мне что-то посоветовать?
- Вы угадали. Есть одна тема, которую все боятся взять. Психология проституции.
Что за странная тема подумала я, мы все знаем что в Советском Союзе нет секса, какая же может быть проституция? Так я ему и сказала.
- Воробьева, не острите, это очень важная тема. Мы должны развенчать восторженные мифы об улицах красных фонарей, наша задача защитить молодежь от тлетворного влияния запада. И еще: вы ведь спрашивали об аспирантуре? Как раз эта тема требует глубокого научного подхода. Перечитаете Мопассана и Куприна, понаблюдаете за «ночными бабочками», они собираются около злачных мест.
- Это где? - не удержалась я, хотя прекрасно поняла о чем он говорит.
- Ну, не в библиотеках же. У дорогих гостиниц, шикарных ресторанов. Попробуете взять интервью. Наконец, если захотите, проведёте эксперимент. Вы ведь участвовали в университетских драматических спектаклях, оденетесь соответственно и попробуете сыграть роль проститутки. Это вам поможет понять их психологию. Если будут трудности, приходите, обсудим. Буду рад принять вас у себя дома. Вы ведь живете в общежитии? Напою чаем с  домашним печеньем.
Еще чего не хватает. Вспомнила анекдот. «Мужчина приглашает женщину к себе попить чаю. Она говорит, спасибо, нет, у меня от чая уже четверо детей». 
- Но ведь преддипломную практику проходят в каких-то организациях, – спрашиваю я, - вы устроите меня на работу в бордель? Только, пожалуйста, недалеко от дома.
- Воробьева, не острите. Решайте, да?
Я уже видела, что против этой темы он пишет мою фамилию.
- Да.

Из кабинета я вышла вся красная. Конечно, ребята поняли в чем дело.
- Красная шапочка, - закричал балагур Толик, - я тебя поздравляю. Если для практики тебе понадобится партнер, я к твоим услугам. Сколько ты будешь брать за час?
- Отстань, дурак, - в сердцах бросила я, и подумала, зачем я взяла эту тему?

21 марта
 
Прошли уже три дня, а я все не могу опомниться. Стоит ли об этом писать? Говорят, бумага все выдержит. Зачем я перечитывала Мопассана и Куприна и несколько вечеров провела около злачных мест, присматриваясь к «ночным бабочкам» и запоминая как они одеты и накрашены? Подслушать разговор их с клиентами не удалось, но к одной я решилась подойти и взять интервью. Когда я к ней обратилась, она обернулась и позвала какого-то Костю. Костя подошел и предложил мне работу, и я ретировалась. Конечно, я подготовилась, но то, что произошло…

В общем коротко: выбрала я себе для практики Финляндский вокзал. Надела свой красный беретик, накрасилась, купила пачку открыток и стою, как дура, под плакатом «Ленинградцы, боритесь за звание ударников коммунистического труда», этот плакат я заметила потом. Бросаю призывные взгляды на мужчин, долго тренировалась перед зеркалом. Никто не обращает внимания. Даже обидно стало. И тут подходит он. Я-то думала завлечь солидного клиента, а этот такой себе заморыш в потертой курточке. Но было уже поздно, и чтобы вечер не пропал, я стала играть свою роль. Сколько с него попросить? Сначала назвала 50 рублей, потом снизила ставку до 25. 
А он и говорит:
- Лариса, есть идея (он меня назвал Ларисой, а я его - Васей), смотри, уже почти темно, давай пройдемся по путям, тут столько стоит поездов. Найдем пустой вагон.
Я уже хотела расколоться, а потом подумала, что все вагоны наверняка заперты, а я пока узнаю для своего диплома что-то еще. Все-таки, клиент! Но незапертый вагон нашелся, он поднялся в тамбур и протягивает мне руку. Надо было сразу сказать ему правду, а я подумала, интересно, что будет дальше? Отказаться всегда успею. И подала ему руку. Зачем я это сделала? Сошла с ума. Дальше все было как во сне. Он дал мне глотнуть спиртного, мне стало хорошо, и я покорно легла...
Когда мы шли по вагону обратно меня шатало, я думала сейчас вырву. Как могут проститутки обслуживать за ночь два, а то и три клиента? На вокзале он пристал, чтобы я ему сказала свое настоящее имя и телефон. Я отдала ему мной честно заработанные деньги, вырвалась, побежала к эскалатору и смешалась с толпой. Перед общежитием нашла в сторонке скамейку, села и поплакала от души. Я поняла психологию проституции.

30 марта

Верно кто-то сказал прежде чем научиться узнавать других, надо узнать себя. Оказывается, я себя не знала. Прошло 9 дней, и мне неудержимо захотелось, в общем, захотелось увидеть моего первого мужчину. Я уговорила подругу по комнате надеть мой красный беретик и постоять с открытками на Финляндском вокзале. Просто продавать открытки. Я сказала, что хочу посмотреть, как это выглядит со стороны. И была уверена, что он подойдет. Он подошел! Я, одетая совсем по другому в темных очках пила кофе за столиком в стороне. Неужели он поведет подругу по путям? Нет, они коротко поговорили, он отошел и направился к эскалатору. Подруга подошла ко мне.
- Катюша, может хватит?
- Хватит. А о чем вы говорили?
- Я ему строила глазки, а оказалось что он кого-то ищет. Кого - не сказал. Пошли домой?
Дома я еще немного поплакала под одеялом. Я себя узнала. Завтра пойду к декану и попрошу другую тему. Красный беретик больше одевать не буду. Никогда.


Рецензии