Вовка-Монгол

После того, как меня поместили в камеру предварительного заключения – КПЗ – я забрался на нары и почти сразу уснул. В камере уже находились двое, но они не проявили большого любопытства к новому жильцу, только слегка приподняли головы и продолжили спать. Позже принесли завтрак – утреннюю баланду, но есть я не хотел и не мог.

После вызова к следователю, снятия показаний и оформления протокола возвратился в камеру, залез на нары и снова уснул. Так и проспал до следующего утра.

 Днём в камере появился четвёртый член нашего небольшого преступного сообщества. Пожилой, невысокого роста. По повадке чувствовалось, что казённый дом гражданин посещает не впервой.
Окинув всех присутствующих оценивающим взглядом, он расположился на соседней  шконке.

Вечером  двум старожилам пришла охота поиграть со мной как с самым молодым в игры, которые особенно популярны в тюрьме, но о которых я, естественно, не имел ни малейшего представления. Почуяв в этом какой-то подвох –  отказался. Тогда они попробовали меня заставить, но, получив отпор,  угомонились.
* * *

Моему соседу явно понравилось, что я могу за себя постоять – мы разговорились. Звали его Володя Перевалов. Я  рассказал новому знакомому о своих злоключениях, он подробно расспросил обо всех деталях дела, о том, что нам вменяет следствие. «Да, Владик, тут малым сроком не отделаться. А вообще учти, что в большей степени всё решает следствие, даже не суд. А уж адвокаты – это вообще открытый вопрос, решают ли они хоть что-нибудь».

Вовка Монгол  – такое было у него погоняло. На тот момент имел он уже семь ходок, то есть, сидел уже семь раз.

Родился Володя Перевалов в Серове, тогда это был Надеждинский завод. В школе сидел за одной партой с Анатолием Серовым. Вместе с ним в составе группы товарищей делал командный забег на лыжах по маршруту Надеждинский завод – Свердловск в честь очередного партийного праздника.

Вот такая судьба: один стал вором, а другой – лётчиком, героем Советского Союза, в честь которого и назвали впоследствии город Серов.

Свою кличку Монгол  получил, когда этапом пришёл из Монголии – даже там, в голой степи, были лагеря – на Колыму. Это произошло в ту пору, когда все категории заключённых начали сортировать по режимам в зависимости от количества и тяжести преступлений. Монголу за его многолетние подвиги полагался особо строгий режим. Таких заключённых стали именовать «полосатики». Володя рассказал, как этапом пришёл на Колыму, как после бани получил новую форму. Водить полосатиков на работу полагалось только прикованными  друг к другу.

– Когда нас первый раз повели на работу, - рассказывал Монгол, - нам встретилась бабка, которая гнала корову с пастбища. Бабка пала на спину и давай креститься, а корова развернулась, да как рванёт в лес…
 Монгол растолковал, чем отличаются существующие сейчас в лагерях режимы, и  однажды в разговоре со мной признался:
– Владик, если снова дадут особый, я жить не буду: вскрою вены или повешусь. Ты не представляешь, что это такое…  Мне просто не выдержать, а мучить себя весь срок  не смогу.

* * *
С Володей  мы встречались ещё не раз, так как следствие по нашему и по его делу велось с октября шестьдесят четвёртого по июнь шестьдесят пятого. Поэтому, пока нас все эти месяцы то группой, то порознь возили из КПЗ Серова в следственный изолятор Свердловска, этапы пересекались и совпадали не единожды.

Встречи  проходили очень тепло: Монгол интересовался нашими делами и много рассказывал о себе.
- Я ведь, Владик, решил завязать  полностью, - откровенничал он как-то поздно ночью. – Надоело. Семь ходок. Больше двадцати лет по тюрьмам и лагерям. Здоровья нет. На свободе – ни одной родной души, а ведь у меня уже сын мог быть такой, как ты.
Лицо его дрогнуло:
-И какой впереди финиш?
Я молча вздохнул – а что тут ответишь: самого неизвестно, что ждёт.
- Как-то в компании познакомился с одной, - продолжал Монгол, - молодая, красивая. Проститутка. Сошлись быстро. Она девка хорошая, понимающая. Вот так повстречались сколько-то, я и говорю: «Знаешь, Нинка, я – вор, ты – проститутка. Давай бросим свои занятия и будем жить вместе». И знаешь, Владик, ведь всё получилось: комната у неё была, на работу устроились. Почти год жили душа в душу…- он вдруг ударил кулаком по доскам (ни матрасов, ни подушек в КПЗ не полагалось) – это Башмак, сука. Больше просто некому…
Вовку-Монгола обвиняли в краже велосипеда, а он подозревал, что кража эта – дело рук вора по кличке Башмак. В тот злополучный день они вместе пили водку, а потом Башмак куда-то слинял. Провожая меня в следственный изолятор Свердловска, Монгол объяснил что такое  «прописка» и как нужно себя вести, чтобы наиболее борзые обитатели камеры меня не «опустили», ибо последствия этого могли быть самые печальные.

* * *
После суда и объявления приговора нашу команду снова доставили в КПЗ. А через некоторое время сюда же привезли Монгола – тоже после суда. Его прибытие сопровождалось радостными криками: «Ребята, будем жи-и-ить!!!» 
Дали Монголу пять лет строгого режима. За кражу велосипеда!!!

И то благодаря тому, что Вовка  сумел посеять в душе судьи сомнение в своей виновности. В последнем слове  сделал акцент на том, что замок сарайки, где стоял похищенный  якобы им велосипед, был сломан, в то время  как при всех совершённых им ранее кражах замки оказывались целыми и аккуратно вскрытыми.
– Гражданин судья, дайте мне десять замков, и я все их без ключа открою, - сказал он. – Зачем мне ломать замок, если быстрее и проще его вскрыть? Да и замком эту висячку назвать трудно: гвоздь, две минуты – и готово.
Хоть в  разговорах с нами Монгол и грешил на  Башмака, но на следствии и  суде по понятным причинам сдать кореша не мог.

 Вот так и огрёб  пять лет строгого режима за – страшно подумать – велосипед!!! По пятнадцать рублей за год жизни!!! И то благодаря сомнениям судьи в виновности подсудимого, а иначе насчитали бы ещё больше.

После суда Монголу дали свидание. Нина принесла ему передачу: продукты и тёплые вещи, а вот дождалась ли – не знаю. Встретиться с Вовкой-Монголом в следующий раз нам довелось только спустя пять лет, но это уже, как говорится, совсем другая история.


Рецензии
Романтика лагерной жизни в головах тех кто не соприкасался. Но люди туда попадают часто неординарные. О них ходят потом легенды. Как правило, их начинают приукрашивать и идеализировать. Так появляются "воры в законе" и прочие авторитеты. Которые потом это эксплуатируют, множа ряды восторженных простачков. Это как облагораживание волков. Я даже спорить об этом не хочу. То волк ребенка не съел, а защитил, то в благодарность чемодан долларов принес. С волками жил, знаю.

Но до определенных пределов такими людьми можно даже восхищаться и уважать. У меня были и друзья и знакомые о которых можно много чего хорошего вспомнить. Жил, рос и воспитывался в каторжном краю в пролетарской среде. Вы вспоминаете, что один стал вором, а другой героем. Так это часто дело случая. У меня часто не случилось, простите за плоский каламбур.

Рассказ понравился.

С уважением,

Владимир Рукосуев   14.02.2020 16:48     Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласен! Я очень дале́к от того, чтоб продвигать в жизнь романтику лагерной жизни. Да и нет там ничего романтического.
Кстати, самые продвинутые популяризаторы данной темы приходят из детской зоны.Могу предположить, что виной тому - именно проблемный подростковый возраст, так называемый пубертатный период с его гормональными всплесками и лабильной нервной системой.

Владислав Погадаев   23.03.2020 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.