Русский Робин Гуд - 2. Глава третья

Герой наш вынужден с друзьями
Оставить край родимый свой.
Но не расстались со страной:
В боях став сильными бойцами,
Они служили у князей.
Пришлось скитаться им по всей
Руси Литовской – из дружины
В дружину вновь переходить,
Поскольку лютые вражины,
Ягайло слуги, их схватить
Приказ имели, чтоб казнить.
Они в лицо Ивана знали
(Его в бою вблизи видали).
Однако выполнить приказ
Не в силах были: каждый раз,
Едва на след лишь выходили,
Друзья мятежникам спешили
Об их приезде сообщить,
И те удачно успевали
В другое княжество отбыть.
И вновь на службу поступали.
Однажды все ж предупредить
Друзья героев не успели:
Они тогда дозор вели
От замка княжьего вдали.
Едва вернулись, налетели
На них враги со всех сторон.
Мечей раздался резкий звон.
Литовцы взять живым хотели
Ивана нашего, но он
Умело, ловко отбивался,
Прорваться сквозь толпу старался.
Соратники погибли все.
К воротам как-то смог пробиться.
Еще открыты были те.
Сидел боярин на коне.
И вот уже из замка мчится.
Скакун героя не подвел:
Литовские отстали кони.
Скакун, ушедший от погони,
На шаг спокойный перешел.

Иван раздумался в печали.
Опять бойцов всех потерял,
Которые родными стали,
Пока он с ними воевал.
Куда теперь ему деваться?
В какую сторону скакать?
В Руси Литовской оставаться
Едва ли можно: избежать
Ягайло слуг уж не удастся.
Полякам, может быть, предаться?
Сейчас земля их перед ним.
С военным опытом своим
Любому нужен будет пану.
«Нет, жить в чужой стране не стану –
С тоски умру! О нет, вернусь
В родимый край – Святую Русь!
Мое военное уменье
Тебе нужней. С тобою я!»
Такое принявши решенье,
Обратно гонит он коня.

Проехал длинный путь. Строенье
Большое видит на холме,
Узнал которое вполне.
Получше стало настроенье.
Подъехал к замку. У ворот
Боярина узнала стража
(При этом очень быстро даже).
Зовут хозяина, и тот
Уже бежит ему навстречу.
Хватает радостно за плечи
Руками сильными Федот.
Заводит в дом. Иван поведал
Свою историю ему.
«Как много горя ты изведал, –
Сказал хозяин, – я приму
Тебя с охотою большою
К себе на жительство. С тобою
Границу будем защищать.
А то, ты знаешь, после нашей
Победы славной той опять
Князья раздоров злою чашей
Отчизну стали отравлять,
Последних сил ее лишать,
Что в битве страшной сохранила.
Орда, побитая, ожила
И вновь отряды шлет на нас.
В любой нагрянуть могут час.

Теперь живет Иван с Федотом,
Руси таким же патриотом,
Труды с ним ратные деля.
С его дружиной объезжает
Дозором долы и поля,
Набеги злые отбивает:
Умеют русы воевать –
Врагов сильнейших побеждать.
Но вот однажды в окруженье
Попал с друзьями наш Иван.
На землю пал от тяжких ран.
В степи закончилось сраженье.
Отряд разгромлен наш врагом.

Иван очнулся. Видит в поле
Ордынцы ходят. Крики боли
Порою слышатся кругом.
«Пощады, сволочи, не знают –
Жестоко наших добивают», –
Сейчас же понял. И потом
Невольно вспомнил витязь Насти
Лицо, улыбку, нежный взгляд.
«Прощай же ты, мой милый яд.
Пришлось в твоей быть долго власти.
Но, может быть, еще с тобой
В стране мы встретимся иной –
Глядит он в небо голубое.
На этом фоне вдруг возник
Степняк большой. Раздался рык,
Блеснуло лезвие кривое.
Его уже он опускал.
Другой с ним был. Желанье злое
Ему исполнить помешал.
Причем бранить стал с возмущеньем.
Когда бы речь их понимал,
Иван узнал бы с облегченьем,
Что враг товарища ругал
За то, что он хотел такого
Бойца могучего, большого
Добить, в то время, как его,
Продать, коль выживет, возможно.
Они Ивана осторожно
На воз, подъехавший, кладут.
Другие наши были тут,
Которых тоже не добили
И даже бережно сложили,
Поскольку это был товар
Довольно ценный для татар.

В бою орды иссякла сила.
Она назад поворотила.
Лавиной двинулась в родной
Далекий южный край степной.

Герой наш выжил, ведь недаром
Он русским был богатырем.
Проснулись снова силы в нем.
Хотя привык к судьбы ударам,
Далекий длился путь пока,
Ивана мучила тоска:
Судьба дала ему неволю.
Уж лучше было б умереть
От сабли вражеской, чем долю
Раба жестокую терпеть.
Копыта топали, стучали
Колеса мыслям тяжким в такт,
Ритмично и уныло так,
И больше грусти навевали.
Кругом и рощи, и холмы,
Однако чаще поле-поле.
А с каждым днем теплей все боле,
Хотя недолго до зимы.

Нежданно видят все: далеко
Несется всадников отряд.
Ордынцы тоже? Нет, навряд –
Они не с юга, не с востока
Сюда, а с запада спешат.
Быстры могучей рати кони –
Несут, как ветер верховых.
И вот уже щиты и брони
Видны, и даже лица их.
И видно всем, что русы это.
Ордынцы бросили обоз
И пленных: нет ответа
У них другого на вопрос –
Вступить в жестокое сраженье
Иль жизнь доверить скакунам:
Когда внезапно нападенье,
Тогда и паника, и гам.
И вот обоз уж в окруженье
Могучих статных молодцов.
О, сколько много громких слов,
В которых радость, восхищенье
И благодарность за спасенье.
Спросили те, кому назло
Врагам так дивно повезло:
«Откуда здесь вы взялись, братья?!
Куда идете храброй ратью
Среди враждебных вам степей?!»
Они ответили: «Мы стража
Руси Литовской рубежей».
«Неужто и до сюда даже
Литвы владения дошли?»
«Всегда здесь киевской земли
Надежно крепости стояли.
Но мы свободу потеряли –
Ягайло подданными стали.
Не радостно, конечно, нам.
Ему, однако, верно служим,
Поскольку русским рубежам
Заслон защитный очень нужен,
Чтоб дать отпор любым врагам».
«Домой вернетесь вы едва ли –
Поля опасностей полны, –
Спасенным ратники сказали, –
Хотя в решении вольны:
Назад, пожалуйста, идите,
Но лучше в наш отряд вступите –
Нам очень воины нужны».
Иван подумал: «Предложенье
Такое кстати для меня –
Куда идти не знаю я,
А жизнь моя – одни сраженья».

Отбитый вражеский обоз
Теперь людей свободных вез.
На запад следовал с отрядом.
Скакали воины с ним рядом.
Проделали не малый путь,
Достигли леса небольшого,
Пришлось который обогнуть.
За ним поля начались снова.
А вот и крепость. Ветхий вид
Она, древесная, имела.
Сказать возможно было смело –
С времен хазар еще стоит.
Отряд, обоз в нее въезжают.

Борщом и кашей угощают
Недавних пленных повара.
И про отряд не забывают.

Среди обширного двора
Стояла церковь небольшая.
В нее пошел благодарить
Иван за дивное спасенье,
В который раз опять просить
В молитве истой Проведенье
Ему помочь жену найти.
Едва успел он подойти,
Как двери храма приоткрылись,
И Настя вышла из него.
Мечты Ивана дивно сбылись:
Случилось, будто волшебство.
Такое только означало,
Что он Небесного Царя
Молил усердно так не зря.
Застыли оба поначалу,
Не веря собственным глазам
(Понятно это очень нам),
А после бросились в объятья.
Здесь был, командовал кто ратью
«О, я немало удивлен! –
Воскликнул громко людям он,
Воззрившимся со всех сторон, –
Она к себе не подпускала
Из нас, ребята, никого.
Его же сразу приласкала,
Как будто мужа своего!»
«А он и есть мой муж родимый,
Которого искала я.
И вот нашла тебя, любимый.
Наверно, не было и дня,
Чтоб Бога я не умоляла
Опять с тобою нас свести
И дать вновь счастье обрести».
«Не там совсем меня искала».
«Объят ты ревностью, гляжу.
Сейчас тебе все расскажу.
Когда ушел ты на ловитву,
Свершив обычную молитву,
С возницей нашим вновь одна,
Ерошкой дерзким, я осталась.
Представь, я, мужняя жена,
В его руках вдруг оказалась.
Хотел меня он силой взять.
Однако я ему не далась.
Но все же смог меня связать.
В повозку кинул. Я хотела,
Когда кибитка понеслась
И на ухабах затряслась,
Наружу выброситься смело,
Но сделать это не сумела.
Коней он долго быстро гнал,
А твой, привязанный, бежал
За нами следом». «Я, лишенный
Его, – Иван проговорил, –
Настигнуть вас бессилен был
И, бегством вашим пораженный,
Во всем тебя тогда винил».
«О, я чиста перед тобою.
Была я верною женою.
Беда стряслась от красоты.
И что родилась я такою?!
…Но вот сдержал он бег коней,
Ерошка, подлый лиходей, –
Рассказ свой Настя продолжала. –
Лесная глушь нас окружала,
Где вовсе не было людей.
Животной страстью одержимый
Напал, проклятый, на меня.
Была молитвой я хранимой.
Нежданно восемь молодцов
На крик мой сразу появились.
Мечи в насильника вонзились,
Его отправив в край отцов.
Спросила я: «Кто вы такие?»
Они в ответ мне говорят:
«Поверь, мы люди неплохие,
Хотя разбойников отряд.
В крестьянской жили тяжкой доле,
Но вот бежали от неволи.
Одних лишь грабим богачей,
Известных лютостью своей.
Теперь путь держим на Украйну.
Подобных много там людей.
И это вовсе неслучайно –
Оттуда их не выдают.
Исправно служат на границе,
Живут в степях вольнее птицы
И крепко ворогов там бьют».
Моим спасителям сказала,
В какую вдруг беду попала,
Что мужа я хочу сыскать,
Готова вдаль одна скакать.    
Сказали мне: «Твой муж далеко –
Его уже ты не найдешь,
А только в дебрях пропадешь.
Судьба вредит тебе жестоко».
А я в ответ: «Пущусь тогда
В родимый край его – туда.
Землею полоцкой зовется,
Что рядом с дикою Литвой:
Овеян славною молвой.
Возможно, милый там найдется».
Мужи мне эти говорят,
Кривя в усмешке рты: «Навряд
Доехать сможешь ты до туда? –
Такое было б просто чудо.
Еще не ведаешь какой
Осилить надо путь большой.
Полна опасностей дорога –
Литовцев, русских тоже много,
Чинят которые разбой.
Тебя, с такою красотой,
Захочет взять себе любой, –
Они кивнули на Ерошку,
Что татем был не понарошку, –
Всего, красавица, умней
Тебе на юг поехать с нами:
Нашла хороших ты людей.
Мы будем верными друзьями –
Тебя в обиду не дадим,
Надежно, Настя, защитим.
При этом не посмеем сами
Тебя стараться соблазнить,
Заставить мужу изменить.
Когда ж приедем на заставу,
Стяжавшую большую славу,
Письмо ты князю напиши –
О всем, что было, расскажи.
Князья бояр своих всех знают, –
Поскольку в войско их включают,
Когда уходят воевать, –
Поможет мужа разыскать.
Пришлось принять мне предложенье:
Такой понравился совет,
Была уверена – решенья
Другого, правда, лучше нет».    
Иван и Настя в храм заходят.
Там много времени проводят,
От всей души благодаря
За то Небесного Царя,
Что дал опять найти друг друга.

Затем прекрасная супруга
Ивана в дом свой привела.
Из люльки мальчика взяла
И мужу на руки дала
(Когда она в храм уходила,
Свою соседку попросила
С ее ребенком посидеть –
За ним немного приглядеть).
Иван черты свои увидел
В ребенке этом. Пожалел,
Что Настю ревностью обидел.
Еще сильней повеселел.


Рецензии