О самосознании казаков
Уважаемый Валентин Георгиевич!
В конце года нас всех ожидает очень важное мероприятие – Всероссийская перепись населения. Нет смысла ожидать от её проведения каких-то сенсационных результатов, поскольку и без неё те, кому положено, о нас знаю достаточно. И не только они. Надеюсь на успешное проведение переписи, на сознательность переписываемых и желаю переписчикам всяческих успехов. Вместе с тем уже в ходе подготовки к переписи возникли проблемы. Так казаки пригрозили бойкотировать перепись, если их не признают отдельным народом. И, похоже, их шантаж возымел действие. Хочу высказать своё мнение...
Вопрос о происхождении казаков не так прост, как может показаться, но и не так уж и сложен. С одной стороны, каждый психопат вправе считать себя кем угодно, хоть марсианином или потомком обитателей легендарной Атлантиды. И если не хотят казаки быть русскими, а хотят быть отдельным от русских народом – пусть будут! Обидно, но что поделаешь? Насильно мил не будешь, хотя, по моему мнению, это самое настоящее предательство, и не первое... История даёт нам немало свидетельств о том, как донские казаки терзали русскую землю похлеще каких-нибудь кочевых орд, но в исторической памяти русского народа остались татары, терзающие Русь в XIII-XV веках, а позорные эпизоды с участием потомков нынешних казаков, относящиеся, например, к «Смутному времени», стёрлись. Были и другие «эпизоды» в богатой истории. Большой кровью заплатило казачество за свои прегрешения...
Но с другой стороны, есть научные факты, а не фантики, собранные т.н. «казачьей интеллигенцией». Часть из них приведена в небезызвестной книге Л.М. Щетинина «Русские имена». Не намерен давать цитаты из этой книги, но одно бесспорно – проанализировав происхождение фамилий донских казаков, автор пришёл к выводу о том, что те, кто называют себя донскими казаками, – это этнографическая группа и неотъемлемая часть русского народа. Убеждён, что любое объективное научное исследование, если, конечно, оно направлено на изучение происхождения людей, называющих себя казаками, а не топонима «казак», приведёт к тому же выводу. Даже если когда-то далёкие предки некоторых людей, называющих себя казаками, были каким-то особым народом, то народ этот стёрся с лика донской земли, растворился в огромной по сравнению с ним массе «пришлого люда». С тех пор ведь столько воды утекло из тихого Дона в Азовское море, столько русских переселилось на берега тихого Дона.
Что такое «потомственный казак»? У каждого нормального и ненормального человека есть отец и мать [т.е. родители], у которых тоже есть свои отцы и свои матери. Если нарисовать своеобразную генеалогическую пирамиду, у которой на вершине будет упомянутый человек, то в её основании будут поколения его предков. И хотя я против биологического подхода к определению национальности по «чистоте крови», но, убеждён, в основании генеалогической пирамиды почти каждого казака будут преобладать русские... Из истории мы знаем, что казаки принимали в свои ряды людей независимо от роду и племени, но в основном, и здесь я не могу не упомянуть книгу М.Л. Щетинина, русских. И если есть «потомственные казаки», то почему нет «потомственных татар», например?
Нам нужна такая национальная политика, чтобы жить в России, быть русским, и разговаривать по-русски было и почётно, и престижно, и выгодно. Недавно по радио прозвучала такая мысль: стыдно-де армянину, живущему в России, не знать свой родной армянский язык. Может быть, но есть и другое мнение: стыдно донскому армянину, например, родившемуся и всю жизнь прожившему в России, плохо знать русский язык и говорить по-русски с «чалтырским» акцентом. И не только армянину. (...) А разве можно мириться с тем, например, что мать, сама русская, считает своих сынов чеченцами только по¬тому, что их отец – чеченец?! Да они сами должны гордиться, что их мать – русская, что они сами хотя бы наполовину принадлежат к русскому народу. Мы должны и можем проводить такую национальную политику, чтобы каждый нацмен, не говоря уже о казаках, искал в своей родословной какую-нибудь русскую прапрабабку, а найдя, гордился этим и называл себя русским человеком.
Сами казаки должны наконец-то ответить на вопрос – кто они: русские казаки или русскоговорящие турки? От ответа на этот вопрос зависит судьба самого казачества: будет оно шлюзом для ускоренной ассимиляции и русификации других народов или могильщиком России и русского народа. Пусть казаки сами решают, с кем они – с Россией или с её врагами? Надеюсь на лучшее, но смотрю в будущее с неуверенностью и страхом...
С уважением, ...
14 февраля 2002 г.
© Валентин Поляков 2018
Свидетельство о публикации №218052801797
Сергей Кувалда 01.06.2018 20:12 Заявить о нарушении
Владимир Рукосуев 24.06.2018 21:50 Заявить о нарушении
Владимир Рукосуев 24.06.2018 21:51 Заявить о нарушении
Сергей Кувалда 24.06.2018 22:22 Заявить о нарушении
Александр Разенков 16.12.2018 17:15 Заявить о нарушении
Сергей Кувалда 16.12.2018 19:43 Заявить о нарушении