Малахитова Шкатулка из города Краснокамск

Случалось ли Вам в былые годы ездить по нашей Российской земле? Бывало ли так , что в великой спешке, коя знаменует собой отъезд, забегали вы в лавку на станции дабы купить на память   самую простую  безделицу,  эдакий сувенир о дальнем, но уже полюбившемся уголке? Хозяин в этой лавке по обыкновению – баловень судьбы, сущий дьявол, коий подметив вашу спешку да неподдельный интерес, поднимет на  приглянувшуюся безделицу цену вдвое, а то и втрое выше  начальной  ставки. И что тут поделаешь? Доставай уважаемый господин кошелёк и давай запрошенную плату, ибо  дорога - не ждёт,  а воспоминаниям, как известно – нет цены.
Уверен, что каждый ездивший так по свету  бережно хранит на полке целую коллекцию абсолютно не нужных, но дорогих для сердца вещей. Есть такая коллекция и у меня, а в ней среди бесчисленных ракушек магнитиков таится маленькая малахитова шкатулка из города Краснокамск. Такие вещицы из древне можно купить в любом Уральском городишке и только здесь обретает она воистину великое значение, ибо славу малахитовой шкатулке на средней Каме даровал  знаменитый уральский сказочник Павел Петрович Бажов, а было это так….
Жарким и солнечным летом 1934 года,  в один из ясных июльских дней, когда быстрокрылые стрижи то и дело пронзают небесную высь, а старый среднекамский леший томно вздыхает да охает, спрятавшись от полуденного зноя  в столетних корабельных соснах на высоком камском берегу, к пристани у великой стройки, развернувшуюся в этом диком краю причалил пароход, на борту которого были специалисты рабочие и кое кто ещё… Этот не молодой человек, разменявший на вид уже шестой десяток, бодрой походкой сошедший на берег, казалось, ни чем не выделялся из разношёрстной толпы.  Те же самые тёмные брюки, лёгкая рубашка сводного покроя, да  старомодный чемодан, главное богатство которого, впрочем,  составляла потёртая от времени чернильница, пара железных перьев да пожелтевшие бумаги с литературными заметками, сделанными по пути.
Едва ли в этом человеке кто-то опознал в ту пору знаменитого советского писателя Павла Петровича Бажова, снискавшего к этому времени своими повестями да  рассказами по-настоящему народную любовь. Прибыл он на строительство Камского бумажного Комбината по направлению Свердловского отделения «Гослестехиздат», который намеривался издать книгу о том, как строилась грандиозная фабрика в тихом, и некогда заповедном краю. Место, надо сказать, советскому писателю сразу пришлось по душе: чистый таёжный воздух нежная,  песень Камы,  а ягод и грибов – сколько угодно душе! Павла Петровича поселили в ту пору  в маленьком бревенчатом домишке, гордо называвшемуся «гостиница», на самом краю великого бора, коему казалось не было конца. Что это был за домик! Массивные бревенчатые стены, яро отдававшие смолой, маленькое оконце, куда с  самых ранних часов проникали юркие  солнечные лучи,  наспех сколоченный столик да добротная кровать, где по вечерам в предвкушении сна можно было помечтать, прислушавшись к пению прибоя, доносившемуся с реки. А за окном начинался великий лес, длившийся по камскому брегу до самой губернской столицы города Перми. Сколько раз, сидя за столиком, Павел Петрович всматривался в эти синие дали вспоминая далёкую юность и годы в Пермской Семинарии …Боже как же это было давно!
В то лето пробыл великий писатель  на строительстве бумкомбината и посёлке при нём, носившем, гордое имя Краснокамск не более двух недель, после чего вернулся в Свердловск, где ждали дела.
В 1935 году Павел Петрович снова приехал в Срднекамье, но уже со всей  семьёй и опять поселился в деревянном домишке, в тихом сосновом бору. Дни стояли жаркие и безоблачные,  а солнце вставало настолько рано, что даже самый маститый лентяй, нехотя потягивался и вставал со своего ложа подле шести утра.
Рабочий  день советского писателя  также начинался рано, ел он  по старой уральской традиции краюшку чёрного хлеба с молоком и отправлялся на стройку, где жизнь текла своим чередом. Здесь, к середине лета 1935 года не было ни одного человека, кой бы не знал советского писателя,  ибо со всеми он был приветлив да каждого примечал. Целый день бродил Павел Петрович по комбинату, что-то высматривал, что-то записывал, а иной раз - просто беседовал с рабочими, выспрашивая каждого о его пути на стройку да стремился увидеть в таких рассказах всю человеческую судьбу.
По вечерам Павел Петрович направился в редакцию  поселковой газеты «Камский бумажник»  где,  вместе с редактором  С.М. Ширинкиным обрабатывал поступивший от местных литературных дарований материал. Иногда в маленькой комнатке редакции собиралось всё Краснокамское писательское сообщество, и тогда рутинная работа превращалась в самые настоящие литературные вечера. Советский писатель рассказывал товарищам по цеху как правильно показывать передовиков производства, как доносить свои идеи людям и как говорить с читателем на понятном ему языке. Такие заседания при свете закопчённой лампы часто продолжались допоздна, но ни кто не кто не чувствовал себя уставшим, ибо в эти минуты  над  заводским посёлком на средней Каме незримо витали самые настоящие музы, прилетевшие сюда возможно, с самой Эллады, с Олимп-горы!
После таких заседаний Павел Петрович и Сергей Михайлович Ширинкин, часто уходили на берег Камы, где в тени могучих древ была у них заветная скамейка, неведомая ни кому. Этих разных по возрасту и по происхождению людей связывала в ту пору самая настоящая крепкая мужская дружба.  На своей скамейке они просиживали целые часы, обсуждая то, что случилось на стройке,  что было сделано за день и что предстоит ещё сделать. По Каме в это время плыли большие и малые суда,  весело игравшие огоньками,  тихо плескались волны, а в тёмном июльском небе  яро золотился остророгий месяц, чинно отражаясь в тёмной воде…
Случалось Павлу Петровичу  ездить и по ближним деревням. Так в один из знойных дней в конце июля выдался такой случай.  Местный крестьянин и села Конец-Бор, вскапывая свой участок, обнаружил на нём старинный глиняный горшок, полный медных монет, да настолько древних, что знающие люди вспомнили о  первом царе из династии Романовых, недоумевая: как они попали сюда?  Советский писатель отправился в дорогу со своим другом С.М Ширинкиным  дабы посмотреть на такое диво, а то и подготовить статью. В крестьянской семье их приняли как полагается, подали всё что имели дорогим гостям ко столу. Местное начальство тоже расстаралось , стремясь  им во всё помогать. Покуда суть да дело: опросили свидетелей,  осмотрели горшок, да собрались уже уезжать поднялся такой ураган, что  крыша избы ходила ходуном, ставни скрипели и качались, а хозяин украдкой то и дело озирался на образа. В такую  погоду ни пешему ни конному, да и грузовичку опасно идти.  Вот и остались они у радушного хозяина до  самого утра, покуда не утихнет буря да не появится возможность отправиться в путь.
Вечером в избе стало тепло и уютно, хозяйка разожгла огонь, настряпала пирогов, и, сытно отужинав,  все легли спать. Только Павлу Петровичу не спалось, слышалось ему, что кто то за печкой  вздыхает да ворочается, точно бы живое существо, а посмотрел-никого. «Хозяин,  - спросил уральский писатель,  - кто у тебя там за печкой всё вздыхает да фырчит?  Вроде бы слышу, а смотрю-ни души». «Это Павел  Петрович известно, - наш суседко или  по иному домовой». «Да как же домовой? Это же сказки. Их ведь не бывает в природе, а всё народная молва». «Эх ты Павел Петрович! Вроде человек умный, известный писатель, а как будто бы слепой. Слышишь ведь как он ворчит да ёрзает, знает что дома чужие от того ему и не спокойно..». «Чудеса»….- только промолвил писатель, а хозяин и продолжал: «Это ещё что,  вот у нас по соседству ещё Конец-Боровский леший живёт. Вредный старик да лукавый, то на-ягоды-грибы наведёт, то путь к роднику покажет, а то и  закрутит, завертит - век дорогу не найти! Вот смеши его тогда: одевай наизнанку одежду, повеселиться, глядишь, отпустит и до дому доведёт. А на  Ерофеев день, когда приходит ему пора уходить под землю в спячку ,лучше в лес не ходи: стучит, скрипит там сучьями ,а коли поймает заломает не хуже медведя, а то и того гляди под землю утащит и не увидишь тогда боле белый свет… Хочешь его увидеть? Пойдём, покажу..». Вышли они на крылечко дома, откуда начинался бескрайний лес,  а хозяин в самую глушь показывает, перекрикивая гул дождя: «Взгляни ка Павел Петрович на тёмный лес, видишь меж деревьев огонёк?». Вначале советский писатель не увидел  ничего, а приглядевшись заметил, меж деревьев  вдалеке бледный огонёк мелькает и точно костлявая ручонка из палочек держит его за верха. «Вот Павел Петрович, - продолжает  хозяин, это у нашего лешего болотный фонарик, обходит он свои владения, смотрит, как в них идут дела. Но близко не подпускает. Коли погонишься за огоньком- попадёшь в овраг или омут, а он исчезнет без шума и следа». «Издревна его наши деды боялись и мы боимся, поэтому каждый раз просим разрешения войти в тёмный лес. Вот только начальник стройки хочет его вырубить, дескать,  «пора бы покончить с суевериями», нашу деревню присоединить к Краснокамску, а нас обратить в горожан».  «Так это ж, хорошо, - ответил писатель,  - не будите бояться, а в городе дело каждому найдётся, вон он каким широким за год стал!». «Что ты !Что ты, Павел Петрович! Столько столетий жили мы с ним по соседству, пусть и вредный он старик, но он уже наш, как же мы в обиду его дадим? Да кто нас услышит…Вы бы поспособствовали, может, и вышло бы гляди чего…».
После такой беседы  советский писатель долго не спал, а когда напала дремота, почудилось ему сквозь сон, точно кто-то вошёл избу, мелькнул болотный фонарик и дверь за собой закрыл. Утром оказалось, что горшок с монетами бесследно исчез,  а на половицах остались следы, точно бы человек, да ноги не такие. Обо всё что было, решили забыть, а материалы публикации  сожгли,   не те времена тогда были. Впрочем, вернувшись в Краснокамск,  Павел Петрович отправился прямиком к начальнику стройки. Вместе они проговорили почти четыре часа, а когда  писатель ушёл, стало известно, что Конец-Боровский лес будет сохранён, а со временем на этом месте появится самый настоящий парк.  Не известно почему, да только сказывают, что после этого Конец-Боровский леший усмирил свой зловредный нрав,  и всем приходящим в его владения весло шелестел в дорогу листочками, показывал поляны  ягодные да грибные места. Говорят, что до сих пор в Конец-Боровском лесу  можно увидеть по ночам маленький огонёк в дали. Попробуешь погнаться за ним - непременно поскользнёшься и окажешься в грязной луже, а огонька уже и след простыл.
У Павла Петровича  между тем с писательской работой не ладилось…. За время пребывания в Краснокамске  создал он «Сказ   про водолаза»,  начал работу над повестью  «Через межу» действие которой происходит в деревне на берегу Камы, и в которой явно угадывается село Конец-Бор, вот только главную книгу повесть о строительстве Бумкомбината он так и не мог создать. Беседуя с рабочими, с инженерами да и с простыми крестьянами из окрестных деревень, он всё больше понимал, что на средней Каме создаётся что-то новое, удивительное и несомненно грандиозное, вот только  из-за этого гибнет старый таинственный мир, живший легендами мифами и сказаниями, передававшимися столетия от отца к сыну из уст в уста. Да и с редколлегией, в которую входили ведущие инженеры, тоже всё обстояло плохо: то одного репрессируют, то другого, такие уже тогда суровые были времена. А на их место назначают других, те почитают наработки, почитают, и   надменно говорят: всё не то, нужно переделать. Как говорится новая метла по-новому метёт.
Видя такие перипетии судьбы, Павел Петрович с тяжёлым сердцем в один из вечеров на заветной скамейке, объявил своему другу Сергею Михайловичу о решении отойти от работы над книгой и вернуться домой в  Свердловск.   «Когда уезжаете, Павел Петрович?» - спросил он. «Да вот. Собираюсь уже через два дня».. «Да… - ответил Сергей Михайлович, - видимо не свидимся более с вами. Отправляют меня утром  на неделю в город Пермь. Будет симпозиум там с другим редакторами, так что вернусь не ранее чем через семь дней. А знаете, что возьмите ка от меня на память это…»- Сергей Михайлович опустил руку в карман и достал маленькую малахитовую шкатулку, точно такие же, кои продавали  по всему Уралу во все времена. «Она такая же зелёная как наши корабельные сосны, а  на её узоре  точно читается  образ молодого посёлка. Берите Павел Петрович и не забывайте о нас!». Долго они говорили, а после Сергей Михалович горячо обнял на прощание своего друга и отправился домой – утром было рано вставать …
Павел Петрович долго ещё сидел на берегу,  не давала ему покоя малахитова шкатулка, кою он беспрестанно вертел в руках. Что-то всплывало в памяти, что-то далёкое и тёплое, уводящее к счастливому детству, тем удивительным годам, кои он провёл на Сысертском  заводе в горной уральской стране… Вдруг, его точно осенило, он соскочил, в его глазах отразилась луна, но он её не видел. Взгляд Павла Петровича был  повёрнут в  прошлое, к маленькому домику на горе где жил на Сысертском заводе добрый дедушка Слышко который, собирал по вечерам заводскую ребятню и рассказывал им сказы, уводившие к далёкому прошлому Урала, его истории и легендам, передававшимся веками из уст в уста. Тут же всплыли в его памяти и Медной горы хозяйка, и малахитова шкатулка, и Великий полоз и каменный цветок,- всё чем он так дорожил и  восхищался в детстве, но  то, что начисто забылось во взрослые лета.
Как завороженный просидел он на скамейке многие часы, а вернувшись домой ещё  долго-долго не мог уснуть…  В последние два дня Павел Петрович каждый вечер приходил на заветную скамейку и почти до первых петухов неподвижно сидел уставившись в даль. Сказывают, что в эти часы  видели подле него на песке большую зелёную  ящерку, коих не встретишь в срднекамье, и которая точно смотрела на писателя и покачивала головой, будто вела с ним незримый только им двоим понятный разговор…
Вернувшись в Свердловск, Павел Петрович неистово знался писательской работой, из-под его пера выходили сказ за сказом, первые из которых увидели свет в 1936 году. К 1939 году их накопилось столько, что   пришлось издать целую книгу,  а название  - «Малахитова шкатулка» пришло само собой.
В годы Великой отечественной войны , эта  незатейливая книжка стала самым надёжным другом и верным помощником  уральского бойца. Её читали в окопах, передавали из рук –в руки, обращаясь к потёртым страницам, каждый раз когда военный быт позволял. Сказывают, например про одного майора, который спасшись из горящего танка, вынес эту книгу как настоящее сокровище, а на вопросы товарищей отвечал так: «В  этой книге вековая слава Урала, его легенды и  предания. Наша родная земля. И сражаясь на фронте, я воюю не только за большую родину, но и за наши родные веси,  заводские  посёлки и родную  пятистенку, где ждёт семья. Именно за это стоит  подыматься на битву: за то, что чем дорожишь и любишь за наш родной Урал!».
Именно так появились великие «Уральские сказы», многих они вдохновляют, многих заставляют  задуматься и сейчас, да мало кто знает, что родиной их стал наш Краснокамск!


Рецензии