В. П. Астафьев и писатели Красноярья

    Виктор Петрович  Астафьев вернулся на свою малую родину, в Красноярский край, на постоянное место жительства в 1980 году, то есть прожил в крае, если не считать детства и ранней юности, только 21 год. Приехал по приглашению отдела культуры крайкома КПСС, так как дела в красноярской писательской организации шли в это время неважно.  Вот как об этом вспоминает сам писатель:
    «Борис Васильевич Гуськов, тогдашний заведующий отделом культуры крайкома, всё настойчивей звал меня «домой»…  Осенью 1980 года я переехал. «Дома»  мне сделалось спокойней  и, поборов рутину, склоки, прямой  и явный  давёж со стороны крайкома, удалось успокоить писателей, упорядочить творческую жизнь» (газета «Красноярский рабочий» -2004,26.03 –с.5).
         В.П. Астафьев приехал не на пустое место. Красноярская писательская организация, созданная ещё в 1946 году,  была известна на весь Союз такими  именами, как  Сергей Сартаков, Анатолий Чмыхало, Николай Устинович, писателями  из малых народов красноярского Севера, такими, как  Огдо Аксёнова, Алитет Немтушкин,  всё чаще звучало имя Романа Солнцева, чьи произведения  начали экранизироваться. На  слуху  у всех  были имена поэтов Игнатия Рождественского, Казимира Лисовского,  Зория Яхнина, Аиды Фёдоровой и многих других. В вузах края работали литературоведы, такие,  как профессора  Г.М. Шлёнская , А.И. Малютина,  М.Н. Николаева и другие. Но всё-таки  восьмидесятые годы были уже временем застоя. Кто-то из маститых литераторов умер, кто-то покинул пределы Красноярского края. Появились другие. Среди них были, к сожалению, и сомнительные по таланту,  но  нахрапистые  и пробивные  люди.  По выражению  енисейского писателя А.М. Бондаренко,  в  Красноярской писательской организации начался некоторый  «раздрай».  Нужно было объединяющее начало, некий стержень.  Им  и стал В.П. Астафьев.
    Но и до 1980 года, до приезда в Красноярск, В.П. Астафьев поддерживал связь с малой родиной: ездил к родственникам и, конечно же, во время таких поездок встречался с красноярскими писателями, опекал своих писателей-земляков на общероссийских писательских совещаниях.
     Красноярский писатель Александр Щербаков  вспоминает, как отправлял  Виктору Петровичу свою первую книжку «Знакомьтесь: мои земляки» о жителях села Таскино Минусинского района, как ездил к нему в Вологду за первыми главами  из «Царь-рыбы» для газеты «Красноярский рабочий», так как в то время работал в этой газете.(«Красноярский рабочий» - 2004- 2.04).
  А  енисейский писатель из села Озерного Алексей Бондаренко вспоминает день, когда впервые встретился с В.П. Астафьевым  у главы района В.Н. Сидоркина.  Астафьев увидел литературные способности  Бондаренко, стал помогать ему. Отношения наставника и подшефного переросли и в добрые человеческие отношения, о чём Алексей Маркович Бондаренко вспоминает с теплом и поныне.
    В.П. Астафьев сам прожил трудную жизнь. Он всегда помнил об этом и старался поддерживать тех писателей с дарованием, у кого  была трудная судьба.(Как поддерживал на Вологодчине поэта Николая Рубцова).
У нас это был, например,  Сергей Задереев – талантливый писатель, но инвалид, без левой руки, одинокий человек.  Астафьев помогал издавать его книги, чтобы человек не бедствовал материально. 
    Виктор Петрович помогал  многим провинциальным писателям нашего края.  Например,  Николаю  Волокитину из Казачинска,  Сергею Ставеру из г. Назарово,  Михаилу Тарковскому из  Бахты, Туруханского района , писателям с Севера нашего края и  многим  другим.  Для поддержки молодых талантов в крае  Виктор Петрович  инициировал создание денежного фонда, который впоследствии стал фондом В.П. Астафьева,  действующим  и поныне.
    Что же конкретно удалось сделать В.П. Астафьеву, кроме поддержки литературных дарований,  за этот короткий срок?  Мы назовём лишь часть  сделанного. Как говорит красноярская поэтесса Марина  Саввиных,  великая заслуга В.П. Астафьева в том, что он всегда чувствовал,  доброе ли дело затевают  те, кто просит у него совета и поддержки, и настойчиво пестовал перспективные начинания. Одним именем  его  сколько дверей открыто, сколько творческих судеб состоялось! Состоялась, благодаря этой поддержке, и литературная судьба самой Марины Саввиных, ведь Астафьев написал на неё рекомендацию в Союз российских писателей.
      В лихие 90-е годы В.П. Астафьев выбивал через бартер средства на поддержку альманаха «Енисей». В 1993 году в Красноярске был учреждён литературный журнал «День и ночь». Инициаторами создания журнала были Роман Солнцев, Эдуард Русаков, Сергей Кузнечихин и другие красноярские литераторы. Рождение журнала было трудным. Помог Астафьев, благословив и писателей, и мэрию Красноярска на создание нового журнала.
       В 1998 году в  Красноярске при гимназии № 106 «Универс» был открыт литературный лицей. Начался он с толстого сборника ученических стихов, рассказов, рисунков, созданных в школах Красноярского края. Назывался сборник «Пегас ворвался в класс».  Собирала эту книгу редакция журнала «День и ночь» под руководством Романа  Харисовича  Солнцева.
Сама собою пришла мысль, что детей литературному творчеству надо учить.
Марина Саввиных была в это время в тесном контакте с  гимназией №106, Роман Солнцев ходил по административным инстанциям. В один из самых трудных моментов,  когда, казалось, всё зашло в тупик,  на помощь пришёл В.П. Астафьев. Его имя открывало все двери.
    Даже эта небольшая информация показывает, каким великим тружеником был В.П. Астафьев. Он  объединял писателей, воспитывал, наставлял, пестовал молодые таланты. К нему в  Красноярск и в Овсянку шли и ехали, чтобы получить совет, помощь, поддержку.  Именно по его инициативе начали ежегодно проходить в Овсянке  «Литературные встречи в русской провинции», которые стали уже международными. Кроме того, он писал собственные произведения, редактировал и рецензировал чужие рукописи,  отвечал на многочисленные письма,  помогал пробиваться красноярским писателям в большую литературу. В позорные времена безденежья приходилось заниматься и бартерными сделками. Вёл общественную работу. Бездарные, но  нахальные  люди от литературы при нём стеснялись лезть нахрапом.
    Не случайно смерть В.П. Астафьева  в 2001 году стала настоящим ударом по Красноярской писательской организации, а также потерей для всей российской, да и мировой литературы.


 
   


Рецензии
Молодец В.Астафьев. Поработал на совесть.

Саша Пчелка   29.11.2018 06:54     Заявить о нарушении
Да, это был человек-труженик. Крестьянские гены Потылицыных взяли в нём верх (да и влияние жены Марии Семёновны велико). Виктор Петрович не зря всегда с уважением говорил о российских крестьянах. "Крестьянин - он не только кормилец. Он человек осёдлый, надёжный. Он - якорь жизни".

Надежда Шишмарёва   29.11.2018 15:56   Заявить о нарушении
Душевно написано. Я всего два раза встречался с Виктором Петровичем в Вологде и Москве, но впечатление осталось светлое. Был на юбилее Сартакова, поскольку газета" Гудок" в которой я тогда работал в отделе культуры, литераты и искусства дала статью о нём. Юбилей прошёл в Союзе писателей России на очень высоком уровне.
Если у Сартакова и читал только "Философский камень", то у Астафьева после его непревзойдённого романа "Царь -рыба" я прочёл немало произведений, возможно и не такой богатой образности, но впечатляющих по глубине. Всех Вам благ! С почтением

Валентин Суховский   26.12.2022 19:59   Заявить о нарушении