Разговор с лётчиком о каратэ и за жизнь самооборон

                «Разговор с лётчиком о каратэ и «за жизнь» самообороны»

 (Рецензия на рецензию лётчика-писателя Чечеля на мой рассказ: «Шикарное женское спасибо каратисту мужчине»)

  Давайте после текстовой «драки» помашем словесными «кулаками». Свои впечатления начну с неожиданных, для непосвящённого обывателя, слов. Мне очень нравится у Андрея Кочергина одно выражение (по памяти приведу не дословно): "...мои ученики, после жесточайшей тренировки, попав под горячую струю душа, думают - это самое лучшее, что со мной было за сегодняшний день" (Чечель поймёт сказанное). У Андрея очень жёсткий стиль преподавания. Он говорит: "А я не знаю, как иначе научить ребят РЕАЛЬНОМУ уличному бою". Там нет правил и пощады. Поэтому у него после тренировки не забалуешь на улице - нет сил:))) (смеюсь).

  Хотя такой подход к боевой науке высвобождает мощный резерв второго дыхания. Я всего лишь помогал своему другу вести секцию школы Кёкусинкай каратэ. У нас на тренировках отдыхом была пробежка, отжимание на кулаках и спарринг!!! Когда мы останавливались для выполнения базовых упражнений, то под нами появлялись лужи пота, и это мы ещё своё кимоно не выжимали:)))) (смеюсь).

  В итоге, после таких тренировок начинаешь замечать в себе неожиданные перемены, пусть даже и пешеходные (мой рассказ "Поход без палатки. ч. 6 Каменная постель в море").

  В Вашей рецензии затронут серьёзный вопрос - юридический подход к самообороне. Тут много слов сказано и ещё больше нужно сказать. В моём рассказе "Шикарное женское спасибо каратисту (мужчине)" всё закончилось благополучно, но, к сожалению, так не всегда бывает.

   Тренеру, в поисках нового чемпиона, приходится просеивать очень много человеческого "песка". Никогда не знаешь заранее, кому будет светить яркое будущее. Лично мне не нравится, что в секции принимают всех подряд. Теоретически человек там меняется к лучшему, но это не такой простой и быстрый процесс, как хотелось бы. Поэтому возможен брак, но и у небракованного ученика может появиться "юридический выбор". Тут нужно заранее определиться - раз и навсегда. Особенно к женщинам это относится. Если ко мне подходила девчонка с желанием научиться себя защищать, то первое, что я у неё спрашивал - насколько далеко она готова пойти, защищая свою честь. В этом случае, допускал к тренировке только тех, кто готов был умереть за это, непопулярное в наше время понятие. И тут я не заигрался словами. Человек, получая предмет или навык самообороны, должен чётко понимать степень ответственности за это перед собой и другими людьми. "Доставая из сумочки" средство самозащиты или навык, нужно отдавать себе отчёт в том, что это может, как помочь, так и навредить тебе или сопернику.
 
  Тут возможны три варианта развития событий:

1-й - удачный. Вы успешно напугали своего противника или правильно, каким-то невероятным чудом, уложились в рамки закона, остудив агрессивный пыл нападавшего, у которого нет хорошего адвоката. Поэтому даже при этом удачном варианте, желательно, чтобы вы, не представившись, мирно разошлись в неизвестных направлениях и желательно, чтобы при этом не было свидетелей, хотя это тоже "палка" о двух концах. Свидетели - мощное оружие в умелых руках (адвокатских или босяцких).

2-й - двоякий. Вы успешно отразили агрессию, но не уложились в рамки самообороны. Тут несколько вариантов бывает:
- Вы надавали сильных поучительных "тумаков" вашему противнику, он получил травмы или ранения совместимые с жизнью. У него появился шанс зализать свои раны и задуматься о своём поведении на будущее. У него нет свидетелей, он вас не знает и у него нет желания вас разыскивать. Но надо чётко понимать, что мир часто бывает тесен, поэтому всегда возможна новая встреча со своим бывшим "оппонентом" и при других обстоятельствах, а там возможно разное развитие событий.
- Вы обменялись с нападавшими травмами, ранениями или увечьями - поединок завершён, но тут нет победителя.
- Ваш противник отделался лёгким испугом, или получил травмы, ранения, увечья, но у него есть желание и возможность вас наказать: он вас знает или может найти, у него есть отличный адвокат, у него есть агрессивные друзья. Тут возможны разные варианты: юридически оформленное уголовное наказание или физическая расправа.
- Ваш противник получил травмы, ранения, увечья не совместимые с жизнью. Возможные последствия: тюремное заключение, физическая расправа от дружков, муки совести. Не многие это сейчас понимают, после просмотра американских боевиков и агрессивных компьютерных игр, но для нормального человека муки совести - это очень серьёзное наказание, с которым он будет жить всю оставшуюся жизнь.
3-й - худший. Вы переоценили свои силы или недооценили возможности противника. Вместо того, чтобы отдать сумочку или быть изнасилованной, женщина своим средством самообороны или противодействием с использованием навыков, провоцирует дополнительный всплеск агрессии нападающего. В ответ может быть применено её же средство самообороны или нанесены тяжёлые травмы, раны, увечья или даже возможен летальный исход.

  Поэтому, трудно назвать праздным, мой вопрос: "насколько далеко она готова пойти, защищая свою честь?".
 
  Есть ещё один момент. Работа с беззащитной боксёрской грушей или с, доброжелательно настроенными, товарищами по спортивной секции может создать наивную иллюзию готовности выйти на любую "улицу". На практике такого "мастера" единоборств там будет ждать множество сюрпризов. Спорт в комфортных условиях и реальная драка совершенно незнакомые друг с другом состояния человеческого тела.
 
  Ещё одна общая проблема, которую нужно учитывать при выходе "в уличный свет" - это изъян всех спортивных секций, который состоит в том, что на тренировках отрабатываются приёмы "работы" с "улицей" силами участников самой секции. Лично мне всегда забавно видеть, как именитые школы единоборств показывают в рекламном ролике, например, как айкидоист успешно отражает удар "боксёра", в роли которого выступает его товарищ. Такое же постановочно-киношное отношение и к отработке приёмов атаки с ножом. А рядовые боксёры и борцы вообще считают своё искусство настолько мощным и непобедимым, что высокомерно пренебрегают даже такими "липовыми" тренировочными спаррингами.
 
   В своей практике, не раз, был зрителем типичного "шоу", ярко продемонстрировавшего камерный общеобразовательный изъян такого стиля тренировок. Ещё на самой заре зарождения отечественной школы единоборств, к нам в "зал" приходили помериться силами и опыта набраться разные "доморощенные" спецы. Поэтому часто приходилось видеть, уходящих недоумённых боксёров и борцов, но особенно недоумевали каратисты-книжники, это которые по книжкам и кино учились "ремеслу". Когда наше подпольное каратэ и официальный Киокушин переросли в секцию кикбоксинга, к нам в зал привели для обмена опытом ребят из "Школы тигра" (так они себя назвали). Их растяжка и демонстрационные ката выглядели феерично, но когда дело дошло до практического ринга - все эти великолепные ребята, по очереди, легли там на пол. Хотя перед этим они высокомерно отнеслись к нашему предложению провести совместный учебный спарринг в боксёрских перчатках. Но уже после первого поединка мы поняли, что им можно выходить на ринг и без перчаток, хотя их поражение нам совершенно не доставило спортивного удовольствия. По окончании этой "учебной" встречи у наших кикбоксёров было одно желание - вывести (для мужского разговора) на ринг самого "сенсея"-корейца, который захламил мозг своих учеников никчемными знаниями. Наш зал, далёк от "улицы", но и ему удалось открыть глаза ребят, очнувшихся от высокомерной спеси "мастеров" единоборств. И это при том, что мы тогда делали только первые шаги и в наших рядах ещё не выросли чемпион Евразии и чемпион мира.

  Вот мои несколько слов по этой теме. Тренироваться и гармонично развивать своё тело и дух нужно, но делать, это необходимо осознано, и принимать знания только из надёжных "рук".


Рецензии
Виктор, полностью согласен с Вашими рассуждениями. Даже чуть добавлю, когда я начал заниматься каратэ в 1981 году и потом принимать участие в соревнованиях, то лоу кик считался не спортивным ударом и за него не давали даже вазари, как впрочем, и за все удары, которые дошли до цели, но были нанесены из неустойчивого положения. Первый мой стиль Вадо-рю.

Вадо-рю (яп. 和道流, вадо: рю:, «школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей японского карате-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака.

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии.

Тренер, у которого мы первый год занимались капитан 1 ранга Рябухин Владимир Павлович не позволил нам провести ни одного свободного боя, только кихон и отработка техники на три-пять шагов. А когда секцию (платную, хотя сенсей сопротивлялся и отказывался брать деньги) закрыли, нас трёх лучших учеников пригласили в "Динамо", а там у тренера Сергея Николаевича Клеверова существовало правило: "Пусть у тебя корявая неправильная техника - не меняй её, если она приводит к победе".

В итоге, небольшая разминка, а потом полтора часа кумитэ. Сначала "рапидное" с замедленной скоростью, чтобы правильно успевали ставить блоки, потом ограниченные
(только руками или только ногами и т.д.) а затем свободный бой, каждые 3 минуты со сменой противника независимо от веса. Посему, весь третий курс я почти всегда ходил с фингалами, т.к. когда за тренировку проводишь 20 и более боёв, то хоть один боец тебя зацепит.

Что касается Вашего примера со "школой тигра" поделюсь случаем, который наблюдал своими глазами. К нам в спортзал пришли ребята из секции тхэквондо, все с чёрными поясами и предложили поспарринговать. Президент нашей Федерации Киокушин каратэ Игорь Пивень, на вид худосочный стройный мужчина, сказал: "Ученики только начали заниматься, к кумитэ ещё не готовы, но если их его кандидатура устраивает, то он готов им уделить 30 минут непрерывного боя, пять минут на каждого из шести пришедших тхэквондистов, пока мы будем заниматься самостоятельно. Те с радостью согласились, как же, есть возможность уделать самого сенсея.

Начали они разминаться, боже, что они творили - прыжковые круговые, двойные, тройные удары так и сыпались. Казалось, что нашему худосочному сенсею пипец - шансов никаких. А Игорь к своему чёрному поясу шёл 12 лет и сдал на него лишь с третьего раза. Так вот, Игорь даже не разминался, он дал нам задание чем заниматься пока его ребята будут проверять. Короче, когда начались бои, он на каждого противника потратил не более минуты и всех заставил прекратить бой одним и тем же ударом - страшным лоу киком два три раза в одно и тоже место. Т.е. ноги у ребят просто отсохли. Он даже не стал применять ничего из того богатого арсенала, которым владел, всякие там круговые маваши гери, уширо гери и прочее. Обыкновенный лоу кик, если у вас ноги не набиты - это страшный удар, который, если проходит, изгоняет полностью желание продолжать бой.

А вообще, я на жёлтый пояс первый раз сдавал самому Танюшкину, тогда Президенту Федерации Киокушин каратэ СССР. Но не сдал, засыпался на ката, но он полковника, который пришёл проходить аттестацию в 50 лет, в знак уважения пригласил с собой в сауну. А сдал я на 6 кю лишь через пол года сенсею из Киева.
Вот такая с нами произошла фигня, малята.

Удачи, с уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   28.05.2018 23:29     Заявить о нарушении