Я не служу карманам и кумирам - о творчестве поэта

       

Я, робея, стою возле двери
Гор Ангор
***
Я, робея, стою возле двери.
В каждом шорохе слышу шаги.
В твой приход, словно в чудо не веря,
Жду тебя и не вижу ни зги.

От отчаянья плавятся свечи,
Невзначай перепутав века.
И нахлынувший холод за плечи
Обнимает струёй сквозняка.

Впереди – лишь пустынные залы,
Галереи… И длинные дни
Коротаю с тоской феодала
Под нелепым надзором родни.

И, в бессмысленной скуке немея
Как стареющий пленник монет,
Я избавить себя не умею
От скрипенья случайных карет.

Я хочу оживления зала
И бутонов застенчивых роз,
Неизбежной интриги, скандала,
Чтоб поссориться с миром всерьёз.

Этот час был начертан судьбою
Вопреки величавой родне.
Я готов к невозможному бою,
Осторожность несвойственна мне!

…Только вздрогнули свечи и снова
Невзначай повернули века…
И мерцает над тайной ночного
Непонятный огонь ночника.

1986

Я не зря в конце стиха поставил дату его написания. В том году Александру исполнилось двадцать один год. Когда впервые, в 2018 году, прочитал строки эти, мне стало жаль поэта: сколько же разочарований у него впереди! И карет случайных, скандалов, интриг, боёв будет ещё много, очень много, а оживления зала не будет, как и «бутонов застенчивых роз». Это я теперь знаю, спустя 32 года, а он тогда в свои 20 лет уже  чувствовал, что «впереди - лишь пустынные залы», мерцал для него уже «непонятный огонь ночника».
Но и другие, светлые ожидания переполняли его в том же году.

Я славлю сталь и мощь трудов
Гор Ангор
***

Я славлю сталь и мощь трудов.
Я славлю трубы городов.
И тротуаров чистоту.
Я славлю просто красоту.

Хочу, чтоб каждый счастлив был.
Хочу в степях пасти кобыл.
Петь песни, сидя у реки.
И восклицать в конце строки!

1986

 Потому, видимо, и выбрал сакмарский парнишка престижный Московский вуз, МФТИ. Поступить туда для Саши оказалось делом простым – одна четвёрка в аттестате была у него, по русскому языку , остальные все пятёрки. И учился он тогда, когда писал эти строчки на факультете аэромеханической и летательной техники.
       А сердце сомневается: ту ли дорогу выбрал? Душа по дому родному тоскует, счастье видится поэту только на родной земле, только в родном доме.

Тку полотно сомнений
Гор Ангор
***
Тку полотно сомнений
Нитями чёрных чернил.
Вечер как серые тени
Плащ на дома уронил.

В комнате пусто и душно.
Только и чудится мне,
Что без надежды – скучно,
С нею – глупей вдвойне.

Что без любви – одиноко,
И без друзей – нельзя…
В небе луна, как око,
Смотрит, тоской грозя.

Я соберу чемоданы,
Ринусь обратно в путь,
Чтоб в молоке тумана
Сгинуть и утонуть.

Чтобы друзьями полон
Стал мой далёкий дом,
Чтобы и смех и гомон
Не прекращались в нём.

1986

Не зря, ох не зря рвётся душа домой: не сложилась с работой в коллективе ЦАГИ города Жуковского. Умному и гордому человеку, прямота, честность его мешали не только работать, но даже существовать в корыстном, завистливом обществе. Бытовые проблемы, отсутствие жилья, разлад в семье – казалось, всё навалилось разом. Чтобы заработать квартиру, решил уйти из института, устроился на стройку. Решился квартирный вопрос, но разлад в семье только усилился. А тут и Россия стронулась, перестройка, Беловежская пуща: события, события, что в семье, что в стране всё грустные да мрачные. Но самое обидное, то до слёз обидное, то до смеха истерического, что от тебя, человека, ничего, ну вот ни капельки ничего, не зависит.

Россия
Гор Ангор

(перестройка)

 1

 Свободная от голода и страха,
 Задумчивую чёлку распушив,
 У края нищеты, на грани краха,
 Ну что же, если сможешь, рассмеши.

 Какая незатейливая драма
 Придумана тобой от фонаря,
 Пока лепились из обломков хлама
 Судьба и век с дебютом января?

 Когда с подмостков хлынула на площадь
 Толпа, бушуя? – пьяный балаган,
 Где бесполезный ветер рот полощет
 Обрывком «пролетарии всех стран»…

 Ты вновь меняешь всё: театр действий,
 Лицо, мотив, названья, голоса.
 И гоголевской тройкой мчатся Вести
 В распахнутые синие глаза.

 И всё ж, какой – такой весёлый случай
 Придумаешь, смеясь, на этот раз?
 Но – долгим описанием не мучай,
 Когда начнёшь дурашливый рассказ.

 2

 Злая улица, усмешка
 Злая.
 В зеркале дождя –
 Что ни здание – то знамя
 Кровожадного вождя.

 Вдоль по Питерской несётся,
 Вожжи выпустив, в галоп,
 Не тоска, а беспокойство,
 Нож под рёбра, пуля в лоб.

 Что стоишь у перехода?
 Пирожок зачем жуёшь?
 И развязки, как восхода,
 Под зонтом напрасно ждёшь?

 Ветер воет с перепоя.
 Стережёт удачу ночь.
 Хватку страха от разбоя
 Отличить уже невмочь.

 Вот опять с холодным душем
 Сросся облака клочок.
 И послушным равнодушьем
 Тускло светится зрачок.

 1991

Не могу я говорить о личной, семейной жизни поэта, потому как знаю, как больно это для него. Слово, сказанное о  личной драме человека, даже слово сопереживания, может глубоко ранить его, может и добить. И что обычно на Руси делает поэт, ищущий истину, и не находящий её? Правильно – он ищет её в вине, ну, или в водке. А мыслей в тот период у Александра тучи, они роятся стихами. Он  и уходит туда, к стихам:
       
   Я не служу карманам и кумирам.
   Пью боль и обретаю степь.
   Светло парить над воспалённым миром
   И песни петь, когда невмочь стерпеть.

Но истина как была далека в молодости, так и осталась там, в дали где-то. А ошибок по пути поиска наделано уже много. Да ладно бы тебя  одного последствия  горькие ошибок этих касались! Нет! Других, близких твоих людей, они, последствия эти, бьют тоже. А поэту всё труднее и труднее становится от одиночества, от непонимания его даже родными и близкими, как ему кажется, простых и светлых мыслей его. И уж совсем от отчаяния рождаются вот такие строчки:

Бессмысленная ночь. Ни зги
Гор Ангор
***

Бессмысленная ночь. Ни зги.
Свеча обид коптится.
Легко понять, как мы близки:
Вновь проникает боль в виски
Трепещет в них, как птица.

За мутной пеленой времён
В твоём забвенье скроюсь.
Мне обвинением вменён
Ошибок список, чьих имён
Так сторонится совесть.

Под новый год метёт метель.
Ткут провода разлуку.
Во сне глубоком дремлет ель,
Вид на проспект просверлит дрель –
Глазком тепла в разруху.

Что там оставят нам года?
Обуза – узы брака.
Людей меняют на кота.
Прямолинейна нагота,
И откровенна драка…

Любовь растает в суете
Как имя бога всуе,
И в бездуховной нищете –
Как со щитом иль на щите
Остаться я рискую…

Всех чувств исторгнутый восторг
Заносит снегом вьюга.
Меняя запад на восток,
Ночь превращается в острог
И с севера, и с юга.

1987-2014

Сейчас хотелось бы мне привести слова А.И. Солженицина из его Нобелевской лекции  о предназначении художника, поэта в нашем случае. Но цитаты длинные приводить не буду, своими словами попробую объяснить то, что  понял сам.
 Одни поэты, прозаики, создавая свои произведения, думают, что они и  духовный мир соотечественников создают, и ответственность на себя возлагают за это. И вот получается, что соотечественники не принимают мысли его, не понимают его. Трагедия для поэта? Неудача? Ломаются многие, объясняя неудачу дисгармонией мира, непонятливостью публики, а ещё круче – сложностью современной разорванной души.

Другой поэт  «знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога»(А.Солженицын), не думая даже, им ли создаётся тот самый духовный мир соотечественников, им ли управляется, творит потому лишь, что дано ему «острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него» (А. Солженицын).  Неудачи, трагедии поэту такому не страшны, он счастлив уже тем, что ощущение гармонии мира не покинуло его – посетило!

 Вот и Александр Горюнов из вторых.  Вот подтверждение;


Время ставит и цели, и сроки
Гор Ангор
***

Время ставит и цели, и сроки…
Смыcл мне видится нынче в ином,
Что мои забродившие соки
Перебродят и станут вином.

Впечатлений и воли с избытком,
Чувство вечности льёт через край,
О, прошу, чудотворным напитком,
В каждой строчке теперь заиграй.

Принимай же скупое причастье,
(Что ушло, не воротишь назад) –
Моё тихое, глупое счастье
С неизменными окнами в сад.

2017

Сколько раз в жизни каждый из нас говорил себе: «Ну вот дёрнул же чёрт за язык меня!  Лучше бы промолчал!»  Долго потом мы расхлёбываем последствия случайно брошенной фразы, вгорячах ли брошенной, с обидой ли, либо в споре жарком. А для поэта всё, казалось бы, бытовое, обыденное, и тут превращается во вселенского масштаба трагедию.

Случайно брошенная фраза
Гор Ангор
***

Случайно брошенная фраза
Порою бьёт наверняка.
Итог: подбиты оба глаза,
Нос свёрнут, сломана рука…

Слова пусты, как зов вокзала,
Они глухи как шелест трав.
Я не расслышал, что сказала
Мне Муза, жизнь мою поправ.

Я не расслышал, что просила –
Немного в долг или на чай…
Слова неведомая сила,
Их не роняют невзначай.

Но я ронял их как попало,
Нелепо, глупо, невпопад.
Я их макал в вино бокала
И содержимое лампад.

Я приправлял, солил и перчил,
Вновь пробовал на вес, на вкус –
На зависть всем пернатым певчим,
Соблазны сея как искус.

Бросал, как семена, впустую,
Где в чахлой почве стих не всхож,
Постигнуть истину простую,
Познав изысканную ложь.

Жонглировал: когда – умело,
Когда – вразброд, бездарно вдрызг.
Душа беспомощно немела,
Переходя на писк и визг.

Всё, что осмыслено – не сладко,
Но свет из хаоса возник.
А ключ – источник и разгадка,
Исток – начало и родник.

Итак, слова свои бросая,
Не стоит сетовать на быт:
Вот – правда – сирая, босая;
Вот – я – «лингвистами» побит.

2006

Стихи Александра Горюнова пройдут проверку на художественную ценность потому только, что истина в них представлена поэтом, как говорил Александр Исаевич, «сгущено-живой», и стихи поэта притягивают к себе властно. «Попусту твердится, что к сердцу не ложится» - говорил Солженицын.  Небом ли посланные,  опытом ли выстраданные строчки Александра Горюнова ложатся на сердце, и истину в стихах его вряд ли кто опровергнет даже через десятки, а то и сотни, лет.


Рецензии
"Этот час был начертан судьбою
Вопреки величавой родне.
Я готов к невозможному бою,
Осторожность несвойственна мне!"

Как будто Высоцкого читаю.
Иван, мне понравилось.
К сожалению, пока прочитал только первое стихотворение. Но и оно показательно. Истинные эмоции, нет фальши.Для меня это ценно.

Спасибо за творчество.

Сергей Грибовский   12.02.2019 00:38     Заявить о нарушении
Серёжа! Это не мне спасибо, это брату моему, Саше. У него есть своя страница ГОР АНГОР. А Вам спасибо, что заглянули и откликнулись.

Иван Горюнов   12.02.2019 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.