Грузинские впечатления - 3. Тбилиси

Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/05/29/1438.

На следующее утро мы с Катей изучали Тбилиси с террасы нашей квартиры. Хорошо была видна телевышка на горе Мтацминда со станцией фуникулера и рестораном. Самого фуникулера видно не было, зато отлично просматривалась канатная дорога к крепости Нарикала на другой горе, Сололаки. "Канатка" была совсем рядом с нами, но в Катином плане на сегодня было знакомство  с центральной улицей Тбилиси, проспектом  Шота Руставели, соединяющим старую часть города с новой.

На площадь Свободы, с которой начинается проспект, мы пробирались по кривым, извилистым улочкам Старого города. На каждом шагу попадались пункты обмена валют, винные и сувенирные магазинчики, туристические бюро. На мостовых вереницей стояли пустые такси, обвешенные фотографиями с грузинскими достопримечательностями, возле них - водители, зазывающие к себе клиентов. Запомнилось одно из изречений, обрамляющих вход в фирменный магазин грузинских вин: "Счастье купить нельзя, но можно купить вино, что в общем-то одно и то же". Автор неизвестен.

Минут через двадцать мы вышли на площадь со  статуей  Георгия Победоносца, самого почитаемого в Грузии святого, на высоченном столбе. На площадь выходят несколько улиц, определить, какая из них главная, помог сам святой Георгий, восседающий на золоченом коне. Он был развёрнут как раз лицом к проспекту Руставели.

Площадь в 1828 году назвали Эриванской в честь завоевания русским генералом Иваном Паскевичем в ходе русско-персидской войны города-крепости Эривани (Еревана), и девяносто лет название её не менялось. Но в 1918 году её переименовали в площадь Свободы, позже она меняла своё название ещё несколько раз, носила даже имя Берии, а позже - Ленина, но в 2006 году памятник Ленина сменили на статую святого Георгия, покровителя Грузии, работы Зураба Церетели, и вернули площади имя Свободы.

Сам проспект не длинный, мы его не спеша прошли за полчаса, но широкий и красивый, с подземными переходами и двумя станциями метро. Тротуары выложены одинаковой крупной и прочной тротуарной плиткой, много встречается исторических памятников и оригинальных, небольших, бронзовых уличных скульптур. По обеим сторонам улицы растут величественные платаны, на широких тротуарах установлены массивные удобные скамейки. Несмотря на раннее утро, на проспекте было уже многолюдно.

Архитектура зданий весьма разнообразна и зависит и от времени постройки, и от назначения. На проспекте находятся дворец князя Воронцова, бывшего наместником царя на Кавказе на протяжении десяти лет, три театра,  кинотеатр, музеи, картинные галереи, академия наук,  правительственные учреждения, старомодный, но внушительный Марриот-отель.

К сожалению, если названия тбилисских улиц хоть иногда дублируются по-русски или по-английски, то надписи на памятниках - никогда. Бывает, что и всезнающий Гугл не помогает. Хочешь что-то узнать - спрашивай. Народ в Тбилиси радушный, общительный, никто не отказывает в помощи, только русский язык молодёжь уже знает плохо, а обращаться к ним по-английски как-то для меня дико. Пожилые люди и русский не забыли, и со временем у них лучше, так что по возможности я обращался больше к своим ровесникам.
 
Прошлись мы и по примыкающим к проспекту скверам, посидели у оригинального фонтана с тремя танцующими балеринами в скверике у Оперы, потом за художественной галереей заметили парк Девятого апреля (бывший Александровский сад),  и углубились в него. Среди парковых скульптур сумели распознать только лишённого пьедестала Маяковского в полный рост и Анатолия Собчака, - по пояс. Остальные скульптуры, к сожалению,  остались нами неопознанными. Людей в парке было мало.

Парк уступами уходил вниз, а за ним, в пяти минутах ходьбы, находился так называемый Сухой мост, мост, под которым раньше протекал один из рукавов Куры. Это район блошиного рынка, говоря по-одесски - барахолки. Назвать продаваемый товар антиквариатом нельзя, хотя попадаются и там вещи старинные. Рядом продают свои полотна художники, шарфы и шали - мастерицы вязания, продаются и чисто грузинские сувениры. Под мостом - ещё один ресторанчик из Катиного списка - хинкальная "Захар Захарыч", где мы и отдохнули, попробовав их фирменное блюдо.
 
Ехать на гору по канатной дороге мы в то время не собирались, замаялись уже по горам ходить, просто хотели узнать, можно ли платить наличными. Но очередь была небольшой, а погода благоприятной и мы передумали, поехали к крепости сразу. Вверху, на горе - высокая статуя матери Грузии, или Матери Картли, как называют её сами грузины.

Статуя как бы символизирует национальный характер народа, и держит в левой руке чашу с вино, а в правой - меч. С обзорных площадок прекрасно виден весь Тбилиси, а рядом, на такой же высоте, находится верхняя площадка крепости Нарикала. Здесь же можно войти в городской ботанический сад, тропинки которого ведут к уже знакомому нам водопаду в районе Абанотубани.

А вот ко входу в крепость нужно долго спускаться по крутым лестницам, высеченным с наружной её стороны. Вход расположен посередине горы, но ни сил, ни желания карабкаться снова вверх у нас уже не было. И мы продолжили спуск вниз по горному серпантину, о чём нисколько потом не пожалели. Впереди у нас была ещё не одна крепость, а пока что ноги уже еле двигались.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/05/31/707.


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.