Оперотряд

     Пять лет длилась моя учеба в вузе Ленинграда. Это был существенный отрезок жизни. Он позволял мне утверждать, что я – ленинградка. Ведь нигде так долго я не жила.
     Чтобы не утонуть в описании тех лет, надо набросать какой-то планчик. Например, показать сам характер учебы, дать портреты выдающихся преподавателей, перечислить практики, рассказать про оперотряд.

     Мы активно ходили в кино, капеллу, филармонию, музеи, парки, танцевальные вечера в институте. Работали в студсовете, агитбригаде. Совершали экскурсии  и прогулки по городу.

     Ленинград-Санкт-Петербург – это особенный город. Пять лет жизни я видела его и воспринимала как должное. Но лет через 20 после окончания института, побывав в Санкт-Петербурге, я вышла из метро и просто задохнулась. Ахнула и не могла отдышаться. Сумасшедший восторг не покидал меня. Как я жила здесь? Ходила по улицам каждый день. Ведь это было счастье!


                Оперотряд

     В институте у нас был оперотряд. Наступил момент, когда в него пригласили наш курс. В него входили люди с разных факультетов: математики, литераторы, историки, географы. У никоторых имелись красные удостоверения ДНД, некоторые об этом только мечтали.
     Я не знаю, кто у нас был за главного. Видимо, старшекурсники. Обычно накануне они сообщали, в каком отделении милиции мы встречаемся. Наши встречи проходили в отделениях милиции по обе стороны Невского проспекта. В этих отделениях милиции висели подробные карты с обозначением горячих мест: места сбора наркоманов, проституток и т.п. Поэтому в 1975 году я знала, что у нас в стране наркомания была.

     Нам поручали конкретные дела. Чем же мы были заняты? Поскольку мы представляли пед.институт, то деятельность нередко соответствовала нашему профилю. Нас посылали по адресам, где проживали неблагополучные семьи. Помню, что женщины из детской комнаты милиции говорили: «Надо же! Бывают нормальные дети! Хоть посмотреть на вас».
     Адреса охватывали Невский проспект. В этих семьях мы видели ужасы не кинематографические: разгромленная мебель, ободранные стены, пьяные родители, младенцы с синяками, бабушки в ворохе тряпья на кроватях. Мы составляли акты. Волосы вставали дыбом от таких картинок.

     По молодости мы не задумывались о последствиях такой работы. Теперь я понимаю, что мы собирали материалы на лишение родительских прав. Мне в уже зрелом возрасте довелось устаивать мальчика в интернат. Проходить через лишение родительских прав. Я знала, что родную мать не заменит никто. Но что делать? Если действительность не оставляет выбора.
    Так я увидела Питер с непарадной стороны. Впечатления были так сильны, что запали в память надолго.

     Сколько мне попадалось книжек про романтику «фарцы». Фарцовщики были чуть ли не героями времени. Но я была на другой стороне баррикады – правильная девочка из провинции, у которой папа военный. Мы за кем-то следили, кого-то пытались ловить, познали места злачных сборов, но никого не поймали.

    Остался в памяти ночной рейд по центру Ленинграда. Нас достаточно много, во главе идет милиция. Мы заходим во дворы. Многие дома на ремонте. В них кто-то обитает. Сломаны перегородки между квартирами. На стене углем нарисована черная кошка. Квартира расположена по всему периметру двора-колодца. Темно и жутковато. На фоне баек про взятие «малин»…

    Нам прикрепили подшефных. Мне достался второгодник Саша Галашев. Был он меня на 2 головы выше. Родители его развелись и расселились. Мама перевела сына в другую школу и оставила на второй год. Так переростком он пришел в новый класс.
     Я ходила его будить в школу, чтобы он не просыпал, доставала учебники для повторения материала, выступала перед классом с какой-то ерундой. Один раз вытащила на мероприятие во Дворец Пионеров, где шла игра по станциям. Сашка пришел, активно участвовал, чем вызвал интерес ко мне моей группы. Они словно первый раз меня увидели.

Последнюю встречу я хорошо запомнила, так как пришла попрощаться и сообщила, что выхожу замуж. Сашка был удивительно галантен – подал пальто и проводил.

     Ходило нас на оперотряд с курса человек пять. Но особенно помню девочку, которая на курс была старше – короткая стрижка, очки, решительность и спокойствие, корочки ДНД. Люда Сальникова. Теперь она живет во Франции. Мы иногда обмениваемся поздравлениями на День Пионерии и тому подобные праздники.

2018 г.


Рецензии