Моя наука

статья была впервые опубликована в альманахе"Наблюдатель" в 2019 году.


Per aspera ad astra

Когда, будучи советской школьницей, впервые встретилась с научным мышлением, оно представляло собой бесконечные индуктивные цепочки фактов, громоздящихся над чертой с единственным предложением – выводом. Наука казалась самым увлекательным занятием из всех человеческих хобби: подобно Шерлоку Холмсу, вдохновенно собирать вместе все факты на заданную тему, не упуская ни детали, ни черточки, чтобы после подвести черту и сделать вывод-открытие. Каким он будет, не известно даже самому исследователю. В этом заключался главный принцип объективности. Огорчало одно: хотелось цельности - понять суть человеческой жизни, смысл нашего появления на Земле, но при всём трудолюбии, отдельному исследователю-индуктивисту не охватить всех фактов, всех областей научных знаний, чтобы сделать самый главный, самый значимый для человечества вывод. В то счастливое время детства хотелось собрать всех ученых в одном месте, чтобы они сложили свои узкоспециальные знания в один мешок Деда Мороза, а потом извлекли из него подарок для всего человечества, открывающий дверь в радость для каждого на все времена.

Да и Шерлок Холмс пользовался чем-то загадочным, под названием интуиция, и всегда знал вывод заранее, а подтверждающие факты  собирал уже позже. Так я пришла к дедукции. Мой научный руководитель не доверял ненаучному слову интуиция, но пользоваться не запрещал, деликатно приводя формулу «интуиция – это скрытый расчет». Так дедукция стала сопоставима с индукцией по объективности. Просто добавилась скорость. Это было именно то, чего мне не хватало в индуктивном подходе традиционной науки, чтобы успеть за одну человеческую жизнь дойти до решения смыслопорождающих вопросов. Моё общение с наукой перешло на новый язык. С воодушевлением я погрузилась в мир выводов, подтверждая каждый раз их жизнеспособность реальными фактами, стремясь вывести универсальную формулу жизни. Но и мир выводов оказался ограничен подвластными нам пределами человеческого мозга. Казалось, наука и я вместе с ней зашли в тупик. Все возможные выводы уже были в распоряжении человечества, но это не приближало науку к разгадке смысла человеческой жизни. Сказать новое слово в науке казалось невозможным. Да и сама наука, казалось, доживает последние дни, исчерпав свои задачи и ресурсы. Уйти из науки мне показалось честнее.

Но поиск смысла не отдалился от меня вместе с официальной наукой. Чтобы утолить исследовательский голод, вместо научной литературы начала читать художественную и писать сама. И здесь меня ждало ошеломляющее открытие: то, над чем я много лет билась в науке, уже давно озвучено в творчестве. Просто, будучи филологом, видела в авторских версиях смысла лишь фактический материал для последующей аналитической обработки. А это уже и были сами выводы. Училась заново читать первоисточники – художественную литературу. Работать с образами и символами, не анализируя, а проживая их, моделируя и проецируя, со-творя. Так в параллели с научным миром в мою жизнь вошла квантовая реальность. Научный и творческо-порождающий способы исследования мира соединились. Квантовая наука стала творчеством. Объект и субъект – единым целым. А то, для чего мы до сих пор пытаемся подобрать подходящие слова, музыка, как оказалось, поведала нам без слов уже давно.

Наверное, гении человечества также уже давно проникли в лабиринты человеческих смыслов и даже оставили для нас зашифрованные формулы своих открытий, просто нам нечем было их воспринять. Мы смотрели в зеркало, а видели только самих себя. Оказалось, зеркальная реальность – бесконечный смыслопорождающий лабиринт, в котором можно увидеть и себя реальных и себя ирреальных, зеркальных. Материя и антиматерия. Частицы и античастицы. Оказалось, такую модель, где встречаются реальность и ирреальность, подобную андронному коллайдеру, еще на рубеже XV - XIV веков спроектировал Леонардо да Винчи. Сейчас ее называют «зеркальной комнатой» да Винчи: « ... если взять 8 плоских зеркал (каждое 1,2 х 1,8 м) и поставить их в круг, чтобы они образовали восьмиугольник, то человек, помещенный вовнутрь, может увидеть бесконечное число своих отражений».  Находящийся в её центре наблюдатель оказывается в пространственно уникальной позиции, испытывая на себе единовременно действие и прямой и обратной (как в иконописи) перспектив. Оставаясь субъектом, всматриваясь в убегающую даль зеркальной дорожки, становится еще и объектом и из темной дали лабиринта смотрит сам на себя глазами внешнего мира. Наверное, это и есть портал в иные измерения. Думается, туда и устремлена современная наука рука об руку с современным искусством.

Когда-то, будучи ребенком и не ведая ничего о науке, я начала писать стихи. Позже, побродив по лабиринтам научных теорий, снова вернулась к творчеству. Не обобщаю – это только мой путь. И пусть мой след в официальной науке не велик, надеюсь, в эпоху «квантового скачка» личное внутреннее движение каждого – самый существенный вклад в общее дело познания мира и нас в мире.

Творчество сближает нас с детьми и возвращает к первоосновам. Может быть, то главное, что так необходимо нам в жизни, у нас уже есть и мы владеем им, пока мы – дети? И лишь искушения цивилизации, её ментальный «мусор» приводят к амнезии. Кажется, об этом Девятая симфония Бетховена, «Ода к радости». 

Могу сказать, что я счастливый человек. Попав однажды под обаяние научного способа познания мира, не рассталась с ним до сих пор и прошла вместе с наукой разные ступени в ее движении вверх, к звёздам.

               
07.02.2018.


Рецензии