16. Успевай Удивляться

 
 www.chaklin.com

 Бон Найтингеил,
 Натали Чаклин

 «Не бойся сделать большой шаг.
  Пропасть за два мелких шажка
  не пройдешь»

                мудрость жизни*


                УСПЕВАЙ УДИВЛЯТЬСЯ


«Был понедельник. Не сложный, вобщем-то, день. А после вчерашнего воскресенья, совсем, казался легким времяпрепровождением на работе. Это означало, что предстояло мало бумажной оформительской работы и можно заняться своим непосредственным делом – продавать автомобили». – Мысленно рассуждал Валентин, монотонно покачиваясь в рабочем кресле. – «Вчера я выдал четыре автомобиля. За один день это много. Много, потому что одна выдача занимает не меньше часа. При самых неблагоприятных условиях люди проводят и четыре и шесть часов в ожидании своей машины и оформления документов на неё.
Да, такая ситуация сложилась не так давно. Компания быстро растет. В неё приходят новые люди. Приносят с собой новое видение ведения бизнеса, свои стратегии. При этом, чем выше находится сотрудник в компанейской табели о рангах, тем меньше он видит того, что творится на «земле». Эффект самолета: чем больше самолет набирает высоту, тем мельче и незаметней становятся люди, дома, машины, пока совсем не скроются из виду за облаками. И, кажется, что те заботы, которые были значимы на земле, всего полчаса назад, теперь уже не такие острые. Смотришь на них, как сквозь какую-то пелену, которая отдаляет их от тебя. Но при этом горизонт становится шире, дальше… Создается впечатление, что из иллюминатора видно очень далеко. Но только вдаль. Сколько ни смотри вниз, ничего не увидишь… А в бизнесе? Интересно, очень интересно, с какой должности в нашей компании человек перестает видеть то, что творится на «земле»? Ответ прост! С самой первой – старший продавец. Уже его нагружают отчетами, планированием, недельным, месячным, квартальным, ведением выполнения различных планов. Т.е. – взорам вдаль. При этом, на работу, которая вертится под ногами на земле, не хватает ни времени, ни сил. Считается, что раз придумана технологическая схема и все участники этого процесса сказали ОК, то все и заработало без сбоев. Однако так не бывает! Во-первых, сначала всегда нужно прикладывать усилия по налаживанию этой самой технологической схемы, а затем контролировать её соблюдение. Во-вторых, когда работаешь с людьми, придерживаться каких-то догм и схем не получается, да и нет в этом необходимости. Каждый человек своеобразен, и нельзя ко всем подходить с одним аршином, втискивать в свои представления и схемы! Все наши конфликты, споры, войны – это попытки заставить оппонента встать на твою точку зрения, перетащить его в свою религию, навязать свою идеологию, заставить думать и делать, как я, что-то унифицировать, с точки зрения, чтобы это было, как у нас. Не понимая при этом, что это путь к отупению и самоуничтожению!
Валентин тяжело вздохнул. От переполнявших его эмоций пересохло в горле.
– М-да! – проговорил он, постукивая пальцами по столу и все еще мысленно анализируя волнующую его тему. – Представить только, что США захватили весь мир, проповедуя свой образ жизни, свою идеологию. Все станут американцами. Человечество же погибнет от отупения и ожирения! Развитие остановится, т.к. не с кем станет конкурировать. Но не беспокойтесь! Я уже ясно вижу! Разнообразие, вариативность, терпение и дипломатия – вот наш путь во веки веков! Потому что не может быть настоящих друзей, без настоящих врагов! Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся. Это старые истины. Те, кто отрицает эти истины, отрицает свою семью, своё наследие, своё прошлое. Это вряд ли можно простить. С этим можно мириться какое-то время, но не простить. Наверное, поэтому мы сегодня столь космополитичны. Отрицание собственной самоидентичности приводит к терпимости, толерантности. А это в свою очередь ведет к пофигизму. Если мы никого не ненавидим, то мы никого и не любим, т.е. нам все по фигу!
Это не значит, что с чужими надо бороться, воевать. Нам не нужны жертвы, нам нужны соперники. Конкуренция – вот путь, от которого выигрывают все! Да, что-то я раздухорился! Надо бы сходить выпить чая», – прервав поток внутренних переживаний, подумал Валентин и, окинув взглядом скупой на посещения в этот день зал, снова задумался:
«Вообще понедельник один из самых спокойных дней в автосалонах. Все клиенты прошли за выходные, а новая партия решится посетить нас не раньше конца недели. Да, машину в автосалоне, однозначно, лучше покупать в будний день. И заказывать лучше в будний день, и забирать её из салона тоже лучше в будний день. В выходные, как и в любом торговом центре, «базарный день»! Очень много посетителей, покупателей, людей, сдавших машины на сервис. А ожидая их в салоне, они желают убить время, общаясь с продавцом на отвлеченные темы и требуя с тебя проведения тест-драйва попросту для развлечения. А еще есть «пассажиры», пришедшие из других торговых центров поглазеть на красивые машины. И всей этой армии, по стандартам нашей компании, нужно уделить время, силы, нервы или хотя бы просто поздороваться! Вот и получается, что продавец должен пообщаться с человеком и в короткий срок «продиагностировать» его, а затем либо быстро «съехать» с базара, если это «пассажир», либо, продолжить работу, если в клиенте обнаружится вероятность потенциального покупателя. А когда очень много народа, то продавец часто не в силах уделить клиенту столько времени, сколько ему это нужно. Его рвут на части. Вы можете сидеть за его столом и обсуждать сам автомобиль или условия его приобретения, и тут же бесцеремонный мужчина или женщина, перегнувшись через вас, спросит: «Извините, а какой клиренс у этого автомобиля?» – «Двадцать сантиметров» – отвечает продавец, – «А долго его ждать? Извините!» – вторая часть предназначалась уже вам. И это не предел. Иной может встать за вашей спиной и слушать, о чем вы говорите с продавцом. И его не смущает тот факт, что он подслушивает. И продавец стеснен: не может уделить вам ни достаточно времени, ни достаточно сил и терпения, и вы не чувствуете себя комфортно и свободно…
Да, поэтому машину лучше заказывать все же в будний день, пусть даже после работы. Салоны сейчас работают допоздна. А следовательно, можно в спокойной обстановке выбрать автомобиль, выбрать продавца, обсудить с ним не спеша все нюансы приобретения. И он, как правило, не упустит ничего из этих нюансов. Очень важно, чтобы продавец вызывал доверие и в процессе беседы с ним, укрепил это ваше доверие. Если вы не доверяете, а ещё хуже, не верите продавцу, без сомнений и стеснений меняйте продавца или даже автосалон. Доверие – его не купишь! Его надо заслужить! Его не найдешь, но легко потерять!
Господи! Кого я уговариваю?! Надо и вправду пойти чая выпить! Истина проста! Основная задача – окучить как можно больше людей». – Подняв голову, Валентин заметил двух только что вошедших посетителей, – «ну, что ж, надо поработать, не упустить плывущую рыбу!»
В суете и заботах, не смотря на то, что это был понедельник, день прошел быстро. На улице давно стемнело. Валентин чувствовал легкую усталость. Перекурив, он подошел к рабочему месту, и плавно погрузившись в кресло, включил монитор, чтобы проверить почту. В кармане завибрировал мобильник. Едва достав его и посмотрев на экран, он сразу понял, кто его беспокоит. На долю секунды он повременил, ощущая накатившее волнение, но быстро овладев собой, нажал на кнопку аппарата и с привычным для него спокойным голосом произнес: «Да, Мария Денисовна, слушаю Вас! Вы подъехали? Хорошо, я сейчас выйду».

                * * *

– Здравствуйте! – обаятельно улыбаясь, произнес он, открыв дверь автомобиля со стороны пассажира.
– Здравствуйте, – отозвалась Мария и жестом предложила сесть.
– Погода сегодня не балует, метель! – заметил Валентин.
– Да, и ветрено, и снежно!
– Не удивительно! Все-таки зима!
– Согласна! – подтвердила Мария, благодаря в душе Господа за то, что есть такие замечательные вопросы о погоде, которые выручают тебя от неловкости в подобные моменты.
– Может быть, поедем? – осторожно поинтересовалась она.
– Хорошо!
– Только не возражаете, если Вы снова за рулем?
– Без проблем!
Какое-то время они ехали, молча, углубляясь все дальше и дальше от жилого квартала. Постепенно дорога стала петлять. Открывая за поворотами холмистую местность с лесополосой. Валентин всматривался вдаль, не обращая внимания на крупные хлопья снега, валившие с небес, он уверенно вел автомобиль, пытаясь определить место, где можно будет остановиться. Чувствуя, как Мария волнуется, он не торопился с вопросами о том, что произошло, давая ей возможность самой определить тот момент и рассказать о случившемся, когда она почувствует в этом необходимость. Однако он не понимал, что подтолкнуло его к тому, чтобы откликнуться на ее просьбу о встрече. Любопытство? – Нет! Сочувствие? Тоже нет! Скорее ее необычность, ее загадочность… Она словно вырывалась и вырывала его из общего ряда общепринятых взаимоотношений, и то, как она их развивала, приводило его в недоумение и замешательство. Да, он понимал, что он ей не безразличен, но все остальное предугадать было невозможно! Ее легкость в общении не вызывала комплексов и, пожалуй, он впервые был готов говорить обо всем, так как чувствовал в ней часть себя, она словно угадывала его мысли и переживания. В Марии почти отсутствовало женское кокетство, но за вполне солидной дамой скрывалась отчаянная бесшабашность и ребячество. Каждое ее появление сопровождалось неожиданностями. Все это одновременно и притягивало, и пугало, Валентина. Вот и теперь она позвала его, прося понимания и он поддался ее просьбе и в результате они едут в неизвестном направлении… Куда? Зачем? Что же такое происходит в ее жизни? И почему она выбрала именно меня? – мысленно рассуждал Валентин, постепенно замедляя движение автомобиля.
– Знаешь!!! – с тяжелым вздохом, наконец, произнесла Мария, – кажется, меня хотят убить!!! Можно я так? А то уж слишком официально получается, о самом сокровенном! Давай – на ТЫ?! – неожиданно предложила она.
– Кто?! – не реагируя на ее предложение, удивленно переспросил Валентин.
Она медлила с ответом, и было слишком заметно, как ей тяжело говорить, но переполнявшие ее чувства требовали выхода наружу. Она ждала мужского совета и его моральной поддержки.
– Пока не знаю, но думаю, что это супруг! – произнесла она, пугаясь своих слов.
– Как? Как это выражается?
– Мне сложно объяснить! Это словно нависло надо мной и витает в воздухе! От волнения она выражалась не совсем понятно. – Я засыпаю за рулем, однако высыпаюсь и не принимаю спиртного, я падаю с крыльца, словно залитого водой в морозный день!
– Это могут быть нелепые случайности! – постарался успокоить ее Валентин. Но это не помогло, и все еще очень сильно волнуясь, она проговорила:
– А потом очень часто идут непонятные звонки, где молчат или сообщают ужасные вещи!
– Кто? Кто звонит?
– Девушка или женщина, не знаю…
– Понимаю, – сочувственно произнес он и, видя ее состояние, не стал уточнять деталей.
Мария замолчала, в душе жалея, что только что посвятила его в свою жизнь. Она же хотела быть в его глазах блистательной и успешной женщиной, а тут бац, и такие проблемы… Можно ли доверять ему, ведь я его совсем не знаю! Сейчас напугаю человека, вот и закончится мой сладкий сон, мое равновесие! Все, достаточно его грузить, пора успокоиться и взять себя в руки! Пусть будет, что будет!
– Маш! – неожиданно произнес Валентин, – можно я тоже на ТЫ, раз уж так решили?
В ответ она качнула головой.
– Ты сильная женщина, уверен, что обязательно справишься и найдешь выход!
– Если б ты только знал! Все гораздо сложнее, все очень серьезно! Прости, не хочу все объяснять! Просто поверь мне, пожалуйста! Ты сейчас нужен мне, твой мужской совет и твой взгляд со стороны! К сожалению, с этим некуда не пойдешь! Человеку с проблемами нет доверия!
Мария говорила отрывисто и быстро, словно надеясь на то, чем быстрее она это произнесет, тем быстрее все это кончится.
– Возможно, ты и права!
– Да, точно права! – подхватила она и ободрено добавила: «Если ты не против, я буду приезжать часто, но насколько часто пока не знаю, не отказывай мне во встречах, договорились?»
– Хорошо!
Услышав его ответ, Мария почувствовала облегчение, теперь он стал ее надеждой, надеждой на внутренний душевный покой.
Наступила пауза. Оба смотрели на падающий за стеклом снег, который, несмотря на все людские переживания, выполнял предназначенный ему путь от неба до земли…
– Ой, спохватилась Мария, а я же кое-что привезла!
Валентин удивленно поднял на нее брови.
– Сейчас покажу! Одну секунду! – и тут же, распахнув дверь, она выскочила на улицу, чтобы открыть багажник.
– Вот, держи! – возвратившись в кресло пассажира, улыбаясь, сказала она, протянув ему в руки длинный чехол синего цвета.
– Что это?!
– Угадай!
– Опять ты за свое? – смущенно произнес он.
– Уверена, тебе понравится, открывай!
Быстрым движением, раскрыв чехол, Валентин извлек из него спортивную саблю.
– Ух, ты! – восторженно воскликнул он, и мгновенно открыв дверь, вышел на воздух. Мария, догадываясь, что происходит, последовала его примеру.
Радость Валентина была очевидна! Он крутил саблю в руках не веря своим глазам, пробуя сталь на изгиб и производя хорошо знакомые ему движения.
– Спасибо! Спасибо, Маш! Ты всегда так необычна, так неожиданна! У меня нет слов! – искренно и очень эмоционально поблагодарил Валентин.
Мария стояла рядом и улыбалась! Она была счастлива, что так точно угадала, где спрятано его сердце…
– Я сделала гравировку, заметила она, – вот здесь, на чашке!
– Вижу! – ответил он и прочитал: «На пути стремления вперед, не придавай забвению свои надежды!» – да, верно!

На обратном пути Мария снова загрустила…
– Сейчас домой? – поинтересовался Валентин.
– Да, домой.
– Дома кто есть?
– Есть, – улыбнулась она. – Йоркширский терьер, щенок два месяца от роду. Кстати, мне необходимо найти ему хозяина!
– Почему?
– Да так получилось! Мне подарили, а семья против! – не объясняя всей правды, ответила Мария.
– Понимаю!
– Поговори дома, может твои согласятся? Помог бы спасти животное?!
– Попробую, но у меня кот!
– У меня тоже кот! Но поверь, собаки с кошками порой ладят лучше, чем близкие люди!
В ответ Валентин утвердительно покачал головой. – Ну не переживай, все обойдется!
– Хочется верить!

Их машина уже давно стояла припаркованной у автосалона. Пришло время прощаться. Снег закончился, но порывистый ветер все еще поднимал с земли седые всполохи.
– Мне пора! – тихо произнес он.
– Да, я знаю, – очень печально прозвучало в ответ. – Помнишь?! Ты обещал ко мне приехать?!
– Помню!
– Может на следующей неделе?
– Хорошо! – ответил он и, улыбнувшись, добавил: «На этот раз я попался!»

                Из дневника Марии З.

С тех пор, как похоронили синьору Вейд, хозяин был сам не свой! Казалось, его чувство вины и его беспомощность убьют его изнутри, так очевидны были его терзания, отразившиеся на его лице и характере. Синьор стал настолько раздражительным и измученным своим горем, что любая мелочь могла его огорчить и вызвать негодование. Однако складывалось впечатление, что он даже не замечал за собой этих изменений.

– Вы обленились! И как мне кажется, совсем забыли свои прямые обязанности! – возмущался синьор, громко отчитывая Рамину, за то, что она забыла принести в его комнату свежие рубашки. – В доме беспорядок! Мы скоро порастем паутиной! Дышать нечем! Когда в последний раз проветривались помещения? – с нарастающим гневом, прокричал Вейд.
– Да, но синьорина Беатриче…, попыталась тихо возразить ему Рамина.
– Что?! Что синьора Беатриче?!!? Зовите ее сюда!!! – не на шутку разошелся он. – Раз столько женщин не может справиться с пустяками, я сам! Конечно! Я сам разберусь со всем этим! – потрясая в воздухе руками, громогласно прокричал Вейд и обессиленно рухнул в стоящее рядом с ним кресло.

– К Вашим услугам, синьор! – произнесла я, войдя к нему в кабинет.
– Вы?! Вы что подслушивали?! – удивился он.
– Нет, синьор! Я находилась в соседней комнате и разбирала вашу корреспонденцию, однако, чтобы услышать происходящее, мне не надо стоять у ваших дверей!
– Хорошо, останьтесь, А Вы, Рамина, прошу, покиньте нас!
Сделав небольшой поклон, Рамина покорно удалилась.
– Беа, присядьте, пожалуйста, – попросил Вейд, показав мне на соседнее кресло.
Я последовала его просьбе, заметно нервничая, так как была не согласна с его упреками! Вся прислуга в доме работала не меньше прежнего, однако, как не стало синьоры Вейд, атмосфера пульсировала напряжением. Видя отчаянное состояние хозяина, каждый из нас питал к нему сочувствие, стараясь по мере своих сил аккуратно выполнять все поручения, чтобы не огорчать его мелочами.
– Синьор! – Не дожидаясь от него вопроса, позволила я себе начать разговор. – Обвиняя Рамину, Вы, вероятно, хотите сказать, что я не справляюсь с вашим хозяйством?! Так-как ее работа – так же и моя работа! Мы вместе делаем одно дело! И если где-то не доглядела она, значит, не доглядела и я, но уверяю Вас, это не умышленно! Не стоит так опрометчиво ее наказывать! Обещаю Вам, мы исправимся! Непременно исправимся!
Я говорила взволнованно, чувствуя как жар объял мои щеки, дыхание участилось… Но Вейд, словно не слышал, или делал вид, что не слышит моих оправданий! Он, сидел, сгорбившись, закрыв лицо ладонью, так что я не могла видеть его глаз и при этом, словно в глубокой задумчивости, еле заметно раскачивался то влево, то вправо.
Ах, Беа! – наконец вымолвил он, – я так устал… Если б Вы только знали, как я устал!
– Устали? От чего же? У Вас был плохой сон?
– Я устал… Устал от этой жизни! Что я? Кто я? Куда иду? Вроде бы у меня все есть: дом, почет, деньги… Но нет самого главного – очага! Места, где тебя помнят, любят, ждут и все простят! Место, где твоя семья, дети, любящая женщина… Дожив до почтенного возраста я так и не заимел детей! Это не правильно! Так славно, когда в доме детский смех! К чему я стремился?! Что нашел?! – не отнимая руки от лица, Вейд тяжело вздохнул.
Слушая его, я чувствовала, как сострадание переполняет мое сердце. Мне хотелось сделать для него что-то особенное, доброе, светлое, но я, сидела, молча, не в силах прервать воцарившуюся тишину.
– Ступайте Беа, не обращайте на меня внимания – неожиданно вымолвил он. Все хорошо! Все будет хорошо, – словно уговаривал он сам себя. – Я просто расслабился, это пройдет, простите…
Поднявшись с кресла, я все еще стояла подле него в оцепенении, не зная как поступить.
– Ну, ступайте же! – повысив голос, настойчиво повторил он свою просьбу.
Не испытывая более его терпения, я молча вышла из комнаты.

 Ночью мне не спалось! Ворочаясь с бока на бок, я все думала о синьоре Вейде, пытаясь понять его переживания.
Большая Луна заглянула мне в спальную, не зажигая свечи, я встала с кровати и подошла к приоткрытому окну. Город давно спал, лунная дорожка серебристыми чешуйками искрилась на спокойной глади Арно. Где-то вдалеке, судя по равномерным всплескам весел о воду, плыло судно. Мое тело поймало прохладный поток воздуха, ворвавшийся в помещение. Захотелось глубоко вздохнуть, удерживая в себе эту свежесть!
«Пресвятая Дева! Как хочется домой! К моим родным, отцу, матери к своему очагу, к теплу и заботе». – Воспоминания навеяли на меня грусть. Почувствовав легкий озноб, я прикрыла окно и поспешила вернуться в кровать. «Персей», выкупленный Вейдом у моего отца надежно охранял мой покой, расположившись над моим изголовьем. Я была рада, что эта картина в гордом молчании наблюдала за моей жизнью в этом доме.
 Прошло еще с полчаса, но сон так и не приходил, неожиданно я услышала, как скрипнула дверь в конце коридора. Это, скорее всего Рамина, или синьор Вейд, подумала я, так как их комнаты находились в той стороне дома.кто-то медленно двигался в моем направлении, было слышно, как приближаются его неуверенные шаги, но вдруг движение прекратилось, и воцарилась неприятная тишина. Затем прозвучало еще несколько шагов, и снова – тишина. В тревоге я села в кровати, и опустив ноги на пол, зажгла свечу. Взяв ее в руки, я снова прислушалась, не решаясь подойти к двери и заглянуть в коридор. Прошло достаточно времени, прежде чем я решила, что, очевидно, напрасно себя пугаю, так как все звуки прекратились и кроме потрескивания горящей свечи я ничего более не слышала. Однако любопытство и сомнения неумолимо терзали меня. Набравшись храбрости, я встала, и осторожно подойдя к двери, приоткрыла ее. По ту сторону было темно, но чтоб убедиться, что там никого нет, я вышла из комнаты, сделав несколько шагов вдоль коридора. Свеча неровно освещала стены этого длинного помещения, рассеивая свет не далее одного-двух футов. Осмотревшись, я уже собиралась вернуться в свои покои, как вдруг внезапно, из темноты, словно неоткуда передо мной выросла огромная фигура мужчины. От ужаса я выронила свечу, упав к моим ногам, она погасла. Наступил мрак! Я открыла рот, чтоб закричать во все горло, но страх сковал мои голосовые связки, и кроме глухого хрипа из моей груди ничего не вырвалось. Дрожа от страха, я непроизвольно прижалась к стене, почти теряя чувства. Но в это мгновение, ужасный призрак, попав в лунный свет, исходящий из моей комнаты, по счастью, не закрытой двери, остановился, и я увидела профиль синьора Вейда. Его щеки впали, волосы были взъерошены, лицо имело чудовищную бледность. Глаза безумно смотрели куда-то вдаль. В ночных одеждах он двигался к какой-то своей неведомой цели, явно не замечая меня. Не прекращая своего пути, Вейд миновал мою комнату, и бесшумно пройдя вдоль всего коридора, вышел на открытую веранду.
Очнувшись от шока, осторожными шажками я последовала за ним. Сердце готово было выпрыгнуть из тела, от пережитых мною ощущений, не проходящий озноб сковал скулы. Стопы совсем замерзли. Но, несмотря на это, я все же подошла к веранде, на которой только что скрылся Вейд, и осторожно выглянула из-за каменного уступа арочного проема. От увиденного, ноги словно подкосились и я присела. Очередной шок настиг меня незамедлительно! Синьор стоял на парапете, возвышающемся над обрывом реки Арно, раскинув руки в разные стороны и запрокинув голову к небу. Я почувствовала, как тошнота подошла к горлу, в ушах зашумело,…кто-то за спиной, дернул мое плечо.
– Тцц! Тише!!! – увидела я обеспокоенное лицо Рамины, которая приложив указательный палец к губам, просила молчания. Взяв мою руку, она увлекла меня за собой, ничего не объясняя, и лишь оказавшись со мной в коридоре, тихо зашептала: «Вы, что?! С ума сошли?!»
– Но он же упадет! – возмутилась я.
– Синьорина! Его нельзя будить! Ни в коем случае!
– Разве он спит?!
– А Вы как думали?! Конечно, спит!
– И ходит при этом?!
– Да, ходит! Теперь, к сожалению, все чаще и чаще!
– Пресвятая Дева! Так что же с ним такое?!
– Об этом никто не должен знать, а то быстро в демоны запишут!
– Спаси и сохрани нас Дева Мария! – взволнованно произнесла Рамина и трижды перекрестилась.
– А… – пытаясь задать вопрос, начала, было, я.
Но она замахала руками и снова прошептала: «Иди спать Синьорина! Я сама за ним прослежу! И запомните! Никому ни слова!»
– Ой, горе, горе! – причитала она, – и чем он только прогневал Господа, что беда никак не покинет этот дом?! Пресвятая Дева Мария! Моли Господа о нас! – она снова перекрестилась, и, доведя меня до моей двери, велела запереться изнутри.

www.chaklin.com


Рецензии