Как без него?

КАК БЕЗ НЕГО?

Брайль – волшебное слово для слепых. Оно открывает дверь в мир книг, в мир познания, в мир учёбы. Знал ли Великий французский слепой Луи Брайль, что его рельефно-точечная система чтения и письма не только завоюет весь мир, но и будет названа его именем. Придуманное Брайлем шеститочие, заключённое в небольшой прямоугольник, не зря названо волшебным! Ведь в этой клеточке металлической рамки прибора для письма можно вписать любую букву любого алфавита, все знаки препинания,  любой математический знак и даже ноты. Не это ли разом разрешило многие проблемы незрячих, связанные с возможностью обучения слепых грамоте! А для категории слепоглухих людей Брайль – единственное средство выйти в открытый мир общения.
Каждый к изучению системы чтения и письма по Брайлю приходит по-разному. Легче всего изучать «Брайль» в детском возрасте со школы, когда чувствительность пальчиков очень высокая. А что делать тем, кто потерял зрение во взрослом возрасте? Ответ однозначный – тоже садиться за букварь. И не Боги горшки обжигали! Научиться писать и читать  можно.
Так случилось со мной. В 47 лет врачи установили неутешительный диагноз – инвалидность. Надежды на хоть какое-нибудь улучшение зрения , не дали. Как жить без книг человеку, который каждую свободную минутку уделял чтению?
Первая моя брайлевская книга – «Букварь». В Волоколамском центре реабилитации инвалидов записалась я в группу, в программе которой было занесено изучение брайлевского чтения и письма. Нас в группе было 4 человека, возраст всех – за 40 лет. Мы с прилежностью первоклашек водили пальцами по странице, отделяя строчки друг от друга. Потом стали прощупывать отдельные буквы. Нужно было не только выделить одну буковку, но и распознать её. Последнее было для нас затруднительно Порой доходило до слёз – буква просто-напросто не определялась. Тогда на помощь приходила Вика, девушка, жившая со мной в одной комнате. Она учила «брайль» в школе и довольно бегло читала. Я удивлялась, как это она с ходу читает? Вика утешала: «Практика и время сделают своё дело, и ты тоже будешь быстро читать».
Она оказалась права. Пальцы привыкали к выпуклым точкам и начинали узнавать буквы.
С письмом дела пошли лучше. Там нужно было запомнить, как писать ту или иную букву, да ещё привыкнуть к прибору: правильно закладывать брайлевский лист, не сбиваться с клеточек, не пропускать их, не перескакивать на другую строку. Казалось бы, правила не такие сложные, просто нужно быть внимательной.
Вернувшись домой , взяла за правило – ежедневно прочитывать страницу, а-то и не одну, брайлевского текста. Теперь это была уже «Книга послебукварного чтения». Сколько там было интересного материала: биографии знаменитых слепых, описание их достижений, небольшие литературные тексты и стихи. Читала и мне хотелось походить на этих неунывающих людей, сумевших побороть свой недуг.
Беглому чтению я так и не научилась. Но я и не ставила перед собой такой задачи. Главное, написать письмо, подписать кассету или диск я могу. Могу и записать какую-то нужную информацию. Ну, и, конечно, сама читаю приходящие ко мне письма, написанные по брайлю.
С 1992 года я член Всероссийского общества Слепых. За это время тифлотехника далеко шагнула вперёд. Когда я вступила в Серпуховскую территориальную организацию ВОС, в нашей слепецкой библиотеке, кроме брайлевских книг, были книги на катушках и кассетах. С каким благоговением глядела я на коробки с катушками! Дома у меня был катушечный магнитофон «Астра», но слушать «говорящие книги» не могла: на моём магнитофоне не было второй скорости. Что я только не делала: пальцами придерживала катушку, клала на неё небольшой грузик. Но это, конечно, было не прослушивание. Выручила наш библиотекарь Валентина Дмитриевна – выдала мне на прокат магнитофон, тоже марки «Астра»,но уже имеющий две скорости, одна из которых читала книги. С каким азартом я накинулась на них! Читала всё подряд – даже те книги, которые никогда бы не стала читать раньше. Так я удаляла книжный голод.
Потом мне удалось приобрести кассетный магнитофон с двумя скоростями.
Брайлевский же прибор лежал на видном месте. То нужно было записать чьи-то  координаты, то пополнить записную книжку, то что-то подписать. Да и навыки чтения тоже были востребованы.
Время бежало вперёд. Открывались новые перспективы. С появлением программы экранного доступа «Джоз» слепые получили возможность осваивать компьютер. Дело было очень интересное.
Меня привлекла перспектива самой записывать свои стихи на компьютере, то есть использовать его, как пишущую машинку. Помог сын – собрал для меня компьютер, поставил некоторые программы, но учиться работе предложил у самих слепых. В нашем городе некоторые друзья по обществу уже стали пользователями. Они-то и взяли меня на буксир. Училась с азов. Сейчас уже есть определённые успехи: могу набирать, проверять, править и форматировать текст, работаю с дисками, флешками, пользуюсь услугами электронной почты, скайпом и интернетом. Постоянно стараюсь узнавать что-то новое. Умение пользоваться компьютером дало мне возможность завести свои странички на литературных порталах СТИХИ.РУ и ПРОЗА.РУ. Нашла на этих сайтах своих единомышленников, таких же членов нашего ВОСа: Кристина Кузнецова, Светлана Медведева, Светлана Широкова-Занова, Артём Аргунов, Владимир Романенко, Виктор Авдеев. Это далеко не полный список моих незрячих друзей.
За мной потянулись к компьютеру мои подруги. Дело это хорошее. Единственная трудность – учёба. Конечно, лучше учиться на специальных курсах. Есть такие в Москве. Но как неохотно берут на них нас, людей, так называемого третьего возраста! Открыта дорога молодым. А нам что делать? У меня всё-таки получилось попасть на компьютерные курсы в КСРК ВОС. После окончания этих курсов почувствовала себя намного увереннее. Приехав домой, всё, что узнала, стала передавать своим друзьям. Мало того, мы втроём – я, Татьяна Чикова и Александр Иванов, создали инициативную группу «Покоряем компьютер». Постоянно связываясь друг с другом по телефону, мы изучаем компьютер. Учимся работать в различных программах. Об этом рассказали в своём проекте «Слепецкие компьютерные курсы на дому». С этим проектом участвовали в Губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье». Как же мы радовались, когда наш проект попал в число победителей и был награждён Дипломом третьей степени.
Казалось бы с таким техническим прогрессом брайль потихоньку отойдёт в сторону. Но у этой системы чтения и письма такое будущее, что и через много-много лет ничто не сможет заменить её! Будучи на курсах, рядом с обычным дисплеем я увидела и брайлевский. Наш преподаватель Вадим Вячеславович Титов, ведя пальцами по строке такого дисплея, находил наши ошибки, исправлял их. Он не раз говорил, что на брайлевской строке можно прочесть то, что не озвучивает синтезатор компьютера. В нашем классе стоял и брайлевский принтер, на котором Вадим Вячеславович распечатывал страницы своей книги «JAWS 13 и Windows 7». Это был брайлевский аналог плоскопечатного учебника Титова. Книги эти преподаватель подарил двум слушателям нашей группы.
В своём эссе я пыталась рассказать, как брайль  стал частицей моей жизни. А закончить мне хочется стихотворными строчками.

СВЕТИТ ЗВЕЗДОЮ

Хочу сложить я Брайлю оду,
Французу, жившему когда-то.
Конечно, то не дань, не мода -
Оружие в руках собрата.

Слепец, вложил слепым он в руки
Надежду выбраться из тени -
И точки превратились в звуки
Одним волшебным мановеньем.

Незрячий водит по странице,
А перед ним встают картины,
Растёт незримо брешь в темнице:
Он может видеть всё отныне.

Давно уж нет Луи на свете,
Но, что свершил он, не забудут,
И маяком незрячим светит
Его звезда в суровых буднях.

2015 год

Татьяна Гордон


Рецензии