Разгул полицейщины

В Челябинске прошли обыски у пятерых участников акции «Он нам не царь». Местная полиция возбудила уголовное дело о хулиганстве по мотивам политической ненависти (часть 2 статьи 213 УК), одного из активистов силовики подробно расспрашивали о сорванном погоне начальника УВД города, который во время митинга лично задерживал сторонников Алексея Навального.

25 мая в 6:30 полицейские пришли домой к Карине Куприяновой, волонтеру челябинского штаба Алексея Навального. Девушке показали ксерокопию постановления Центрального районного суда Челябинска с разрешением на обыск в ее квартире.
Куприянова рассказала «Медиазоне», что у нее забрали всю технику, в том числе компьютер, личный телефон, фотоаппарат, а также два браслета с логотипом кампании «Навальный 20!8» и несколько листовок в поддержку политика.

«Когда они только вошли, один человек просто взял и выхватил у меня телефон из рук, хотя я хотела позвонить адвокату», — рассказывает Куприянова, уточняя, что имеет в виду одного из полицейских. Всего к ней в то утро пришли десять человек — следователь, семеро полицейских и двое понятых, которые представились грузчиками «Пятерочки». Активистка отмечает, что ближайший супермаркет этой сети находится довольно далеко от ее дома.

Полицейский, который отобрал телефон Куприяновой, отказался показать удостоверение. «Он говорил: "Ты понимаешь, почему это все происходит. Не надо было этого делать. Сама виновата". Он не конкретизировал и просто говорил: "Ну ты же сама понимаешь. Я вижу, что ты понимаешь, почему это происходит, знаешь главную причину того, что мы здесь"», — рассказывает Куприянова.

При появлении полицейских девушке стало плохо, она попросила вызвать скорую помощь, но силовики не спешили. «Я эмоциональный человек, у меня давление поднимается. На этом стрессе и испуге я просила вызвать скорую. А они говорят: "После того, как проведем обыск, сколько хотите, столько и вызывайте"», — вспоминает активистка. Позже ей все же вызвали медиков — приехавший врач сказал, что Куприяновой показан полный покой.

После затянувшегося на несколько часов обыска, несмотря на рекомендации врача, полицейские потребовали, чтобы девушка поехала с ними в отдел. «Они мне угрожали, говорили: "Вот мы тебя скрутим в наручники, на себе понесем. Ты одевайся — или пойдешь в ночнушке?"». В итоге следователь выписала Куприяновой четыре повестки на допрос в статусе свидетеля — 26, 28, 29 и 30 мая она должна приходить в отдел полиции к девяти утра. После визита силовиков Куприянова ходила в Центральный районный суд, чтобы подать ходатайство на ознакомление с материалами дела, однако сотрудники аппарата сказали ей, что дела с таким номером в базе нет.

«Я просто в шоке — в Челябинске обыск, у меня. Я не так часто хожу в штаб, что я такого сделала?» — удивляется Куприянова.

В постановлении об обыске (есть в распоряжении «Медиазоны») говорится, что 11 мая отдел полиции по Центральному району Челябинска возбудил уголовное дело по части 2 статьи 213 УК (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти — до семи лет колонии).

Пытаясь обосновать необходимость обыска, руководитель следственной группы Адищев О.В. указал, что днем 5 мая «неустановленные лица, в количестве более 10 человек, находясь в общественном месте <…> нарушили общественный порядок, выразив явное неуважение к обществу, действуя по мотивам политической ненависти и вражды». Судя по указанному в документе адресу, речь идет об акции «Он нам не царь».

Адвокат предполагает, что силовикам «надо было что-то возбудить, чтобы оправдать насилие — люди просто стояли и ничего не делали, а их начали выдергивать».

Кроме того, в пятницу утром полицейские приходили к бабушке волонтера штаба Навального Искандера Тагаева — активист прописан в ее квартире. Со слов пожилой женщины он рассказал «Медиазоне», что всего к ней пришли около 15 человек, которые просили открыть им дверь, ссылаясь на некое постановление, но Тагаев не знает, касалось ли оно дела об акции 5 мая. Бабушка не пустила силовиков в квартиру.

Адвокат Лепехин отмечает, что дела о хулиганстве против челябинских активистов становятся обычной практикой. «Сейчас эта статья у нас универсальная. У нас была акция анархистов, которые файер подожгли и стояли с плакатом у здания ФСБ, тоже возбудили по хулиганке. У нас лес при строительстве томинского ГОКа подожгли — тоже хулиганство. То есть это универсальная статья, под которую можно подвести все что угодно», — говорит адвокат.


Рецензии