Шуба Шаляпина и другие Тайны Русского музея

 Тут прочитал в интернете анекдот: « А что если бабушки сидящие на стульях в музеях это когда-то
отбившихся от экскурсий и одичавшие дети», и вспомнилась мне тут одна старая история…
В начале девяностых я приехал в Питер делать передачу на ТВ и тут в процессе общения с народом на студии, выяснилось, что часть ребят никогда не посещала Русский музей. Нет, в принципе ничего фатального, я знавал и Москвичей никогда небывалых в Третьяковке, но телевизионщикам я высказал культурное фе и ввиду того, что на следующий день съёмки были вечером, мы решили с утра пойти в Русский музей. Учитывая, что я бывал там нераз и не два, я пообещал взять на себя роль экскурсовода. А в те годы в музее была интересная билетная
фича… Билеты для штатских стоили рубль , а вот для иностранцев 50 рублей ( сами цены я точно не помню, но пропорции были такими).
Мы купили билеты и подошли к билитерше, ребят пропустили без проблем, а вот мой вальяжный вид и швейцарский летний костюм вызвали у билетной дамы подозрения в моей государственной принадлежности. Дама строго меня спросила, а не потому ли я так похож на иностранца, потому что им и являюсь. Поверьте, я не мог пропустить такую подставу и Остапа, как говориться понесло…
Я на ломаном русском языке стал доказывать, что я свой исконно советский. Фразы типа « Товьярищ женщина, их Бин коренной житель Псков Таун, приехать ист на экскурсий с кольхоз «имени Кобыл Буденный маршал», приводили в дикий восторг моих друзей, и только усиливали подозрения альгвазил-дамен, и группы поддержки из милых музейных смотрительниц. Когда мои друзья уже устали хохотать, я предъявил бдительной вахте свой «Серпастый и молотокастый» и меня скрепя сердцем пропустили. И в превосходном настроении мы начали осмотр экспозиции, причем милые театральные униформистки бдительно за нами присматривали, передавая по эстафете из зала в зал, ну а Ваш покорный слуга сеял Разумное, Доброе, и что характерно, Вечное, в чем не мало преуспел. Надо сказать, что, видя внимание окружающих экскурсантов к моим лекционным эссе, я стал включать в свои повествования о шедеврах, разъяснения будто бы скрытых в них смыслах и это тоже имело успех. Например, когда в зале Верещагина, я гордо показал друзья банкетку на которой несколько часов сидел перед «Помпеями» восхищённый Вальтер Скотт, среди посетителей началась чуть ли не драка, за право посидеть на раритете. В зале Айвазовского, я естественно рассказал историю брига «Меркурий», но естественно без шуток. У портрета Шаляпина кисти Кустодиева, я упомянул, что шикарная шуба на портрете, была гонораром певцу за концерт, от благодарных красноармейцев. Мы сразу же устроили бурную полемику по поводу того, а где же красноармейцы взяли этот прикид (вариантов было только два, отняли или сперли).
Не обошли мы своим вниманием и «Гумно» Алексея Венецианова, где я посчитал нужным рассказать своим друзьям, что дабы максимально «оживотворить» натуру, Венецианов мало что писал свой шедевр в реальном гумне, так для того дабы правильно выстроить перспективу, он велел селянам спилить переднюю стену. Представляю, как несчастные пейзане, тайком костерили чудаковатого барина. И я, видя восторженное внимание аудитории, не удержался и добавил, что художник этой картиной внес свой вклад в борьбу с царизмом, ибо выглядывающая справа пейзанка, изображена с лицом народоволки Веры Засулич, а пейзанка, сидящая слева с серпом, символизирует стремление крестьян к союзу с пролетариатом. Правда явно провинциальная учительница с выводком старшеклассников, сделал мне замечание, на тему, что так мол не бывает и стены пилят только в кино, хотя политически я рассуждаю верно. В ответ я снова включил иностранца и на опять же ломаном русском языке, тепло поблагодарил ее за комплимент, сказал что «Мой любимый рюсский пословиц, это есть – «Сколько волька не кушайт, он все равно в лес убегайт», чем вызвал бурную одобрительную реакцию ее воспитанников, которых она поскорее увела подальше от моего буржуазного тлетворного влияния.
А потом мы остановились перед великим творением русского художника Александра Андреевича Иванова, картиной «Явление Христа народу». И тут мои спутники стали требовать от меня разъяснений скрытого смысла этого полотна. Тем более рядом опять оказалась та самая учительница со школьниками из зала Венецианова. Ну и я (да простит меня Всевышний) внес в сюжет свою правку. Помните, там в центре картины сидит раб, подающий одежду своему господину… Так я объяснил высокому обществу, что это воришка, который пользуясь отвлеченным вниманием купальщиков, нагло тырит шмотки у старичка. Школьники радостно загалдели и кинулись с вопросами к появившейся экскурсоводше, а мы, заметив сгущающиеся на глазах цепи музейных старушек, решил организованно покинуть поле музейных баталий.
Вот такая вот культурная жизнь.


Рецензии
Уверяю Вас, Владимир, что именно эту экскурсию Ваши подопечные запомнили на всю жизнь. А шубу Шаляпина теперь носит ШурА, как это Вы об этом забыли, удивляюсь.
С уважением и интересом,

Любовь Арестова   29.05.2018 19:33     Заявить о нарушении
Постеснялся я про ШурУ :-(

Владимир Чекмарев   03.06.2018 12:59   Заявить о нарушении