29. Кубанский поход против Железного потока

История полна примеров успешных реваншей, хотя на это иногда уходят десятилетия и века. И гордость за прошлую победу не сможет утешить тех, кто проиграл последним. Потерпев поражение в первом походе на Екатеринодар, командование Добровольческой армии не отказалось от первоначального плана.

Собравшись с силами и получив надежный тыл в лице атамана Краснова, они снова двинулись на столицу Кубани. 18 июля 1918 года 1-я пехотная дивизия Добровольческой армии после упорного боя заняла станцию Сосыка и 19 июля продвинулась на запад, но на линии станиц Крыловская — Екатериновская была задержана красной кавалерийской группой под командованием Г.А.Кочергина.

Воспользовавшись паузой, отступавшая от Батайска группа Сорокина смогла прорваться из Кущевской в район станиц Тимашевской и Брюховецкой. 21 июля положение советских войск на Северном Кавказе осложнилось падением Ставрополя, захваченного отрядами под командованием Шкуро.

23 июля 1-я и 3-я пехотные дивизии Деникина овладели станицей Кореновской, а 27 июля — станицами Пластуновской и Динской. До Екатеринодара оставались считаные километры.

26 июля Сорокин получил директиву главкома Калнина и ЦИК Северо-Кавказской республики о сосредоточении всех войск на Тихорецком направлении с целью восстановления связи с Царицыном. 27 июля советские войска перешли в контрнаступление.

В первый же день 4-я колонна под командованием А.В.Мокроусова овладела Кореновской, нарушив связь Тихорецкой с выдвинувшимися к Екатеринодару 1-й и 3-й пехотными дивизиями Деникина.

Одновременно ударом с юга белогвардейские части были отброшены от станицы Динской к Платнировской. 28 июля 3-я колонна под командованием Г.А.Кочергина подошла к Тихорецкой, и только удачная контратака позволила Деникину избежать полного разгрома.

29 и 30 июля части М.Г.Дроздовского и Казановича безуспешно штурмовали Кореновскую, неся тяжелые потери. Но несогласованность между советскими отрядами привела к тому, что ударные части Добровольческой армии смогли 31 июля вытеснить 4-ю колонну из Кореновской.

В тот же день 1-я Кубанская бригада под командованием генерал-майора В.Л.Покровского форсировала реку Бейсуг и овладела станицей Брюховецкой, а конная дивизия Эрдели заняла станицы Березанская и Батуринская.

6 августа Добровольческая армия возобновила наступление на Екатеринодар. Сорокин попытался остановить продвижение Добровольческой армии контратакой. В 14.00 части Красной Армии начали штурм станции Выселки, однако были отбиты с большими потерями и атакованы с тыла конницей генерала Эрдели и бронепоездами. В 16.00 советские войска беспорядочно отступили к Екатеринодару.

Части Эрдели и Казановича двинулись на столицу Кубани с севера, а войска во главе с М.Г.Дроздовским и Боровским атаковали станицу Усть-Лабинскую, отрезая противнику путь на восток. 1-я Кубанская бригада (преобразованная в дивизию) В.Л.Покровского в это время осаждала станицу Тимашевскую. 11 августа части М.Г.Дроздовского заняли Усть-Лабинскую.

В тот же день В.Л.Покровский взял Тимашевскую. 14 августа войска Сорокина были уже в полуокружении и вынуждены были прорываться на восток. Станица Пашковская несколько раз переходила из рук в руки. В ночь на 17 августа Добровольческая армия вошла в Екатеринодар.

Цель, которую ставил перед собой Л.Г.Корнилов, была достигнута А.И.Деникиным. 1-я и 2-я колонны советских войск отходили через станицы Петропавловскую и Некрасовскую на Курганную и Невинномысскую. Советские части южнее Кубани возглавил Г.А.Кочергин.

В Армавир был эвакуирован краевой комитет РКП(б) и ЦИК Северокавказской республики. Наиболее сложным было положение советских войск на Таманском полуострове, где они в июне-августе сдерживали небольшой немецкий десант.

Однако падение Екатеринодара полностью изолировало эти части от основных сил. Против них А.И.Деникин направил 1-ю Кубанскую дивизию под командованием В.Л.Покровского и отряд во главе с Колосовским.

Под давлением белогвардейских войск части Таманского фронта под командованием Ойцева вынуждены были 20 августа оставить станицу Славянскую (Славянск-на-Кубани). Некоторое время советские войска сдерживали наступление дивизии В.Л.Покровского под станицей Троицкой, но, в конце концов, вынуждены были отступить.

24 августа Таманская группа советских войск под командованием Е.И.Ковтюха отошла к станице Крымской, а за тем к Верхне-Баканской (Тоннельной). Вместе с ними отступали до 20 тысяч беженцев. Всего в группе Ковтюха было до 12 тысяч штыков и 600 сабель.

В ночь на 26 августа они двинулись на Новороссийск. За передовыми частями потянулись группы И.И.Матвеева и Сафонова, а также обоз с беженцами. В Новороссийск таманцы входили под огнем преследовавших их белогвардейцев. Находившиеся в Новороссийском порту немецкие и турецкие корабли внесли свою лепту в общую неразбериху, обстреляв сначала из корабельной артиллерии сначала красных, а потом - белых.

К вечеру 26 августа группа Ковтюха достигла Геленджика. В это же время части Добровольческой армии заняли Новороссийск. 27 августа на совещании командиров в Геленджике (без участия 1-й колонны Ковтюха) было решено объединить все отступающие войска в Таманскую армию, избрав командующим И.И.Матвеев, а начальником штаба - Г.Н.Батурина.

Общая численность армии, состоявшей из трех колонн составляла около 27000 штыков и 3500 сабель при 15 орудиях разных калибров. Положение с боеприпасами было критическим. На каждого бойца Таманской армии приходилось от 5 до 10 патронов.

27 августа таманцы выбили белый батальон из деревни Пшадской, а на следующее утро после рискованной атаки овладели Архипо-Осиповкой. Вечером 29 августа, не встретив серьезного сопротивления, 1-я колонна Ковтюха заняла Ново-Михайловку. К вечеру 31 августа таманцы находились уже в 5 километрах от Туапсе.

От города их отделял труднодоступный для плоховооруженных войск Агойский перевал, на котором располагалась грузинская батарея.

Обойдя перевал по горным тропам, таманцы внезапной ночной атакой овладели грузинскими позициями и 1 сентября заняли Туапсе. В руки Таманской армии, по данным Ковтюха, попали 16 пушек, 6000 снарядов, 800000 патронов, 10 пулеметов, 1 паровоз и 100 вагонов. Части, страдавшие из-за отсутствия боеприпасов, получили 200-300 патронов на бойца. 2 сентября в Туапсе вошли 2-я и 3-я колонны.

После небольшого отдыха войска Таманской армии снова двинулись в горы. На этот раз Ковтюх рассчитывал пробиться к Белореченской, однако она уже была занята дивизией В.Л.Покровского. Части Добровольческой армии не успели захватить перевалы, и колонны Таманской армии к 11 сентября достигли станицы Пшехской. Внезапный удар позволил таманцам выбить части В.Л.Покровского с левого берега реки Белой.

В ночь на 12 сентября 2 полка колонны Ковтюха вплавь переправились через реку и внезапным ударом захватили окопы противника. Одновременно красный кавалерийский полк по железнодорожному мосту прорвался в Белореченскую, после чего части В.Л.Покровского в панике покинули станицу. На железнодорожной станции в руки таманцев попали до 400 вагонов и 4 паровоза.

13 сентября Ковтюх вынужден был задержать дальнейшее продвижение в связи с тем, что 2-я и 3-я колонны еще не достигли Белореченской. В.Л.Покровский попытался взять реванш за недавнее поражение, но в ночь на 15 сентября таманцы прорвали его наспех созданную линию обороны.

К вечеру того же дня части 1-й колонны Ковтюха заняли станицу Гиагинскую. Утром 17 сентября все колонны Таманской армии сосредоточились в станице Дондуковской. Посланный Ковтюхом в станицу Лабинскую его помощник Смирнов вынужден был доказывать советским командирам, что слухи о разгроме Таманской армии "несколько преувеличены".

Получив нежданное подкрепление, Главком Северо-Кавказской республики Сорокин направил части Ковтюха на штурм Армавира, незадолго до этого захваченного Добровольческой армией. 24 сентября 1-я колонна под командованием Е.И.Ковтюха скрытно подошла к южной окраине Армавира.

Белогвардейцы праздновали взятие города и приближения противника не заметили. Воспользовавшись этим, в ночь на 25 сентября 3-й пехотный полк Таманской армии с двумя батареями ворвался в город и на рассвете занял железнодорожную станцию Армавир II.

Руководивший обороной Армавира М.Г.Дроздовский пытался удержаться с помощью баррикад, но орудия таманцев снесли эти наскоро воздвинутые укрепления. Многие баррикады сгорели. М.Г.Дроздовский вынужден был отступить к станице Прочнооконской.

Член Северо-Кавказского бюро РКП(б) Баян-Мальцев писал: "Перелом этой эпохи поражений и самоорганизации... наступил в конце октября - в начале декабря, когда, наконец, долгий ряд испытаний и поражений закалил массу и показал ей, что так дальше продолжаться не может."

На самом деле, испытания для Советской республики еще не закончились. Просто отныне череда поражений начала прерываться победами.


1. Е.И.Ковтюх. Походы Таманской армии. Гражданская война. Материалы по истории Красной Армии. Т. 1. М. 1923.

2. Е.И.Ковтюх. От Кубани до Волги и обратно: Из воспоминаний о походах и боях красных таманских частей. М. 1926.

3. Е.И.Ковтюх. "Железный поток" в военном изложении. М. Государственное военное издательство. 1935.

4. Н.Л.Янчевский. Гражданская война на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 1927.

5. Г.Н.Батурин. Красная Таманская армия. Краткий популярный военно-исторический очерк. Славянская. 1923. 51 с.

6. Г.Н.Батурин. Красная Таманская армия. Краснодар. 1940.

7. М.Елизаров. Черноморские моряки на Северном Кавказе в 1918 году. Морской сборник. 2010. Т. 1963. № 10. С. 56-74.

8. Г.Ладоха. Очерки гражданской борьбы на Кубани. Краснодар. 1923.

9. В.П.Горлов. Героический поход. М. Воениздат. 1967. 240 с.

10. Н.А.Ефимов. Героический поход Таманской армии в 1918 году. Ученые записки МГПИ имени В.И.Ленина. 1967.

11. Н.А.Ефимов. Из истории боевых действий Красной Армии на Северном Кавказе в 1918 - 1919 гг. Ученые записки МГПИ имени В.И.Ленина. 1971. № 421. С. 221-225.

12. В.Б.Лобанов. Белое движение на Северном Кавказе (ноябрь 1917 - май 1919). СПб. Полторак. 2012.


Рецензии
В статье написано, что в 5 километрах от Туапсе находиться Михайловский перевал.
Однако от Туапсе он в 100 километрах, недалеко от Геленджика. В википедии та же инфа. И в статьях интернета на эту тему тоже. Не поленитесь посмотреть в яндекс-карте и увидите всю ложь о взятии Михайловского перевала под Туапсе
В пяти километрах находиться Агойский перевал у селения Агой, как раз с такими же параметрами как в вашей статье и в википедии. Эта статья о железном потоке и Агойском перевале:
Переход требовал нечеловеческих моральных и физических сил. А впереди была ещё основная преграда – Агойский перевал.
Атаковать вражеские позиции здесь можно было только с одной стороны – по небольшому узкому ущелью, где шла дорога. Но здесь белогрузины сосредоточили огонь всех своих батарей. Заняв выгодные позиции, противник мог простреливать все серпантины горного шоссе, идущего через перевал и встретил таманцев артиллерийским огнём ещё на дальних подступах к перевалу 31 августа 1918 года.
Вечером чернота ночи быстро поглотила и горы, и скалы, и глубокое хоть и короткое урочище у перевала. Это изогнутое предперевальное ущелье, по которому идёт дорога к Агойскому перевалу, в давние времена не случайно именовалось – «Тыкунаще», что в переводе означает – «Кривой курок». Небольшая долина в начале этого ущелья — напротив современной автозаправочной станции (ныне застроенная дачами) носила название – «Шекож».
Участники «таманского» похода вспоминают: «(…) Ещё было видно, как по брустверу ходит часовой, такой же бархатно-чёрный, как и всё в этой бархатной черноте. Он медленно ходил, делая десять шагов в одну сторону, затем плавно повернувшись, шёл в другую. Невидимый отвесный обрыв вселял ему спокойствие и уверенность в непроходимости, и полной безопасности позиций. Неудержимо клонило ко сну (…)». Но не спали таманцы. Решено было начать штурм укреплённого Агойского перевала в ночь на 1 сентября 1918 г.
В ту ночь перед ними на переднем плане чёрной бездной лежал дремучий лес, за ним круто вверх уходил осыпной подъём к перевальной дороге, а дальше… «словно смерть», призраком вздымалась белёсая стена отвесных скал.
Стоя здесь, можно представить и путь таманцев к перевалу.
Узкая аллейка с асфальтовой дорожкой выводит от смотровой площадки к автотрассе. У шоссе на перевале, доблестным таманцам — людям из «Железного потока», высится памятник. Он построен по инициативе комсомольцев Туапсинского района и проекту группы студентов Ленинградского инженерно-строительного института под руководством студента (в то время) Владислава Соколова и архитектора г. Туапсе Л. И. Гаревского. А установлен здесь, на ключевом участке пути таманцев, 1 сентября 1968 года, в честь 50-летия со дня их блестящей победы над врагом.
На бетонных стенах мемориала начертаны слова: «Легендарная таманская армия в сентябре 1918 года победоносно громила на Агойском перевале белогвардейские полчища».

Александр Лосев-Бис   04.11.2021 09:31     Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение! Информация была взята из книги В.Т.Сухорукова "XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге в 1918—1920 гг.". В ней автор писал: "Пехотная дивизия меньшевистской Грузии, занимавшая Туапсе, закрепилась на Михайловском перевале, в пяти километрах северо-западнее города."

Валерий Горелик   04.11.2021 10:54   Заявить о нарушении
Ещё несколько дополнений:
В книге Г.Н.Батурина "Красная Таманская армия" говорилось: "Самый Михайловский перевал представлял собою ломанные линии шоссе, поднимающегося в горы и огибающего глубокие балки и щели; с вершин перевала открывались для обстрела пять линий-извилин шоссейной дороги; скаты гор к шоссе круты, каменисты и покрыты лесом; правая сторона шоссе везде соприкасалась с обрывами... После занятия Михайловского перевала Туапсе удержаться не мог и был занят первой колонной Таманской Армии."
В книге Е.Ковтюха ""Железный поток" в военном изложении" написано: "По пути к Туапсе были добыты сведения, что грузинские меньшевики сильно укрепили Михайловский перевал, находящийся в 4—5 км северо-западнее Туапсе, расположили на нем всю дивизию и выслали конный полк, который должен был сдерживать наше движение, пока дивизия окончательно не укрепится на перевале."
Похоже, что перевал имел, помимо "черкесского", и русское название.

Валерий Горелик   04.11.2021 14:34   Заявить о нарушении
Чёт сомнительно, что на 100-км участке было два перевала с одинаковым названием. Короче путаница какая-то непонятная. Кстати Серафимович в тех местах не был, мог что-то напутать. Я читал статью википедии и отслеживал путь по карте, вот тут и увидел нестыковку, которую повторяют копипастом в статьях разные авторы. Никому до этого дела нет. Начал искать объяснения и нашёл в этой статье:
ht tps://clck.ru/YeVK2

Александр Лосев-Бис   04.11.2021 18:02   Заявить о нарушении