Китайские дневники

     Мне кажется, что мечтать можно по-умному, а можно и по-детски. Притом, способы нашего мечтания не зависят от возраста. Мои глаза и мой, прости Господи, жизненный опыт подсказывают мне, что большинство из нас мечтают именно по-детски. И ни два красных диплома, ни наличие роскошного спорткара, ни даже собственные дети подчас не могут изменить этот расклад. Это, не сказать что бы глупое, но, скорее, оторванное от реальной жизни «хочу» проходит с нами рука об руку на протяжении всей нашей жизни.
     Даже сейчас, уяснив эту весьма спорную истину, я нет-нет, да и впадаю в детство, мечтаю по-детски. Что уж греха таить, мне очень нравится замечательная британская актриса Эмма Уотсон. Наше взросление протекало примерно в одно и то же время (Эмма старше меня всего на два года), нас, к сожалению, разделила знаменитая «поттериана», где моя героиня исполнила роль Гермионы Грейнджер, самой умной и самой близкой подруги Гарри Поттера, и целая Европа. Но, что поделаешь, я мечтаю по-детски, мне хочется встречаться с обворожительной Эммой Уотсон, целоваться с ней и спасаться от назойливых репортёров и фанатов в дебрях бесчисленных лондонских дворов и улочек. Есть я, самый обыкновенный парень из Москвы, бегло общающийся по-английски и, если уж быть до конца честным, толком ничего из себя не представляющим, и есть Эмма, модель, звезда, умница, красавица, не сходящая с обложек модных журналов и снимающаяся у перспективных режиссёров. Как вы понимаете, только голливудский сюжет и, соответственно, голливудский режиссёр в данный момент времени может нас объединить. Мечта детская, если смотреть на неё под таким углом и не предпринимать ровным счётом никаких усилий.
     Однако если начать мечтать по-умному, то может что-то получиться. Если, выражаясь математическим языком, между точкой А, то есть мной, и точкой Б, то есть Эммой, провести отрезок и на этом отрезке сделать несколько отсечек, то мы получим План Действий. Пускай наши отсечки выглядят следующим образом:
  А) Научиться свободно общаться на английском языке, отточить письменную речь.
  Б) Записаться на актёрские курсы.
  В) Начать сниматься в кино, даже в эпизодических ролях. Скорее всего, стоит переехать в европейские страны.
  Г) Каждодневно, ежеминутно, ежесекундно работать и работать над собой, как проклятый. Не останавливаться на достигнутом, совершенствовать свой уровень владения иностранным языком, а также подтягивать уровень актёрского языка.
  Д) Изучить мир кино. Не только съёмочный процесс, а, скорее, жизнь членов этого мира: места, где они собираются, где проводят время, ведут переговоры, рождают идеи.
  Е) Искать друзей. Да, сразу не получится вписаться в тот круг и то общество, где вращается Эмма. Вначале придётся стать «широко известным в узких кругах». На первых шести точках или отсечках надо обязательно помнить, что ты ещё никто, просто немного оторвался от большинства людей. Притом упасть обратно в разы легче, чем взлететь ещё на один метр выше.
  Ж) Ходить на кастинги, рассылать резюме, идти на уступки, даже подхалимничать и прогибаться, соглашаться на любые условия. Я ещё никто и таких, как я, сотни, если не тысячи. Если не пользуюсь шансом, который мне подбрасывает судьба, моё место обязательно займёт другой человек, более покладистый и трудолюбивый.
  З) Первая более-менее значимая роль. Я не вдаюсь в подробности, можно сказать, утрирую, чтобы показать разницу между мечтаниями по-детски и умными средствами достижения цели.
  И) Эффективное управление своими финансами.
  К) Выход на более влиятельных людей.
  Л) Работа со средствами массовой информации.
  М) Новые роли в кино.
     И так далее и тому подобное…. Как видите, чтобы слова превратить в нечто более осязаемое, чтобы поцеловать Эмму нужно проделать очень-очень длинный путь, который может затянуться на долгие-долгие годы. И никто, абсолютно никто не гарантирует, что всё обязательно окончится успехом. У неё может быть жених, да, и, узнав девушку поближе, можно очень быстро в ней разочароваться. Однако же это не значит, что все те отсечки, которые были пройдены, вмиг оказались ненужными. В конце концов, я думаю, многие согласятся стать высокооплачиваемыми голливудскими актёрами. И даже без Эммы Уотсон. Ведь всегда найдутся молодые, восходящие, симпатичные, а, самое главное, свободные девушки-артистки. Поистине, Голливуд – это фабрика талантов и фабрика грёз, которая даёт результат уже на протяжении многих десятков лет! Но это всё между нами! Ни в коем случае не рассказывайте Эмме!
     Так вот, поведав о мечтаниях по-детски и по-взрослому, я вынужден, наконец, перейти к своей, не сказать, чтоб самой главной, но самой старой мечте это точно. Китай…. Эта мечта зародилась в моей голове практически восемнадцать лет назад, в мае двухтысячного года. Первый класс, первый учебный год подходили к концу. В дневник уже были выставлены все оценки, все уроки кончились, оставалось только посетить праздник в честь окончания учебного года и благополучно уйти на летние каникулы. Стоит сказать, что учился я в тот момент не обычной школе, а очень даже наоборот, наверное, в самой уникальной школе на постсоветском пространстве. К нам приезжал Джеки Чан (эта мечта, как ни странно, исполнилась слишком быстро, поэтому оценить до конца значимость момента не получилось), да, и важные шишки из Правительства Москвы частенько заезжали к нам на огонёк. Мы изучали китайский язык, помимо этого дважды в день тренировались, постигая азы нелёгкого китайского ушу, которое, однако, по достижению мной десяти лет, резко мне надоело.
     Но я вновь отдалился от основного моего повествования. Конец мая двухтысячного года. Тепло. Скоро каникулы. Все счастливы. Прекрасная картина, из-за которой до сих пор, даже по прошествии стольких лет перехватывает дыхание и замирает сердце. Нам дарят книги, казалось бы, самые обыкновенные детские энциклопедии, легионы которых толпились и толпятся до сих пор на полках книжных магазинов.
     Но стоило открыть книгу, как тут же, даже ребёнку, становилось ясно, что перед ним лежит настоящий артефакт. Картинки, иллюстрации, не скажу, что их сотни, но уж несколько десятков точно есть. А мелованная бумага! А твёрдая обложка и переплёт, который не развалился и не обтрепался даже спустя восемнадцать лет! А интересные, познавательные и занимательные истории! Уж не возьму все восемнадцать, но даже за первые полгода-год книга была прочитана, перечитана и пересмотрена столько раз, что я в принципе мог, практически слово в слово пересказать любую историю или главу. Император Цин Шихуанди, отважный мореплаватель и первооткрыватель Джэн Хэ, династии Тан, Чжоу, Сун и Мин, восстание ихэтуаней, опиум, джонки, четыре сокровища кабинета, всё это стало настолько близким и родным, что казалось будто это не связано с другой страной и с другими уже далёкими от нас эпохами. Казалось, что это происходит где-то совсем рядом, что это живые и реально существующие люди и их даже показывают по телевизору, как раз между выступлениями пока ещё молодого и многообещающего президента Путина…
     И именно в те летние дни двухтысячного года зародилась Мечта, пока ещё детская, попасть в Китай, в ту Поднебесную империю, о которой так интересно и красочно было написано в книге с удивительными мелованными страницами. И эти мечты по-детски шли со мной рука об руку на протяжении семнадцати лет, иногда теряясь и уступая место другим, куда более простым и, как мне казалось, куда более важным желаниям. Был Мюнхен, где квартируется моя любимая футбольная команда, был Лондон, один из первейших городов на свете, была Италия, где когда-то давным-давно зародилась Римская империя, поражавшая меня силой своих армий и системой управления, была вечно нейтральная Швейцария, были замечательные и не очень замечательные девушки, были интересные друзья, были футбольные матчи, мероприятия, театры, которые обязательно надо посетить, были написанные книги, публикации в журналах, были большие интервью, были автографы знаменитых людей, было всё, чтобы считать себя счастливым человеком, не было лишь Китая, не было завершено дело, которое началось в уже очень далёком от нас двухтысячном году.
     И вот тут началось мечтание по-умному, появилась прямая между точками А и Б и отсечки, которые теперь, когда расстояние пройдено, можно изложить:
  А) выбор программы и мест, которые мало того, что хочется посетить, но и на это примерно хватает денег. Примерно в том смысле, что на это реально накопить, учитывая свой ежемесячный доход и траты.
  Б) Выбор туристической фирмы.
  В) Расчёт стоимости, притом не только тура, но и обязательных дополнительных трат (валюта, лекарства и другие необходимые в дороге вещи).
  Г) Выбор времени, когда удобнее и лучше всего отправляться в Китай. Я выбрал начало апреля. Дело не только в том, что я всегда в это время беру две недели отпуска, но и чисто, скажем так, географические и климатические причины. Когда температура не поднимается выше восемнадцати градусов по Цельсию изучать что-либо, покрывать большие расстояния пешком, да, и просто находиться на улице, лично мне значительно проще, нежели когда температура значительно выше нуля.
  Д) Самая сложная отсечка, потому и самая важная, собственно, сбор необходимой суммы. Слава богу, я всегда умел копить, и у меня никогда не было соблазна взять из копилки монетку, которую отложил на осуществление определённой цели. Если же у вас с этим проблемы, то могу посоветовать заводить срочные вклады в банке. Из такой копилки достать копеечку значительно сложнее!
  Е) После предыдущей отсечки всё идёт значительно проще и интереснее. Обладая нужной суммой, значительно проще спланировать путешествие и покупки. Я бы назвал эту отсечку «Изучение вопроса». На этом этапе надо собирать информацию о том месте, куда едете. Валюта, блюда, магазины, сувениры, музеи, парки, поездки в другие города, транспорт, всё это очень важно, поэтому заблаговременное изучение литературы и Интернета значительно сэкономит время, деньги, да, и не даст попасть в неприятную ситуацию уже по приезду в другую страну.
  Ж) Очень личная отсечка – изучение себя. Кого-то укачивает в самолёте, кто-то плохо спит в поезде, кому-то не всё можно есть, у кого-то затекают руки, ноги, закладывает уши. Всегда нужно учитывать эти факторы, направляясь куда-либо. Нельзя терпеть и нельзя экономить на своём здоровье, особенно находясь в чужой стране!
  З) Ну, и последняя отсечка – посадка в самолёт!
     Вот и я, наконец, сел в самолёт и моя мечта, к которой я шёл целых восемнадцать лет, начинает исполняться!
 
2 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
     Первое, чем вас встречает Пекин и первой вашей ассоциацией будет дым, окутывающий город. Мой воспалённый мозг, моя воспалённая фантазия смогли родить лишь такое сравнение – пыльный, старый, слежавшийся песок в песочнице, который дети, может, неосторожно, а, может, и вполне намеренно взбаламутили, привели в движение, запорошили им глаза другим ребятишкам. Этот песок, эта пыль проникают в глаза, в рот, становится трудно дышать. На языке присутствует неприятный привкус…
     Но, как мне пока кажется, это единственный минус в этом городе! Шестичасовой перелёт, которого я так боялся и который, как мне казалось, должен был выбить меня из седла, оказался не хуже предыдущих, куда более коротких. Более того, мне показалось, что в этот раз мне несказанно повезло – я смог откинуть спинку кресла на приемлемое для меня и моей спины расстояние, и, следовательно, смог более-менее благополучно поспать, уснув под Нижним, а окончательно пробудившись аккурат над монголо-китайской границей. На время просыпался во время ужина и разноса напитков. Ну, а ещё, когда моему соседу, суетливому китайскому подростку, надо было бегать в крохотную комнатушку по известной надобности…
     Нет, о самолёте нечего даже вспоминать, настолько не примечательным был этот полёт. Про дым я уже успел написать. А вот второе…
     Это ширина дорог, улиц, шоссе и магистралей (пускай, все эти слова и являются синонимами!). Я, конечно, многого не знаю, да, и мало где был, но всё-таки кажется, что исходя из численности своего населения, Китай обязан стремиться к гигантизму во всём: самая большая городская площадь, самые широкие улицы, самое большое число мегаполисов и так далее и тому подобное.
Конечно, это приводит к тому, что властям города приходится резать по живому – сносить старые дома, улочки, парки и скверы. Местные жители привыкли учитывать не столько своё мнение, сколько государственные интересы. Именно государственный интерес оправдывает не самые очевидные и правильные (конечно, с точки зрения европейцев и американцев) решения: будь то ограничение Интернета или контроль над рождаемостью.
     Задумывая эти дневники, эти записки, я не ставил своей целью подробное описание мест, где я побывал, их историю и архитектурный облик. За десятки, а, если копнуть глубже в историю и дойти до Марко Поло, да, и за сотни лет было написано столько путеводителей (один из которых прямо сейчас лежит на тумбочке рядом с моей кроватью), что ничего нового своему читателю сообщить не смогу.
Нет, это скорее записки человека, наконец, воплотившего в жизнь свою мечту.
     Да, это может кому-то показаться самым обыкновенным хвастовством. Но, наверное, это самое безобидное хвастовство на свете. Это полезное, мотивирующее хвастовство! Я не узурпирую право на Китай или на что-либо ещё, ибо в предыдущей главе, как мне кажется, раскрыл и рассказал, как следует мечтать и как должен быть разложен этот путь к мечте. Эта главная идея, которая будет проходить шёлковой нитью на протяжении всего этого коротенького повествования. Не достопримечательности, а путь к ним. Это самое главное. Узнавший путь всегда выйдет в нужном месте.
     Ламаистский монастырь Юнхэгун прежде всего поразил меня 23-метровой деревянной статуей Будды. Я не мог её не сфотографировать, тем самым, нарушив многовековой монастырский устав. Слава Богу, нарушал не в одиночку! Оправдание самых законченных, самых трусливых, а потому и самых опасных преступников на свете.
     Меня всегда подкупала и до сих пор продолжает подкупать сила человека, выражающаяся в практически ничем не ограниченном таланте, настойчивости и упорстве. А, самое главное, в Вере. Невозможно дышать (и дело вовсе не в дыме) рядом с этой статуей. Ты муравей, атом, просто ничто. Там в это сложно поверить, но и этого Будду сваяли именно такие же атомы…
     Кто не верит в земное происхождение египетских пирамид и статуй с острова Пасхи…. Как глупы, как ничтожны эти людишки, толком не знающие, что такое настоящий мужской труд и, вероятно, никогда не державшие в руках ничего тяжелее своей идиотской докторской диссертации…
     Китайская кухня… Мне придётся, как древним, слишком много и тяжело работать… в спортзале.
     Социалистический строй, социалистическое искусство, брошенные на восточные земли, перемешавшиеся с многочисленными местными традициями и верованиями дают удивительный и абсолютно неповторимый в иных условиях результат. Это ли не мотивация, чтобы, наконец, долететь до Пекина или до другого китайского города?
     Не знаю, успею ли завтра сделать записи, всё-таки теперь программа становится куда более насыщенной, чем сегодня. Надеюсь, что прям уж совсем капитально я свои записи не заброшу. И пусть где-то и задним числом, но буду излагать на бумаге свои мысли.

5 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
     Всё-таки ведение дневника или каких бы то ни было постоянных записей о себе, пережитых событиях и передуманных мыслях в определённой степени дисциплинируют и мотивируют. Каждый человек обладает определённой долей самолюбия и непонятным, а порой и весьма смешным желанием порисоваться даже перед невидимой публикой! Поэтому ему хочется, вернее, даже неосознанно желается, чтобы его толстая тетрадь попала в руки неизвестного читателя. И, конечно же, хочется, чтобы это чтение и эти сюжеты были увлекательны. А как они могут быть увлекательными, если жизнь главного героя сера и однообразна? Тут два пути – либо надо выдумывать всё подряд, либо работать над своим досугом. Первый путь самый простой, но не имеет практической пользы. Второй – самый сложный, но может кардинальным образом изменить человека…
     Как и обещал (а я сейчас доподлинно знаю, что эти записочки прочитают многие, как правило, лично мне не знакомые люди), пауза надолго не затянулась и была связана не с моей ленью, а, наоборот, со слишком активной жизнью. Эти два дня я проводил в дороге, как правило, по двенадцать часов, поэтому на писательский труд абсолютно не хватало времени и сил.
     А ещё эмоции…. Они переполняли, да, и откровенно говоря, переполняют меня до сих пор! Возможно, я совершаю ошибку, возможно, нужно было выдержать куда более длительную паузу и привести свои мысли в порядок. Банально вернуться домой и успокоиться. Но близость трудовых будней и торжественность обещания не оставляют мне выбора! Надо писать!
     Великая Китайская стена…. Я намеренно и вполне осознанно опущу исходные данные, историческую справку и прочие интересные и занудные вещи. Эти сведения и так известны большинству читателей, а у кого всё ещё есть пробелы в классическом образовании, предлагаю прерваться и посетить познавательные ресурсы в Интернете.
     Теперь же, когда все вернулись, мы можем так же тяжело, как и любому путнику на этом грандиозном сооружении, двигаться дальше. Три тысячи ступеней на участке стены неподалёку от Пекина…. Три тысячи само по себе не маленькое число. А когда дело касается ступенек, да ещё совершенно разных, практически таких же индивидуальных, как отпечатки человеческих пальцев, то становится намного страшнее, но зато и появляется много времени…
     Время во все времена (как это смешно звучит!) являлось слишком ценным ресурсом. А сейчас, когда мы большую часть жизни торчим вдали от природы, друзей и даже родных и близких, оно стало практически бесценным. Мы даже перестали думать! Ведь у нас нет времени на подобные глупости!
     Когда перед тобой три тысячи ступенек не надо падать духом. Теперь это ваша награда – за труды, да, за что угодно! Когда пот лился ручьями по моему лицу, когда ноги начинали угрожающе подкашиваться, а язык онемел и залип настолько, что не был в состоянии даже материться, лишь чувство благодарности двигало моё измученное тело наверх. И я был счастлив! Я никогда не утверждал , что есть что-то лучше секса. По мне, глупо ставить на одну чашу весов или смешивать в одну кучу похожие, но, по сути своей, совершенно разные вещи.
      Пусть секс остаётся сексом. Он не хуже и не лучше остальных вещей на свете. Это просто секс. Не скажу, что в тот момент, в те редкие минуты одиночества, напряжения и восхождения испытал оргазм. Да, определённые признаки присутствовали – бешеное сердцебиение, выброс эндорфина, напряжение мышц, даже темнело в глазах. Очень близко, но всё-таки не оргазм!
     Наверное, тем утром многие рано проснулись из-за икоты. У меня было много времени, я вспомнил всех: и бывших в моей жизни людей и тех, кто со мной сейчас. Не переживайте, вспоминал о вас только хорошее, в таком месте и в такие минуты не хотелось даже на мгновение грустить. Для плохого в те минуты в моём теле, моей душе просто не было места.
     В конце концов, больные икры не такая уж и большая плата за всё это.
За эти дни я стал таким театралом! Сбылось желание, которое не получалось исполнить лишь из-за того, что у меня пока нет верного и понимающего спутника – ходить, хотя бы для начала, раз в месяц в театр. А здесь у меня и Пекинский цирк с умопомрачительной акробатикой и «легенды кунг-фу» в Красном Театре, боевые искусства, которыми я грезил в детстве и в которых я практически ничего не достиг.
     В Пекинском зоопарке впечатлили только панды. Но это не вина бедных и несчастных остальных обитателей зоопарка. Я сам по себе не испытываю к мохнатым тварям особо нежных и умилительных чувств. Животные и животные. Только и всего. Рыбок в аквариуме мне вполне хватает.
     Храм Неба, Запретный город, летний дворец Ихэюань…. Именно такой я себе Азию и представлял на скучных уроках и сказочных снах. И как же я рад, что реальность оказалась намного лучше и интереснее снов!
 
6 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА

     Ноги, которые всё так же болят и, как будто, стали больше вширь, несли меня по Олимпийскому парку мимо стадиона «Птичье гнездо» и «Акватик центра». Прошло уже почти десять лет с момента закрытия Олимпиады. Имена чемпионов и неудачников Игр давным-давно стёрлись из памяти. Всего три слова, в шутку сказанные моим одноклассником Ваней Корнеевым: «Это не честно!» до сих пор напоминают мне об этих соревнованиях и триумфе китайского спорта, до сих пор им не повторённого. Но речь вовсе не о заговорах.
     Странное дело, лишь только войдя на территорию парка, я будто бы ощутил близость Олимпиады, как будто на дворе апрель 2008 года…. И до соревнований остались считанные месяцы. Играет музыка, вышагивают толпы весёлых и смешных людей, а в чаше стадиона агрономы перестилают поле. Ну, правильно, так и должно быть перед серьёзными стартами. И если бы не смартфон в руке, не щетина, пробивающаяся на щеках, не сообщения с работы, я бы вполне уверовал в то, что мне снова пятнадцать.
     Даже больные мышцы ног, даже слегка сонное состояние организма не могли заглушить юность, скорее даже, отрочество внезапно проснувшееся во мне.
В эти дни со мной вообще что-то странное происходит…. Неужели исполнение заветной мечты так сильно влияет на человека? Неужели приходится переживать ТАКУЮ гамму чувств и эмоций?
     В парке Пурпурного Бамбука я увидел то, что, как мне казалось, живо лишь в кино – китайские пенсионеры действительно занимаются спортом на природе и даже поют. И тут мне подумалось, почему, почему мы не можем, а, скорее, даже не хотим сами себе досуг организовывать? Мне слабо верится в то, что жизнь местных стариков и старушек была в своё время значительно легче жизни наших. Да, и это разговор не о размере пенсии и социальном обеспечении. Ну, почему, почему нельзя взять самый простенький, самый дешёвый приёмник и выйти в ближайший парк, сквер или хотя бы в тот же дворик? Неужели это труднее и глупее, нежели смотреть бесконечные и идиотские телесериалы и ток-шоу по зомбоящику?
     Вопросы роились в моей голове, не давали мне покоя два с лишним часа. Ответы на них я, наверное, никогда и не получу…. Не знаю, что ждёт меня лет через тридцать, но теперь я убеждён, что свои пенсионные будни буду проводить на природе, а не бездарно на лавочке или перед телевизором…


Рецензии