Петр и Феврония к празднику семьи

Повесть «О Петре и Февронии» - это один из самых ярких художественных  памятников древнерусской литературы, где христианские идеал семьи сочетается с силой художественного слова, и христианские образы сплетаются с языческими и дают нам трогательную и возвышенную историю любви.  С самого начала повести автор подводит читателя к тому, что встреча Петра с Февронией произошла по воле бога и показывает, что Петр был очень благочестивым человеком, он сразился с дьяволом в облике змея, который посягал на честь его снохи, причем дьявол сам сказал ей, что: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Здесь мы видим классическую ситуацию, змей один из самых заметных персонажей языческого и народного фольклора, причем данный персонаж почти всегда знает, в чем его смерть и только он один может это сказать. Змей так же издревле не равнодушен к женщинам, а Петр убивает, его мечом былинного языческого героя, но находит этот меч в стенах женского монастыря. Таким образом, мы видим трансформацию языческого мотива змееборчества в христианские традиции. Дальше автор повести показывает читателя, что Петр хотя и побеждает змея, но кровь этого прелюбодея заражает его тяжелым недугом. Это является предлогом к встречи Петра и Февронии, причем весьма интересным для читателя. Для культуролога данная встреча интересна тем, что на поведение Февронии сильно сказывается языческие, сказочные традиции, так же как бой Петра со змеем. Ферония подобна сказочной принцессе, очень любит говорить загадками и с князем и с его людьми, причем ее саму просят их объяснять. Это делает произведение необычайно колоритным и интересным. Теперь переходим непосредственно к смерти Петра и Февронии. Перед смертью они ушли разные в монастыри, т.е. их любовь возвысилась и очистила их, что является идеалом христианского учения. Они попросили народ похоронить их в одном, двойном, гробу и просили бога умереть в один день. Но при этом любовь Февронии к богу была сильнее чем к мужу. Это мы видим из следующего отрывка: «В те времена преподобная и блаженная Феврония, названная Ефросиньей, вышивала своими руками для храма пречистой соборной церкви воздух, на котором были изображены лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр, названный Давидом, прислал к ней, говоря: "О сестра Ефросинья! Хочет уже душа моя отойти от тела, но жду только тебя, чтобы вместе умереть". Она же ответила: "Подожди, господин, когда дошью я воздух для церкви святой"». Не смерть и не люди не смогли разлучить святых Петра и Февронию. Их романтическая история до сих пор трогает сердца людей и является для них нравственным идеалом семейной жизни. Для культуролога это произведение, помимо интересной трансформации языческих и христианских художественных образов, представляет интерес тем, что оно передает отношение православной церкви к семейным ценностям и говорит об отношении к ним древнерусского общества в целом. А так же это первое произведение древнерусской и русской литературы, посвященное семейным ценностям.


Рецензии