О счастье

               
               
                "Мы должны бороться за счастье,
                стремиться к нему, упорствовать
                и порой даже пускаться в путешествие
                на другой конец света в его поисках".
                "Поиск счастья - это не только забота о себе
                и действие для собственной пользы, но и
                щедрый дар всему миру".
                (Элизабет Гильберт "Есть, молиться, любить")

 Бывает в жизни счастливое стечение обстоятельств, и бывают моменты, когда ощущение счастья переполняет душу. И вот оценивая свою жизнь с этих двух позиций, я могу сказать, что в целом очень-очень счастлива.
1.В День Победы 9 мая 2018 года моя троюродная сестра Люся, живущая в Германии, поздравляя меня по телефону, сказала:
- Это твой самый главный праздник, потому что  война закончилась победой над фашизмом, и потому, что в 1943 году твоя  мама, наконец, после двух лет безуспешных поисков разыскала папу в Ленинграде, на Балтийском флоте, и они смогли встретиться, а потом родилась ты.

  В самом деле, какое счастье, что мой папа не погиб на Невской Дубровке, не умер от голода в ленинградской блокаде и вернулся живым, хоть и больным! Какое счастье, что моего дядю Миню, маминого родного брата, перевели в 1944 году во Владивосток, на японский фронт, и он забрал туда всю свою семью. А потом мамин папа, мой дедушка Самуил, поехал в Вологду и в марте увёз мою маму во Владивосток. Там в госпитале на мысе Чуркина я и родилась. А мой папа был комисован по болезни и приехал к нам, когда мне уже было два месяца. Мой папа сшил из фланели первые ползунки для меня.

2. Я родилась 26 марта 1944 года. В этот день в Балте, в гетто, было восстание. Погибло много людей, в том числе и дети. Какое счастье, что родители моего папы и его сестра уцелели, выжили. 29-го марта Балту освободили войска Красной армии. Три года мои родители ничего не знали  о судьбе родных. Конечно, то, что они живы - это было большое счастье.
   В ноябре того же года мама, папа и я уехали из благополучного Владивостока в разрушенную, но такую родную Балту.

3. Мне было всего полгода, и об этой поездке через всю огромную страну помнить я не могу. Но свидетелем наших приключений был большой деревянный чемодан, выкрашенный оранжевым лаком. Этот чемодан со старыми вещами много лет стоял под моим топчаном, на котором я спала в детстве.  Папа и мама рассказали мне, когда я уже всё понимала, как добирались до города Балты.  Сначала без приключений из Владивостока поездом до Москвы две недели. Потом другим поездом до Вапнярки. Оттуда до Балты пришлось ехать на открытой платформе с углём. Мама сидела на чемодане со мной на руках, папа сидел рядом, придерживая маму и   узлы с вещами.  Поезд медленно тронулся, и вдруг они почувствовали, что съезжают с платформы вместе с чемоданом. Оказалось, что подростки-воришки зацепили наш чемодан за ручку кочергой или специальным крюком, чтобы утащить удачную добычу. Какое счастье, что рядом на угле сидел молодой майор. Он не растерялся и в одно мгновение сыпанул в глаза воришкам две горсти угля.  От неожиданности те выпустили крюк      и  отстали от поезда, набиравшего ход. Мы были спасены!

4. В январе 1947 года у меня появилась сестричка Люба.  Мне уже было почти три года, и я прекрасно помню, как открывается высокая коричневая дверь,  и в комнате  появляется дядя Додик, папин двоюродный брат, с большим свёртком, обёрнутым в бабушкину шерстяную клетчатую шаль. Стояли крещенские морозы, а идти надо было пешком и нести новорожденного ребёнка.  Когда развернули шаль и ватное одеяло, я впервые увидела крошечную девочку с белым личиком и чёрными волосиками. Это и была моя сестричка. Какое счастье – иметь родную сестру! Пусть мы не рядом, живем далеко друг от друга, но духовно и душевно мы всегда вместе. А благодаря Интернету, можем общаться и видеть друг друга ежедневно!

5. В Балте мы жили с бабушкой , дедушкой  и тётей Соней – папиной сестрой. Иметь таких родных – это большое счастье. Тётю Соню я всю жизнь называла только тётечкой и любила её не меньше, чем маму. Она укладывала меня спать и рассказывала каждый вечер сказку «Про Золушку». С ней мы сажали цветы около дома и овощи на маленьком огородике за сараем, с ней клеили поделки из бумаги. Она читала мне сказки и дарила интересные книжки. Это благодаря ей я с шести лет мечтала стать учительницей. И стала.

6. Моё детство прошло на улице Садовой, рядом со школой №3, где я училась десять лет. У меня были замечательные учителя, которых я всегда вспоминаю с большой благодарностью, потому что они не просто дали мне прочные знания, но ещё во многом сформировали главные человеческие качества. Какое счастье иметь хороших учителей!

7. В 1960 году я поступила в Одесский педагогический институт имени Ушинского на физический факультет, сдав три экзамена на 5 и два на 4. То, что у меня была золотая медаль, для поступления не имело значения. Физика не была моим любимым предметом. Больше мне хотелось быть учителем химии или русского языка. Но евреев тогда в университет не принимали. Моя одноклассница Зина Ройзенгурт не знала об этом. Она мечтала стать физиком, изучать и открывать элементарные частицы. Подала документы в Одесский университет на физфак. Четыре экзамена сдала на отлично – математику устную и письменную, физику и сочинение. А на английском ей задали вопрос не по программе и поставили 2. Это был удар! Зина пошла работать, через год поступила в политехнический институт, вышла замуж и в начале семидесятых уехала с мужем в США. Там она живёт и сейчас. Не знаю, сумела ли она осуществить свою мечту об элементарных частицах.
 А я стала учителем  и сорок пять лет учила детей физике, математике и черчению. В сорок два года, за полгода до рождения внука, ещё окончила механико-математический факультет ОГУ, но это уже было другое время, горбачевское. Слава богу, на пятую графу внимания не обращали. Какое счастье!

8. На третьем курсе у нас появились новые студенты. Но моё внимание сразу же привлёк один из них – высокий, худощавый, темноволосый. Он перевёлся из института связи, попал в другую группу. Всегда был в центре внимания, так как , будучи настоящим одесситом, поражал студентов весёлым юмором.  Через месяц мы познакомились в колхозе на уборке кукурузы, стали встречаться и полюбили друг друга. Может быть, тут сыграло роль и провидение: мой папа тоже перевёлся на третий курс в Одесский медицинский институт из Харьковского, на тот же педиатрический факультет, где училась мама.  Два года они встречались и поженились за неделю до войны. А мы встречались год и поженились на четвертом курсе во время педагогической практики. Встретить такого замечательного человека и прожить счастливо все эти 55 лет – это большое счастье.

  Но  очень важно понимать, что счастливую семейную жизнь мы строим своими руками. Сколько раз за эти пятьдесят пять лет приходилось бороться за счастье! Болезни мужа, операции, болезни детей и внуков. Если женщина хочет быть счастливой, она должна каждый день, не уставая, делать всё, зависящее от неё, для счастья любимого мужа и детей!   
9. Не помню, чей это афоризм: "Счастье, это когда с радостью идёшь на работу и с радостью возвращаешься домой". Большое счастье иметь любимую работу. Сорок пять лет я работала учителем и ни разу не пожалела о том, что выбрала эту работу. было трудно, особенно сначала, но каждый удачный урок - это счастье! Знать, что можешь научить, увлечь своим предметом, направить на верную дорогу своих учеников - это счастье! Видеть успехи твоих воспитанников во взрослой жизни - это счастье! А сколько раз приходилось отвечать за жизнь доверенных тебе детей во время походов и экскурсий. И после всех этих поездок и походов видеть всех воспитанников здоровыми и счастливыми - это счастье!
10. В школе-интернате в 1999 году я создала Музей истории школы-интерната. Музей существует почти двадцать лет. Там собраны материалы о педагогах и выпускниках, на стендах, в макетах и альбомах освещена вся история школы за полвека её существования. В музей приезжают бывшие воспитанники и там вспоминают своё детство. Музей работает. Он нужен. Счастье сознавать, что мой труд вложен в музей не напрасно.
11. С юности я увлекалась стихами. Писать стихи - это моё увлечение. Я не считаю себя выдающимся поэтом. Но сборник моих стихов " Всегда быть человеком" издан уже третий раз. Мои друзья и мои ученики читают эти книги с интересом и удовольствием. Это даёт мне ощущение счастья.
12. В юности меня интересовали психология и генетика. С психологией я познакомилась в педагогическом институте. У нас была очень хорошая преподавательница психологии Таисия Николаевна Баларич. С ней я полюбила психологию.Знание психологии всегда было полезным в работе и в жизни. Несколько раз   перечитывала книгу Платонова «Занимательная психология». А вот профессиональным  психологом стала моя дочка.
       Генетика в шестидесятые годы только начала  выходить из-под запрета.
 И мы читали всё о генетике, что нам попадалось – о  Менделе, о ДНК и хромосомах. А вот мой сын окончил биофак Одесского университета и стал профессиональным генетиком. Когда наши мечты воплощаются в наших детях – это и есть счастье.
   Наш младший внук заинтересовался экологией. После школы окончил по этой специальности  техникум и Экологический университет и, главное, работает экологом уже третий год. Что может сравниться с мечтой видеть над головой чистое, незадымленное  небо, дышать чистым, незагазованным воздухом, пить чистую воду! Какое счастье – видеть осуществление мечты в детях и внуках! То ли ещё будет!
 
 А теперь – о счастливых мгновениях жизни.
1.Мне двадцать лет. Я лежу в Одесском роддоме и плачу от счастья – только что  родился наш первенец Дима!
2.Мне 25 лет. Мы с мужем очень хотим дочку. И вот  родилась наша доченька Алёнка!
3.Мне 42 года. Мы ждём внука. Наша невестка маленькая, худенькая. Врачи пугают всяческими сложностями. Но вот я приезжаю в роддом навестить невестку, заглядываю в окно палаты. Лены там нет. Иду к воротам. Навстречу выходит счастливый сын и сообщает, что родился наш первый внук Максим.
4.Мне 43 года.  Я приехала в Одессу и пошла на площадь Мартыновского, на междугородний переговорный пункт, чтобы позвонить в Киев. В этот день наша дочь сдавала первый экзамен в Педагогический институт. Наконец, подошла моя очередь . Я вошла в кабинку, сняла трубку и услышала:
- Алёнка получила «пять» за сочинение! Это победа!  Она поступила!
-  Ура! Поздравляю!
Наверное, во всей Одессе в тот момент не было человека, счастливее меня! Я шла по улице  и улыбалась. От счастья мне хотелось громко петь!
5.Мне 44 года. Позвонил в школу, ко мне на работу, сын и сообщил, что родился второй внук Артём! Я плачу от счастья.
6.Мне 49 лет.  Ждали девочку, но очень большая радость и счастье – наш третий внук Павлик.
7. Мне 52 года. Я в Киеве. Сижу в вестибюле роддома и жду. Мне сообщают, что  у  нашей Али родилась дочка Анечка! Роды прошли не без проблем. Но какое это счастье - у моей дочери теперь есть дочь!
8.Мне 57 лет. Я снова в Киеве. Родилась наша внучка Катя!
9.Мне 66 лет. Сын и внук попали в аварию. Какое счастье, что они живы!
10.Мне 71 год. Нам сообщили, что родилась наша первая правнучка Сонечка!
 Дай Бог много новых, счастливых событий в нашей жизни!
   


Рецензии
Прекрасное повествование, дорогая Рита, о прожитой жизни, о способности испытывать счастье! Счастье - состояние души. У меня тоже есть миниатюра с названием "Счастье", которую Вы, кажется, читали. Но она такая бледная по сравнению с Вашим счастьем.
Я, к сожалению, несчастлива в жизни, тк волей судьбы практически с детства страдаю таким заболеванием, как "Тревожно-депрессивное расстройство". Это наследственная патология, обусловленная нарушением обмена биологически активных веществ в головном мозгу. Бывают ремиссии и обострения. Вне обострения человек и бывает счастлив. Он счастлив, когда, живя в очень бедной стране, он сыт, одет и обут, у него есть лекарства. А самое большое счастье, как я сейчас понимаю, это когда нет войны! Более дикого ужаса, чем война, нет в мире!
Вот уже почти три месяца я живу в Израиле. Получила гражданство, но, как ни странно, хочу домой, где у меня в родном доме в Северодонецке при выходе в ремиссию были ощущения счастья. Здесь, на исторической родине, я всё время болею. Не могу выкарабкаться. Да ещё живу в Бэйт Авоте, где меня за полтора месяца лишь раз проведала дочь. Она находится слишком далеко и у неё нервная система по наследству от меня очень слабая. Я не имею права от неё многого требовать...
Счастье, оно у всех разное. Счастье, - это, когда нет несчастья, как мудро заметил один из Ваших рецензентов.
С сердечным теплом и пожеланием здоровья и творческих удач,

Вера Шляховер   26.06.2022 16:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Верочка! Огромное спасибо Вам за прочтение и добрый отзыв! Вы совершенно правы - самое страшное в жизни - это война! К большому сожалению, война в Украине продолжается и не скоро закончится. Но сейчас Вы в безопасности, в отличие от жителей Вашего родного города, где эта война. Знаете, я читала о жизни Голды Меир, которая была премьер-министром Израиля. Она говорила: " Мы не имеем права быть пессимистами!". Здесь нужно научиться быть оптимистами, научиться радоваться каждому новому рассвету, новому дню, начинать день с улыбки. Я уверена, что Вы сможете с кем-то подружиться! Вы пишете замечательные стихи. Начните с поздравления кому-нибудь, порадуйте их стихами! Когда человек кого-то делает хоть чуточку счастливым, он и сам ощущает радость! Не зацикливайтесь на плохом! Попробуйте!ПИШИТЕ МНЕ!Кстати, когда у Вас день рождения? У меня 26 марта.
Обнимаю Вас, Верочка! Будьте здоровы! Удачи Вам!

Рита Аксельруд   29.06.2022 17:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.