Stabat Mater Перголези под луной

С яблонь цвет уже облетел, а вот остаточные явления сирени еще пьянят ароматами. На Москву опускаются сумерки, и к Гнесинке на ночной концерт спешат музыкальные фанаты. Обещано неслыханное пиршество: под открытым небом во внутреннем дворике будет исполнена кантата для солистов, хора и струнных «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези - жемчужина мировой духовной музыки!
Школа им. Гнесиных впервые открывает сезон open-air концертов на летней сцене («ДВОР»). И я, небольшой сторонник массовых акций, не могу устоять и не посетить такую двойную премьеру. Интересно! Знаю, что в Европе исполнение классической музыки на открытых площадках широко распространено. А в моем прошлом звучали разве что духовые оркестры в парках и садах. Тоже неплохо, но - Перголези!.. Но высочайший уровень "Гнесинских виртуозов"  и - публика с улицы?!.
Волнуюсь так, словно мне играть... Еще полчаса до начала, а Двор набит битком, на скамейках сидят плотными рядами старые и малые, пацаны и девчонки, вполне солидные дядьки в шортах и дамы восточного типа в кожанах, молодые родители с младенцами на руках... Сижу, совершенно потерянная.
Но вот на сцену поднимаются хористы и хористочки в черном, выстраиваются рядами, рассаживаются скрипачи и трубачи, настраиваясь, загудели виолончели. Выходят в концертных нарядах юные солисты и сам Михаил Хохлов с белой кудрявой шевелюрой (директор школы и дирижер "Виртуозов..."). Шквал аплодисментов, какие-то совершенно несвойственные симфоническим концертам вопли приветственного восторга! Дирижер поднимает палочку и - о, чудо! - стихает гул и звучит музыка.
Небольшая справка: Кантата Перголези – наиболее часто исполняемое произведение на текст средневековой секвенции «Stabat Mater». Для первой половины XVIII века это было новаторское произведение, ведь Перголези объединил традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы, превратив духовное сочинение в блестящее концертное произведение. В оригинале кантата написана для двух солистов, струнных и органа, однако позднее стало традицией исполнять ряд номеров женским или детским хором, и именно эту версию мы услышали на концерте 29 мая.
Меня потрясло не только исключительно одухотворенное исполнение кантаты, божественное звучание латыни, нежное и стройное многоголосие хора и прекрасные сопрано. Но и то, как внимала непонятным песнопениям и таким близким, забирающим душу звукам, толпа. Она, заполнившая все проходы и теснившаяся в простенках, на задних подступах, перестала быть толпой. Она стала Чуткой Публикой, Соучастником чуда. Ей-богу, слезы подступали...
Ночной концерт open-air – первый опыт сотрудничества оркестра «Гнесинские виртуозы» под управлением заслуженного артиста России Михаила Хохлова и хора МССМШ им. Гнесиных под управлением Екатерины Сиромахи. А как слаженно они звучали, хор и оркестр! Прекрасно вписались в этот ансамбль и приглашенные солисты Детского музыкального театра «Олимп» Анастасия Нетреба, Эммануэль Турецкая, Вероника Труфилкина – сопрано; Анна Мацнева, Валерия Вакерина, Ислам Ибрагимов – альт (руководитель – Ольга Колдакова).
И когда отзвучала заключительная "Ave!" - аплодисменты были такие, что, казалось, услышат в Кремле! (Все происходит в самом центре, неподалеку).
Хлопали так, что хор и оркестр повторили на "бис" последнюю часть!
 
Во втором отделении "Гнесинские виртуозы" исполнили одно из самых известных симфонических полотен Бетховена – симфонию № 5.
Не знаю, в чем тут дело, но после того, как удалились хор и солисты, чуть разрядилась обстановка в зале, сосредоточенность, поразившая меня в первом отделении, пропала. У кого-то звонил телефон, что-то кричал ребенок в такт знаменитым аккордам пафосной симфонии, дамы справа обсуждали шепотом что-то садовое. Оркестр, конечно же, не изменил себе, играл внятно, звучно, акцентировано, не поддаваясь на все эти провокации. Разладилась совершенно и я, рядовой и не самый важный слушатель. Я в такой обстановке не могу слушать и слышать нечто важное, что мне говорит Бетховен,  праздный гул, словно дымовая завеса, напрочь скрывает от меня все смыслы, остается только звук. Но мне этого мало.
Так я и ушла после концерта с твердым убеждением, что музыканты - молодцы, несмотря на юный возраст, продемонстрировали бойцовскую закалку, им теперь хоть в бою на передовой играть! А вот мне на такие акции ходить не стоит.
Хотя... Ведь как звучала кантата! Где и когда я еще смогу такое исполнение под ночным небом в полнолуние услышать? Ну, то-то...


Рецензии