30. На Царицынском направлении
14 июня 1918 года войска Северо-Кавказского округа были разделены на Хопёрский, Царицынский и Кубанский фронты. Командование Царицынским фронтом было поручено Крачковскому. На первых порах эти группировки координировали свои действия, но, начиная с июля 1918 года, после разгрома советских частей под Торговой и Тихорецкой Кубанский фронт вынужден был действовать самостоятельно. Одновременно стала нарастать непосредственная угроза Царицыну.
Для организации наступления атаман Краснов распределил свои войска по нескольким направлениям. Части Северо-Западного района во главе с полковником З.А.Алферовым, насчитывавшие 12 тысяч бойцов, наступали на Богучар, Лиски и Новохоперск.
Усть-Медведицкая группа генерала Фицхелаурова, имевшая до 20 тысяч штыков и сабель двигалась на Балашов и Камышин. Цимлянская группа генерала К.К.Мамонтова, в составе которой было до 22 тысяч человек наступала на Калач и Царицын.
Главной опорой в предстоявшей обороне города были войска, приведенные К.Е.Ворошиловым из Луганска. Политическое руководство естественно перешло к И.В.Сталину. Положение наркома перевешивало полномочия, которые имело командование Северо-Кавказского округа.
16 июля в 22.00 И.В.Сталин направил телеграмму В.И.Ленину с требованием отстранить военрука округа Снесарева за нежелание немедленно восстановить сообщение с Тихорецкой. Однако замена командующего была отложена, а части Северо-Кавказского округа были заняты сдерживанием наступающих белоказаков. Сил на прорыв к Тихорецкой не хватало.
Не имея возможности своей властью отстранить Снесарева, Сталин и Ворошилов 17 июля провели совещание командного состава Царицынского участка фронта, на котором решили сформировать для организации обороны Царицына военный совет. Решения совещания были одобрены В.И.Лениным.
19 июля 1918 года приказом наркомвоена был образован Военный совет Северо-Кавказского военного округа, председателем которого назначили И.В.Сталина, в членами - Ковалевского и С.К.Минина. 24 июля в Царицыне была объявлена мобилизация.
В этот же день войска Царицынского фронта были разделены на несколько групп. Усть-Медведицкий участок возглавил Ф.К.Миронов, имевший 7 тысяч штыков и сабель. Царицынский участок под командованием А.И.Харченко насчитывал около 23 тысяч штыков и сабель при 162 пулемётах и 82 орудиях.
На юге действовала Сальская группа во главе с Г.К.Шевкоплясовым, имевшая около 10 тыс. штыков и сабель при 86 пулемётах и 17 орудиях. Кроме этих сил, в Царицыне находился резерв в количестве 1500 штыков и сабель, 47 пулемётов, 8 орудий.
26 июля Военный Совет Северо-Кавказского округа докладывал Высшему военному совету:
"Положение Царицынского фронта угрожающее, почти катастрофическое, боеспособных организованных войск в сущности нет, между тем противник несомненно значительно усилился и продолжает усиливаться... Сейчас связь с Царицыном прервана, с Поворино на скорое восстановление ее собственными силами надеяться нельзя.
Поэтому в интересах общего дела считаем необходимым: 1) самое активное содействие войсками Воронежского, а если возможно и Саратовского районов, дабы совместными операциями хоть сколько-нибудь поправить дело; 2) немедленное усиление округа вполне организованными способными войсками в количестве не менее дивизии. В противном случае положение спасти невозможно."
30 июля 1-я Коммунистическая дивизия попыталась отбросить белоказаков за Дон и уже на следующий день после ожесточенного боя овладела Калачом.
29 июля военный совет округа напомнил о продолжающемся ухудшении обстановки вокруг Царицына:
"В царицынском районе после захвата участка железной дороги Арчеда-Лог казаки невыясненными пока силами двинулись в северо-восточном направлении и 27 июля ими заняты Чернушинский и Тишанский, причем, по пути ими нахально мобилизуется все население.
По-видимому, целью этого движения ставится - прервать сообщение по Волге где-либо между Камышином и Царицыном, что, в случае успеха, поставит Царицын действительно в совершенно безвыходное положение, лишив всякой связи с Москвой."
Насчет планов Краснова Сталин не ошибся. Обходя Царицын с севера, части генерала А.П.Фицхелаурова перерезали железную дорогу на Поворино и 1 августа вышли к Волге у села Александровского южнее Камышина. Таким образом, вместо прорыва блокады Советской Кубани, советские войска в районе Царицына сами были отрезаны от Центральной России.
2 августа Военный совет Северо-Кавказского округа отдал приказ о создании Северной ударной группы для прорыва на Камышин.
4 августа И.В.Сталин докладывал Ленину: "Взятие Калача дало нам несколько десятков тысяч пудов хлеба. Я отправил в Калач 12 грузовиков и, как только удастся свезти к железнодорожной линии, направлю в Москву."
Но железная дорога была по-прежнему блокирована войсками Краснова. 5 августа К.Е.Ворошилов заменил в Военном совете округа Ковалевского.
11 августа части Мамонтова заняли станцию Кривомузгинскую. В это же время белоказачья группа Фицхелаурова овладела станцией Иловля и вышла на подступы к Качалину. Войска Царицынского фронта начали отступать к рубежу Котлубань — Басаргино — Тингута.
11 августа приказ войскам Северо-Кавказского округа начинался с разъяснения тяжести сложившейся обстановки: "Царицын окружается. Царицын может пасть. Южная армия окажется тогда отрезанной, она может лишиться боевых припасов, и ее могут разбить и раздавить по частям."
Далее следовало распоряжение перебросить группу Шевкоплясова к Царицыну. 13 августа в Царицыне и губернии было введено осадное положение.
15 августа председатель Царицынского совета С.К.Минин сообщил В.И.Ленину:
"Борьба за Царицын упорная, с переменным успехом. Сейчас ведется нашими некоторое наступление. Наши части заняли ст. Воропоново, захватив семь пулеметов. Между Царицыном и Астраханью на проводе - саботаж от преждевременной радости. В городе порядок.
Шлите все патроны, патроны, патроны. Царицын-ключ юго-востока, крупный источник хлеба, требует к себе серьезного внимания и возможной помощи. Положение остается осадным."
Тут же последовал ответ Н.И.Подвойского из Балашова:
"Необходимо, несмотря на безвыходное положение, напрячь все силы и всю революционную энергию и отстоять Царицын и его район. На-днях предположены крупные операции со стороны Поворино и Балашова, что значительно повлияет на наше общее положение в лучшую сторону. Итак, сохраните положение, числа 19-го, надеюсь, результаты скажутся. Настроение и общее состояние войск позволяют рассчитывать на успех."
Однако еще до подкреплений к Царицыну 18 августа подошла группа Мамонтова и довольно быстро захватила Сарепту.
20 августа 1918 г. отряды Данилова и Косолапова заняли поселки Орловку, Мечетку, Рынок, после чего перешли в наступление все войска северного участка Царицынского фронта. Морозовско-Донецкая и 1-я Коммунистическая дивизии, рабочие теснили части Мамонтова в направлении Басаргино — Карповка.
Через день части Красной Армии заняли Ерзовку и Пичужинскую. Но первоначальные успехи не успокоили советское командование.
22 августа Военный совет округа приказал стянуть к Царицыну войска с Северного Кавказа, направив с этой целью на юг Жлобу, однако такая переброска грозила опасными последствиями для Северо-Кавказской республики и была выполнена только частично.
23 августа перешли в наступление войска центрального участка. Участились случаи массовой сдачи в плен казаков. Потерпев неудачу командование Донской армии не отказалось от новых походов на Царицын.
24 августа Краснов отдал приказ № 725 о занятии Царицына, Дубовки, Камышина, Балашова, Борисоглебска, Новохоперска, Таловой и Калача, объясняя необходимость этого рубежа историческими традициями: "В частности города Камышин и Царицын обвеяны славой казачьей вольницы, в них гуляли старые казачьи атаманы – Стенька Разин... старая донская река Волга прикроет границы и хутора наши с востока до Астраханской границы..."
Но далекоидущие планы атамана рядовых казаков не вдохновляли. Как выразился один станичник: "Россия?... Конечно, держава была порядошная, а ныне произошла в низость... Ну и пущай... У нас и своих делов немало собственных... Прямо сказать, господа члены, кто пропитан казачеством, тот своево не должен отдать — дурно... А насчет России повременить. Пущай круг идет к той намеченной цели, штобы спасти родной край — пригребай к своему берегу..."
29 августа части Царицынского фронта овладели станцией Карповка. Одновременно белоказаков выбили из Котлубани, где в руки красноармейцев попала канцелярия штаба Мамонтова. В районе хутора Вертячего казаки передали красноармейцам 12 пулеметов, 2500 винтовок, а также гурт скота в 5 тысяч голов.
В свою очередь Советское руководство тоже искало способ сближения с казаками. 3 сентября Совнарком принял постановление о созыве Походного круга Советского войска Донского, задачей которого должно было стать "восстановление на Донской земле Советского Социалистического строя и очищение территории Донского войска от всех контрреволюционных сил". А тем временем, командование Царицынского фронта подводило итоги недавних боев.
10 сентября в Царицыне на торжественном митинге состоялось вручение Красных знамен отличившимся в боях 1-му Коммунистическому Луганскому и 4-й Украинскому полкам. 11 сентября 1918 года командование Красной Армии объединило войска Брянского, Курского, Воронежского, Поворинского, Балашово-Камышинского участков, а также отдельной Северо-Кавказской армии и Астраханской группы в единый Южный фронт под командованием П.П.Сытина.
Ослабление угрозы на Царицынском участке позволило И.В.Сталину 12 сентября выехать в Москву, где он мог решить вопросы с вызвавшей возражения идеей "Советского войска Донского", так и с местом Царицына в рамках нового Южного фронта.
15 сентября в Москве состоялось совещание В.И.Ленина, Я.М.Свердлова и И.В.Сталина по вопросам Царицынского фронта. 17 сентября И.В.Сталина назначили членом РВС Южного фронта, К.Е.Ворошилова - членом РВС и помощником командующего Южного фронта.
Добившись фактического упразднения "Походного круга", 20 сентября Сталин выехал в Царицын, предполагая возглавить начавшееся наступление. Однако 22 сентября части Мамонтова переправились через Дон и прорвали фронт на участке станции Ляпичев и хутора Ильменского.
27 сентября И.В.Сталин сообщил В.И.Ленину: "Дошло до того, что в Царицыне на складах иссякли все запасы, а Москва уже две недели. совершенно ничего (ни патронов, ни снарядов) не присылает. Какая-то преступная небрежность, форменное предательство! Если так будет тянуться, мы безусловно проиграем войну на юге."
Вопреки сделанным назначениям, находившийся в Царицыне Военный совет Северо-Кавказского округа был преобразован в Военно-революционный совет (ВРС) Южного фронта. В ВРС под председательством И.В.Сталина вошли К.Е.Ворошилов и С.К.Минин.
В тот же день ВРС направил командующему войсками на Северном Кавказе Сорокину приказ с требованием "экстренно перебросить Стальную дивизию со всеми входящими в нее частями в гор. Царицын в распоряжение Военно-революционного Совета Южного фронта, для чего срочно заменить означенную дивизию другими частями".
Приказ подписал К.Е.Ворошилов в качестве командующего Южным фронтом. 29 сентября состоялось заседание Реввоенсовета с участием К.А.Мехоношина и П.П.Сытина, на котором И.В.Сталин отверг решения командующего Южным фронтом. Разумеется, внутренние распри не облегчили работу советского командования. Пользуясь моментом, 2 октября белоказаки захватили станицу Гнилоаксайскую.
3 октября части Царицынского фронта были преобразованы в 10-ю армию, командующим которой был назначен К.Е.Ворошилов. Таким образом, созданный в Царицыне ВРС Южного фронта был упразднен.
И.В.Сталин, явно неудовлетворенный кадровыми перестановками, 6 октября выехал в Москву, по дороге сообщив Ворошилову:
"После некоторого размышления на досуге для меня стало очевидным, что казаки намерены во что бы то ни стало соединиться с астраханскими казаками, прервать Волгу, если даже Царицын не будет взят, то оторвать совершенно Северо-Кавказскую армию от центра снабжения, взять Астрахань, закрепить за собой Сев. Каспий и Сев. Кавказ, поэтому наша основная очередная задача во что бы то ни стало закрепить за собой линию Сарепта - Барманцак - Садовая - Обильное - Киселево, без выполнения этой задачи положение будет угрожающее."
8 октября белоказаки заняли Тингуту. Части Мамонтова приближались к Царицыну с юга. Утром 10 октября белоказаки овладели Тундутовым (Червленным). 11 октября И.В.Сталин вернулся в Царицын накануне решающих боев. 13 октября части Мамонтова вплотную подошли к Сарепте.
14 октября К.Е.Ворошилов докладывал командованию Южного фронта и Реввоенсовету Республики:
"Ввиду задержки Центром необходимого вооружения, снаряжения и обмундирования положение фронта резко ухудшилось. Оставлены станции Кривая Музга, Карповка, Лог, противник переправился через Волгу у Светлого Яра, распространяясь по левому берегу против Царицына. Поторопите высылку подкреплений, пока не поздно."
Утром 15 октября 4-я оперативная группа белоказаков овладели Малыми Чапурниками и Светлым Яром и отрезали Астрахань от Царицына. В районе Бекетовки на сторону белоказаков стали переходить отдельные группы 1-го и 2-го Крестьянского полков. Чтобы спасти положение, Ворошилов послал к Бекетовке своего ближайшего помощника Н.А.Руднева.
В районе Воропоново К.Е.Ворошилову пришлось самому отбивать атаку совместно с работниками штаба. К полуночи наступление белоказаков удалось отразить.
Умирающий Н.А.Руднев успел доложить: "приказание выполнено, прорыв ликвидирован". Одновременно в тыл белоказакам ударила пробившаяся с Северного Кавказа Стальная дивизия под командованием Д.П.Жлобы. Считается, что уход частей с Северного Кавказа был результатом конфликта с Сорокиным, однако Жлоба выполнял приказ Сталина.
Утром 17 октября части Мамонтова попытались нанести решающий удар со стороны Воропоново, но были встречены огнем Артиллерийской группы из 200 орудий под командованием будущего маршала Кулика при поддержке 10 бронепоездов с 40 орудиями. Последовавшая за этим контратака 1-й Коммунистической, 2-й Сводной казачьей дивизий и 1-й Северо-Кубанской сводной дивизии обратила противника в бегство.
Части 10-й армии заняли Воропоново. 21 октября в Царицын пробилась Сальская группа под командованием Г.К.Шевкоплясова. И хотя положение к северу от Царицына оставалось сложным, кризис миновал.
23 октября К.Е.Ворошилов отдал приказ № 13 по войскам 10-й армии:
"Удачными действиями наших частей на Центральном участке противник отходит к Дону, по-видимому, имея намерение привести в порядок свои расстроенные части и укрепиться на господствующих высотах правого берега реки Дона.
Чтобы воспрепятствовать намеченным планам противника, необходимо развить наступление наших войск не только на левый берег Дона, но перебросить части на правый берег."
25 октября части генерала Мамонтова отступили за Дон. Вторая попытка захвата Царицына провалилась. Новые атаки П.Н.Краснова на "Красный Верден" предпринимались уже без поддержки германских партнеров.
1. Л.Л.Клюев. Борьба за Царицын (1918-1920 гг.). М. Воениздат. 1933. 62 с.
2. Э.Б.Генкина. Борьба за Царицын в 1918 году. М. Политиздат. 1940. 216 с.
3. Э.Б.Генкина. Из истории борьбы за Царицын (1918 год). Исторический журнал. 1938. № 5. C. 18-31.
4. В боях за Царицын. Сборник воспоминаний. Сталинград. Сталинградское книжное издание. 1959. 398 с.
5. Южный фронт (май 1918 - март 1919). Борьба советского народа с интервентами и белогвардейцами на юге России. Сборник документов. Ростов-на-Дону. Ростовское книжное издательство. 1962.
6. И.Ткачев. Первое окружение Царицына. Война и революция. 1935. № 1.
7. Сталин в Царицыне. Сборник документов и материалов. Сталинград. 1939.
8. В.Л.Гончаров. Возвышение Сталина. Оборона Царицына. М. Вече. 2010. 532 с.
9. С.С.Войтиков. И.В.Сталин против Я.М.Свердлова. Осень 1918 г. Новейшая история России. 2015. № 3.
10. Оборона Царицына. Сборник статей и документов. Сталинград. 1937.
11. В.А.Меликов. Героическая оборона Царицына. М. Воениздат. 1940.
12. Ф.Аналув. Красный Верден. (Борьба за Царицын). Сборник трудов Военно-научного общества. Книга 3. М. 1922.
Свидетельство о публикации №218053000926